НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ачинского городского суда (Красноярский край) от 28.05.2018 № 2-1795/18

№2-1795/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2018 года г.Ачинск Красноярского края,

ул. Назарова, 28-Б

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Корявиной Т.Ю.,

с участием истца ФИО1,

при секретаре Рыженковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к краевому государственному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ачинский кадетский корпус» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности по выплате заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности по выплате заработной платы в установленном законом размере, мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она работает в Ачинском кадетском корпусе в качестве уборщика служебных помещений. За выполнение трудовых обязанностей ей начисляется и выплачивается заработная плата. Между тем, размер начисляемой и выплачиваемой ей работодателем заработной платы меньше минимального размера оплаты труда, что противоречит положениям ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и ст. 133 Трудового кодекса РФ. В связи с указанными обстоятельствами, просила взыскать с ответчика в ее пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 12498,00 руб., а также возложить на ответчика обязанность обязать производить выплату ей заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом размере (л.д.2-3).

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные ею исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила взыскать недополученную заработную плату только по основному месту работы без учета внутреннего совместительства.

Представитель ответчика КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия один год, в судебное заседание не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. В представленном отзыве возражала против исковых требований, поскольку начисление и выплата заработной платы работникам Ачинского кадетского корпуса производится в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета», в статье 4 которого установлено, что уровень размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда) работника устанавливается региональной выплатой, размер которой с ДД.ММ.ГГГГ составляет не менее 11016,00 руб. в месяц, при условии полностью отработанной нормы рабочего времени и выполненной нормы труда (трудовых обязанностей). При этом при расчете региональной выплаты под месячной заработной платой понимается заработная плата конкретного работника, включающая в себя начисления по районному коэффициенту и северной надбавке, а также доплата до размера минимальной заработной платы, установленного в Красноярском крае. Объем средств субвенций, субсидий, предоставляемых из краевого бюджета на финансирование расходов на региональные выплаты и выплаты, обеспечивающие уровень заработной платы работников бюджетной сферы не ниже размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда) установлен Законом Красноярского края от 30.11.2017 № 4-1155 «О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» (л.д 18-19).

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

Согласно положениям ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе: обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

На основании ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Согласно ст. 315 Трудового кодекса РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Постановлением администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 года №160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.

На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 года в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.

Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории г. Ачинска Красноярского края.

Исходя из положений ст.ст. 129, 135, 146, 148 Трудового кодекса РФ, коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и районный коэффициент являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.

Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года №38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Как следует из материалов дела, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и приказа директора Ачинского кадетского корпуса лс от ДД.ММ.ГГГГФИО1 была принята на основную работу в КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» в качестве уборщика служебных помещений, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, на неопределенный срок, с установлением работнику пятидневной рабочей недели продолжительностью рабочего времени не более 40 часов в неделю, с выходными днями суббота и воскресенье (л.д.4-7, 98-101).

Пунктом 4.1 трудового договора ФИО1 установлена заработная плата в размере должностного оклада в сумме 2231,00 руб. в месяц, а также дополнительные выплаты: стимулирующего характера - за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемой работы и выплаты по итогам работы; компенсационного характера - за работу в общеобразовательном учреждении, имеющем интернат в размере 15% к окладу; а также районный коэффициент в размере 30% и надбавка к заработной плате за стаж в местностях с особыми климатическими условиями (южные районы Красноярского края) - 30%.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад работнику установлен в размере 2 552 руб. в месяц. Действие соглашения распространено на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8, 58).

Согласно производственному календарю на 2018 года, нормы рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составили: <данные изъяты> 2018 года – 17 дней; в <данные изъяты> 2018 года – 19 дней; в <данные изъяты> 2018 года – 20 дней.

Согласно табелям учета рабочего времени, ФИО1 в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> 2018 года выполнила нормы рабочего времени в полном объеме в <данные изъяты> и <данные изъяты> 2018 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на больничном. (л.д. 106-108).

Из представленных расчетных листков за <данные изъяты> 2018 года (л.д.9-11) следует, что исходя из отработанного времени заработная плата ФИО1 начислялась ежемесячно с предоставлением региональной выплаты до размера заработной платы, установленного п. 2.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 29 октября 2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета» в редакции от 19 декабря 2017 года, включающей в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Между тем, исходя из изложенного выше конституционно-правового смысла положений Трудового кодекса РФ, регулирующих спорные отношения, заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда (МРОТ), на который должны начисляться районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», в редакции, действовавшей с 01 января 2018 года, минимальный размер оплаты труда составлял 9489,00 руб. в месяц.

С учетом установленного размера районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%, размер начисленной заработной платы ФИО1 с учетом выполнения ею нормы рабочего времени, с ДД.ММ.ГГГГ должен был составлять не менее 15182,40 руб. (9489,00 руб. ? (1,3 +1,3)).

Учитывая, что размер заработной платы истца за спорный период с января по март 2018 года не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с учетом начисленных на него коэффициентов, суд считает исковые требования ФИО1 в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы подлежащими удовлетворению в следующем размере, исходя из следующего расчета:

период

Норма

Фактически отработанное время

всего начислено, руб.

подлежало начислению, руб.

подлежит доплате, руб.

дн.

дн.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Итого:

Доводы стороны ответчика о правильном начислении и выплате ФИО1 заработной платы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Вышеуказанные положения трудового законодательства и представленный расчет опровергают указанные доводы.

В свою очередь, требования ФИО1 о возложении на ответчика обязанности производить выплату заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом размере, суд считает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований статьи 11 Гражданского кодекса РФ, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, в связи с чем, не может осуществлять такую защиту на будущее время.

Истец просит защитить свои трудовые права на будущее время, путем возложения обязанности применять нормы Конституции РФ и Трудового кодекса РФ в части выплаты заработной платы в размере не менее установленного МРОТ с начислением сверх него районного коэффициента и северной надбавки, при этом в настоящее время не представляется возможным установить фактическое количество рабочих дней, которые будут отработаны истцом, и за которые работодатель должен будет начислить заработную плату в указанном им порядке, в течение какого времени будет действовать трудовой договор, заключенный между истцом и ответчиком.

Таким образом, названное требование путем возложения обязанности совершения определенных действий на ответчика с целью восстановления еще не нарушенных прав истца противоречит общеправовому принципу определенности урегулирования правового конфликта.

Кроме того, удовлетворение заявленного требования предполагает и соблюдение истцом условия полностью отработать месячную норму рабочего времени и выполнить норму труда (трудовые обязанности), однако действующим законодательством установлен запрет на вынесение решения под условием.

Истец не лишена возможности, в случае фактического нарушения её прав, обратиться за их защитой с самостоятельным иском.

В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в сумме 429,80 руб., исходя из размера удовлетворенных судом требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Ачинский кадетский корпус» в пользу ФИО1 недоначисленную заработную плату за период с <данные изъяты> 2018 года по <данные изъяты> 2018 года включительно, в размере 10 774,93 (десять тысяч семьсот семьдесят четыре) рубля 93 копейки.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

Взыскать с краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Ачинский кадетский корпус» в доход муниципального образования город Ачинск Красноярского края государственную пошлину в сумме 429,80 (четыреста двадцать девять) рублей 80 копеек.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Т.Ю. Корявина

Мотивированное решение изготовлено 04 июня 2018 года