НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Абанского районного суда (Красноярский край) от 27.02.2013 № 2-63/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ 2013 г. Абанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Сумачевой Н.В.,

с участием прокурора Абанского района Красноярского края Ж,

при секретаре А,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Абан Красноярского края гражданское дело по иску прокурора Абанского района в интересах ФИО1 , ФИО2 , ФИО3, ФИО4 , ФИО5 , ФИО6 , ФИО7 к Управлению социальной защиты населения Администрации Абанского района об обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Абанского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах ФИО1 , ФИО2 , ФИО3, ФИО4 , ФИО5 , ФИО6, ФИО7 с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Абанского района об обязании произвести ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, за период с 01.02.2010г. по 30.06.2010г.; из расчета 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, 100 % оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Красноярского края, за период с 01.07.2010 года по 31.12.2011 года; ФИО1 из расчета 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, 100 % оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Красноярского края, за период с 01.09.2010 года по 31.12.2011 года.

Исковые требования мотивированы тем, что указанные лица являются педагогическими работниками, проработавшими в сельской местности более 10 лет, вышедшими на пенсию и проживающими в сельской местности, имеют право на меры социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения как педагоги-пенсионеры, однако меры социальной поддержки ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в период с 2007 года по 31 декабря 2011 года предоставлялись как ветеранам труда в размере 50% оплаты электроснабжения в пределах норматива потребления, 50 % оплаты приобретения и доставки твердого топлива, исходя из социальной нормы 22 кв.м., а для одиноко проживающих - 33 кв.м., а ФИО1 с 11.08.2010г. по 01.01.2012г. меры социальной поддержки не предоставлялись.

В судебном заседании прокурор Абанского района Ж настаивал на удовлетворении исковых требований по вышеизложенным основаниям, пояснив, что поскольку органам социальной защиты было хорошо известно, что указанные лица являются педагогами и ранее пользовались льготами как педагоги, то они не могли быть лишены данных мер социальной поддержки.

Лица, в чьих интересах заявлены исковые требования, - ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения гражданского дела судебными поветсками, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что на удовлетворении исковых требований прокурора Абанского района настаивают.

Лицо, в чьих интересах заявлены исковые требования - ФИО7 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований прокурора Абанского района, пояснив, что имеет педагогический стаж более 10-ти лет, проживает в <адрес> в доме с печным отоплением, ранее пользовалась льготами как педагог, в настоящее время находится на пенсии.

Представитель ФИО7 - по доверенности Л в судебном заседании исковые требования прокурора в интересах ФИО7 поддержала и пояснила, что ФИО7 работала педагогом в сельских общеобразовательных школах <данные изъяты>, имеет педагогический стаж более 10 лет, проживает в сельской местности в <адрес>, находится на пенсии. Ранее она получала льготу по оплате отопления и освещения как педагог. В 2010г. в получении льгот как педагогу ей было отказано на том основании, что она является неработающим педагогом и находится на пенсии. Считает, что поскольку она пользовалась льготами, предоставленными ей как педагогу на бесплатное отопление и освещение жилого помещения, во время работы педагогом, то и в испрашиваемый прокурором период такая льгота ей также положена. Она (Л), как представитель профсоюза, неоднократно обращалась с данными требованиями о предоставлении льгот педагогам-пенсионерам в отдел соц. защиты, но специалисты ОСЗН отказывались оформлять им документы на меры социальной поддержки как педагогам-пенсионеру, разъясняя, что право на данную льготу законодательно не закреплено.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения Администрации Абанского района – руководитель УСЗН ЛДД.ММ.ГГГГ представила в суд возражения по существу искового заявления, указав, что предоставление денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан носит заявительный характер. В период с 01.02.2010г. по 30.06.2010г. и с 01.07.2010г. по 31.12.2011г. указанные педагоги-пенсионеры в УСЗН Абанского района с заявлениями о предоставлении денежных выплат как педагогам-пенсионерам не обращались, следовательно, оснований для перерасчета размера мер социальной поддержки не имеется. За период с 01.02.2010г. по 30.06.2010г. и с 01.07.2010г. по 31.12.2011г. согласно поданным заявлениям им были выплачены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальным услугам и субсидии с учетом доходов граждан в размере 50%: ФИО5, ФИО7 - как ветеранам труда края, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6, – как ветеранам труда. ФИО1 меры социальной поддержки не предоставлялись в связи с отсутствием льготного статуса.

