НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Абанского районного суда (Красноярский край) от 26.02.2019 № 2-90/19

дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Абан 26 февраля 2019 года

Абанский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего - судьи Кизиловой Н.В., с участием помощника прокурора Абанского района Красноярского края Серого С.С., истца Швец С.И., представителей истца Швец С.И. - Козловой Л.Б., Якуш Ю.И., представителя ответчиков администрации Абанского района Красноярского края, отдела ЖКХ, архитектуры, строительства и транспорта администрации Абанского района Красноярского края - Чухломиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Абан Красноярского края гражданское дело по иску Швец С. И. к отделу ЖКХ, архитектуры, строительства и транспорта администрации Абанского района Красноярского края, администрации Абанского района Красноярского края о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Швец С.И. обратилась в суд с иском к отделу ЖКХ, архитектуры, строительства и транспорта администрации Абанского района Красноярского края о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Свои исковые требования мотивирует тем, что 21 мая 2007 года по 9 января 2019 года работала в администрации Абанского района ведущим специалистом, с 29 декабря 2009 года была переведена в отдел жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, строительства и транспорта (отдел ЖКХ и ACT) администрации Абанского района ведущим специалистом, общий стаж муниципальной службы более 11 лет. 16 октября 2018 года была письменно уведомлена начальником отдела ЖКХ и ACT администрации Абанского района (уведомление №1 от 16.10.2018) о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата в отделе ЖКХ и ACT администрации Абанского района. Разъяснялось, что в течение срока предупреждения об увольнении будут направляться предложения о возможном переводе на другие подходящие вакантные должности при их наличии в отделе ЖКХ и ACT администрации Абанского района. Однако от работодателя не поступило ни одного предложения о переводе на другую имеющуюся работу (вакантную должность). Просит учесть то, что является единственным членом семьи с самостоятельным заработком. Муж ранее был также уволен в связи с сокращением штата работников организации, в которой работал, в настоящее время не трудоустроен в связи с отсутствием рабочих мест в организациях, расположенных по месту жительства. Также в отделе ЖКХ и ACT администрации Абанского района работает специалистом Н, который уже достиг пенсионного возраста и получает пенсию, однако он не был уволен в связи с сокращением штата, а была уволена по данному основанию она (Швец), не имеющая никаких средств к дальнейшему существованию. Также просит учесть то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ года ей исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, что является практически предпенсионным возрастом (в соответствии с пенсионной реформой), находясь в котором очень сложно найти новое место работы. Считает сокращение штата в отделе ЖКХ и ACT администрации Абанского района незаконным и фиктивным, поскольку на время декретного отпуска специалиста архитектора отдела ЖКХ и ACT администрации Абанского района Е, на ее должность была временно принята ранее не работавшая в отделе Ч В октябре 2018 года перед выходом из декретного отпуска специалиста архитектора Е, руководитель отдела ЖКХ и ACT администрации Абанского района Х уведомил ее (Швец) о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата и сказал, что никакую должность в своем отделе предоставлять не будет, а в отделе ЖКХ и ACT вместо сокращенной должности введут вторую должность специалиста архитектора и трудоустроят на нее постоянно Ч, а ее (Швец) должностные обязанности передадут специалисту архитектору Е В период предупреждения о сокращении сильно расстроилась из-за предстоящего увольнения с работы и неадекватного, недостойного поведения руководителя Х, поднялось высокое артериальное давление в связи с чем с 17.12.2018 по 29.12.2018 находилась на амбулаторном лечении в Абанской районной больнице, о чем имеется больничный лист. По выходу с больничного, по окончании лечения начальником отдела ЖКХ и ACT администрации Абанского района Х был издан приказ №1-к от 09.01.2019 о ее (Швец) увольнении с работы в связи с сокращением штата. Считает, что фактически в отделе ЖКХ и ACT администрации Абанского района сокращения штата не было, была сокращена ее должность и в то же время введена другая, которая в нарушение требований ТК РФ ей (Швец) предложена не была, а на нее была трудоустроена Ч При увольнении не было учтено ее (Швец) преимущественное право на оставление на работе, как единственного кормильца семьи, как человека, оставляемого в случае увольнения, без каких-либо средств к существованию. Не поступило от работодателя ни одного предложения о переводе на другую работу (вакантную должность), кроме "дежурных отписок" об отсутствии должностей, и то написанных после обращения к Главе администрации Абанского района. Считает действия работодателя, уволившего с работы, полным произволом по отношению к работнику, за которого некому заступиться. Неправомерными действиями работодателя был причинен моральный вред, который выразился в сильном и стойком повышении артериального давления, стрессе, бессоннице, депрессии. Из-за ухудшения здоровья вынуждена была пойти на больничный. Причиненный моральный вред оценивает в 100000 рублей.

