24RS0002-01-2022-000249-03
№ 2-860/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2022 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Кончаковой М.Г., с истца ФИО1, представителей Межрайонной ИФНС № 4 по Красноярскому краю ФИО2, Год В.С.,
при секретаре Шороховой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю о взыскании компенсации в связи с сокращением численности штата, компенсации за неиспользованный отпуск, недополученной суммы отпускных, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6 с учетом уточненного иска обратились к М. И. № 4 по Красноярскому краю с исковыми требованиями о взыскании компенсации в связи с сокращением численности штата, компенсации за неиспользованный отпуск, недополученной суммы отпускных, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что в 2021 году в связи с реорганизацией инспекции истцы получили уведомления о предстоящем сокращении численности штата, а затем приказом ответчика были уволены с занимаемых должностей. Не оспаривая процедуру сокращения численности штата, не оспаривая приказы об увольнении, истцы полагают, что во время прохождения службы ответчик неверно исчислял и выплачивал им отпускные, также неверно исчислил и выплатил компенсацию за неиспользованный отпуск, неверно рассчитал выходное пособие при увольнении. Так, при расчете сумм компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, оплаты отпусков Межрайонной ИФНС № 4 по Красноярскому краю не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные за 1 календарный год до соответствующей расчетной даты. Согласно перерасчету с учетом сумм денежного стимулирования, истцы полагают, что им подлежит доплата компенсации при сокращении, компенсации неиспользованного отпуска при увольнении, а также подлежит перерасчету размер сумм ранее выплаченных за период с февраля 2021 года по апрель 2021 года отпускных, которые истцы просили взыскать в их пользу. Также истцы полагают, что в соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный им как работникам неправомерными действиями или бездействием работодателя, подлежит возмещению в денежной форме.
Просили взыскать с Межрайонной ИФНС № 4 по Красноярскому краю в пользу ФИО3 90 088 рублей 08 копеек компенсации в связи с сокращением численности штата, 19 216 рублей 75 копеек компенсации за неиспользованный отпуск, 9 479 рублей недополученных сумм отпускных, 10 000 рублей компенсации морального вреда; в пользу ФИО1 95 601 рубль 12 копеек компенсации в связи с сокращением численности штата, 19 577 рублей 04 копейки компенсации за неиспользованный отпуск, 11 015 рублей 15 копеек недополученных сумм отпускных, 10 000 рублей компенсации морального вреда; в пользу ФИО4 160 049 рублей 40 копеек компенсации в связи с сокращением численности штата, 9 559 рублей 27 копеек компенсации за неиспользованный отпуск, 14 657 рублей 58 копеек недополученных сумм отпускных, 10 000 рублей компенсации морального вреда; в пользу ФИО5 11 868 рублей 76 копеек компенсации в связи с сокращением численности штата, 3 949 рублей 53 копейки компенсации за неиспользованный отпуск, 10 000 рублей компенсации морального вреда; в пользу ФИО6 65 321 рубль 88 копеек компенсации в связи с сокращением численности штата, 9 475 рублей 12 копеек компенсации за неиспользованный отпуск, 4 210 рублей 50 копеек недополученных сумм отпускных, 10 000 рублей компенсации морального вреда (т.1 л.д.2-7, 121-126).
Определением от 07 апреля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Управление ФНС по Красноярскому краю (т.1 л.д.159).
В судебное заседание явились истец ФИО1, представители ответчика ФИО2, Год В.С., иные лица надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания: ФИО3 (возврат почтового отправления, смс-сообщение л.д.194,188), ФИО4 (расписка об извещении л.д.182), ФИО5 (смс-сообщение л.д.186), ФИО6 (смс-сообщение л.д.187), третье лицо Управление ФНС по Красноярскому краю (уведомление о вручении л.д.193) в суд не явились, о причинах своего отсутствия не уведомили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Истцы просили рассмотреть дело в их отсутствие (т.1 л.д.126). В силу положений ч.ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители Межрайонной ИФНС № 4 по Красноярскому краю ФИО2, Год В.С. действующие на основании доверенностей (т.1 л.д.195-197), в судебном заседании против исковых требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве (т.2 л.д.45-50). В представленном отзыве на исковое заявление и.о. начальника Межрайонной ИФНС № 4 по Красноярскому краю ФИО7 указала, что расчет сумм компенсаций при увольнении в размере четырехмесячного содержания госслужащего и компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск произведен работодателем истцов без учета выплаченных сумм материального стимулирования в соответствии с действующим законодательством. Также указала, что истцами исковое заявление направлено в суд 13 января 2022 года, следовательно отчет срока исковой давности, установленный ч. 2 ст. 392 ТК РФ, необходимо вести с учетом указанной даты. Кроме того, полагала, что факт причинения физических или нравственных страданий и размер заявленной компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей истцами документально не подтвержден и не обоснован, как не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями работодателя и перенесенными ими переживаниями. В связи с чем, считала, что требования о взыскании с налогового органа компенсации морального вреда заявлено истцами необоснованно.
В представленном отзыве представитель третьего лица Управления ФНС России по Красноярскому краю ФИО8, действующая на основании доверенности (т.1 л.д. 175), по исковым требованиям возражала, ссылаясь на то, что средства дополнительного материального стимулирования не относятся к выплатам, предусмотренным п. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», и не должны учитываться при расчете вышеуказанных выплат ввиду того, что они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. Также считала требование о взыскании с налогового органа компенсации морального вреда необоснованным (т.2 л.д.166-168).
Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно ч. 1, 2 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Частью 5 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах: при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет – 10%, от 5 до 10 лет - 15%, от 10 до 15 лет – 20%, свыше 15 лет – 30%, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно ч. 10 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).
В силу ч. 1 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из материалов дела следует, что на основании приказа № ТД-2.3-02/236лс от 08 июня 2017 года ФИО9 (ныне ФИО3) Ю.В. была принята на работу в Межрайонную ИФНС № 4 по Красноярскому краю на должность <данные изъяты> (т.1 л.д.200). 08 июня 2017 года с ФИО9 был заключен служенный контракт № 42.2017, согласно которому работник принят бессрочно на должность <данные изъяты> (л.д. 201-203). В дальнейшем с ней 09 января 2018 года, 18 января 2018 года, 18 июня 2018 года к указанному контракту были заключены дополнительные соглашения № 42.2017/1, № 42.2017/2, № 42.2017/3 (т.1 л.д.204-207). 28 марта 2019 года с ФИО9 был заключен служенный контракт № 20.2019, согласно которому работник принят бессрочно на должность главного <данные изъяты> (т.1 л.д.208-213). В дальнейшем с ней 05 сентября 2019 года, 01 октября 2019 года, 12 августа 2020 года, 25 сентября 2020 года, 01 октября 2020 года к указанному контракту были заключены дополнительные соглашения № 20.2019/1, № 20.2019/2, № 20.2019/3, № 20.2019/4, № 20.2019/5 (т.1 л.д.214-218).
Приказом Межрайонной ИФНС Росси № 4 по Красноярскому краю от 25 марта 2021 года № ТД-2.3-03/134лс служебный контракт от 28 марта 2019 года № 20.2019 с ФИО3 расторгнут, истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации с 01 апреля 2021 года (т.1 л.д.219). При увольнении ей выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за период с 08 июня 2020 года по 01 апреля 2021 года за 25 дней – 24 540 рублей 25 копеек, выплачена компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания –121 813 рублей 76 копеек.
Также из материалов дела следует, что 14 апреля 2002 года между ответчиком и ФИО1 заключен трудовой договор № 25 сроком до 17 мая 2002 года, согласно которому ФИО1 принята на работу госинспектором <данные изъяты> (т.1 л.д.109-110). Дополнительным соглашением № 41 от 17 мая 2002 года срок указанного трудового договора продлен до 31 декабря 2002 года (т.1 л.д.111). Приказом от 01 ноября 2002 года ФИО1 переведена в отдел работы с налогоплательщиками на должность <данные изъяты> (т.1 л.д.117). На основании приказа Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю от 21 февраля 2005 года ФИО1 переведена в отдел ввода и обработки данных на должность <данные изъяты> (т.1 л.д.119). В дальнейшем с ФИО1 переведена в отдел камеральных проверок – 2 (т.1 л.д.120,121). 16 ноября 2015 года с ФИО1 был заключен служенный контракт № 36.2015, согласно которому работник принят бессрочно на должность <данные изъяты> (т.1 л.д.130-134). В дальнейшем с ней 13 мая 2016 года 21 октября 2016 года, к указанному контракту были заключены дополнительные соглашения № 36.2015/1, № 36.2015/2 (т.1 л.д.135-139). 16 марта 2017 года с ФИО1 был заключен служенный контракт № 25.2017, согласно которому работник принят на должность <данные изъяты> (т.1 л.д.140). В указанный контракт 01 ноября 2017 года, 09 января 2018 года дополнительными соглашениями № 25.2017/1, № 25.2017/2 внесены изменения (т.1 л.д.141-147). 03 апреля 2019 года с ФИО1 заключен служебный контракт № 25.2019 на должность <данные изъяты> (т.1 л.д.148-149). В дальнейшем с ней 01 октября 2019 года, 30 июня 2020 года, к указанному контракту были заключены дополнительные соглашения № 25.2019/1, № 25.2019/2, № 25.2019/3 (т.1 л.д.150-154).
Приказом Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю от 18 марта 2021 года № ТД-2.3-03/106лс служебный контракт от 03 апреля 2019 года № 25.2019 с ФИО1 расторгнут, истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации с 01 апреля 2021 года (т.1 л.д.155). При увольнении ей выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за период с 05 мая 2020 года по 01 апреля 2021 года за 24 дня – 25 559 рублей 76 копеек, выплачена компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания – 131 680 рублей 24 копейки.
На основании приказа № ТД-2.3-02/16лс от 31 января 2020 года ФИО4 была принята на работу в Межрайонную ИФНС № 4 по Красноярскому краю на должность <данные изъяты> (т.2 л.д.1). 31 января 2020 года с ФИО4 был заключен служенный контракт № 2.2020 (т.2 л.д.2-7). Приказом № ТД-2.3-03/75лс от 27 мая 2020 года ФИО4 переведена в отдел финансового контроля на должность главного специалиста-эксперта (т.2 л.д.8-9). 27 мая 2020 года с ФИО4 был заключен служенный контракт № 4.2020, согласно которому работник принят на должность <данные изъяты> (т.2 л.д. 10-14).
Приказом Межрайонной ИФНС Росси № 4 по Красноярскому краю от 24марта 2021 года № ТД-2.3-03/129лс служебный контракт от 27 мая 2020 года № 4.2020 с ФИО4 расторгнут, истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации с 01 апреля 2021 года (т.2 л.д.15). При увольнении ей выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за период с 03 февраля 2021 года по 01 апреля 2021 года за 7 дней – 11 224 рубля 99 копеек, выплачена компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания – 202 941 рубль 36 копеек.
На основании приказа № СЗ.23-02/292лс от 19 августа 2010 года ФИО10 (ныне ФИО5) была принята на работу в Межрайонную ИФНС № 4 по Красноярскому краю на должность <данные изъяты> (т.1 л.д.158). 28 сентября 2010 года со ФИО10 был заключен служебный контракт № 24.2010 (т.1 л.д.159-164). Соглашением № 24.2010/1 в указанный контракт внесены изменения (т.1 л.д.165). 22 июня 2011 года со ФИО10 был заключен служенный контракт № 16.2011, согласно которому работник принят бессрочно на должность <данные изъяты> (т.1 л.д.166-172). В дальнейшем с ней 22 августа 2011 года, 11 апреля 2012 года, 01 октября 2012 года к указанному контракту были заключены дополнительные соглашения № 16.2011, № 16.2011/2, № 16.2011/3 (т.1 л.д.172-174). 18 июля 2013 года со ФИО10 был заключен служенный контракт № 30.2013, согласно которому работник принят на должность <данные изъяты> (т.1 л.д. 175-180). 05 августа 2013 года, 24 октября 2013 года, 19 августа 2015 года к указанному контракту были заключены дополнительные соглашения № 30.2013/1, № 30.2013/2, № 30.2013/3 (т.1 л.д.181). В дальнейшем со ФИО10 были заключены служебные контракты № 16.2016 от 11 апреля 2016 года – на должность <данные изъяты>, № 17.2016 от 20 апреля 2016 года – на должность <данные изъяты>, № 20.2016 от 29 апреля 2016 года – на должность <данные изъяты> (т.1 л.д. 174-185). 21 октября 2016 года, 27 февраля 2017 года, 09 января 2018 года, 01 октября 2019 года, 04 августа 2020 года, 01 октября 2020 года к служебному контракту № 20.2016 были заключены дополнительные соглашения № 20.2016/1, № 20.2016/2, № 20.2016/3, № 20.2016/4, № 20.2016/5, № 20.2016/6 (т.1 л.д.186-196).
