Дело № 2-254/2024
УИД23RS0001-01-2024-000072-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Абинск 12 февраля 2024 г.
Абинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Хомченковой О.И.,
при секретаре Аджиевой Л.Л.,
с участием истца Зудилковой- Михайловой Н.Л.,
ее представителей адвоката Зудилкова С.В., адвоката Анохина А.Г.,
представителя ответчика Макаренко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зудилковой-Михайловой Н.Л. к Отделу установления пенсий №18 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Зудилкова-Михайлова Н.Л. обратилась в Абинский районный суд Краснодарского края с иском к Отделу установления пенсий №18 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю, в котором просит признать незаконным решение Отдела установления пенсий №18 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю от 23.11.2023 г. об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязать ответчика засчитать период ее работы <данные изъяты> с 13.02.1992 г. по 21.07.1992 г. <данные изъяты> с 21.07.1992 г. по 11.12.2000 г. в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» №400-ФЗ от 28.12.2013 г.
Свои исковые требования мотивирует тем, что 28.08.2023 г. она обратилась в Отдел установления пенсий №18 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» как женщина, достигшая возраста 50 лет, воспитавшая ребенка инвалида с детства до достижения им возраста 8 лет. Решением ответчика от 23.11.2023 г. ей отказано в назначении страховой пенсии по причине отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента, которая при требуемой 25,8 составила 24,217. При этом из страхового стажа, влияющего на размер ИПК были исключены периоды работы, имевшие место на территории <данные изъяты>: с 13.02.1992 г. по 21.07.1992 г. и <данные изъяты> с 21.07.1992 г. по 11.12.2000 г. Отдел установления пенсий №18 указывает, что на запрос не поступил ответ от компетентного органа <данные изъяты> формуляр «О стаже работы», который бы подтверждал спорные периоды. Право на страховую пенсию у нее возникло <данные изъяты> Однако с заявлением в указанный срок она не обратилась. Факт ее работы подтверждается записью в трудовой книжке. Для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств –участников Соглашения от 13.03.1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. При этом периоды работы граждан, прибывших в РФ из государств участников Соглашения от 13.03.1992 г., и имевших место за пределами РФ до 01.01.2002 г. учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Определением Абинского районного суда Краснодарского края от 12.02.2024 г. прекращено производство по делу в части исковых требований об обязании назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 28.08.2023 г., в связи с отказом от исковых требований в указанной части.
Истец и ее представители в судебном заседании настаивали на исковых требованиях в полном объеме.
Представитель ответчика Макаренко С.А. в судебном заседании возражал против исковых требований, просил отказать. Пояснил, что ФЗ от 09.11.2020 г. было ратифицировано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза, подписанное сторонами 20.12.2019 г., членом которого также является <адрес>. Территориальным органом СФР по Краснодарскому краю в компетентный орган <адрес> были направлены формуляры «Запрос» для подтверждения факта работы и уплаты страховых взносов за период работы истца 08.09.2023 г. и 24.11.2023 г. Однако в установленные сроки ответ в территориальный орган СФР по Краснодарскому краю не поступил. Истцом не представлены документы, подтверждающие трудовой стаж в спорные периоды. После 1992 г. кроме трудовой книжки должны быть представлены подтверждающие документы. Решение об отказе в установлении пенсии от 23.11.2023 г. было пересмотрено, в связи с обнаружением ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии. 19.01.2024 г. было принято решение о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» с даты первоначального обращения, то есть с 28.08.2023 г. Соглашение от 1992 г. утратило силу, действует новое Соглашение.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, обозрев пенсионное дело, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж, соответственно не менее 20 и 15 лет.
28.08.2023 г. Зудилкова-Михайлова Н.Л. обратилась в Отдел установления пенсий №18 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отдела установления пенсий №18 от 23.11.2023 г. истцу было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия величины индивидуального пенсионного коэффициента 25,8.
