РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. ФИО3 05 февраля 2014 года
Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Глазуновой М.С.,
с участием заместителя прокурора Таштыпского района РХ ФИО4,
при секретаре Охремчук О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-14/2014 года по исковому заявлению прокурора Таштыпского района Республики Хакасия Дубровина А.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Абаза Республики Хакасия о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Таштыпского района РХ Дубровин А.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой Таштыпского района проведена проверка соблюдения требований лесного и земельного законодательства на поднадзорной территории г. Абаза Республики Хакасия, в результате которой установлено, что на основании постановления администрации г. Абаза № 609 от 14.07.2004 года администрация г. Абаза согласно свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты> является собственником земельного участка площадью 421204 кв.м., относящегося к землям населенных пунктов на котором расположен сосновый бор участок <адрес>. Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости филиала в Таштыпском районе ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РХ, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, относящийся к землям населенных пунктов общей площадью 421204 кв.м. принадлежит в постоянном бессрочном пользовании у МУ ДОД «Центр детского творчества».
Прокуратурой Таштыпского района установлено, что на территории городского округа г. Абаза расположены городские леса, в отношении которых администрацией г. Абаза до настоящего момента не разработаны и не утверждены лесохозяйственные регламенты, не ведется государственный лесной реестр, не осуществляется муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов. Бездействие администрации г. Абаза по выполнению предусмотренных законодательством РФ обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является прямым нарушением прав жителей Абазинского городского округа и других граждан на благоприятную окружающую природную среду. Кроме того, имеет место факт нарушения федерального законодательства в сфере рационального использования, охраны, защиты и воспроизводство лесов. Отсутствие лесохозяйственного регламента и не принятие мер к его разработке и утверждению со стороны администрации города не позволяет органам местного самоуправления реализовывать полномочия, предусмотренные Лесным кодексом РФ, препятствует рациональному использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Просит возложить обязанность в 6-ти месячный срок после вступления решения в законную силу разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов МО г. Абаза, а также возложить обязанность осуществлять ведение лесного реестра в пределах представленных полномочий.
16.12.2013 года помощником прокурора Таштыпского района РХ ФИО5 заявленные исковые требования уточнены, согласно которым администрации необходимо до 30.12.2014 года разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов, осуществить ведение лесного реестра.
16.01.2014 года от заместителя прокурора Таштыпского района РХ ФИО4 поступило заявление об уточнении исковых требований прокурора, а именно, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к землям населенных пунктов общей площадью 421204 кв.м., предоставленного в постоянное бессрочное пользование МУ ДОД «Центр детского творчества», в срок до 01.01.2016 года, а также возложить обязанность осуществлять ведение лесного реестра в пределах представленных полномочий.
Представитель ответчика Администрации г. Абазы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель - ФИО6, действующая на основании доверенности <данные изъяты>, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что признает уточненные исковые требования заместителя прокурора, поступившие в суд 16.01.2014 года.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика Администрации г. Абазы.
В судебном заседании заместитель прокурора Таштыпского района РХ ФИО4 поддержала уточнение исковых требований от 16.01.2014 года по доводам, изложенным в иске.
С учетом позиции представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом РФ от 04.12.2006 года № 200-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ указано, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом пп. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
Под городскими лесами, в соответствии с п. 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 года № 516, понимаются леса, расположенные на землях населенных пунктов.
Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах городского округа, отнесена к вопросам местного значения городского округа. Пунктом 3 статьи 19 названного Закона предусмотрено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральными законами или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 4, 5 ч. 1, ч. 1.1 ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В соответствии с указанной Лесоустроительной инструкцией, а также ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права <данные изъяты> земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 421204 кв.м., расположенный в сосновом бору, участок <адрес>, зарегистрирован за муниципальным образованием г. Абаза Республики Хакасия на основании постановления Администрации г. ФИО3.
Из выписки государственного кадастра недвижимости от 18.04.2008 года, выданной филиалом в Таштыпском районе ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РХ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в постоянном бессрочном пользовании МУ ДОД «Центр детского творчества».
Из сообщения главы г. Абазы ФИО1 от 28.01.2014 года исх. №188/13 следует, что указанный земельный участок является единственным земельным участком, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования г. Абаза, иных сведений о наличии на территории г. Абаза городских лесов не имеется.
Сообщением первого заместителя Главы г. Абазы ФИО2 от 17.06.2013 года исх. №1349/10 подтверждается, что административного лесохозяйственного регламента и договоров аренды земельных участков лесного фонда, актов проверок муниципального лесного контроля и надзора, актов муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, а также проекта освоения лесов в Администрации г. Абазы не имеется, кроме этого таксации участков леса и лесоустройства Администрацией г. Абазы не проводилась.
В соответствии со ст. 70 Лесного кодекса РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 25 ст. 26 Устава муниципального образования г. Абаза, утвержденного решением Абазинского городского Совета депутатов от 05.07.2005 № 24, предусмотрено, что к одному из полномочий Администрации по решению вопросов местного значения относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Таким образом, бездействие Администрации г. Абазы по проведению лесоустройства в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования г. Абаза, а также разработки лесохозяйственного регламента городских лесов, создает реальную угрозу утраты леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в городских лесах, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства к предусмотренной законом ответственности.
Суд полагает, что неисполнение возложенных на Администрацию г. Абазы указанных обязанностей приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования, а также граждан РФ и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.
В связи с чем, судом установлено и предусмотрено действующим законодательством о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента городских лесов, а также по осуществлению ведения государственного лесного реестра в пределах предоставленных полномочий.
Кроме этого, представитель ответчика Администрации г. Абаза ФИО6, действующая на основании доверенности <данные изъяты>, в своем письменном заявлении признала требования прокурора с учетом их уточнения от 16.01.2014 года в полном объеме.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Последствия признания иска, установленные ст. 173 ГПК РФ, ответчику разъяснены и понятны.
Поскольку признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска.
На основании изложенного, с учетом совокупности всех собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования с учетом их уточнения подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Таштыпского района Республики Хакасия в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Абаза Республики Хакасия о понуждении к совершению определенных действий, удовлетворить.
Обязать администрацию г. Абаза разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к землям населенных пунктов общей площадью 421204 кв.м., предоставленного в постоянное бессрочное пользование МУ ДОД «Центр детского творчества», в срок до 01.01.2016 года, осуществлять ведение лесного реестра в пределах представленных полномочий.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абазинский районный суд.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 10.02.2014 года в Абазинском районном суде.
Председательствующий судья подпись М.С. Глазунова