12.02.2019 по ходатайству стороны истца к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Абанского района Красноярского края.

В судебном заседании истец Швец С.И., ее представители Якуш Ю.И., Козлова Л.Б., на удовлетворении исковых требований настаивали. Уточнили, что просят взыскать 58260,65 руб. - заработной платы за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в сумме 100000 руб., с ответчика - администрации Абанского района Красноярского края, которого считают работодателем.

Представитель ответчиков администрации Абанского района Красноярского края, отдела ЖКХ, архитектуры, строительства и транспорта администрации Абанского района Красноярского края - Чухломина Н.В., исковые требования не признала. Пояснила, что отдел ЖКХ и ACT является муниципальным органом с правами юридического лица, согласно Положения об отделе, утвержденного постановлением администрации Абанского района 22.12.2011 №1324-п. Право определять численность и штат работников принадлежит исключительно работодателю, который, реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации права, в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Вакантных должностей в отделе ЖКХ и ACT не имелось. Другие вакантные должности администрации (если таковые и были) работодатель отдел ЖКХ и ACT не был уполномочен предлагать, поскольку это не входило в его компетенцию. Процедура увольнения истицы работодателем была соблюдена в полном объеме, поэтому оснований для признания увольнения незаконным и восстановления Швец С.И. на работе, взыскании компенсации морального вреда не имеется. Указала, что администрация Абанского района Красноярского края является ненадлежащим ответчиком.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора Абанского района Красноярского края Серого С.С., суд приходит к следующему.

В силу положений ст.5 ТК РФ, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих определены Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

По смыслу части 1 статьи 19 Федерального закона №25-ФЗ трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по основаниям для расторжения трудового договора, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, а также по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случаях, указанных в настоящем законе.

Частью 2 статьи 23 названного Закона установлено, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Пунктом 2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в случае сокращения численности или штата работников организации.

Согласно ч.2 ст.81 Трудового кодекса РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом, работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении N 2 от 17.03.2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при разрешении дел о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения возлагается на работодателя. Судам следует иметь в виду также то, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части первой статьи 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ).

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса (часть 1). О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2).

Из материалов дела следует, что 29.12.2009г. руководителем отдела ЖКХ, АСТ администрации Абанского района заключен трудовой договор со Швец С.И., в соответствии с п.1.2 которого последняя обязуется исполнять должностные обязанности по должности ведущего специалиста.

Как следует из штатного расписания отдела ЖКХ и АСТ на 01.10.2018 в отделе было две должности ведущего специалиста.

10.10.2018 главой администрации Абанского районо принято распоряжение №317-р о сокращении с 17.12.2018 штатной должности ведущего специалиста в отделе ЖКХ и АСТ администрации Абанского района, в целях эффективности расходования бюджетных средств на содержание органов местного самоуправления, их рационального использования.

11.10.2018 начальником отдела ЖКХ и АСТ администрации Абанского района Х издан приказ №10-к об исключении из организационно-штатной структуры отдела ЖКХ и АСТ администрации Абанского района одной единицы должности ведущего специалиста с 17.12.2018 и утвержден состав комиссии по вопросам сокращения численности и штата работников отдела.

15.10.2018г. состоялось заседание комиссии по вопросу определения работников, обладающих преимущественным правом на оставление на работе и не подлежащих увольнению при сокращении численности, которой принято решение утвердить кандидатуру, подлежащую увольнению по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ Швец С.И., поскольку не подлежит увольнению ведущий специалист М, являющаяся одинокой матерью, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет одна.

16.10.2018 Швец С.И. уведомлена работодателем о сокращении численности (штата) в отделе ЖКХ и АСТ администрации Абанского района.

Кроме того, согласно нормам действующего трудового законодательства РФ, 16.10.2018 работодателем в службу занятости населения направлены сведения о принятии решения о сокращении численности или штата работников.

13.12.2018, 09.01.2019 Швец С.И. вручены уведомления об отсутствии у работодателя вакантных мест.

В период с 17.12.2018 по 29.12.2018 Швец С.И. выдан листок нетрудоспособности, поскольку рабочим днем было 09.01.2019, в указанный день начальником отдела ЖКХ и АСТ вынесен приказ №1-к о прекращении с последней действия трудового договора. Швец С.И. уволена 09.01.2019 на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, с указанным приказом истец ознакомлена в день увольнения.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истец была уволена в соответствии с нормами трудового законодательства, нарушения установленного законом порядка увольнения ответчиком допущено не было, не были нарушены ее права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и гарантированные Конституцией РФ.

Проверяя доводы истца о незаконности ее увольнения, суд считает, что факт сокращения штатов установлен и подтвержден представленными суду доказательствами.

Постановлением главы администрации Абанского района от 26.09.2018 №418-п внесены изменения в постановление администрации Абанского района от 10.07.2012 №815-п «об утверждении перечня должностей муниципальной службы в администрации Абанского района и ее структурных подразделениях», а именно в разделе «Должности муниципальной службы в администрации Абанского района» выведена строка: специалисты старшая главный специалист отдела СЭР по вопросам мобилизационной подготовке и секретному делопроизводству 1. В разделе «Должности муниципальной службы в отделе ЖКХ и АСТ администрации Абанского района» выведена строка: специалисты старшая главный специалист-архитектор 1, введена строка: специалисты старшая главный специалист-архитектор 2.

Согласно штатного расписания от 01.10.2018 в отделе ЖКХ и АСТ имелись должности: начальника отдела - 1, заместителя начальника -1, главный специалист-архитектор - 2, ведущий специалист – 2, а всего 7 муниципальных служащих.

Как следует из штатного расписания на 01.01.2019 количество муниципальных служащих в отделе – 7.

Из штатного расписания от 10.01.2019 следует, что количество муниципальных служащих в отделе ЖКХ и АСТ составляет 6, отсутствует одна должность ведущего специалиста.

Указанное выше является доказательством того, что действительное сокращение численности работников отдела ЖКХ и АСТ имело место.

Доводы стороны истца о необоснованности проведения ответчиком сокращения, признаются не состоятельными, поскольку из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 1 и ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, ст. 22 ТК РФ следует, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).

Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, данное право предоставлено работодателю законом и не может рассматриваться как противоправные действия в отношении работника.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 15 июля 2008 года №411-О-О, принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения, предусмотренных в части третьей статьи 81, части первой статьи 179, частях первой и второй статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года №411-О-О, от 29 сентября 2011 года №1164-О-О, от 16 июля 2015 года №1625-О и другие).

Довод стороны истца о том, что начальник отдела ЖКХ и АСТ обязан был предложить Швец должность главного специалиста-архитектора, суд признает несостоятельным, поскольку вторая ставка главного специалиста-архитектора была введена в штатное расписание отдела ЖКХ и АСТ 26.09.2018 распоряжением главы администрации Абанского района №301-1-р, тогда как решение о сокращении штата было принято работодателем 11.10.2018.

Приказом начальника отдела ЖКХ и АСТ №9-к 26.09.2018 характер работы главного специалиста-архитектора Ч изменен с временного на постоянный.

При этом как следует из материалов дела, не оспаривалось сторонами Ч приказом начальника отдела ЖКХ и АСТ №13-к от 27.11.2015 была принята в отдел главным специалистом-архитектором на период отсутствия Е, которая 18.12.2018 досрочно вышла из отпуска по уходу за ребенком и приступила к исполнению обязанностей главного специалиста-архитектора.

Таким образом, Ч была принята на должность главного специалиста-архитектора до открытия процедуры сокращения в отношении Швец С.И.

Кроме того, должность главного специалиста-архитектора не могла быть предложена истице ввиду несоответствия образования истицы требованиям, предъявляемым к указанной должности. Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, истец Швец С.И. имеет среднее профессиональное образование - техник строитель по специальности «Строительство и эксплуатация лесовозных дорог» и высшее образование - менеджер по специальности «Государственное и муниципальное управление» со специализацией «Региональное управление».

Как следует из должностной инструкции главного специалиста-архитектора отдела ЖКХ и АСТ на должность назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических и руководящих должностях в соответствующей профилю отрасли не менее 1 года.

Ссылка стороны истца на единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих архитектуры и градостроительства от 23.04.2008 года не состоятельна, поскольку согласно данного справочника квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций (п.3).

Наличие иной вакантной должности в отделе ЖКХ и АСТ администрации Абанского района, которая могла быть предложена работодателем, но не предложена им в период с 16.10.2018 по день увольнения, судом не установлено.

Отдел ЖКХ и ACT является муниципальным органом с правами юридического лица, действует на основании положения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.02.2019.

Как следует из п.1.2 Положения отдел создан и наделен статусом юридического лица и в своей деятельности подчинен Главе администрации Абанского района Красноярского края.

П.5.6 Положения установлено, что начальник отдела в установленном порядке принимает и увольняет работников отдела.

Глава администрации в соответствие с Уставом Абанского района определяет штатную численность отдела. Начальник отдела ЖКХ и ACT в соответствие с положением об отделе наделен полномочиями по внесению предложений по структуре отдела и штату (п.5.6.1), наделен правом утверждать должностные инструкции (п.5.6.2).

В соответствие с ч.2 ст.9 Устава Абанского района, по решению районного Совета правами юридического лица могут наделяться органы администрации района.

Согласно трудового договора от 29.12.2009, как указывалось выше, сторонами трудовых отношений выступили отдел ЖКХ и ACT (работодатель) и Швец С.И. (муниципальный служащий).

На основании изложенного довод стороны истца о том, что администрация Абанского района является работодателем Швец С.И. и также была обязана предложить вакантные должности последней, суд признает несостоятельными, поскольку работодателем является отдел ЖКХ и АСТ администрации Абанского района, соответственно он и является надлежащим ответчиком по делу.

Суд признает несостоятельными доводы стороны истца о незаконности увольнения Швец С.И. так как последняя является гражданином предпенсионного возраста, поскольку специального порядка увольнения работников предпенсионного возраста по сокращению численности (штата) нет. С 2019 г. под предпенсионным возрастом понимается период в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначенную досрочно (абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона о занятости). При этом периоды предпенсионного возраста для женщин, рожденных в 1967 г. - 2021 - 2026 гг.

Также суд признает несостоятельным довод истца о том, что она не подлежала сокращению поскольку является единственным членом семьи с самостоятельным заработком, так как супруг не работает, поскольку допустимых и достоверных доказательств того, что супруг истца является инвалидом, не может работать по состоянию здоровья, находится на иждивении и т.д., в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела представлено не было.

Таким образом, процедура увольнения ответчиком была соблюдена: сокращение замещаемой истцом должности имело место, за два месяца до предстоящего увольнения истец уведомлена о предстоящем увольнении, в период проведения процедуры сокращения вакантные должности у работодателя отсутствовали, преимущественного права оставления на работе Швец С.И. отсутствовали.

Доводы стороны истца основаны на неверном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению, требования законодательства были соблюдены при расторжении трудового договора с истцом.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Швец С. И. к отделу жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, строительства и транспорта администрации Абанского района Красноярского края, администрации Абанского района Красноярского края о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01.03.2019г.

Судья