УИД №
Дело № 2-3339/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29.05.2019 г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Лемперт И.Н.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ по Центральному военному округу», Жилищной Коммунальной Службе № 10/8 (г. Абакан) ЖЭ(К)О № 10 (г. Иркутск) Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ по Центральному военному округу» о взыскании недоплат по заработной плате, отпуску, выходного пособия по ликвидации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу», жилищной коммунальной службе №10/8 ЖЭ(К)О №10 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Центральному военному округу о взыскании недоплат сумму к заработной плате, основному отпуску и выходному пособию, мотивируя требование тем, что до ДД.ММ.ГГГГ истец работала в «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу», жилищная коммунальная служба №10/8 ЖЭ(К)О №10 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Центральному военному округу), была уволена, в связи с ликвидацией обособленного структурного подразделения. В день увольнения истец получила расчетные листки. При детальном изучении расчетных листков было установлено, что на дополнительную стимулирующую выплату районный коэффициент и северная надбавка не начислялись. Для проверки начисленных выплат и проведения перерасчета она обратилась к независимому бухгалтеру, которым также было установлено не полное начисление заработной платы. Размеры районного коэффициента и северной надбавки прописаны в п. 6.1. трудового договора. Начисление районного коэффициента и северной надбавки регламентируется ст. 315, 316, 317 ТК РФ. Дополнительная стимулирующая выплата (премия) относится к регулярным выплатам, так как выплачивалась ежемесячно и являлась неотъемлемой частью постоянного заработка работника. С ДД.ММ.ГГГГ ответчик оставшимся работникам на дополнительную стимулирующую выплату (премию) стал начислять районный коэффициент и северную надбавку. В связи с чем, ФИО1, с учетом уточнения исковых требований, просит взыскать с ответчиков задолженность по заработной плате 48 823,08 руб. (с учетом вычета НДФЛ - 13%), составляющих: недоплату заработной платы и основного отпуска, пересчитанного в связи с начислением районного коэффициента и северной надбавки на дополнительную материальную выплату (премию) ДД.ММ.ГГГГ, взыскании денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы 2 173,54 руб.; 27 797,88 руб. (с учетом вычета НДФЛ - 13%), составляющих: недоплату заработной платы и компенсации основного отпуска при увольнении по ликвидации, выходного пособия, пересчитанных в связи с начислением районного коэффициента и северной надбавки на дополнительную материальную выплату (премию) за 2019 год, взыскании денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в сумме 552,94 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, надлежащим образом была уведомлена о времени и месте судебного заседания, направила представителя.
Представитель истца ФИО6 по ордеру, заявленные требования поддержала, суду, с учетом возражения на иск ответчика, пояснила, что дополнительная стимулирующая выплата относится к выплатам стимулирующего характера, производилась ежемесячно (т.е., имела систематический характер), входила в систему оплаты труда Ответчика, являлась частью заработной платы, соответственно, на нее подлежал начислению районный коэффициент и северная надбавка (ст.ст.315-317 ТК РФ). Полагала, что Ответчик признал факт не начисления северного коэффициента и процентной надбавки на указанную выплату Истца. Считала, поскольку дополнительная стимулирующая выплата выплачивалась за счет экономии фонда оплаты труда, то при планировании ФОТ (на 1 октября года, предшествующего планируемому), невозможно было заложить в ФОТ районный коэффициент и северную надбавку на эту выплату. Невозможно было спланировать какая часть ФОТ будет сэкономлена в планируемом году, как она будет распределена между каждым сотрудником, и какая сумма районного и северного коэффициента должна будет быть начислена на указанную выплату. Указывала, что в положении Ответчика, которое утверждено Приказом №, нигде не указано, что северный и районный коэффициент входит в дополнительную стимулирующую выплату, так как это не соответствовало бы действительности, в связи с невозможностью спланировать в ФОТ указанные денежные суммы. Ссылаясь на положения абз. 4 ст. 8 ТК РФ, полагала что нормы локальных нормативных актов Ответчиков (приказы №№ и №), ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ, не подлежат применению. Настаивала на выплате денежных средств в порядке ст. 236 ТК РФ. Указывала, что несвоевременная и не в полном размере выплата заработной платы причинила истцу нравственные страдания, выразившиеся в ее переживаниях по полноценному материальному обеспечению своей семьи, несовершеннолетних детей. Просила иск удовлетворить.
Представители ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ ФИО4, ФИО5 по доверенностям, возражали по заявленным требованиям, просили в иске отказать в полном объеме. Указав, что согласно приложения № «Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№» (далее - Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) и п. 12.3. приказа начальника Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок) с учетом повышения должностных окладов связанных с тяжелыми работами, во вредных и (или) опасных условиях труда с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации в размерах, установленных приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ и штатным расписанием ЖЭ(К)О и фондов выплат компенсационного характера (в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации) и стимулирующего характера (надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы, надбавка за выслугу лет - в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок), премия по результатам работы в размере 3 должностных окладов (тарифных ставок) и единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере двух должностных окладов (тарифных ставок), на которые начисляются районный коэффициент и северная надбавка (приложение). Для поощрения работников ЖЭ(К)О за добросовестный эффективный труд, за счет экономии фонда оплаты труда выплачивается ежемесячное дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное Положением о дополнительном материальном стимулировании, установленном приказом начальника Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ и не имеющее постоянный размер, поскольку начисляется за счет экономии фонда оплаты труда. В соответствии с п. 2.1 Положения о дополнительном материальном стимулировании установлено, что выплата дополнительного материального стимулирования осуществляется за счет экономии фонда оплаты труда при наличии средств на эти цели по итогам работы за месяц доводимых до ЖЭ(К)О планом распределения денежных средств бюджетного штатного расписания (приложение). В случае достижения работником высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении обязанностей, возложенных трудовым договором и должностной инструкцией по ходатайствам должностных лиц на начальника ЖЭ(К)О осуществляется распределение экономии фонда оплаты труда с изданием соответствующего локального нормативного акта (приложение). При 100% укомплектованности штатным персоналом ЖЭ(К)О дополнительное материальное стимулирование сведено к нулю. Для выполнения требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» ЖЭ(К)О обязано в соответствии с указанием Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и постановлением Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П производить выплаты заработной платы не ниже МРОТ за счет экономии ФОТ. Для создания экономии ФОТ начальник ЖЭ(К)О вынужден в 2018 году при штатном расписании - 505 ед., фактически исполнять обязанности по содержанию и эксплуатации объектов Министерства обороны РФ штатным персоналом в количестве - 334 ед., т.е. укомплектованность персонала 66 %. В 2019 году штат работников составлял - 299,5 ед., фактически работало - 160 чел., т.е. 53 %. Исходя из изложенного следует, что та часть фонда оплаты труда, на которую были начислены районный коэффициент и северная надбавка, которая составила экономию фонда оплаты труда, в дальнейшем в соответствии с приказами распределена между работниками с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала. При этом дополнительное начисление коэффициентов на дополнительное материальное стимулирование (ДМС) не требуется. Поэтому пунктом п.п. 8 п. 2.1. приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что максимальный размер выплат премий и стимулирующих выплат (с учетом районного регулирования), устанавливаемых за счет экономии фонда оплаты труда заместителям начальника Филиала, начальникам структурных подразделений и их заместителям, другим категориям работников не может превышать в среднем в месяц суммы, указанной в приложении № к Положению. Согласно п. 12.5. приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в федеральном государственном бюджетном учреждении «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» (далее — приказ от ДД.ММ.ГГГГ№), должностные лица, принявшие решения, повлекшие за собой перерасход и (или) незаконное расходование контрольных сумм фонда заработной платы, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. ФИО4 указала, что истцом не представлено доказательств причинения каких-либо нравственных страданий со стороны ответчика, не представлено доказательств виновного поведения ответчика при начислении и выплате заработной платы в период заявленный истцом.
Представители ответчиков филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ по Центральному военному округу», Жилищная Коммунальная служба № 10/8 ЖЭ (К)О № 10 Филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ по Центральному военному округу» в судебное заседание не явились, надлежащим образом были уведомлены о времени и месте судебного заседания.
Суд, руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 ТК РФ). ������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�‘�?�?�?�?�?�?????????????????????????????????????��???????????��?????????????????????????????�????????
Согласно ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
В соответствии с ч. 2 ст. 313 ТК РФ дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, исходя из финансовых возможностей работодателей.
В силу положений ст. 8 ТК РФ работодатели наделены правом принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Как установлено в ходе судебного заседания, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел №14 (г. Абакан) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Центральному военному округу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в должности <данные изъяты>, что подтверждается трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, записями № и № в трудовой книжке.
Пунктом 6.1 трудового договора установлено, что за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается должностной оклад в размере 8 976 руб. в месяц с оплатой пропорционально отработанному времени; районный коэффициент к заработной плате, в размере - 30% (постановление Правительства от 03.12.1992 № 933); процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах крайнего севера, приравненных к ним местностях - 30% (приказ Минфина РФ от 29.09.2008 № 102н).
Пунктом 6.2 трудового договора предусмотрено, что выплата компенсационного и стимулирующего характера, осуществляются в соответствие с Положением о выплатах компенсационного и стимулирующего характера работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Положением о премировании ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, правилами внутреннего трудового распорядка, действующими у работодателя, настоящим трудовым договором.
Обращаясь в суд с данным иском, истец указывает, что работодателем в период ее работы на дополнительную стимулирующую выплату (премию) не начислялся районный коэффициент и северная надбавка.
Приказом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ №49 от 11.05.2017 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.
Данное Положение устанавливает систему оплаты труда гражданского персонала Учреждения в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014 №255.
Пунктом 2.2. Положения предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала Учреждения включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
Из п. 5 Положения следует, что в выплаты компенсационного характера входят, в том числе, и выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что к заработной плате гражданского персонала филиалов Учреждения, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала Учреждения, установленные законодательными и иными нормативными актами бывшего Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации (приложение №2 к приложению №2 приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014 №255).
Пунктом 12.3 Положения предусмотрено, что при формировании фонда оплаты труда учитываются следующие показатели: а) численность гражданского персонала Учреждения, предусмотренная штатами, б) должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, установленных приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 №255 (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей), в) выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей) за работу, в том числе за работу в местностях с особыми климатическими условиями, г) выплаты стимулирующего характера (в расчете на год) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет фонда оплаты труда.
Пунктом 12.4 Положения предусмотрено, что фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 №255 утвержден Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ.
В п. 5, 6 Порядка предусмотрены положения аналогичные п. 12.3, 12.4 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала утвержденного приказом Министерства обороны РФ №49 от 11.05.2017.
Приказом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ работникам филиалов ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ за счет экономии фонда оплаты платы труда осуществлять дополнительные выплаты материального стимулирования в 2017 году в соответствии с «Положением о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ».
Пунктом 1.3 данного Положения предусмотрено, что под выплатой дополнительного материального стимулирования следует понимать поощрение работников за добросовестный, эффективный труд. Установление дополнительного материального стимулирования заключается в выплате работникам денежных сумм сверх размера оклада и гарантированных выплат.
Пунктом 2.1 предусмотрено, что выплата дополнительного материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда. Выплата дополнительного материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда осуществляется при наличии средств на эти цели, по представлению ходатайства руководителя структурного подразделения по итогам работы за месяц, в случае достижения работником высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении обязанностей, возложенных трудовым договором и должностной инструкцией. Максимальный размер выплат премий и стимулирующих выплат (с учетом районного регулирования), устанавливаемых за счет экономии фонда оплаты труда заместителям начальника Филиала, начальникам структурных подразделений и их заместителям, другим категориям работников не может превышать в среднем в месяц суммы, указанной в приложении № к Положению. В приложении № указанно, что максимальный размер выплат другим категориям работников составляет до 50 000 руб.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ в Положение о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ внесены изменения, и максимальный размер выплат другим категориям работников составляет до 25 000 руб.
Представителем ответчика суду предоставлен приказ начальника Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № (<адрес>) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (по Центральному военному округу) №л/с от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенный в соответствии с вышеуказанными нормами, который за достижения работников Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № (<адрес>) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по Центральному военному округу) за счет экономии фонда оплаты труда произвести дополнительную выплату <данные изъяты>, работникам, в том числе ФИО1 в размере 11 668,80 руб.
Как следует из предоставленных стороной истца расчетных листков за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, истцу было начислено: оклад, надбавка за выслугу лет, премия разовая, начисленные на данные выплаты районный коэффициент и северная надбавка, а также дополнительная стимулирующая выплата, размеры по месяцам указаны разные.
Руководствуясь вышеуказанными номами права, суд считает, что та часть фонда оплаты труда, которая составила экономию фонда оплаты труда и была распределена между работниками с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала, уже содержит районный коэффициент и северную надбавку и повторное начисление коэффициентов не требуется.
Довод истца, что с ДД.ММ.ГГГГ работникам ответчика начисляется районный коэффициент и северная надбавка на дополнительную стимулирующую выплату, суд не принимает во внимание.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ утверждена и введена в действие новая форма расчетного листка с указанием в нем составных частей заработной платы (гарантированных, компенсационных, стимулирующих начислений), причитающихся работнику Учреждения за соответствующий период, размеров и оснований произведенных удержаний, а также общей денежной суммы, подлежащей выплате.
Во исполнение данного приказа, в расчетном листке с ДД.ММ.ГГГГ указываются составные части дополнительной стимулирующей выплаты, при этом сама выплата не увеличивается.
Таким образом, учитывая требования Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, Положения о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Требования о взыскании с ответчиков компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, удовлетворению также не подлежат, поскольку являются производными от основного требования, в удовлетворении которого отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ по Центральному военному округу», Жилищной Коммунальной Службе № 10/8 (г. Абакан) ЖЭ(К)О № 10 (г. Иркутск) Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ по Центральному военному округу» о взыскании задолженности по недоплате заработной платы и основному отпуску за 2018 год, по недоплате заработной платы, компенсации основного отпуска при увольнении по ликвидации, выходного пособия в 2019 году, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Абаканский городской суд РХ в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Н. Лемперт
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.Н. Лемперт