Приказом Межрайонной ИФНС Росси № 4 по Красноярскому краю от 25 марта 2021 года № ТД-2.3-03/133лс служебный контракт от 29 апреля 2016 года № 20.2016 с ФИО5 расторгнут, истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации с 01 апреля 2021 года (т.1 л.д.197). При увольнении ей выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за период с 19 августа 2017 года по 01 апреля 2021 года за 39 дней – 34 035 рублей 69 копеек, выплачена компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания – 108 489 рублей 08 копеек.
На основании приказа № СЗ 2.3-02/2013лс от 22 сентября 2015 года ФИО6 была принята на работу в Межрайонную ИФНС № 4 по Красноярскому краю на должность <данные изъяты> (т.1 л.д.222). 22 сентября 2015 года с ФИО6 был заключен служебный контракт № 24.2015 (т.1 л.д.223-226). 05 ноября 2015 года с ФИО6 был заключен служенный контракт № 32.2015, согласно которому работник принята на должность <данные изъяты> (т.1 л.д. 227-231). 11 декабря 2015 года с ФИО6 был заключен служенный контракт № 40.2015, согласно которому работник принят на должность <данные изъяты> (т.1 л.д. 232-236). В служебный контракт № 40.2015 дополнительным соглашение от 13 мая 2016 года № 40.2015/1 внесены изменения (т.1 л.д.237). 15 июля 2016 года с ФИО6 был заключен служенный контракт № 34.2016, согласно которому работник принят бессрочно на <данные изъяты> (т.1 л.д.238-241). 21 сентября 2016 года, 21 октября 2016 года, 19 июня 2017 года, 09 января 2018 года, 17 июля 2018 года, 01 октября 2019 года, 02 сентября 2019 года, 01 октября 2020 года к указанному служебному контракту были заключены дополнительные соглашения № 34.2016/1, № 34.2016/2, № 34.2016/3, № 34.2016/4, № 34.2016/5, (т.1 л.д.242-251б).
Приказом Межрайонной ИФНС Росси № 4 по Красноярскому краю от 31марта 2021 года № ТД-2.3-03/146лс служебный контракт от 15 июля 2016 года № 34.2016 с ФИО6 расторгнут, истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации с 01 апреля 2021 года (т.1 л.д.251в). При увольнении ей выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за период с 24 сентября 2020 года по 01 апреля 2021 года за 17 дней – 15 665 рублей 67 копеек, выплачена компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания – 114 395 рублей 40 копеек.
В период службы 2018-2021 годов истцам выплачены средства материального стимулирования.
Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что согласно приведенным нормативным положениям указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд полагает, что выплаченное истцам в соответствии с названными выше приказами ФНС России по Красноярскому краю материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты компенсации при увольнении, отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Ответчиком заявлено о пропуске истцами срока исковой давности в соответствии со ст. 392 ТК РФ.
Согласно ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе. Пунктом 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» предусмотрено, что регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, в том числе, другими федеральными законами. Срок на обращения в суд за защитой нарушенного права указанным законом не предусмотрен, следовательно, в данном случае могут быть применены нормы трудового законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Пунктом 10 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (ред. от 02 июля 2021 года) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее, чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
Таким образом, из приведенных норм права следует, с учетом заявленного ответчиком ходатайства о пропуске истцом срока исковой давности в части взыскания недоначисленных отпускных, суд считает правильным применять годичный срок давности по требованиям о взыскании указанных выплат.
С учетом того, что исковое заявление направлено в суд 13 января 2022 года с учетом годичного срока исковой давности, подлежат удовлетворению требования истцов о взыскании недоначисленных сумм оплаты по отпускам, срок выплаты которых приходился до 13 января 2021 года.
Истцы, не согласившись с произведенными ответчиком выплатами, представили расчеты, с учетом срока исковой давности, в соответствии с которыми им недоначислена по изложенным в иске основаниям: компенсация при сокращении за 4 месяца в пользу ФИО3 в размере 90 088 рублей 08 копеек, ФИО1 95 601 рубль 12 копеек, ФИО4 160 049 рублей 40 копеек, ФИО5 118 868 рублей 76 копеек, ФИО6 65 321 рубль 88 копеек.
Также истцы представили расчет недоначисленной компенсации за неиспользованный отпуск: в пользу ФИО3 в размере 19 216 рублей 75 копеек, ФИО1 19 577 рублей 04 копейки, ФИО4 9 559 рублей 27 копеек, ФИО5 3 949 рублей 53 копейки, ФИО6 9 475 рублей 12 копеек.
Также, истцами заявлено о взыскании с ответчика недоначисленных отпускных за период с февраля 2021 года по 01 апреля 2021 года в пользу ФИО3 в размере 9 479 рублей, ФИО1 11 015 рублей 18 копеек, ФИО4 14 657 рублей 58 копеек, ФИО6 4 210 рублей 50 копеек.
Ответчиком в материалы дела представлены контррасчеты, согласно которым суммы, подлежащие выплате истцам, составляют:
- ФИО3 недоначислены отпускные за период 22 марта 2021 года по 31 марта 2021 года в сумме 9 479 рублей 05 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск 25 дней – 19 216 рублей 75 копеек, компенсация при сокращении за 4 месяца 90 088 рублей 08 копеек, всего 118 783 рубля 92 копейки (т.2 л.д.143);
- ФИО1 недоначислены отпускные за период с 09 марта 2021 года по 19 марта 2021 года в сумме 11 015 рублей 12 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск 24 дня – 19 577 рублей 04 копейки, компенсация при сокращении за 4 месяца 95 601 рубль 12 копеек, всего 126 193 рубля 28 копеек (т.2 л.д.142);
- ФИО4 недоначислены отпускные за период с 01 февраля 2021 года по 05 февраля 2021 года и с 09 марта 2021 года по 12 марта 2021 года в сумме 14 657 рублей 67 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск 7 дней – 9 559 рублей 27 копеек, компенсация при сокращении за 4 месяца 160 049 рублей 36 копеек, всего 184 266 рублей 30 копеек (т.2 л.д.141);
- ФИО5 недоначислены компенсация за неиспользованный отпуск 39 дней – 3 949 рублей 53 копейки, компенсация при сокращении за 4 месяца 111 868 рублей 80 копеек, всего 15 818 рублей 33 копейки (т.2 л.д.145);
- ФИО6 недоначислены отпускные за период с 15 февраля 2021 года по 20 февраля 2021 года в сумме 4 210 рублей 50 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск 17 дней – 9 474 рубля 95 копеек, компенсация при сокращении за 4 месяца 65 321 рубль 88 копеек, всего 79 007 рублей 33 копейки (т.2 л.д.144).
Проверяя представленные истцами расчеты недоплаченных денежных сумм, суд исходит из представленных в материалы дела справок о доходах физических лиц, в соответствии с которыми истцам были выплачены средства материального стимулирования.
Учитывая представленные ответчиком контррасчеты спорных сумм, которые практически совпадают с расчетами истцов, а также положения ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, с учетом контррасчетов ответчика.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Судом установлено нарушение трудовых прав истцов при начислении отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, в связи с чем, в пользу каждого истца подлежит взысканию компенсация морального вреда исходя из требований разумности и справедливости по 3 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с М. Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю в пользу ФИО3 недоначисленную компенсацию при сокращении за четыре месяца в размере 90 088 рублей 08 копеек, недоначисленную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 19 216 рублей 75 копеек, недополученную сумму отпускных в размере 9 479 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей, всего 121 783 рубля 83 копейки, в остальной части иска отказать.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю в пользу ФИО1 недоначисленную компенсацию при сокращении за четыре месяца в размере 95 601 рубль 12 копеек, недоначисленную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 19 577 рублей 04 копейки, недополученную сумму отпускных в размере 11 015 рублей 12 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей, всего 129 193 рубля 28 копеек, в остальной части иска отказать.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю в пользу ФИО4 недоначисленную компенсацию при сокращении за четыре месяца в размере 160 049 рублей 36 копеек, недоначисленную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 9 559 рублей 27 копеек, недополученную сумму отпускных в размере 14 657 рублей 58 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей, всего 187 266 рублей 21 копейку, в остальной части иска отказать.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю в пользу ФИО5 недоначисленную компенсацию при сокращении за четыре месяца в размере 11 868 рублей 76 копеек, недоначисленную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 3 949 рублей 53 копейки, компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей, всего 18 818 рублей 29 копеек, в остальной части иска отказать.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю в пользу ФИО6 недоначисленную компенсацию при сокращении за четыре месяца в размере 65 321 рубль 88 копеек, недоначисленную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 9 475 рублей 12 копеек, недополученную сумму отпускных в размере 4 210 рублей 50 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей, всего 82 007 рублей 75 копеек, в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд Красноярского края.
Судья М.Г. Кончакова
Мотивированное решение составлено 02 июня 2022 года.