С 01.01.2021 г. вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) от 20.12.2019 г. <адрес> является членом ЕАЭС.
При применении Соглашения ЕАЭС для учета периодов стажа работы и (или) заработной платы, приобретенных на территории других государств-членов с 13.03.1992 г., территориальным органом ПФР в компетентный орган государства-члена направляется формуляр-запрос и копии представленных трудящимся документов стаже работы на территории государства-члена за период до введения в эксплуатацию информационных систем по учету пенсионных прав.
Компетентным органом в <адрес> является «РГУ Департамент Комитета труда и социальной защиты по <адрес>».
Специалистами территориального органа СФР в <адрес> были направлены формуляры «Запрос» в отношении стажа работы с 13.02.1992 г. по 21.07.1992 г. в <адрес> в период с 21.07.1992 г. по 11.12.2000 г. <данные изъяты><адрес><адрес> для подтверждения факта работы и уплаты страховых взносов компетентными органами <адрес>.
В течение законодательно установленного трехмесячного срока дооформления ответ не поступил.
Таким образом, периоды работы с 13.02.1992 г. по 21.07.1992 г. и с 21.07.1992 г. по 11.12.2000 г. ответчиком не были учтены в страховой стаж.
Решение об отказе в установлении пенсии от 23.11.2023 г. было пересмотрено, в связи с обнаружением ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии.
ОСФР по Краснодарскому краю от 19.01.2024 г. принято решение о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» с даты первоначального обращения, то есть с 28.08.2023 г.
В соответствии с пунктом 18 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.08.2021 г. №546н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения установления, перерасчета, корректировка их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, проведения проверок документов, необходимых для установления перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» при рассмотрении документов представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда РФ, в том числе, дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда РФ.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 1 января 2023 г.
В соответствии со ст. 1 Соглашение от 13 марта 1992 г., пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. п. 2, 3 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе, пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
20 декабря 2019 г. между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 1 января 2021 г.
Согласно ст. 12 Соглашения, за стаж работы, приобретенный до вступления в силу названного Соглашения, пенсия назначается с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.; за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.
Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения, то есть после 1 января 2021 г.
Относительно стажа работы до 1 января 2021 г. Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.,
Таким образом, до 01 января 2021 года порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулировался принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, с 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, которое подлежит применению к правоотношениям, возникшим после 01 января 2021 года.
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в <адрес>) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В целях реализации Соглашения решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 г. №122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств-членов Евразийского экономического союза и евразийской экономической комиссии по применению норм Соглашения ЕАЭС (п.7 статьи 10 Соглашения).
Указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы ЕАЭС в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, с учетом абзаца третьего настоящего пункта.
До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными п.3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсий.
Согласно пункту 3 Порядка в целях реализации Соглашения компетентные органы государств – членов при осуществлении сотрудничества применяют ряд формуляров, в том числе, формуляр «О стаже работы» по форме согласно приложению 4 к Порядку.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 14 марта 2017 года N ЛЧ-25-24/3100 "О подтверждении трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенного на территории государств-участников международных соглашений" при новом назначении пенсии в рамках Соглашений с бывшими республиками СССР территориальным органам ПФР необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашений, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств за период после распада СССР на территории одной из республик - начиная с 01 декабря 1991 года.
Учитывая, что истцом приобретен спорный трудовой стаж на территории <адрес>, который не подтвержден соответствующими документами, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения их в страховой стаж.
Документы, представленные истцом в суд: копия трудовой книжки не может быть принята в качестве достаточного доказательства наличия оснований для включения спорных периодов работы в стаж для назначения страховой пенсии, поскольку не подтверждены соответствующими справками компетентных органов государства <адрес>
С учетом изложенного, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Зудилковой- Михайловой Н.Л.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Зудилковой- Михайловой Н.Л. к Отделу установления пенсий №18 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Абинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 16.02.2024 г.
Председательствующий: