№ 2-48/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Абатское 17 января 2017 года
Абатский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Лихачевой Н.В.,
при секретаре Чикишевой Н.Б.,
с участием помощника прокурора Абатского района Чемагиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Абатского района Тюменской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л:
Прокурор Абатского района Тюменской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) обратился в Абатский районный суд Тюменской области с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Абатского района в рамках осуществления надзора за исполнением трудового законодательства, в ходе мониторинга информации, размещенной на сайтах сети «Интернет» по адресам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> в свободном для неограниченного круга лиц доступе, выявлены сайты, содержащие информацию о незаконных способах приобретения трудовых книжек с трудовым стажем. Заявление подано прокурором в порядке главы 28 ГПК РФ с целью установления имеющего юридическое значение факта - признания информации, размещенной в сети «Интернет», по адресам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В соответствии со статьей 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение. Просит суд признать информацию, распространенную в сети «Интернет» по указанным адресам информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, направить копию решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения вышеперечисленных сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора Абатского района Чемагина Н.В. заявленные требования поддержала полностью по основаниям, указанным в заявлении и просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО представила суду заявление, в котором не возражает против удовлетворения требований, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО.
С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле. Оснований для отложения судебного заседания судом не установлено.
Изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора Абатского района Чемагиной Н.В., учитывая мнение представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст.12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно рапорту помощника прокурора <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе мониторинга Интернет ресурсов установлено,
что на сайтах сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>в свободном для неограниченного круга лиц доступе, выявлены сайты, содержащие информацию о незаконных способах приобретения трудовых книжек с трудовым стажем. (л.д.11-13)
В материалах дела имеется скриншот страниц Интернет – сайтов:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> (л.д. 14-16, 17, 18).
Согласно сведениям из Единого Реестра Роскомнадзора, сайты по указанным выше адресам в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся (л.д.19,20,21).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в сети
«Интернет» на сайтах по адресам: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>предлагаются к продаже трудовые книжки с трудовым стажем. Так, например, администраторы сайта «Купить трудовой стаж. Купить трудовую книжку» <данные изъяты><данные изъяты>предлагают за вознаграждение неограниченному количеству пользователей сети «Интернет» свою помощь в оформлении трудового стажа. На указанном сайте размещена следующая информация: «Купить трудовой стаж с трудовой книжкой в обычном отделе канцтоваров или газетном киоске нельзя, зато можно у нас. Точнее, мы не предлагаем попросту купить трудовую со стажем, мы помогаем нашим клиентам вписать в трудовую стаж работы на реально существующем предприятии, где при необходимости смогут подтвердить, что Вы действительно были их сотрудником на протяжении указанного в трудовой периода. Купить трудовую обязательно необходимо людям, уволенным по статье. Что там говорить. После отметки в трудовой «уволен по статье» и без того не очень широкий круг потенциальных работодателей сужается до единиц. О нормальной, хорошо оплачиваемой работе даже не мечтай. Промоутер, дворник, уборщица, наборщик текста – вот перечень вакансий для людей, уволенных по статье. Купить трудовую книжку без негативных записей – самый простой и доступный способ избежать дискриминации в свой адрес на рынке труда. Нередко простые рабочие не сильно переживают, если работодатель не берет их на работу официально. Причиной этому зачастую является обоюдная выгода. Работодатель может предложить рабочему более высокую зарплату, поскольку ему не надо платить налоги. Государство такого, естественно, не поощряет. Подобные случаи, однако, случаются. Люди работают, зарабатывают неплохо, но годы идут. И тут наступает момент, когда человек начинает задумываться, а долго ли еще его работа будет удовлетворять работодателя, ведь с годами сил не прибавляется. Тогда возникают мысли о возможной смене работы на случай чего. И человека осеняет, что на лучшую работу без опыта его не возьмут. Государство пенсии не даст, если Ваша трудовая пуста! В таких ситуациях другого выхода, как купить стаж, попросту нет. Наша компания уже многие годы оказывает услуги для желающих увеличить свой трудовой стаж. Следуя букве закона, мы помогаем людям получить записи в трудовую с реальных фирм и компаний, а не просто купить трудовую со стажем». Кроме того, на сайте размещены: перечень оказываемых услуг и расценки.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ).
Понятие информационно - телекоммуникационной сети дано в пункте 4 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ в соответствии, с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»: страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
В силу положений пункта 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Форма,порядокведения и хранения трудовых книжек, а такжепорядокизготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (далее Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225.
В соответствии с пп. 7,8 Правил работодатель обязан по письменному заявлению работника не позднее трех рабочих дней со дня его подачи выдать работнику копию трудовой книжки или заверенную в установленном порядке выписку из трудовой книжки.
Оформление трудовой книжки работнику, принятому на работу впервые, осуществляется работодателем в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.
Трудовая книжка заполняется в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2003 N 5219)
За нарушение установленного настоящими Правилами порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленнуюзаконодательствомРоссийской Федерации (п. 45 Правил).
Таким образом, вносить записи о трудовой деятельности гражданина (о месте работы, должности, периоде работы, трудовом стаже) вправе только работодатель (или уполномоченное им лицо), у которого гражданин осуществлял трудовую деятельность. При этом, внесению записей о периоде работы (трудовом стаже) в трудовую книжку предшествует осуществление гражданином трудовой деятельности.
Следовательно, предоставление возможности доступа к информации, содержащей побуждение к получению трудовых книжек с трудовым стажем без фактического осуществления трудовой деятельности с целью их последующего использования для получения права или освобождения от обязанностей, за использование которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», является распространением запрещенной информации.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Анализ содержания положений пункта 6 статьи 10 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае – информация, побуждающая к изготовлению и использованию подложного документа), являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей общество приобретать трудовые книжки «со стажем», фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
На основании изложенного, суд исходит из того, что действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим запрещенную законом информацию, факт размещения которой на приведенных сайтах не оспаривается, в связи, с чем приходит к выводу, что в силу закона требования прокурора Абатского района подлежат удовлетворению, поскольку размещение информации на указанных Интернет - сайтах нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, в силу чего является незаконным.
Суд считает, что в заявлении прокурора Абатского района ставится вопрос о признании информации распространенной в сети «Интернет» по адресам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, ставится вопрос об установлении правового состояния информационного материала, которое в дальнейшем может иметь юридическое значение для включения в реестр соответствующих сведений, а также для привлечения к ответственности лиц за распространение информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и для дальнейшего предотвращения распространения материала иными лицами.
С учетом изложенного, суд считает, что заявление прокурора о признании информации, распространенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства по правилам особого производства.
При этом установление конкретных лиц, разместивших информацию в сети «Интернет» не является обстоятельством, имеющим юридическое значение для решения вопроса о том, является ли размещенная информация информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
С учетом положений ст.268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение.
В силу п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Абатского района Тюменской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения вышеперечисленных сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Абатский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья (подпись)
Решение в окончательной форме принято 17 января 2017 года.