НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ачинского городского суда (Красноярский край) от 07.11.2023 № 2-2216/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 ноября 2023 года г. Ачинск, ул. Назарова, 28Б

Ачинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Порядиной А.А.,

при секретаре Поповой А.Е.,

с участием помощника прокурора Алешиной Н.А., истца Кыштымова А.Н., представителя ответчика КГКУ «УСЗН» Когодеевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кыштымова А. Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, Территориальному отделению краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по г. Ачинску и Ачинскому районам, акционерному обществу «П. Р.», Федеральному казенному учреждению СИЗО-3 Г. Р., ФСИН Р. по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Кыштымов А.Н. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, Территориальному отделению краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по г. Ачинску и Ачинскому районам, акционерному обществу «П. Р.», Федеральному казенному учреждению СИЗО-3 Г. Р., ФСИН Р. по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что является <данные изъяты>, в связи с чем получает пенсию <данные изъяты> и ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). В период с 01 марта 2022 года по 31 мая 2022 года ему не начисляли РСД, поскольку ОСФР РФ по Красноярскому краю были предоставлены некорректные сведения о его трудовой деятельности в указанный период. Помимо этого, неизвестно по какой причине в период с 01.04.2022 по 01.07.2022 года вообще не выплачивали пенсию по инвалидности. В соответствии с Указом П. Р. от 24.08.2021 года № 486 ему должна была выплачена единовременная денежная выплата в размере 10 000 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, на неоднократные обращения, в том числе к прокурору, получал ответы, что выплата будет произведена не позднее ДД.ММ.ГГГГ. С учетом несвоевременной выплаты пенсии, РСД и выплаты по Указу П. нарушены его личные неимущественные права, в том числе право на получение мер социальной поддержки, что нарушило его право на сохранение жизненного уровня, необходимого для поддержания жизни, деятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности, чем причинен моральный вред, который он просит взыскать с ОСФР по Красноярскому краю в размере 70 000 руб., с КГКУ «УСЗН» 50 000 руб., с АО П. Р. в размере 35 000 руб., ФКУ СИЗО-3 Г. Р. по Красноярскому краю в размере 35 000 руб. (л.д. 4,167,199 том 1).

Определением суда от 22.08.2023 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГУФСИН России по Красноярскому краю, Федеральная служба исполнения наказаний РФ (л.д. 202 том 1).

Определениями суда от 19.09.2023, 13.10.2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Министерство социальной политики Красноярского края, ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю (л.д. 5,46 том 2).

В судебном заседании истец Кыштымов А.Н. исковые требования поддержал по аналогичным основаниям, дополнительно суду пояснил, что в СИЗО-3 содержится с 26.12.2021 года по настоящее время, с 23.01.2022 по 27.02.2022 г. временно выезжал в КТБ-1. Ранее у него имелось 2 СНИЛС, поскольку были 2 трудовые книжки, о чем он узнал в пенсионном фонде. В 2019 года оба СНИЛС были объединены и в настоящее время у него один действующий СНИЛС и по данному СНИЛ у него была оформлена пенсия <данные изъяты>. Поскольку он <данные изъяты>, то пенсия <данные изъяты> оформлена с июня 2020 года, которую получал на банковскую карту. 15.03.2022 обратился с заявлением о получении пенсии по почте, которую получил в апреле 2022 года в СИЗО-3. Однако с апреля по июнь 2022 года пенсию по инвалидности не получал, а в период с 01.03.2022 по 31.05.2022 не получал РСД, в связи с чем писал многочисленные обращения в УСЗН, ПФР, прокуратуру, после чего в июле 2022 выплатили пенсию, а сентябре 2022 года получил РСД. Выплату по Указу Президента России получил через год – в сентябре 2022 года. Незаконными действиями ответчиков ему причинены нравственные страдания, он переживал, в связи с задержкой выплат положенных ему денежных средств, не мог себе приобрести линзы, таблетки, бытовую химию, продукты питания и иные необходимые ему вещи. Просил удовлетворить требования.

