НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Абзелиловского районного суда (Республика Башкортостан) от 25.06.2020 № 2-436/20

УИД 03RS0019-01-2020-000406-94 Дело №2-436/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Аскарово РБ 25 июня 2020 г.

Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Янузаковой Д.К.

при ведении протокола помощником судьи Агзамовой С.Р.,

с участием представителя истца ФИО2,

представителя ответчика, администрации муниципального района Абзелиловский район РБ, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 ФИО10 к МОБУ СОШ <адрес>, МКУ отдел образования администрации муниципального района Абзелиловский район РБ, администрации муниципального района Абзелиловский район РБ о признании незаконным бездействия работодателя и непринятии мер по повышению уровня заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратилась с названным иском в суд, указав, что работодатель в лице ФИО7 с момента назначения на должность директора школы МОБУ СОШ <адрес> и начальник Абзелиловского РУНО ФИО11 на всем промежутке деятельности не осуществляли контроль по соблюдению трудовых прав и свобод сотрудников школ, бездействовали на всем промежутке своей деятельности. Так ими не соблюдались, не соблюдаются в настоящий момент статьи 1, ч.1ст.8, ч.4 ст.8 ТК РФ, соответственно нарушаются права граждан с целью обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы в силу инфляционных процессов в экономике страны. Денежные средства обесцениваются за счет роста цен на продукты, товары и услуги, в результате граждане оказываются незащищенными о факторов, на которые они не могут повлиять.

Просит, согласно уточненным исковым требованиям, признать незаконным бездействие и непринятие мер по повышению уровня заработной платы со стороны МОБУ СОШ с. Целинный, МКУ отдел образования администрации муниципального района <адрес> РБ, администрации муниципального района Абзелиловский район РБ.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального района Абзелиловский район РБ.

Ответчик муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Целинный Абзелиловского района Республики Башкортостан предоставил письменные возражения на исковое заявление, указав, что локальный нормативный акт, регулирующий индексацию заработной платы работников в школе, отсутствует, финансирование осуществляется из республиканского бюджета через МКУ «Централизованная бухгалтерия», соответственно он ненадлежащий ответчик, данное дело подлежит рассмотрению в рамках КАС, однако, срок для обращения пропущен.

Ответчик, МКУ отдел образования администрации муниципального района Абзелиловский район РБ предоставил письменные возражения на исковое заявление, указав, что трудовое законодательство не предусматривает единой для всех работников индексации заработной платы, правила ее определяются в зависимости от источников финансирования организаций либо законами или подзаконными нормативными актами, либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (для других организаций). Организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального) нормой ст. 134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется. В 2019 году был принят указ главы республики о повышении оплаты труда работников государственных учреждений РБ, на его основе администрация района издало постановление о повышении с 01.10.2019 в 1,043 раза размера базовой единицы для определения минимальных окладов по профессиональным квалификационным группам и размеры окладов работников муниципальных учреждений МР Абзелиловский район РБ. В последующем МКУ отделом образования внесены изменения в Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений образования МР Абзелиловский район РБ от 09.10.2019.

Истец на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил, ходатайств об отложении не заявлено.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, просит их удовлетворить, указав, что муниципальные учреждения не относятся к частным компаниям, если в их локальных нормативных актах не предусмотрено ежегодная индексация, то суд должен встать на защиту интересов работников.

Ответчики, МОБУ СОШ с. Целинный, МКУ отдел образования администрации муниципального района Абзелиловский район РБ, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили, явку своих представителей на судебное заседание не обеспечили.

Представитель ответчика, администрации муниципального района Абзелиловский район РБ, в судебном заседании исковые требование не признал, пояснил, что до 2014 года индексация проводилась ежегодно, потом был введен мораторий в связи с финансовым кризисом. При индексации должны быть предусмотрены источники средств и расходы в республиканском бюджете, без указа главы республики районы индексацию не осуществляют.

Суд, с учетом мнения сторона, на основании статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.

Выслушав явившихся лиц, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, сторонами признано, что истец, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ принята учителем английского языка Уральской СШ, с ДД.ММ.ГГГГ переведена учителем немецкого языка Уральской СШ, ДД.ММ.ГГГГ решением аттестационной комиссии присвоена первая квалификационная категория. В данной школе она поработала до ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования истца обоснованы бездействием ответчиков в части обязательной ежегодной индексации заработной платы.

В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Одним из способов стимулирования работников к высокопроизводительному и добросовестному труду является поощрение.

В силу статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии с частью 5 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Минтруд в Письме от 11.10.2016 № 14-1/ООГ-9076 заметил, что в настоящее время трудовое законодательство РФ не предусматривает единой для всех работников индексации заработной платы. Правила ее индексации определяются в зависимости от источника финансирования организаций либо законами и подзаконными нормативными актами (для государственных органов), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (для других организаций).

Таким образом, нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы. Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции РФ, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3), а также требованиями Трудового кодекса РФ, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (статьи 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст. 144). Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст. 134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.4 Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан" к полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере образования относятся, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Республики Башкортостан, рассчитанных на основании методики, утвержденной настоящим Законом.

Из ст.11 указанного закона следует, что нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".

Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Республики Башкортостан, включаемые Правительством Республики Башкортостан в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате по Республике Башкортостан.

Согласно Уставу ответчика, МОБУ СОШ с.Целинный, организационно-правовой формой является муниципальное учреждение, тип учреждения – бюджетное учреждение (п.1.3).

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ в сфере образования, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется полностью или частично за счет средств муниципального бюджета муниципального образования на основе утвержденной сметы доходов и расходов (п.1.5).

Функции учредителя Учреждения осуществляет Администрация муниципального района Абзелиловский район РБ. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени муниципального района Абзелиловский район РБ осуществляет Администрация муниципального района Абзелиловский район РБ (п.1.6).

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральным законом и настоящим Уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере образования (п.2.1).

Учредитель формирует и утверждает муниципальное задание для Учреждения в соответствии с основными видами деятельности Учреждения (п.2.10). Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания (п.2.11).

Права, обязанности и ответственность работников Учреждения устанавливаются законодательством РФ и РБ, настоящим Уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, должностными инструкциями и иными локальными нормативными актами Учреждения (п.3.42).

К компетенции Учредителя относится формирование и утверждение муниципального задания на оказание муниципальных услуг юридическим и физическим лицам в соответствии с предусмотренными уставом Учреждения основными видами деятельности, финансовое обеспечение Учреждения (п.4.4.).

Директор учреждения осуществляет руководство деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством РФ и РБ и настоящим уставом, несет ответственность за деятельность Учреждения (п.4.5.1.).

Директор Учреждения осуществляет в том числе следующие полномочия: устанавливают заработную плату работников Учреждения, в т.ч. оклады, надбавки и доплаты к окладам, компенсационные и стимулирующие выплаты в соответствии с Положением об оплате труда работников Учреждения, законами и иными нормативными правовыми актами (п.4.5.3.).

Директор Учреждения обязан обеспечивать целевое использование бюджетных средств, предоставляемых Учреждению из бюджета муниципального района Абзелиловского района РБ и соблюдение учреждением финансовой дисциплины (п.4.5.4).

Источником формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются имущество, передаваемое собственником или уполномоченным органом в установленном порядке; имущество, приобретаемое за счет финансовых средств Учреждения, в том числе за счет доходов, получаемых от приносящей дохода деятельности; средства бюджета муниципального района Абзелиловского района РБ; бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций (п.6.8).

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального района Абзелиловский район РБ (п.6.14.).

Согласно коллективному договору МОБУ СОШ с.Целинный на 2016- 2019, утвержденному общим собранием работников МБОУ 14.01.2016г., он заключен между работодателем и работниками и является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении СОШ с.Целинный Абзелиловского района Республики Башкортостан. Коллективный договор заключен в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законодательными и нормативными правовыми актами с целью определения взаимных обязательств работников и работодателя по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников общеобразовательного Учреждения (далее - учреждение) и установлению дополнительных социально-экономических, правовых и профессиональных гарантий, льгот и преимуществ для работников, а также по созданию более благоприятных условий труда по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, отраслевым тарифным соглашением, региональным и территориальным соглашениями (указываются полные названия соглашений).

Действие настоящего коллективного договора распространяется на всех работников учреждения (п. 1.5 договора).

