Дело 2А-1279/2022
23RS0001-01-2022-001909-48
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Абинск 10 августа 2022 года
Абинский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Холошина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рощиной Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Краснодарскому краю к К.Д.А. о взыскании недоимки,
установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Краснодарскому краю обратилась в суд с указанным заявлением, в котором просит суд взыскать с ФИО1 ИНН действующего в интересах несовершеннолетнего К.Д.А. ИНН , задолженность в общей сумме 1 133,33 рубля, в том числе:
недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 года в общей сумме 91,00 рубль, КБК 18210601030131000110;
задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц начисленную на недоимку по налогу в общей сумме 7,33 рублей, КБК 18210601030132100110;
недоимку по земельному налогу с физических лиц за 2015, 2016, 2017, 2018 года в общей сумме 966,00 рублей, КБК 18210606043131000110;
задолженность по пени по земельному налогу с физических лиц начисленную на недоимку по налогу в общей сумме 69,00 рублей, КБК 18210606043132100110;
судебные расходы.
Доводы заявления обосновывает следующим.
На налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 17 по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика состоит ФИО2, который является плательщиком имущественных налогов физических лиц (в том числе налога на имущество физических лиц и земельного налога с физических лиц), на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними и государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств в налоговые органы в соответствии с п. 4, п.11 ст. 85 НК РФ.
Согласно сведениям, поступившим из органов осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними, с 18.03.2015 года К.Д.А. является собственником 1/4 доли в праве собственности объектов налогообложения имущественными налогами физических лиц, расположенных по адресу:
Инспекция, руководствуясь положениями НК РФ исчислила, в отношении имущества, принадлежавшего К.Д.А. на праве собственности имущественные налоги физических лиц и направила в адрес налогоплательщика единые налоговые уведомления на уплату имущественных налогов физических лиц от 20.10.2016 № 75145530, от 08.07.2017 № 13728011, от 08.07.2017 № 13728011, от 15.07.2018 № 34322544. Указанные налоговые уведомления направлены в адрес Ответчика по почте заказными письмами и в соответствии с п.4 ст.52 НК РФ считаются полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
К.Д.А. (иными лицами) суммы исчисленных имущественных налогов физического лица за 2015, 2016, 2017, 2018 года в установленные сроки уплачены не были.
В связи с тем, что в установленные сроки, К.Д.А. (иные лица) имущественные налоги физических лиц за 2015, 2016, 2017, 2018 года не уплатил, на сумму недоимок, в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени, согласно подробным расчетам пени, включенным в требования: по налогу на имущество физических лиц в размере 7,33 рублей, по земельному налогу с физических лиц в размере 69,00 рублей.
Инспекцией, в отношении К.Д.А. проведены мероприятия налогового контроля по выявлению недоимки, в результате которых выставлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 22.11.2017 № 1420, на 03.12.2018 № 32218, на 10.07.2019 № 35489, на 29.06.2020 № 27197, в которых сообщалось о наличии у Ответчика задолженности по имущественным налогам физических лиц за 2015,2016,2017,2018 года по видам платежа «налог» и «пени», со сроком добровольного исполнения требований до 17.01.2018 года, до 17.01.2019 года, до 01.11.2019 года, до 17.11.2020 года, соответственно. Требования направлены в адрес Ответчика в виде почтовых отправлений - заказных писем и в соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Ответчиком (иными лицами) требования Инспекции об уплате взыскиваемых денежных сумм в установленные сроки в добровольном порядке не исполнены. Инспекция предприняла все меры для надлежащего извещения налогоплательщика об обязанности уплаты налогов, однако до настоящего времени добровольное погашение налогоплательщиком задолженности по уплате налогов не произведено.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней в соответствии со ст.48 НК РФ. Заявление о взыскании налога, пеней подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п. 2 ст. 48 НК РФ (п.1 ст. 48 НК РФ).
Согласно абз. 2 л. 2 ст. 48 НК РФ в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз.3 п.2 ст.48 НК РФ.)
Ранее, до 2021 года. Инспекция не обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в виду того, что сумма задолженности Ответчика не превышала 10 000.00 рублей.
Основанием обращения Инспекции к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Ответчика послужило окончание срока установленного абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ по требованию от 22.11.2017 № 1420.
В пределах вышеуказанного срока Инспекция обратилась к Мировому судье судебного участка № 116 Абинского района Краснодарского края с заявлением о вынесении судебного приказа от 06.05.2021 года № 2553 о взыскании с К.Д.А. задолженности по имущественным налогам физических лиц (по виду платежа «налог» и «пени»).
Мировым судьей судебного участка № 116 Абинского района Краснодарского края вынесен судебный приказ от 18.05.2021 года о взыскании с Ответчика задолженности по имущественным налогам физических лиц (по виду платежа «налог» и «пени»).
Определением мирового судьи от 10.01.2022 года по делу № 2а-1552/2021 судебный приказ о взыскании с К.Д.А. задолженности по имущественным налогам физических лиц (по виду платежа «налог» и «пени») отменен, в связи с поступившими от Ответчика возражениями.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Законодательством не установлены особенности взыскания с несовершеннолетних задолженности по имущественным налогам физических лиц. Вместе с тем в силу возраста несовершеннолетние налогоплательщики участвуют в налоговых отношениях через своих законных представителей, к которым относятся их родители, усыновители (попечители) или опекуны (п. 1 ст. 26, п. 2 ст. 27, п. 1 ст. 45 НК РФ; ст. 26, п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 32, ст. 33 ГК РФ).