Представитель ответчика КГКУ «УСЗН» Когодеева Н.С. по доверенности от 29.11.2022 (л.д. 67 том 1) в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки осуществляет КГКУ «УСЗН» в лице его территориальных отделений. В силу п. 1.3 Порядка от 17.12.2004г. РСД устанавливается лицам, проживающим на территории Красноярского края, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, пенсия которым установлена в соответствии с законодательством РФ. Кыштымов А.Н. состоит на учете в ТО КГКУ «УСЗН» как получатель РСД по месту получения пенсии по адресу: <адрес>. На основании выгружаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия из УПФР в базу данных Государственной межведомственной информационной системы Красноярского края «Адресная социальная помощь» (ГМИС «АСП») Кыштымову А.Н. была назначена РСД. На основании заявления Кыштымова А.Н. от 15.03.2022 года выплата РСД осуществлялась через почтовое отделение по месту нахождения СИЗО-3. В связи с поступлением в рамках межведомственного взаимодействия данных 31.03.2022, 25.04.2022, 19.05.2022 о том, что в период с 01.03.2022 по 30.04.2022, с 01.04.2022 по 31.05.2022, с 01.05.2022 по 30.06.2022 Кыштымов А.Н. является работающим, в связи с чем в период с 01.03. по 31.05.2022 право на РСД у него отсутствовало. 20 июня 2022 года получили сведения о том, что Кыштымов А.Н. является неработающим с 01.06.2022 года, РСД с 01.06.2022 года назначена РСД за июнь-июль 2022 в июле 2022 года, за август и сентябрь в августе и сентябре 2022 года. 28.09.2022 из УПФР в базу данных ГМИС «АСП» поступили сведения, что Кыштымов А.Н. с 01.03.2022 по 31.05.2022 не являлся работающим, в связи с чем ему в октябре 2022 года произведены выплаты РСД за период с 01.03.2022 по 31.05.2022 года в полном объеме. Поскольку истцом не представлено доказательств, что КГКУ «УСЗН» своими действиями причинило физические и нравственные страдания, причинно-следственная связь между причинением вреда и наступившими физическими страданиями истцом не доказано, просила в требованиях истцу отказать (л.д. 38-50 том 1). Также пояснила, что информация о периодах работы поступает им через программу ГМИС «АСП» и если ОСФР загружены данные в отношении пенсионера с иным СНИЛС, у КГКУ «УСЗН» нет оснований сомневаться в этом, поскольку СНИЛС мог быть заменен.

Представитель ответчика ОСФР РФ по Красноярскому краю, извещенный о дате и времени рассмотрения дела судебным извещением (л.д. 50 том 2), в судебное заседание не явился, представителем по доверенности от ДД.ММ.ГГГГТрухиной И.М. (л.д. 79 том 1) представлен отзыв и дополнение к нему, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГКыштымов А.Н. является получателем пенсии по инвалидности. ОПФР по Красноярскому краю осуществляет выплату и доставку пенсии в сроки, установленные законодательством. В силу п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ требования о компенсации морального вреда исходя из п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, поскольку специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности не имеется. В отношении Кыштымова А.Н. в системе индивидуального (персонифицированного) учета было открыто 2 СНИЛС: , который открыт 02.08.2007 в ОПФР по республике Хакасия без ошибок в ФИО Кыштымова А.Н. и месте рождения «Турецк»; и , который открыт 01.11.2011 в ОПФР по Красноярскому краю посредством ручного ввода анкеты, представленной страхователем ФКУ ОИУ-2 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю с ошибкой в фамилии «Кыштынов» и месте рождения «Турец». 13.12.2019 Кыштымовым А.Н. подано заявление об объединении на одном ИЛС ЗЛ сведений, содержащихся в нескольких ИЛС ЗЛ, открытых на одно лицо. Процесс технологического объединения СНИЛС завершен 21.09.2020, по результатам которого СНИЛС и переведены в статус «Упразднены». В связи с тем, что что СНИЛС и содержали специальную часть, то в соответствии с технологическими аспектами объединения ИЛС программным комплексом автоматически открыт новый ИЛС со страховым номером ИЛС . В связи с чем просила рассмотреть дело в отсутствие представителя и отказать истцу в удовлетворении заявленных требований (л.д. 78, 184-185 том 1).

Представитель ответчиков ФКУ СИЗО-3, ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю Назаренко А.И., действующая по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ, 14.02.2023г. (л.д. 208, 209, 210 том 1), в судебное заседание не явилась, извещена (л.д. 47 том 1), ранее участвуя в судебных заседаниях против требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, согласно которому сотрудник СИЗО-3 ежедневно в рабочие дни посещает почтовое отделение и забирает всю предоставленную корреспонденцию сотрудниками Почты РФ. Сотрудником Почты России сотруднику СИЗО-3 выдается извещение на получение денежного перевода, после чего данное извещение предоставляется в бухгалтерию СИЗО-3 и составляется реестр на перечисление денег по почтовым и телеграфным переводам, поступившим в учреждение, подписывается начальником учреждения и главным бухгалтером, после чего реестр передается в почтовое отделение, далее денежные средства поступают через банк на расчетный счет учреждения с указанием для адресата (лица, содержащегося в учреждении), денежные средства заносятся на личный счет указанного лица, о чем делается запись в его карточке и ставится подпись обвиняемого (подозреваемого, осужденного). В учреждение поступали переводы на имя Кыштымова А.Н. в марте 2022 г. в размере 8 445,73 руб., в апреле 2022 года 10 782,43 руб., за период с мая по июнь 2022 года извещений и денежных переводов от ОСФР на имя Кыштымова А.Н. не поступало. Поскольку истцом не доказано нарушение его прав ответчиками СИЗО-3, ФСИН России и ГУФСИН России по Красноярскому краю, просила в иске к данным ответчикам отказать (л.д. 232-233 том 1).

Представители третьих лиц ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Министерства социальной политики Красноярского края, ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, извещены (л.д. 50 том 2), от представителя ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю Иваниц Д.В. поступил отзыв, согласно которому просила рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 62 том 2); от представителя ФКУ СИЗО-1 Г. Р. по Красноярскому краю Рудакова Е.В. поступил отзыв на иск, согласно которому Кыштымов А.Н. находился в СИЗО-1 с 24.01.2022 по 27.02.2022 года, согласно поступившим в адрес учреждения извещениям на получение денежного перевода, ожидается поступление денежных средств (выплаты ПФР) на имя Кыштымова А.Н., просила в иске истцу отказать и рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 24,25 том 2).

Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей требования подлежащими частичному удовлетворению, суд считает исковые требования Кыштымова А.Н. подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Как установлено пунктом 1 ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса (пункт 1).

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (пункт 2).

Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как установлено ч.ч.2, 3 ст.98 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее ФЗ № 400-ФЗ) страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности.

В силу ст. 9 ФЗ № 400-ФЗ право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Согласно ч. 5 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату (ч. 7 ст. 12.1).

Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч. 10 ст. 12.1).

В соответствии с п. 1.3 «Порядка установления, пересмотра размера региональной социальной доплаты к пенсии в Красноярском крае, а также порядка ее выплаты», утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 05.12.2019 N 664-п, региональная социальная доплата к пенсии устанавливается лицам, проживающим на территории Красноярского края (зарегистрированным по месту жительства, месту пребывания или фактически проживающим на территории Красноярского края), не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации и выплачивается (выплачиваются) на территории Красноярского края.

В силу п. 1.8 названного Порядка сведения об установленных выплатах, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1.5 Порядка, сведения о факте установления гражданину пенсии, размер которой ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Красноярском крае, сведения о факте осуществления (прекращения) гражданами работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии представляются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке межведомственного информационного взаимодействия с учетом требований Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Выплата гражданину региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется уполномоченным учреждением способом, которым гражданину осуществляется выплата пенсии, не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения об установлении региональной социальной доплаты к пенсии, а в дальнейшем - ежемесячно не позднее 26-го числа текущего месяца (п. 3.16 Порядка).

Как установлено по делу, Кыштымов А.Н. содержится в СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, является получателем пенсии <данные изъяты> с 01 июня 2020 года бессрочно (л.д.78 том 1).

На основании заявления Кыштымова А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 215-216 том 1) пенсия по инвалидности получалась им путем перечисления на карту в ПАО «Сбербанк. По заявлениям Кыштымова А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ пенсия перечисляется путем почтовых переводов через отделение П. Р. (л.д. 218, 223 том 1).

За март 2022 истцу начислена пенсия <данные изъяты>

Из искового заявления, пояснений истца в судебном заседании следует, что за апрель, май и июнь 2022 года пенсия по инвалидности ежемесячно не выплачивалась, а была получена единовременно в июле 2022 года.

Так, в учреждение ФКУ СИЗО-3 поступали денежные переводы, направленные ОПФР в 2022 году, что подтверждается также ответом АО Почта России на запрос суда (л.д. 196, 245 том 1):

- извещение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 8 445,73 руб., которые поступили в СИЗО-3 ДД.ММ.ГГГГ и выплачены Кыштымову А.Н.ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 243 том 1),

- извещение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 782,43 руб., которые поступили в СИЗО-3 ДД.ММ.ГГГГ и выплачены Кыштымову А.Н.ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 243 том 1),

- извещение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 27 504,81 руб., которые поступили в СИЗО-3 ДД.ММ.ГГГГ и выплачены Кыштымову А.Н. в июле 2022 года, при этом основание направления денежных средств указано «выплата недополученной суммы»,

- извещение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 9 596,35 руб., которые поступили в учреждение ДД.ММ.ГГГГ и выплачены Кыштымову А.Н.,

Из ответов на запросы суда с ОСФР по Красноярскому краю следует, что выплата пенсии и ЕДВ осуществлялась ежемесячным почтовым переводом по месту нахождения в СИЗО-3 на почтовое отделение Почтамт 662165:

- за апрель 2022 в сумме руб. (6421,25 + 2532,98), однако денежные средства на почтовом отделении 662165 получены не были;

- в мае 2022 денежные средства перечислены за апрель и май 2022 в сумме <данные изъяты> руб. (8954,23 + 8954,23), однако денежные средства на почтовом отделении 662165 получены не были;

- в июне денежные средства перечислены за апрель, май, июнь 2022 (пенсия за июнь 2022 с учетом индексации с 01.06.2022 – <данные изъяты> руб.) в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> однако денежные средства на почтовом отделении 662165 получены не были;

- в июле 2022 сформированы доставочные документы за июль 2022 с учетом невыплаченных сумм за апрель, май и июнь в сумме <данные изъяты>), денежные средства получены в срок и в полном объеме (л.д. 97-98 том 1, л.д. 16-18 том 2).

Таким образом, заслуживают внимания доводы истца о невыплате пенсии по инвалидности за апрель, май, июнь 2022 в срок, установленный законодательством, поскольку из материалов дела следует, что начисленная пенсия за апрель в размере 6 421,25 руб., за май в размере 6 421,25 руб. и июнь в размере 7 063,37 руб. ежемесячно не выплачивалась Кыштымову А.Н., а была выплачена истцу в июле 2022 года всей суммой одновременно на основании извещения ОСФР по Красноярскому краю от 08.07.2022 года на сумму <данные изъяты> руб., что подтверждается данными ФКУ СИЗО-3, а также Почты России.

Позиция ОСФР по Красноярскому краю о том, что пенсия по инвалидности за апрель, май и июнь 2022 года была выплачена Кыштымову А.Н. своевременно, то есть ежемесячно, опровергается исследованными доказательствами, а также представленными самим же ОСФР по Красноярскому краю заполненными поручениями на доставку пенсии (л.д. 19 том 2), из которых усматривается, что за апрель 2022 года заполнено поручение на доставку пенсии на сумму <данные изъяты> руб. от 22.04.2022 года, за май 2022 года заполнено поручение на доставку пенсии на сумму руб. от 23.05.2022 года (то есть с учетом невыплаченной пенсии за апрель 2022 года), за июнь 2022 года заполнено поручение на доставку пенсии на сумму руб. от 23.06.2022 года (то есть с учетом невыплаченной пенсии за апрель, май и июнь 2022года), а также представленным списком почтовых переводов с назначением «выплата недополученной суммы» за июль 2022 года на сумму <данные изъяты> руб., при этом из истории выплат ОСФР по Красноярскому краю за период с 01.01.2022 по 31.07.2023 г. следует неоплата за апрель, май и июнь 2022 года, а в июле 2022 выплачена недополученная выплата за три месяца (л.д. 82-85, 86-89 том 1, л.д. 20 – 22 том 2).

Доказательств направления ОСФР по Красноярскому краю поручений на доставку пенсии за апрель, май и июнь 2022, соответственно, в апреле, мае и июне 2022, и их возврат по причине неполучения ФКУ СИЗО-3 либо не доставлением их АО Почта России в материалы не представлено, а судом не установлено, несмотря на неоднократные запросы суда об этом (л.д. 10,206 том 1, л.д. 6,7,52 том 2).

Напротив, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований закона суд приходит к выводу, что ответчиком ОСФР по Красноярскому краю допущена несвоевременная выплата Кыштымову А.Н. пенсии по инвалидности за март, апрель, май и июнь 2022 года по причине несвоевременного формирования ежемесячных платежных документов для выплаты пенсии, что повлекло за собой не выплату ежемесячно в апреле, мае и июне 2022 года пенсии по инвалидности, а произведена выплата единой суммой в июле 2022 года на основании списка почтовых отправлений и извещения только лишь от 05 июля 2022 года.

Оценивая доводы истца о несвоевременном получении единовременной денежной выплаты суд также находит их обоснованными исходя из следующего.

Указом Президента Российской Федерации от 24.08.2021 года № 486 постановлено произвести гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и являющимся по состоянию на 31 августа 2021 г. получателями пенсий, которые назначены в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также иных пенсий, выплата которых производится Пенсионным фондом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, единовременную денежную выплату в размере 10 000 рублей. Единовременная денежная выплата осуществляется в сентябре 2021 г. территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании документов, содержащихся в выплатном или пенсионном деле, без подачи гражданами заявления об осуществлении единовременной денежной выплаты. При этом гражданам, являющимся получателями одновременно двух пенсий, одна из которых выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации, единовременная денежная выплата осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пояснений истца единовременную выплату по Указу Президента России он получил в сентябре 2022 года, что подтверждается данными ФКУ СИЗО-3 и АО Почта России о поступлении с ОПФР в 2022 году извещения №726355 от 27.08.2022 на сумму 10 000 руб., основанием направления денежных средств указано: «единовременная выплата», которые поступили ДД.ММ.ГГГГ и выплачены истцу в сентябре 2022 года (л.д. 196, 245 том 1).

Позиция ответчика ОСФР по Красноярскому краю о том, что выплата ежемесячной денежной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 24.08.2021 года № 486 произведена позже, в связи с поступлением информации от ФКУ СИЗО-1 об упразднении СНИЛС 146-865-644 06 Кыштымова А.Н. и присвоением нового СНИЛС (л.д. 212 оборот листа том 1), не может быть принята судом во внимание в силу следующего.

Из ответа ОСФР по Красноярскому краю (л.д. 184-185 том 1) следует, что у Кыштымова А.Н. имелось 2 СНИЛС: и СНИЛС146 был открыт ДД.ММ.ГГГГ в ОПФР по республике Хакасия на имя Кыштымова А.Н., родившегося в п. «Турецк». СНИЛС открыт 01.11.2011 в ОПФР по Красноярскому краю посредством ручного ввода анкеты, представленной страхователем ФКУ ОИУ-2 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю с ошибкой в фамилии «Кыштынов» и месте рождения «Турец» (вместо правильного «Турецк»). ДД.ММ.ГГГГКыштымовым А.Н. подано заявление об объединении на одном ИЛС ЗЛ сведений, содержащихся в нескольких ИЛС ЗЛ, открытых на одно лицо. Процесс технологического объединения СНИЛС завершен ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого СНИЛС и переведены в статус «Упразднены». В связи с тем, что что СНИЛС и содержали специальную часть, то в соответствии с технологическими аспектами объединения ИЛС программным комплексом автоматически открыт новый ИЛС со страховым номером ИЛС . При этом процесс объединения СНИЛС и (исходя из данных, предоставленных ОСФР по <адрес>) завершен ДД.ММ.ГГГГ, то есть за год до Указа Президента РФ от 24.08.2021 года, а потому, по мнению суда, не может являться причиной столь длительной (более года) невыплаты Кыштымову А.Н. положенной по Указу Президента России выплаты.

Разрешая заявленные истцом требования в части нарушения сроков выплаты региональной социальной доплаты (РСД) за март, апрель и май 2022 года суд также находит их обоснованными в силу следующего.

Кыштымов А.Н. состоит на учете в ТО КГКУ «УСЗН» по категории «инвалид 2 группы» и как получатель РСД по месту получения пенсии в ФКУ СИЗО-3 по адресу: <адрес>, доставка пенсии на основании заявления Кыштымова А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась через почтовое отделение по месту нахождения СИЗО-3 (л.д. 40 том 1).

На основании выгружаемых данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия из УПФР в базу данных Государственной межведомственной информационной системы Красноярского края «Адресная социальная помощь» (ГМИС «АСП») Кыштымову А.Н. была назначена РСД.

В соответствии с загруженными ОСФР по Красноярскому краю данными в ГМИС «АСП» по состоянию на 09.03.2022, 25.03.2022 в отношении Кыштымова А.Н. СНИЛ за период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ пенсионер не работает (л.д. 25,51,72 том 1).

31 марта 2022 года в рамках межведомственного взаимодействия данных поступили сведения, что Кыштымов А.Н. СНИЛ за период с 01.03.2022-30.03.2022года работает (л.д. 26,52,73 том 1).

25.04.2022 и 19.05.2022 года поступили сведения о том, что в период с 01.04.2022 по 31.05.2022, с 01.05.2022 по 30.06.2022 Кыштымов А.Н. СНИЛ является работающим (л.д. 27, 28,74, 75 том 1).

В связи с чем КГКУ «УСЗН» в период с 01.03.2022 по 31.05.2022 года Кыштымову А.Н. региональная социальная доплата не выплачивалась (л.д.36 том 1).

20 июня 2022 года в ГМИС «АСП» получены сведения о том, что Кыштымов А.Н. СНИЛ является неработающим с 01.06.2022 года по 31.07.2022 года, РСД с 01.06.2022 года назначена за июнь-июль 2022 в июле 2022 года, за август и сентябрь в августе и сентябре 2022 года (л.д. 30, 35, 76 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ из УПФР в базу данных ГМИС «АСП» поступили сведения, что Кыштымов А.Н. СНИЛ 210-320-609 81 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не являлся работающим (л.д. 53,77 том 1), в связи с чем ему в октябре 2022 года произведены выплаты РСД за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме.

Как следует из искового заявления и пояснений истца в судебном заседании он не трудоустроен с 2020 года, что также подтверждается выпиской из ИЛС 210-320-609 81 Кыштымова А.Н. (л.д. 94-96 том 1).

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу, что в связи с предоставлением ОСФР по <адрес> в ГМИС «АСП» недостоверных данных о трудоустройстве Кыштымова А.Н. в период с 01 марта 2022 года по 31 мая 2022 года, последнему не была начислена и выплачена РСД за период с 01.03. по ДД.ММ.ГГГГ своевременно, то есть в марте, апреле и мае 2022 года, а бала начислена и выплачена одной суммой в октябре 2022 года после получения 28.09.2022 с ОСФР по Красноярскому краю данных о том, что Кыштымов А.Н. в рассматриваемый период трудовую деятельность не осуществлял.

При этом позиция ОСФР по Красноярскому краю о том, что причиной этому послужило наличие у истца двух СНИЛС не может быть судом принята во внимание, поскольку как уже указывалось ранее в данном решении, процесс упразднения СНИЛ Кыштымова А.Н. завершен 21 сентября 2020 года, тогда как РСД своевременно не была начислена в марте-мае 2022 года.

Доказательств обратного и отсутствия вины ОСФР по Красноярскому краю последним в материалы дела не представлено и судом не установлено.

Согласно материалам дела Кыштымов А.Н. неоднократно в 2022 г. обращался в ОСФР по Красноярскому краю, КГКУ «УСЗН», Министерство социальной политики Красноярского края, прокуратуру по вопросу выплаты пенсии по инвалидности с апреля по июнь 2022 год, РСД с марта по май 2022 года, а также единовременной выплаты по Указу П. Р. (л.д. 6, 7-8, 9, 34, 41, 42, 43, 44, 63, 64, 65, 66, 105, 114, 116, 120, 123, 127, 132, 139, 140 том 1).

Оценивая доводы истца о наличии со стороны сотрудников ОСФР по Красноярскому краю, КГКУ «УСЗН», АО Почта России и ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю нарушений, что повлекло нарушение сроков выплаты пенсии, РСД и выплаты по Указу Президента России суд приходит к выводу, что причиной нарушения сроков их выплаты явились действия (бездействия) сотрудников ОСФР по Красноярскому краю в виде невыплаты пенсии по инвалидности за апрель, мая и июнь 2022 года не ежемесячно, а одной суммой в июле 2022 года; невыплаты РСД за период с 01 марта по 31 мая 2022 года вследствие предоставления недостоверных данных о трудоустройстве за данный период, которая была выплачена одной суммой в октябре 2022 года; нарушения сроков выплаты единовременной выплаты по Указу Президента России в сентябре 2022 года, тогда как срок оплаты установлен был в сентябре 2021 года.

Указанными действиями (бездействиями) нарушены права Кыштымова А.Н. на получение своевременного пенсионного обеспечения, в связи с чем, имеются основания для возмещения причиненного вреда.

В силу положений ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Как разъяснено в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" судам следует учитывать, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности (п. 37 названного Постановления Пленума ВС РФ).

При таких обстоятельствах, судом признается обоснованным требование истца о возмещении ему морального вреда, причиненного бездействием сотрудников государственного учреждения – отделения фонда социального и пенсионного страхования по Красноярскому краю, вследствие несвоевременно выплаченных сумм пенсии по инвалидности, региональной социальной доплаты и денежной выплаты по Указу Президента России истец был лишен пенсионного обеспечения, то есть гарантированных ст.ст.7, 39 Конституции Российской Федерации мер социальной поддержки, позволяющих обеспечить определенный жизненный уровень, в том числе приобретать лекарства, контактные линзы, продукты питания и иные необходимые ему вещи, отчего испытывал нравственные страдания и переживания, направлял многочисленные обращения и жалобы с просьбой разобраться с данными вопросами, в связи с чем судом размер компенсации морального вреда с учетом требований разумности и справедливости, длительности нарушений права истца на своевременное получение положенных ему пенсий и выплат, определяется в сумме 10 000 руб., путем взыскания с ОСФР по Красноярскому краю.

При этом, поскольку нарушений в действиях (бездействиях) сотрудников КГКУ «УСЗН», АО Почта России и ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю судом не установлено, оснований для удовлетворения заявленных требований истца в указанной части у суда не имеется.

Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования Кыштымова А.Н. удовлетворить частично, взыскать в его пользу с ОСФР по Красноярскому краю компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб., в остальной части иска отказать.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кыштымова А. Н. удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в пользу Кыштымова А. Н. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб., в остальной части иска отказать.

Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Порядина

Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2023 года.