НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Абдулинского районного суда (Оренбургская область) от 19.07.2021 № 2|1|-371/2021

дело №2/1/-371/2021

56RS0005-01-2021-000617-58

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Абдулино 19 июля 2021 года

Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мурзаковой Н.П.,

при помощнике судьи Мурзаковой Е.Ю.,

с участием помощника Абдулинского межрайонного прокурора Тюрина Е.А.,

истца Дурасовой В.М. и ее представителя Простакова И.О., действующего на основании доверенности от ....

представителя ответчика — МКУ «Центр бухгалтерского учета и отчетности» муниципального образования Абдулинский городской округ, председателя ликвидационной комиссии МКУ Финансово-экономический центр учреждений образования» — Кривошеевой А.И.,

представителя ответчика — администрации МО Абдулинский городской округ — Кондрашовой М.В., действующей на основании доверенности от ...,

представителя ответчика – начальника бюджетного отдела управления финансов и экономического развития администрации МО Абдулинский городской округ — Бабич Н.Б., действующей на основании распоряжения от ...,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дурасовой В. М. к муниципальному казенному учреждению «Центр бухгалтерского учета и отчетности» муниципального образования Абдулинский городской округ, муниципальному казенному учреждению «Финансово-экономический центр учреждений образования», ликвидационной комиссии муниципального казенного учреждения «Финансово-экономический центр учреждений образования», администрации муниципального образования Абдулинский городской округ, управлению финансов и экономического развития администрации муниципального образования Абдулинский городской округ о признании увольнения незаконным, признании отказа в приеме на работу незаконным, принятии на работу,

установил:

Дурасова В.М. обратилась в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Центр бухгалтерского учета и отчетности» муниципального образования Абдулинский городской округ, муниципальному казенному учреждению «Финансово-экономический центр учреждений образования», ликвидационной комиссии муниципального казенного учреждения «Финансово-экономический центр учреждений образования», администрации муниципального образования Абдулинский городской округ, управлению финансов и экономического развития администрации муниципального образования Абдулинский городской округ о признании увольнения незаконным, признании отказа в приеме на работу незаконным, принятии на работу.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что с ... она являлась работником МКУ «Финансово экономический центр учреждений образования», занимала должность бухгалтера 1 категории. В соответствии с записью в трудовой книжке ... сделанной в соответствии с Приказом ответчика от ......, она уволена по п.1ч.1 ст. 81 ТК РФ (ликвидация организации). Вмести с тем, об увольнении ей стало известно исключительно из записи в трудовой книжке, с вышеуказанным приказом об увольнении ее представитель работодателя не ознакомил под роспись, чем нарушил порядок увольнения по п.1ч.1 ст. 81 ТК РФ, что является безусловным основанием для восстановления на рабочем месте в прежней должности. Более того, она не была принята в новое образованное учреждение в соответствии с уровнем образования и стажем работы в прежней должности, более того новообразованное учреждение не только имеет прежнюю функциональную нагрузку, но и руководителя учреждения Кривошееву А.И. осуществлявшую увольнение из организации ответчика МКУ «Финансово экономический центр учреждений образования» и приём в МКУ «ЦБУ». Она ... подала заявление о приёме на работу ответчику МКУ «ЦБУ», ей было отказано в трудоустройстве в связи с отсутствием вакантной должности бухгалтера в организации, что не соответствует действительности. По ее мнению, представителем потенциального работодателя МКУ «ЦБУ» А.И. Кривошеевой было отказано истцу в трудоустройстве по причинам не связанным с профессиональными навыками и отсутствием вакантной должности как указано в ответе МКУ «ЦБУ» от ... Директор А.И. Кривошеева исходила исключительно из личных неприязненных отношений и возраста истца, что является дискриминацией.

Просит суд признать увольнение от ... из МКУ «Финансово экономический центр учреждений образования» не законным. Признать отказ в приёме на работу в МКУ «Центр бухгалтерского учёта и отчётности» от ... не законным и не обоснованным. Считать истца принятым на вакантную должность в соответствии с его квалификацией, в соответствии с поданным заявлением о приёме на работу от .... в МКУ «Центр бухгалтерского учёта и отчётности».

В судебном заседании истец Дурасова В.М. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что не была готова к увольнению, о приеме в МКУ «Центр бухгалтерского учёта и отчётности» ей не было известно, поскольку она находилась некоторый период времени на больничном. Кривошеева А.И. хотела ознакомить ее в приказом об увольнении, но она отказалась его подписывать, поскольку была не согласна с увольнением. Позже ей этот приказ был зачитан вслух Кривошеевой А.И., приказ об увольнении получила вместе с трудовой книжкой.

Представитель истца Дурасовой В.М.Простаков И.О., действующий на основании доверенности от ..., в судебном заседании исковые требования истца поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, пояснив, что Дурасовой В.М. в день увольнения не был вручен приказ об увольнении, что является нарушением. Считает, что в отношении истца была допущена дискриминация при отказе в приеме на работу, поскольку основная масса работников ликвидируемой организации перешла во вновь созданную, работники работают в тех же кабинетах, за теми же рабочими столами, ничего не изменилось.

Представителя ответчика — МКУ «Центр бухгалтерского учета и отчетности» муниципального образования Абдулинский городской округ, председатель ликвидационной комиссии МКУ Финансово-экономический центр учреждений образования» Кривошеева А.И., в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд в их удовлетворении отказать, пояснив, что ... истица была должным образом уведомлена о том, что трудовой договор с ней будет расторгнут ... по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией организации (уведомление ... от ...). С данным уведомлением истица была ознакомлена и ею был получен один экземпляр уведомления на руки, о чем свидетельствует подпись в уведомлении и дата получения: .... По истечении двух месяцев со дня получения уведомления, а именно ... трудовой договор с Дурасовой В.М. был расторгнут в связи с ликвидацией организации, пункт первый части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. С приказом о прекращении (расторжении) трудового договора .../лс от ... истица отказалась ознакомиться, о чем ... в ... был составлен Акт об отказе от подписания приказа об увольнении. Ею, в присутствии свидетелей: ведущего экономиста Корниковой О.В., ведущего бухгалтера Перцевой Т.Е., истице был зачитан приказ о прекращении (расторжении) трудового договора ... от ..., после чего копия приказа и трудовая книжка были отданы лично в руки Дурасовой В.М. В день увольнения ... апреля истица получила на лицевой счет, открытый в банковской организации все причитающие выплаты: заработную плату за период с ... по ... года, компенсацию за неиспользованный отпуск, выходное пособие. С учетом данных обстоятельств, считает, что права работника не были нарушены и увольнение произведено с соблюдением всех законодательных норм и требований. ...Дурасова В.М. обратилась с заявлением о принятии на должность бухгалтера в муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского учета и отчетности» муниципального образования Абдулинский городской округ ..., которое было создано постановлением администрации муниципального образования Абдулинский городской округ ... от ......... в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица, основной государственный регистрационный ..., ИНН ... а также зарегистрирован Устав. В приеме на работу было отказано по причине отсутствия вакантных (свободных) должностей (уведомление об отказе в приеме на работу от ...). Отсутствие вакантных (свободных) должностей подтверждается штатным расписанием, утвержденным приказом от ...... и копиями приказов о приеме на работу. Муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского учета и отчетности» муниципального образования Абдулинский городской округ ... не является правопреемником муниципального казенного учреждения «Финансово-экономический центр учреждений образования». Руководитель, также как и иные сотрудники «Центра бухгалтерского учета и отчетности» были приняты в соответствии с Трудовым кодексом, а не в порядке перевода.

Представитель ответчика — администрации МО Абдулинский городской округ Кондрашова М.В., действующая на основании доверенности от ..., просила суд в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского учета и отчетности» создано в соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от ...... в целях повышения качества оказываемых бухгалтерских услуг, своевременного представления бухгалтерской отчетности, повышения открытости учетных процессов, формирования единой базы электронного документооборота и оптимизации расходов на содержание органом местного самоуправления МО Абдулинский городской округ и подведомственных им учреждений.

Представитель ответчика – начальник бюджетного отдела управления финансов и экономического развития администрации МО Абдулинский городской округ Бабич Н.Б., действующая на основании распоряжения от ..., просила суд в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что на основании справки о подготовке проекта постановления (распоряжения) администрации МО Абдулинский городской округ рассмотрен вопрос о ликвидации МКУ «Финансово-экономический центр учреждений образования» и проведена ликвидация. Порядок увольнения истца не нарушен, требования Трудового кодекса были соблюдены.

Свидетель Перцева Т.Е. в судебном заседании пояснила, что в ее присутствии Дурасовой В.М. руководителем был зачитан приказ об увольнении, от подписи в приказе она отказалась, в связи с чем был составлен акт об отказе от подписания приказа об увольнении, в котором она расписалась. Она работает в муниципальном казенном учреждении «Центр бухгалтерского учета и отчетности» в должности бухгалтера, организация находится по тому же адресу, что и ликвидированное учреждение, рабочие места находятся в тех же кабинетах.

Свидетель Коринова О.В. в судебном заседании пояснила, она работает в муниципальном казенном учреждении «Центр бухгалтерского учета и отчетности». В ее присутствии ...Дурасовой В.М. был зачитан руководителем Кривошеевой А.И. приказ об увольнении, поскольку она отказывалась от подписи.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав стороны, допросив свидетелей и выслушав заключение помощника прокурора Тюрина Е.А., полагавшего, что в удовлетворении исковых требований истца необходимо отказать по тем основаниям, что увольнение было произведено в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца, по следующим основаниям.

На основании приказа о приеме на работу от ......Дурасова В.М. была принята в муниципальное казенное учреждение «Финансово-экономический центр учреждений образования ...» на должность бухгалтера 1 категории с ....

В соответствии с приказом от ... трудовой договор с Дурасовой В.М. расторгнут в связи с ликвидацией организации, пункт первый части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Основанием для увольнения истца послужило постановление администрации МО Абдулинский городской округ ... от ...... «О ликвидации муниципального казенного учреждения «Финансово-экономический центр учреждений образования», уведомление от .......

Как усматривается из части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из части 1 статьи 123.22 ГК РФ следует, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредителем бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципального казенного учреждения.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В силу п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

С учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» о том, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением его деятельности (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации.

Как видно из материалов дела муниципальное казенное учреждение «Финансово-экономический центр учреждений образования Абдулинского района Оренбургской области» создано постановлением администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области от ...... «О создании муниципального казенного учреждения «Финансово—экономический центр учреждений образования Абдулинского района Оренбургской области».

На основании решения Совета депутатов от ...... «О правопреемственности муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области», пункта 1.27 приказа управления образования от ...... «О переименовании муниципальных учреждений, подведомственных управлению образования администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области» Муниципальное казенное учреждение «Финансово—экономический центр учреждений образования Абдулинского района Оренбургской области» переименовано в муниципальное казенное учреждение «Финансово-экономический центр учреждений образования».

В соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования Абдулинский городской округ ... от ...... принято решение о ликвидации муниципального казенного учреждения «Финансово-экономический центр учреждений образования», определен состав ликвидационной комиссии, назначен председатель комиссии.

Из представленных стороной ответчика доказательств, усматривается, что в соответствии с вышеуказанным постановлением главы и во исполнение статей 62,63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационной комиссией было подано заявление о ликвидации юридического лица по форме ... на основании которого, внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, направлена информация о высвобождении работников в связи с ликвидацией в государственное казенное учреждение «Центр занятости населения ...», в журнале ... опубликовано сообщение о ликвидации.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ... Муниципальное казенное учреждение «Финансово-экономический центр учреждений образования» на основании заявления от ... находится в стадии ликвидации.

В подтверждение действительного прекращения деятельности данной организации, представителем администрации МО Абдулинский городской округ представлены также документы, подтверждающие расторжение трудовых договоров и с иными работниками ликвидируемой организации.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, на основании постановления главы администрации муниципального образования Абдулинский городской округ ... от ......-п создано муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского учета и отчетности» муниципального образования Абдулинский городской округ. ... в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица, основной государственный регистрационный ..., ИНН ..., а также зарегистрирован Устав.

Изучив представленные документы и основываясь на совокупности всех обстоятельств дела, у суда отсутствуют основания, сделать вывод о том, что вновь созданное муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского учета и отчетности» муниципального образования Абдулинский городской округ возникло в результате реорганизации.

Приходя к такому выводу, суд учитывает, что у вновь созданного муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского учета и отчетности» утверждено новое штатное расписание, издан приказ о приеме на работу работников, число работников которого составляет 36 единиц, тогда как в ликвидированном учреждении число работников составляло 21 единицу.

В судебном заседании представителем ответчика — администрации МО Абдулинский городской округ пояснено, что муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского учета и отчетности» создано в соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от ...... в целях повышения качества оказываемых бухгалтерских услуг, своевременного представления бухгалтерской отчетности, повышения открытости учетных процессов, формирования единой базы электронного документооборота и оптимизации расходов на содержание органом местного самоуправления МО Абдулинский городской округ и подведомственных им учреждений.

В подтверждение данных доводов представлены — постановление ... от ... «Об утверждении перечня учреждений, подведомственных управлению образования администрации МО Абдулинский городской округ, являющихся распорядителями (получателями) бюджетных средств» и постановление ...-п от ... «О централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности».

Согласно постановлению ... от ... «Об утверждении перечня учреждений, подведомственных управлению образования администрации МО Абдулинский городской округ, ликвидированное Муниципальное казенное учреждение «Финансово-экономический центр учреждений образования» вело бухгалтерский учет 27 муниципальных бюджетных общеобразовательных, дошкольных учреждений, а также учреждений дополнительного образования, МКУ «Информационно-методический, технический центр образовательных организаций».

Тогда как согласно постановлению ...-п от ... «О централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности», вновь созданное муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского учета и отчетности» осуществляет учет 41 муниципального учреждения, в том числе комитета имущественных и земельных отношений, управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации МО Абдулинский городской округ.

В силу статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В силу статьи 81 ТК РФ администрация предприятия, учреждения, организации вправе расторгнуть трудовой договор с работником в случае ликвидации организации.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2 (в редакции Постановления от 28 декабря 2006 года №63) основанием для увольнения работников по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке.

Указанные требования законодательства ответчиком соблюдены, истец Дурасова В.М. о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации предупреждена ..., что подтверждается уведомлением ....

С приказом об увольнении Дурасова В.М. была ознакомлена ..., что подтверждается ее пояснениями в судебном заседании.

Каких-либо нарушений при увольнении истца по вышеуказанным основаниям, при рассмотрении настоящего дела, не установлено.

Рассматривая исковые требования Дурасовой В.М. в части считать ее принятой на вакантную должность в соответствии с ее квалификацией, в соответствии с поданным заявлением о приёме на работу от ... в МКУ «Центр бухгалтерского учёта и отчётности», суд также приходит к выводу об отказе в их удовлетворении по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела ... Дурасова В.М. обратилась к директору МКУ «Центр бухгалтерского учёта и отчётности» с заявлением о приеме ее на работу, на должность бухгалтера.

В уведомлении от 19.04.2021 г. директор МКУ «Центр бухгалтерского учёта и отчётности» указывает, что в связи с отсутствием в учреждении вакантных (свободных) должностей, ей отказано в заключении с ней трудового договора.

Часть 1 ст. 22 ТК РФ наделила работодателя правами по организации труда, к которой, в частности, относится принятие решений об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, и, правами на принятие необходимых кадровых решений (подбор, расстановку, увольнение персонала).

Как разъяснено в абзаце втором п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. №2, исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 ТК РФ, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации (ст. 37), закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников (преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении, осуществляемым работодателем в письменной форме не менее чем за два месяца до увольнения, работнику должна быть предложена другая имеющаяся у работодателя работа (вакантная должность), причем перевод на эту работу возможен лишь с письменного согласия.

По смыслу частей 2, 3, 4 статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации необоснованным отказом в приеме на работу считается отказ, не основанный на деловых качествах работника, т.е. дискриминационный, связанный с личными либо физическими особенностями кандидата, его политическими или религиозными убеждениями и другими признаками, не имеющими отношения к подлежащей выполнению работе, а также отказ в том случае, когда работник имеет право заключить трудовой договор.

При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным. Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Как установлено в судебном заседании, отказ в приеме Дурасовой В.М. был вызван отсутствием в учреждении вакантных (свободных) должностей, что не является обстоятельством, носящим дискриминационный характер.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Дурасовой В. М. к муниципальному казенному учреждению «Центр бухгалтерского учета и отчетности» муниципального образования Абдулинский городской округ, муниципальному казенному учреждению «Финансово-экономический центр учреждений образования», ликвидационной комиссии муниципального казенного учреждения «Финансово-экономический центр учреждений образования», администрации муниципального образования Абдулинский городской округ, управлению финансов и экономического развития администрации муниципального образования Абдулинский городской округ о признании увольнения от ... из МКУ «Финансово экономический центр учреждений образования» незаконным, признании отказа в приеме на работу в МКУ «Центр бухгалтерского учета и отчетности» от ... незаконным и не обоснованным, принятии на вакантную должность в соответствии с квалификацией и поданным заявлением о приеме на работу от ... в МКУ «Центр бухгалтерского учета и отчетности» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.П. Мурзакова

...