В настоящее время сумма задолженности К.Д.А. по первоначально заявленным требованиям Инспекции от 22.11.2017 № 1420, от 03.12.2018 № 32218, от 10.07.2019 № 35489, от 29.06.2020 № 27197 не оплачена в полном объеме, что подтверждается расшифровкой задолженности Ответчика.
По состоянию на 19.05.2022 года общая сумма задолженности К.Д.А., в том числе не вошедшая в исковые требования: по налогу на имущество физических лиц по виду платежа «налог» составляет - 91,00 рубль, по виду платежа «пени» составляет - 34,91 рубля; по земельному налогу с физических лиц по виду платежа «налог» составляет - 1 602,00 рубля, по виду платежа «пени» составляет -342,82 рубля.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 17 по Краснодарскому края, в суд не явился. О месте и времени судебного разбирательства уведомлен. В заявлении просит суд рассмотреть дело в порядке упрощенного письменного производства в отсутствие представителя налогового органа.
Законный представитель административного ответчика К.Д.А. - ФИО1 в суд не явился. О месте и времени судебного разбирательства уведомлен судебной повесткой с почтовым уведомлением по месту жительства указанному в заявлении, получать которую отказался. Возражения относительно применения упрощенного (письменного) производства по административному делу не представил.
Суд приходит к убеждению, что по обстоятельствам, зависящим от законного представителя административного ответчика ФИО1, судебная повестка не была ему вручена или адресат не ознакомился с ней.
Согласно ч.2 ст.100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 217.09.2016г №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Согласно ч.7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с требованиями части 1 статьи 292 КАС РФ, которой установлено, что в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Обсудив доводы административного искового заявления, исследовав письменные доказательства, суд находит административные исковые требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из предоставленных в материалы дела документов следует, что ответчик является собственником недвижимого имущества, в том числе земельного участков и соответственно является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательство о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд (часть 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Ответчик К.Д.А. 16.06.2011г. рождения, являясь несовершеннолетним, в силу пункта 1 части 2 статьи 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не обладает административной процессуальной дееспособностью, не может самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодексам Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.
Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей; родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
В силу пункта 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих налогооблагаемое имущество, управляют им, в том числе исполняя обязанности по уплате налогов.
Законным представителем несовершеннолетнего К.Д.А. является его отец ФИО1
В соответствии со сведениями, поступившими из регистрирующих органов, К.Д.А. является собственником 1/4 доли в праве собственности объектов налогообложения имущественными налогами физических лиц, расположенных по адресу:
Законодательством не установлены особенности взыскания с несовершеннолетних задолженности по имущественным налогам физических лиц. Вместе с тем в силу возраста несовершеннолетние налогоплательщики участвуют в налоговых отношениях через своих законных представителей, к которым относятся их родители, усыновители (попечители) или опекуны (п. 1 ст. 26, п. 2 ст. 27, п. 1 ст. 45 НК РФ; ст. 26, п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 32, ст. 33 ГК РФ).
В настоящее время сумма задолженности К.Д.А. по первоначально заявленным требованиям Инспекции от 22.11.2017 № 1420, от 03.12.2018 № 32218, от 10.07.2019 № 35489, от 29.06.2020 № 27197 не оплачена в полном объеме, что подтверждается расшифровкой задолженности Ответчика.
По состоянию на 19.05.2022 года общая сумма задолженности К.Д.А., составляет - 1 133,33 рубля, в том числе:
недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 года в общей сумме 91,00 рубль, КБК 18210601030131000110;
недоимка по земельному налогу с физических лиц за 2015, 2016, 2017, 2018 года в общей сумме 966,00 рублей, КБК 18210606043131000110.
Согласно п.1 ст.72 НК РФ одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов является пеня.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В связи с тем, что в установленные сроки, К.Д.А. или его законным представителем ФИО1 и исчисленные имущественные налоги физических лиц не уплатил, на сумму недоимки, в соответствии со статьей 75 НК РФ, начислены пени по налогу на имущество физических лиц, в общей сумме 7,33 рублей, по земельному налогу с физических лиц начисленную, в общей сумме 69,00 рублей,
В судебное заседание административным ответчиком не предоставлено доказательств погашения вышеуказанной задолженности.
Согласно ч.2 ст. 103 КАС РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно п. 40 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учётом бюджетного законодательства уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному районным судом, подлежит в доход бюджета муниципального образования Абинский район Краснодарского края.
Согласно удовлетворенным исковым требованиям, государственная пошлина от которой истец освобожден при подаче иска составила 400 рублей.
При таких обстоятельствах, с административного ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования Абинский район Краснодарского края государственная пошлина, от которой административный истец был освобожден при подаче иска, в размере 400 рублей 00.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административные исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Краснодарскому краю к К.Д.А. о взыскании недоимки, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 ИНН , действующего в интересах несовершеннолетнего К.Д.А. ИНН <***>, задолженность в общей сумме 1 133,33 рубля, в том числе: недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 года в общей сумме 91,00 рубль, КБК 18210601030131000110; задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц начисленную на недоимку по налогу в общей сумме 7,33 рублей, КБК 18210601030132100110; недоимку по земельному налогу с физических лиц за 2015, 2016, 2017, 2018 года в общей сумме 966,00 рублей, КБК 18210606043131000110; задолженность по пени по земельному налогу с физических лиц начисленную на недоимку по налогу в общей сумме 69,00 рублей, КБК 18210606043132100110.
Взыскать с ФИО1 ИНН , действующего в интересах несовершеннолетнего К.Д.А. ИНН <***>, в доход муниципального бюджета муниципального образования Абинский район Краснодарского края госпошлину в размере 400 рублей 00 копеек от которой административный истец был освобожден при подаче иска.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Председательствующий: А.А. Холошин