НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Абдулинского районного суда (Оренбургская область) от 26.01.2021 № 2|1|А-3/2021

№2(1)-3/2021 (№2(1)а-878/2020)

56RS0005-01-2020-001067-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Абдулино 26 января 2021 года

Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Берлиной Е.С.,

с участием представителя истца Васильевой Л.Ф. – адвоката Шумилова И.Г., действующего на основании ордера от 26.11.2020 года,

представителя ответчика Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области – Тугаревой Т.В., действующей на основании доверенности от 05.08.2020 года,

представителя заинтересованного лица Управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области Журкиной Н.Т., действующей на основании доверенности от 25.01.2021 года,

заинтересованного лица кадастрового инженера Генералова Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Васильевой Любовь Федоровны к Комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и обязании утвердить схему расположения земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Васильева Л.Ф. обратилась в суд с вышеназванным административным иском к Комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, указав, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Абдулинский городской округ, <адрес>, западная часть кадастрового квартала , площадью 263 кв.м. 27.05.2020 года она обратилась с заявлением в Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области об утверждении схемы расположения границы земельного участка площадью 263 кв.м. В удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что запрашиваемый ей земельный участок выходит за границу красной линии. Полагает, что данные доводы ответчика являются необоснованными. Отказывая в предоставлении земельного участка, ответчиком не было указано на то, что запрашиваемый земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд к территориям общего пользования к зоне зеленых насаждений. Наличие красных линий с целью установления границ территорий общего пользования, или для иных муниципальных нужд в соответствии с Генеральным планом в границах спорного земельного участка, а также наличие утвержденной документации по планировке территорий (проект планировки, проект межевания) ответчиков представлено не было. Кроме того, ей были согласованы границы испрашиваемого земельного участка со всеми коммунальными службами, дабы непроизвольно захватить какие-либо коммуникации, между тем ответчиком данные обстоятельства не учитывались. Доводы о том, что приложенная схема земельного участка не соответствует требованиям пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, также являются необоснованными. Отказывая в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, ответчик исходил из того, что испрашиваемый земельный участок может быть сформирован и предоставлен в предельно минимальном размере, поскольку ранее указанный земельный участок не формировался и не предоставлялся для строительства. Иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка администрацией муниципального района не указано. Между тем действующее законодательство такого основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, как невозможность утверждения данной схемы ввиду превышения площади земельного участка, установленного градостроительным регламентом в качестве предельного минимального размера, не содержит. В приложенной схеме расположения земельного участка, те доводы, которые были указаны ответчиком на её заявление, были указаны. Кроме того, ранее она обращалась с аналогичным заявлением в администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ, на что она 14.05.2018 года получила отказ, но по другим доводам. Полагает, что настоящий отказ является надуманным, поскольку ранее сотрудниками администрации уже изучались предоставленные документы, и каких-либо нарушений законодательства к приложенной схеме расположения земельного участка и красных линий не имелось. Истица просит суд признать отказ Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 27.05.2020 года в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Абдулинский городской округ, <адрес>, западная часть кадастрового квартала , площадью 263 кв.м. Обязать Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> утвердить схему расположения земельного участка площадью 263 кв.м под индивидуальным жилым домом по адресу: <адрес>, Абдулинский городской округ, <адрес>, западная часть кадастрового квартала .

Впоследствии истица уточнила требования и просила суд признать отказ Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 27.05.2020 года в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Абдулинский городской округ, <адрес>, западная часть кадастрового квартала , площадью 263 кв.м, с прилегающим земельным участком, имеющего кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, Абдулинский городской округ, <адрес>, и обязать комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> утвердить схему расположения земельного участка площадью 263 кв.м для ведение личного подсобного хозяйства.

Определением суда от 17.08.2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен кадастровый инженер Генералов Г.В.

Определением суда от 25.09.2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области.

В судебном заседании представитель истца Васильевой Л.Ф. – адвокат Шумилов И.Г. поддержал заявленные требования истицы, просил удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель ответчика - Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области – Тугарева Т.В. возражала против удовлетворения заявленных требований истца, просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель заинтересованного лица - Управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области Журкина Н.Т. возражала против удовлетворения заявленных требований истца, просила отказать в удовлетворении иска.

Заинтересованное лицо кадастровый инженер Генералов Г.В. просил разрешить дело на усмотрение суда.

Истица Васильева Л.Ф., представитель администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.

В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебногозаседания.

Суд, выслушав пояснения представителя истцов, оценив позицию ответчика, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах данного административного дела, приходит к следующему.

Как следует из части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании оспариваемого решения незаконным необходимо наличие двух условий - это несоответствие решения закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются в частности из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса.

Требования к образуемым земельным участкам установлены статьей 11.9 Земельного кодекса РФ, устанавливающей в пункте 6, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно статье 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином (п. 4) и осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п. 9).

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13).

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в силу пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов определен статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать, гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка, обращается в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно положениям части 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия, схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (ч. 8 статьи 39.15 ЗК РФ).

Пунктом 17 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

В силу подпункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Судом установлено, что 27.10.2016 года по договору купли-продажи жилого дома и земельного участка Васильева Любовь Федоровна купила земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, площадью 334 кв.м, с кадастровым номером , и жилой дом общей площадью 47,1 кв.м, с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

На основании вышеназванного договора купли-продажи за Васильевой Л.Ф. было зарегистрировано право собственности на жилой дом общей площадью 47,1 кв.м и земельный участок общей площадью 334 кв.м, с кадастровым номером , с разрешенным использованием: под жилую застройку индивидуальную, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, о чем внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.11.2016 года.

На указанном земельном участке с разрешенным использованием, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, Васильева Л.Ф. возвела на основании разрешения на строительство от 12.04.2017 года жилой дом, на который правоустанавливающих документов на момент рассмотрения дела не имеется, право собственности на дом не зарегистрировано.

18.05.2020 года Васильева Л.Ф. обратилась в администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области с заявлением, в котором она просила образовать земельный участок площадью 263 кв.м, расположенный по адресу: Оренбургская область, Абдулинский городской округ, <адрес>, западная часть кадастрового квартала , с прилегающим земельным участком, имеющего кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, Абдулинский городской округ, <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства и утвердить схему расположения на кадастровом плане территории, и поставить на кадастровый учет. После постановки на кадастровый учет просила предоставить образованный земельный участок в собственность в соответствии с действующим законодательством. К заявлению приложила копию выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную кадастровым инженером Генераловым Г.В. в 2018 году, топографический план с отображением прилегающей ситуации, акт согласования границ земельного участка.

Письменное обращение зарегистрировано в администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области 18.05.2020 года вх.№В-430.

Из изложенного следует, что истица обратилась с заявлением о перераспределении земельных участков, предоставлении путем перераспределения земельного участка площадью 263 кв. метров из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности путем перераспределения указанного участка, находящегося у нее в собственности.

Председатель Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Пикульникова И.Н. обратилась к первому заместителю главы администрации Архирейскому А.В. со служебной запиской от 25.05.2020 года о выдаче заключения в соответствии с генеральным планом, Правилами землепользования и застройки муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области.

Рассмотрев заявление Васильевой Л.Ф. Управление капитального строительство, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ исх.04/10/818 сообщило, что в соответствии с генеральным планом, Правилами землепользования и застройки муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области предоставление земельного участка в г.Абдулино под ведение личного подсобного хозяйства не предусмотрено.

Обращение Васильевой Л.Ф. рассмотрено в администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области и за подписью председателя Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Пикульниковой И.Н. дан ответ от 27.05.2020 года №В-430, в котором заявителю сообщается об отказе в образовании и утверждении схемы расположения участка, расположенного по адресу: <адрес>, Абдулинский городской округ, <адрес>, западная часть кадастрового квартала , площадью 263 кв.м, в собственность, цель использования – для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку испрашиваемый земельный расположен на территории населенного пункта – <адрес>, и относится к землям населенных пунктов. Данный земельный участок выходит за границу красной линии (линии застройки), что является градостроительным ограничением. В ходе выезда было установлено, что на земельном участке расположена входная группа к жилому дому, то есть имеется сооружение. В соответствии с пунктами 4,5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российское Федерации основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является нахождение в границах испрашиваемого земельного участка здания, сооружения, объекта незавершенного строительства. Кроме того, схема расположения земельного участка в соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ не может быть утверждена в связи с тем, что она не соответствует форме, формату и требованиям к ее подготовке, установленными Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 года №762 «Об утверждений требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». В соответствии с частью 6 вышеуказанного Приказа, в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения. В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, в схеме отсутствует список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости. Вместе с тем, испрашиваемая цель использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с генеральным планом, Правилами землепользования и застройки муниципального образования Абдулинский городской округ, предоставление земельного участка в города Абдулино под ведение личного подсобного хозяйства, не предусмотрено.

Ссылаясь на незаконность отказа, истица в уточненном исковом заявлении просит признать отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем присоединения земельного участка площадью 263 кв.м, к земельному участку с кадастровым номером , принадлежащего ей на праве собственности незаконным и обязать ответчика утвердить схему расположения земельного участка площадью 263 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (пп. 1);

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп. 3).

Согласно пункту 12 указанной статьи форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 4 приложения №1 к Приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 года №762 (ред. от 13.10.2016) «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2015 N 36018) схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В 2018 году кадастровым инженером Генераловым Г.В. была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с местоположением земельного участка: <адрес>, расположенного в западной части кадастрового квартала , категория земель: земли населенных пунктов, в которой указаны геоданные и чертеж границ. По результатам кадастровых работ площадь земельного участка составила 263 кв.м. На схеме изображен план границ земельного участка с указанием координат поворотных точек границ земельного участка.

В судебном заседании кадастровый инженер Генералов Г.В. суду пояснил, что к нему обратилась Васильева Л.Ф. и попросила сделать топосъемку земельного участка для оформления дополнительного земельного участка из земли муниципальной собственности для установки гаража. Он подготовил потосъемку прилегающей части к земельному участку Васильевой Л.Ф. Он вынес коммуникации, оказалась площадь земельного участка площадью 263 кв.м. Он отдал акт согласования границ земельного участка Васильевой Л.Ф. для согласования границ земельного участка со службами. Когда им готовилась схема расположения земельного участка, то еще не было нового дома. Когда акт согласования готовился, старого дома не было, планировался только фундамент. Имеется ситуационный план, на котором расположен новый дом, который сейчас построен. Когда выезжали в мае 2020 года, то установили, что часть входной группы вышла за пределы красной линии.

В ходе выездного судебного заседания установлено, что испрашиваемый истицей земельный участок прилегает к земельному участку с кадастровым номером , который принадлежит на праве собственности Васильевой Л.Ф. На принадлежащем истице земельном участке располагается двухэтажный жилой дом с входной группой, на который правоустанавливающие документы не представлены. После произведенных кадастровым инженером Генераловым Г.В. замеров установлено, что часть входной группы, а именно 85 см располагается на испрашиваемом земельном участке площадью 263 кв.м. Спорный земельный участок расположен на территории населенного пункта – города Абдулино, и относится к землям населенных пунктов (статья 83 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что перераспределению подлежат только смежные земельные участки.

При перераспределении смежных земельных участков, образуются новые смежные земельные участки, а существование исходных (перераспределенных) смежных земельных участков прекращается, и у собственников перераспределенных земельных участков возникает право собственности уже на вновь образуемые земельные участки.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На лице, желающем образовать земельный участок, лежит обязанность провести кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка, подготовить межевой план, содержащий уникальные характеристики земельного участка, позволяющие индивидуализировать его в качестве объекта права, и согласовать местоположение границ земельного участка со смежными землепользователями.

Из акта согласования границ земельного участка (л.д.75) следует, что границы земельного участка были согласованы с представителем администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области Пикульниковой И.Н. в 2018 году.

Однако как установлено в судебном заседании из пояснений Пикульниковой И.Н. и представителя Тугаревой Т.В., представленная истицей на согласование схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в мае 2020 года, подготовленная в 2018 году, не соответствует фактическому положению, так как сейчас на земельном участке находится сооружение.

В соответствии с выкопировкой из генерального плана и Правилами землепользования и застройки муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов от 10.08.2018 года, земельный участок по <адрес> находится в зоне Ж-1 смешанной малоэтажной жилой застройки (1-3 этажа), которая выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов малоэтажной жилой застройки домами до трех этажей с набором услуг местного значения.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15.12.2020 года земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, , занятый жилым домом поставлен на кадастровый учет 16.09.2004 года, участку присвоен кадастровый , стоит на кадастровом учете с площадью 333,8 кв.м, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, для жилищного строительства, зарегистрирован на праве собственности за Васильевой Л.Ф., запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка установлены в соответствии с законодательством.

Относительно указания Комитетом имущественных и земельных отношений администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области в оспариваемом письменном ответе от 20.05.2020 года о том, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований действующего законодательства (пункта 6 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 года №762), так как в схеме отсутствует список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, суд исходит из следующего. Поскольку в представленной схеме расположения земельного участка на кадастровой плане территории указаны геоданные (размеры границ и дирекционные углы), то суд полагает неправомерным его указание в качестве такового в оспариваемом письменном ответе от 27.05.2020 года. Вместе с тем, данное обстоятельство основанием для удовлетворения требований истицы являться не может с учетом наличия иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка.

Между тем, суд полагает необходимым отметить, что государство, обладая властью, законодательным путем устанавливая необходимые к исполнению требования и обеспечивая реализацию закрепленных в Конституции Российской Федерации принципов, в лице своих органов власти возлагает на лиц выполнение обязанностей и предоставляет им определенные права а поэтому суд соглашается с решением ответчика о наличии законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка площадью 263 кв.м по мотиву того, что образуемый земельный участок выходит за границы красных линий жилой застройки.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 10.1); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12).

Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары).

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 11.2); ограничиваются в обороте находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (подпункт 7 пункта 5 статьи 27).

Прохождение красной линии через испрашиваемый земельный участок определяет в дальнейшем статус земельного участка, относит его к землям общего пользования, которые не подлежат предоставлению в собственность граждан.

В соответствии с пунктом 9 статьи 47 Правил землепользования и застройки муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области при осуществлении землепользования и застройки на территории муниципального образования «Абдулинский городской округ» необходимо строго соблюдать красные линии, установленные проектами планировки территории муниципального образования Абдулинский городской округ.

При осмотре на месте с участием кадастрового инженера Генералова Г.В. судом установлено, что территория испрашиваемого земельного участка находится частично на территории общего пользования – улицы со стороны <адрес>, по которой проходит зона зеленых насаждений и автомобильная дорога.

Судом установлено, что на момент обращения истицы в администрацию с заявлением об образовании и предоставлении земельного участка площадью 263 кв.м в собственность, на данном земельном участке имелся часть входной группы жилого дома. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями кадастрового инженера Генералова Г.В. в судебном заседании, а также фотоматериалами о наличии на земельном участке постройки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года №1300 утвержден прилагаемый Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, к которым в том числе относятся линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

В силу подпункта 4 стати 39.16 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.

Согласно схеме, составленной кадастровым инженером Генераловым Г.В. в 2018 году, граница земельного участка проходит по линии фундамента вновь строящегося дома. Однако на момент рассмотрения органом местного самоуправления вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка, конфигурация земельного участка изменилась, поскольку на данном земельном участке располагается часть входной группы, которая по замерам кадастрового инженера составляет примерно 85-105 см.

В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Таким образом, представленная в мае 2020 года на утверждение схема расположения земельного участка подготовлена без учета сведений о местоположении сооружения на земельном участке в настоящий момент. Право собственности на жилой дом зарегистрировано за Васильевой Л.Ф. в старых площадях (47,1 кв.м). Кадастровый учет вновь построенного объекта недвижимости не произведен, соответствующие сведения в государственный реестр не внесены, а, следовательно, не отражены в кадастровой карте, используемой для подготовки схем расположения земельных участков, с учетом положений Приказа Минэкономразвития России от 17.03.2016 года №145 «Об утверждении состава сведений, содержащихся в кадастровых картах».

В статье 7 Земельного кодекса РФ закреплен принцип целевого использования земель. Этот принцип подразумевает, в том числе, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральным законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (утвержден приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540) под «ведение личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) подразумевается размещение жилого дома, производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Частью 2 статье 4 Федерального закона от 07.07.2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» определено, что приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В данном случае Васильевой Л.Ф. подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта – г.Абдулино, что исключает возможность использования участка под заявленные цели – «для ведения личного подсобного хозяйства», поскольку испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж-1 «смешанной малоэтажной жилой застройки».

Давая оценку исследованным в судебном заседании письменным материалам административного дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка, поскольку на дату рассмотрения заявления Васильевой Л.Ф. местоположение границ испрашиваемого земельного участка и расположение объекта недвижимости на принадлежащем истице земельном участке, отображенные в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует их фактическому положению на местности. Оспариваемое решение принято уполномоченным на то лицом – органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженный в письме от 27.05.2020 года №В-430, является законным и обоснованным, поскольку соответствует требованиям действующего законодательства.

Учитывая, что в судебном заседании не установлено нарушение закона и прав истицы, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Поскольку требования административного истца о возложении обязанности на административного ответчика по утверждению схемы испрашиваемого ею земельного участка не основаны на нормах действующего земельного законодательства, следовательно, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 177, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Васильевой Любовь Федоровны к Комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области о признании отказа Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 27.05.2020 года в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Оренбургская область, Абдулинский городской округ, <адрес>, западная часть кадастрового квартала , площадью 263 кв.м, с прилегающим земельным участком, имеющего кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, Абдулинский городской округ, <адрес>, и об обязании утвердить схему расположения земельного участка площадью 263 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В.Ильина

Мотивированное решение изготовлено 26.02.2021 года