В п. 1.16 договора поименованы локальные нормативные акты: правила внутреннего трудового распорядка (приложение № 2), положение о стимулировании работников (приложение № 3), положение по охране труда (приложение № 4).

Как следует из п. 7.1 коллективного договора оплата труда работников учреждений включает в себя следующие элементы оплаты труда:

оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;

выплаты компенсационного характера;

выплаты стимулирующего характера.

Система оплаты труда работников устанавливается в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, Положением о новых системах оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Абзелиловского района, утверждённым Постановлением главы местного самоуправления, а также локальными нормативными актами образовательного учреждения.

Система оплаты труда устанавливается с учетом: единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, государственных гарантий по оплате труда; рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-деловых отношений; мнения представительного органа работников (п.7.2).

Согласно п. 7.4. коллективного договора при реализации образовательных программ основного общего, дополнительного образования детей образовательное учреждение учитывает Особенности оплаты труда отдельных категорий педагогических работников, предусмотренные приложением к коллективному договору.

При этом стороны договорились проводить мониторинг процесса введения новых систем оплаты труда, совместно разрабатывать предложения по совершенствованию норм по оплате труда, предусмотренных в Положении об оплате труда работников учреждения по видам экономической деятельности, совершенствовать критерии оценки качества работы педагогических и других категорий работников для определения размера стимулирующих выплат (п.7.5.1, п.7.5.2.).

Согласно п.7.9 коллективного договора стороны договорились устанавливать в пределах имеющихся средств размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера учреждением по согласованию с профсоюзным органом и закреплять в положении об оплате труда, являющимся приложением к коллективному договору, (приложение № 4). При установлении оплаты труда работников образования учитывать их личный трудовой вклад и качество труда, при этом максимальный размер оплаты труда не ограничивать. За выполнение дополнительных видов работ, не обусловленных трудовым договором, производить в установленном порядке дополнительную оплату, а за работу в условиях труда, отличающихся от нормальных, работникам учреждений устанавливать соответствующие выплаты.

Иных условий относительно оплаты труда, в том числе индексации заработной платы, положения данного коллективного договора не содержат.

Такие положения отсутствуют и в Положении о материальном стимулировании работников МБОУ СОШ с. Целинный (приложение к коллективному договору).

Из указанного следует, что локальные нормативные акты Учреждения положений по вопросам индексации не содержат, вопросы индексации заработной платы зависят от решений учредителя Учреждения – администрации муниципального района Абзелиловского района РБ и предоставляются бюджетных поступлений (субсидий, субвенций).

В соответствии с ч. 11, 12 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", должностной оклад и оклад за классный чин государственного гражданского служащего подлежат ежегодной индексации с учетом уровня инфляции на основании: указов Президента РФ и закона о федеральном бюджете на соответствующий год – в отношении оплаты труда федеральных гражданских служащих; закона о бюджете субъекта РФ на соответствующий год – в отношении оплаты труда гражданских служащих субъекта РФ.

Действие ч.11,12 статьи 50 указанного закона было приостановлено до 01.01.2016 Федеральным законом от 06.04.2015 № 68-ФЗ.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 12.12.2017 № 594 было осуществлено повышение оплаты труда федеральных гражданских служащих с 01.01.2018 в 1,04 раза. В силу Распоряжения Правительства РФ от 06.12.2017 № 2716-р на 4% была увеличена оплата труда работников федеральных учреждений и органов с 01.01.2018.

Согласно Указу Президента РФ № 463 с 01.10.2019 месячные оклады названных лиц повышены на 4,3%.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 18.07.2005 N 206-з "О государственной гражданской службе Республики Башкортостан" размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы производится в соответствии с указом Главы Республики Башкортостан.

Пунктом 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных этим Кодексом.

В силу статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации при принятии субъектом Российской Федерации закона, которым предусмотрено увеличение финансирования по существующим видам расходов, должны быть предусмотрены источники финансирования и порядок финансирования расходов. При этом финансирование расходов бюджета осуществляется с началом финансового года при условии их включения в закон о бюджете.

Таким образом, в отношении работников государственных учреждений субъектов РФ и государственных гражданских служащих субъектов РФ решение об увеличении (индексации) заработной платы (денежного содержания) принимается органами власти регионов.

Вопросы местного значения городских и сельских поселений установлены статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).

В соответствии со статьей 53 Закона N 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с БК РФ.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

В соответствии с ч.1 ст. 63 данного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ (в который поступают средства из федерального бюджета также в виде субвенций) в соответствии с БК РФ.

Одновременно в соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Таким образом, применительно к работникам муниципальных учреждений и муниципальных служащих решение об индексации принимается Администрацией муниципального района Абзелиловский район РБ при наличии соответствующих субвенций, полученных из бюджета Республики Башкортостан.

Кроме того, в силу статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации при принятии субъектом Российской Федерации закона, которым предусмотрено увеличение финансирования по существующим видам расходов, должны быть предусмотрены источники финансирования и порядок финансирования расходов. При этом финансирование расходов бюджета осуществляется с началом финансового года при условии их включения в закон о бюджете.

Судом установлено, что Указом Главы Республики Башкортостан № УГ-241 от 01.12.2017 с 01.01.2018 произведено повышение в 1.04% базовой единицы для определения минимальных окладов по профессиональным квалификационным группам и размеры окладов (должностных окладов) работников государственных учреждений Республики Башкортостан. Правительству Республики Башкортостан предписано принять меры по повышению оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан, в том числе в целях достижения целевых показателей повышения заработной платы, установленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Органам местного самоуправления Республики Башкортостан рекомендовано принять аналогичные решения и обеспечить своевременное повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений Республики Башкортостан.

Постановлением главы администрации муниципального района Абзелиловский район РБ № 2997 от 27.12.2017 принято аналогичное решение о повышении с 01.01.2018 года в 1,04 раза базовой единицы для определения минимальных окладов по профессиональным квалификационным группам и размеры окладов (должностных окладов) работников муниципальных учреждений муниципального района Абзелиловский район РБ. Предписано руководителям муниципальных учреждений и руководителям структурных подразделений администрации муниципального района Абзелиловский район привести штатное расписание работников своих учреждений в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего постановления.

01.10.2019 главой Республики Башкортостан принят Указ о повышении оплаты труда работников государственных учреждений РБ с 01.10.2019 в 1,043 раза размера базовой единицы для определения минимальных окладов по профессиональным квалификационным группам и размеры окладов работников государственных учреждений МР Абзелиловский район РБ. Органам местного самоуправления Республики Башкортостан рекомендовано принять аналогичные решения и обеспечить своевременное повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений Республики Башкортостан.

09.10.2019 администрацией муниципального района Абзелиловский район РБ принято постановление о повышении с ДД.ММ.ГГГГ в 1,04 раза базовой единицы для определения минимальных окладов по профессиональным квалификационным группам и размеры окладов (должностных окладов) работников муниципальных учреждений муниципального района Абзелиловский район РБ.

На основании данных документов ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений образования МР <адрес> РБ.

Как следует из решения ФИО1 районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, работникам школы индексация была произведена на основании постановления главы администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, при начислении истцу суммы вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей расчет был произведен с учетом состоявшегося повышения.

Сторонами не оспаривается тот факт, что до 2018 года предыдущая индексация производилась в 2014 году.

Таким образом, со стороны ответчика, Администрации муниципального района РБ бездействия в части непринятия мер по повышению уровня заработной платы работникам МОБУ СОШ с. Целинный не установлено. Необходимые нормативные акты по данной индексации принимались в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса РФ, одновременно с соответствующими распоряжениями органов федерального и регионального уровня, индексация проводилась на аналогичном уровне.

В свете изложенного, суд приходит к выводу, что ответчики, МОБУ СОШ с. Целинный, МКУ отдел образования администрации муниципального района Абзелиловский район РБ, не являются надлежащими ответчиками по настоящему иску, поскольку в их полномочия не входят решение вопросов об индексации заработной платы работникам муниципальных учреждений, а со стороны Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ такое бездействие отсутствовало.

В свете чего, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО4 ФИО12 к МОБУ СОШ с. Целинный, МКУ отдел образования администрации муниципального района Абзелиловский район РБ, администрации муниципального района Абзелиловский район РБ о признании незаконным бездействия работодателя и непринятии мер по повышению уровня заработной платы, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Д.К. Янузакова