Считает, что абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрены льготы исключительно педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Следовательно, на педагогов-пенсионеров порядок предоставления мер социальной поддержки, установленный ст. 55 Закона РФ «Об образовании» и Законом края, не распространяется. Действовавшие с 1 января 2005 года по июль 2010 года нормы Законов края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», от 07.02.2008 № 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», предусматривающие меры социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности, на пенсионеров из числа бывших педагогических работников не распространялись. В соответствии с положениями ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Поскольку предоставление льгот педагогическим работникам, работавшим и проживающим на селе, вышедшим на пенсию, предусмотрено федеральными нормативными актами, то обязанность по их предоставлению является федеральным расходным обязательством и не относятся к полномочиям субъектов РФ.

В соответствии с Законом края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, в том числе и по предоставлению денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края» в соответствии с Законом края (п. 13 ст. 1). Главным распорядителем краевых бюджетных средств (субвенций) на данные цели выступает министерство социальной политики края. Финансирование государственных полномочий осуществляется только в пределах бюджетных ассигнований и на категорию педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности. Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 БК РФ. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ. Такого случая Законом РФ «Об образовании» и Законом края не установлено.

В судебное заседание представитель ответчика - управления социальной защиты населения администрации Абанского района – руководитель Управления Л, надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ, не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Российской Федерации, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился. Представитель Министерства финансов РФ - по доверенности главный специалист-эксперт юридического отдела Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю З просила рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства финансов РФ, в представленном пояснении на исковое заявление указала, что Министерство финансов РФ. Не имеет материально-правовой заинтересованности в рассматриваемом споре.

Выслушав прокурора Абанского района Ж, ФИО7, представителя ФИО7 - по доверенности Л, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Постановлениями Совета Министров СССР от 10.02.1948 года №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04.05.1971 года №255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (действующими до настоящего времени), за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, имеющих общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет.

Согласно п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Законом Красноярского края от 07.02.2008 № 4-1256, вступившим в законную силу 09.03.2008г., а также Постановлением Правительства Красноярского края от 19.06.2009г. №318-П, установлен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в пункте 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.

Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008г. педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению, в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.

Законом Красноярского края от 10.06.2010г.№10-4691, вступившим в законную силу 01.07.2010 года, отменен закон Красноярского края от 07.02.2008 №4-1256 и установлен новый порядок реализации права педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.

В силу ст. 7 указанного Закона представление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.

Федеральным законом от 29.12.2010г.№ 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2. и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, согласно которому педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статьей 3 указанного ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п.5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-I "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО7 работали в муниципальных образовательных учреждениях <данные изъяты>, имеют педагогический стаж работы в сельской местности каждый более 10 лет.

Так, ФИО5 проживает в сельской местности по адресу: <адрес>, имеет стаж педагогической работы с 10.09.1973 года по 19.08.2008г. В 2010-2011г.г. ФИО5 была предоставлена компенсация в размере 50% как ветерану труда края.

ФИО2 проживает в сельской местности по адресу: <адрес>, имеет стаж педагогической работы с 01.04.1965 года по 19.10.1994 года. В 2010-2011г.г. ФИО2 была предоставлена компенсация в размере 50% как ветерану труда.

ФИО3 проживает в сельской местности по адресу: <адрес>, имеет стаж педагогической работы с 01.08.1952 года по 01.09.1980 года, с 18.11.1981г. по 22.06.1987г, с 16.01.1989г. по 15.08.1991г., с 05.11.1992г. по 11.08.1993г. В 2010-2011г.г. ФИО3 была предоставлена компенсация в размере 50% как ветерану труда.

ФИО7 проживает в сельской местности по адресу: <адрес>, имеет стаж педагогической работы с 10.08.1967 года по 07.02.1979 года. В 2010-2011г.г. ФИО7 была предоставлена компенсация в размере 50% как ветерану труда.

ФИО4 проживает в сельской местности по адресу: <адрес>, имеет стаж педагогической работы с 15.08.1968 года по 27.07.1969 года, с 13.08.1969 года по 27.07.1975 года, с 07.08.1975 года по 01.10.1975 года, с 24.10.1975 года по 19.10.1994 года. В 2010-2011г.г. ФИО4 была предоставлена компенсация в размере 50% как ветерану труда.

ФИО6 проживает в сельской местности по адресу: <адрес>, имеет стаж педагогической работы с 21.06.1979 года по 10.06.1985 года, с 01.09.1998 года по 31.08.2009 года. В 2010-2011г.г. ФИО6 была предоставлена компенсация в размере 50% как ветерану труда края.

ФИО1 проживает в сельской местности по адресу: <адрес>, имеет стаж педагогической работы с 10.02.1978 года по 24.11.1986 года, с 01.11.1988 года по 10.08.2010 года. По 10.08.2010 года ФИО1 была предоставлена компенсация как работающему педагогу, с 01.09.2010 года по 31.12.2011 года меры социальной поддержки ФИО1 не назначались в связи с отсутствием льготного статуса.

Таким образом, указанные лица являются педагогическими работниками, вышедшими на пенсию, имеющими право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.

Меры социальной поддержки ветеранам труда регулируются ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», на региональном уровне - положениями закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».

Меры социальной поддержки педагогическим работникам регулируются Федеральным законом № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» (ст.55).

Перечисленными законами предусмотрено право ветерана труда на получение меры социальной поддержки в виде: 50 % оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края; 50 % оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; право педагогических работников на денежные выплаты в следующих размерах: 100 процентов оплаты жилой площади, отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления и освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края.

Из данного нормативного регулирования следует, что наиболее выгодные основания получения компенсации предоставляются педагогическим работникам.

В судебном заседании установлено, что указанные граждане ранее пользовались льготами как педагоги, в 2010-2011г.г. неоднократно обращались в УСЗН с требованиями предоставить им льгот как педагогическим работникам, однако в предоставлении данных мер социальной поддержки им было отказано со ссылкой на отсутствие механизма правового регулирования предоставления льгот и права на данные льготы у педагогов-пенсионеров.

Согласно информации УСЗН Администрации Абанского района от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 до 10.08.2010г. предоставлялась мера социальной поддержки как работающему педагогу, выплаты произведены в полном объеме по день увольнения. С сентября 2010г. выплаты прекращены в связи с увольнением из образовательного учреждения, другими мерами социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг ФИО1 в УСЗН не пользуется.

Учитывая, что меры социальной поддержки для педагогов предусматривают 100% оплаты жилой площади, отопления, включая твердое топливо, и освещения, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора об обязании произвести ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, за период с 01.02.2010г. по 30.06.2010г.; из расчета 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, 100 % оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Красноярского края, за период с 01.07.2010 года по 31.12.2011 года; а ФИО1- из расчета 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, 100 % оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Красноярского края, за период с 01.09.2010 года по 31.12.2011 года, с возложением данной обязанности на УСЗН Администрации Абанского района.

При этом выход ФИО1 на пенсию не должен лишить ее права на получение мер социальной поддержки как педагогическому работнику, а реализация ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 права на получение мер социальной поддержки по другим основаниям не может быть признана добровольным выбором истцов между двумя основаниями получения льгот, поскольку о предоставлении других льгот педагогами-пенсионерами было заявлено только после прекращения возмещения расходов на оплату жилья как педагогам и такового выбора ответчиком им представлено не было.

Руководствуясь ст., ст. 194 –198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Абанского района в интересах ФИО1, ФИО2 , ФИО3 , ФИО4 , ФИО5 , ФИО6 , ФИО7 к Управлению социальной защиты населения Администрации Абанского района об обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки удовлетворить.

Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Абанского района произвести ФИО2 , ФИО3, ФИО4 , ФИО5 , ФИО6 , ФИО7 перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, за период с 01.02.2010г. по 30.06.2010г.; из расчета 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, 100 % оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Красноярского края, за период с 01.07.2010 года по 31.12.2011 года; ФИО1 - из расчета 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, 100 % оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Красноярского края, за период с 01.09.2010 года по 31.12.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Абанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья