НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Абдулинского районного суда (Оренбургская область) от 06.12.2023 № 2А-750/2023

№2а-750/2023

56RS0005-01-2023-000988-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Абдулино 06 декабря 2023 года

Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мурзаковой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Берлиной Е.С.,

с участием представителя административных ответчиков – Межрайонной ИФНС России №3 по Оренбургской области, УФНС России по Оренбургской области – Смолягина А. А.овича,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Толчева А. Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Оренбургской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Оренбургской области №2297 от 05.06.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Толчев А.Н. обратился с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование, что решением Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он был привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неуплату налога в виде штрафа в размере 1237,50 руб., пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации в размере 1910,18 руб., а также к уплате доначислен налог на доходы физических лиц в размере 50938 руб.

Не согласившись с вышеуказанным решением, ДД.ММ.ГГГГ в УФНС России по <адрес> он подал апелляционную жалобу. Решением УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении апелляционной жалобы отказано.

Основанием для решения явился факт продажи налогоплательщиком 1/7 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 560000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, <адрес>, Абдулинский городской округ, Новоякуповский территориальный отдел (далее - земельный участок) по цене ниже кадастровой стоимости, действовавшей на момент заключения договора купли – продажи.

На дату заключения договора купли – продажи кадастровая стоимость земельного участка составляла 5346895,30 руб., соответственно кадастровая стоимость доли – 763842,19 руб. (5346895,30 х 1/7). При этом в соответствии с договором купли – продажи стоимость доли составила 20000 руб.

На основании ст. 214.10 НК РФ, ему был доначислен налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере 162114 руб., а также штраф в размере 5065,40 руб.

Считает, что решение налогового органа является незаконным и необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям.

При вынесении решения о привлечении налогоплательщика к ответственности Межрайонная ИФНС России по <адрес> руководствовалась кадастровой стоимостью объектов недвижимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 5346895,30 руб.

Ссылаясь на статьи 378.2, 391 Налогового кодекса РФ, считает, что измененная кадастровая стоимость подлежит применению для расчета налогооблагаемой базы по НДФЛ.

Учитывая, установленную судом кадастровую стоимость земельного участка, а также предоставленный пп.1 п.1 ст.220 НК РФ имущественный налоговый вычет, у административного истца отсутствует обязанность по уплате НДФЛ. Расчет суммы НДФЛ: кадастровая стоимость доли: 81571,43 руб. (571700 руб. х 1/7 доли); размер полученного дохода на основании п.2 ст.241.10 НК РФ: 57100 руб. (81571,43 руб. х 0,7); сумма налогового вычета: 142857 (1000000 руб. х 1/7).

Просит суд признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Истец Толчев А.Н., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика – Межрайонной ИФНС России по <адрес>, УФНС России по <адрес>Смолягин А.А., действующий на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения заявленных требований, доводы изложенные в возражениях, поддержал.

Административные ответчики Борщева Т.А., Фольц Т.В., привлеченные к участию в деле протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явились в судебное заседание, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы административного дела, выслушав представителя административных ответчиков Смолягина А.А., оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Как следует из материалов в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в соответствии со статьей 85 Кодекса поступили сведения о реализации Толчевым А.Н в 2021 году 1/7 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером . Объект недвижимости имущества находился в собственности Толчева А.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на дату образования данного объекта недвижимого имущества (ДД.ММ.ГГГГ) составила 5346895,30 руб., 1/7 доли – 763842,19 руб. (5346895,30 руб. х 1/7).

Исходя из договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГТолчевым А.Н. продана 1/7 доли в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером . Стоимость отчуждаемого земельного участка составила 140000,00 руб., принадлежавшей доли – 20000,00 руб. (140000,00/7).

Учитывая, что стоимость реализованного объекта недвижимого имущества (20000,00 руб.) ниже его кадастровой стоимости с учетом понижающего коэффициента 534689,53 руб. (763842,19 руб. х 0,7), налоговым органом в соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 Кодекса произведен расчет НДФЛ исходя из принадлежавшей заявителю доли земельного участка (1/7) и 70% ее кадастровой стоимости.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ, предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

При этом на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 220 Кодекса при реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их долям либо по договоренности между ними.

В связи, с чем в целях налогообложения НДФЛ доходы Толчева А.Н. от реализации объекта недвижимого имущества (земельного участка) налоговым органом уменьшены на 142857,14 руб. (1000000,00 руб. х 1/7).

Таким образом, с учетом изложенных норм законодательства, налогооблагаемая база НДФЛ в отношении дохода, полученного Толчевым А.Н. от реализации земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ32,21 руб. (534869 689,35 руб. – 142 857,14 руб.).

НДФЛ, подлежащий уплате в бюджет, составляет 50938,00 руб. (391832,21 руб. х 13%), сумма штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в связи с занижением налогоплательщиком налогооблагаемой базы и суммы налога, подлежащего оплате, – 1273,50 руб., о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято решение с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ.

Выражая несогласие с принятым решением, административный истец указывает, что при определении налоговой базы по НДФЛ подлежит применению кадастровая стоимость, установленная решением Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-2082/2022, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена в размере его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 571 700 руб.

Указанный довод подлежит отклонению судом по следующим основаниям.

Федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации налог на доходы физических лиц, установил объект налогообложения и порядок определения налоговой базы. Для этих целей в силу статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной и натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой «Налог на доходы физических лиц».

Исходя из положений части 1 статьи 391 и части 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации для целей определения налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц используется кадастровая стоимость земельных участков и объектов недвижимости, принадлежащих им на праве собственности.

Из приведенных норм следует, что налогооблагаемой базой для исчисления налога на доходы физических лиц являются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и натуральной формах, в том числе суммы, полученные от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.

Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 названного Кодекса.

Налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если доход налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года в котором осуществлена регистрация права собственности на проданный объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения НДФЛ налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7, соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения пункта 2 статьи 214.10 Кодекса не применяются.

Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» статья 214.10 дополнена пунктом 8, согласно которому изменение кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и указанным пунктом.

В целях пунктов 2, 3 статьи 214.10 Кодекса в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении доходов налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 24 статьи 13 Федерального закона № 389-ФЗ положения пункта 8 статьи 214.10 Кодекса применяются к доходам, полученным налогоплательщиками начиная с 1 января 2023 года.

Действие статей 52, 378.2, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федеральных законов: от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», изменивших порядок применения изменений кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, распространяется только в отношении имущественных налогов (земельного налога, налога на имущество физических лиц,) осуществление перерасчета исчисленного налога на доходы физических лиц данными нормами закона не предусмотрено.

Исходя из того, что изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости после заключения сделки купли - продажи в соответствии с действующим налоговым законодательством при расчете налога на доходы физических лиц не учитывается, суд приходит к выводу, что оснований руководствоваться кадастровой стоимостью отчуждаемого объекта недвижимости в установленном решением Оренбургского областного суда от 21 ноября 2022 года размере - 571700 руб. у налогового органа не имелось, расчет НДФЛ налоговым органом произведен верно, исходя из актуальной кадастровой стоимости объекта на 15 января 2021 года, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Толчева А. Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>, Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.М. Мурзакова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.М. Мурзакова