Дело № 12-244/2013
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Абакан Республика Хакасия ДД.ММ.ГГГГ
Судья Абаканского городского суда РХ Ю.В. Шипанов,
при секретаре А.Н. Миндибековой,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Ратниковой А.А., являющейся защитником юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Открытого акционерного общества <данные изъяты> на постановление по делу об административном правонарушении № 4-218-13-ППР/1/11/1 – 116 Государственной инспекции труда в Республике Хакасия от 12 апреля 2013 года, о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении от 12.04.2013 юридическое лицо ОАО <данные изъяты> привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства с наложением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель ОАО <данные изъяты> Ратникова А.А. обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что в ОАО <данные изъяты> действует коллективный договор на 2012-2015 гг. Приложением № 4 к коллективному договору установлено Положение об оплате и стимулировании труда работников ОАО <данные изъяты> Указанным Положением установлены повременная и бестарифная системы оплаты труда. На предприятии ОАО <данные изъяты> согласно Положению оклады рассчитываются на основе рекомендуемой тарифной сетки для работников основного, вспомогательного производств и здравпункта. Для расчета применяется коэффициент соответствующего разряда работника и минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда. Данный расчет применяется для работников ОАО <данные изъяты> с повременной системой оплаты труда, которым были присвоены соответствующие разряды, отражающие сложность труда и уровень квалификации. В свою очередь бестарифная оплата труда устанавливается по соглашению работодателя и работника и закрепляется трудовым договором. Согласно штатному расписанию от 10.10.2012 № 02/2012, в структурном подразделении ОАО <данные изъяты> - Службе <данные изъяты> к которой относятся грузчики, установлена бестарифная система оплаты. Грузчикам ни трудовым договором, ни штатным расписанием разряды не присваивались. Тем самым, расчет для определения оклада (должностного оклада) данной категории работников с учетом минимальной тарифной ставки рабочего 1 разряда в размере 3400 руб. в ОАО <данные изъяты> не применяется. Размер оклада для грузчиков установлен соглашением работника и работодателя и отражен в трудовом договоре. Таким образом, заработная плата грузчиков соответствует требованиям ТК РФ и коллективному договору. Кроме того согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ постановление прокурора должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Порядок вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении должен соответствовать установленному КоАП РФ порядку составления протокола об административном правонарушении. В Постановлении Абаканского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в нарушение вышеуказанных требований законодательства отсутствует сведения о месте и времени совершения административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Кроме того, невозможно определить день совершения административного правонарушения, начало течения срока давности привлечения к административной ответственности. Просит Постановление по делу об административном правонарушении от 12.04.2013 отменить.
В судебном заседании представитель ОАО <данные изъяты> Ратникова А.А., действующий на основании доверенности от 18.02.2013, доводы жалобы поддержала по тем же основаниям. Дополнила, что средняя заработная плата грузчиков в 2012г. значительно увеличилась, что подтверждается представленной справкой. Данное повышение регулируется коллективным договором и не может являться нарушение трудового законодательства.
Представитель ГИТ в РХ извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл.
Представитель Абаканской транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, будучи уведомленным, о месте и времени рассмотрения дела.
Судья, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доводы участвующего лица, огласив жалобу, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
05.04.2013 заместителем Абаканского транспортного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения трудового законодательства в деятельности ОАО <данные изъяты>
Из пояснений представителя ОАО <данные изъяты> Конкина А.В. следует, что заработная плата уборщице производственных и служебных помещений <данные изъяты> Е.М. и санитарке здравпункта <данные изъяты> Г.С. за февраль 2013 года, произведена в соответствии с Трудовым законодательством РФ. На момент выплаты заработной платы 14.03.2013 указанным работникам произведена доплата до МРОТ. На предприятии действует Положение об оплате и стимулировании труда работников ОАО <данные изъяты> Указанным Положением установлены следующие системы оплаты труда: повременная и бестарифная. В структурном подразделении ОАО «<данные изъяты> Службе <данные изъяты>, к которой относятся грузчики, установлена бестарифная система оплаты. Грузчикам ни трудовым договором, ни штатным расписанием разряды не присваивались. Таким образом, заработная плата грузчиков соответствует требованиям ТК РФ и коллективному договору. Факт выдачи спецодежды не в полном объеме обусловлен тяжелым финансовым состоянием на предприятии. Коллективный договор и локальные акты ОАО <данные изъяты> будут приведены в соответствие с действующим законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно приказу № 2 от 17.10.2012 генерального директора <данные изъяты> А.А., с 01.11.2012 установлена тарифная ставка первого разряда в размере 3400 рублей работникам основанного и вспомогательных производств.
Согласно разделу 2 Положения об оплате и стимулировании труда работников ОАО <данные изъяты> являющегося Приложением № 4 к Коллективному договору, в ОАО <данные изъяты> установлены повременная и бестарифная системы оплаты труда.
При повременной оплате труда заработок работнику начисляется в зависимости от количества отработанного времени и оклада (должностного оклада).
Бестарифная оплата труда устанавливается по соглашению работодателя и работника и закрепляется трудовым договором.Должностные оклады работникам устанавливаются согласно окладам, рассчитанным на основе рекомендуемой тарифной сетки для работников основного, вспомогательного производств и здравпункта (Приложение № 1 к настоящему Положению).
Минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда составляет 3 400 рублей.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными положениями Коллективного договора минимальный должностной оклад работников основного, вспомогательного производств и здравпункта ОАО <данные изъяты> должен составлять 3 400 рублей.
Однако оклады грузчиков Службы <данные изъяты>, относящейся к основному производству, были установлены в размере 2 890 руб. с 01.07.2010 на основании приказа № 86 от 08.06.2010 и до настоящего времени остались на прежнем уровне, что противоречит положениям коллективного договора (разделу 2 Положения об оплате и стимулировании труда работников ОАО <данные изъяты> приложению № 4).
Кроме того, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н (далее - Правила), работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В силу п. 5 Правил, предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия.
Приказом Минздравсоцразвития от 22.06.2009 № 357н, утверждены типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам воздушного транспорта, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Перечень спецодежды, спецобуви, и средств индивидуальной защиты, положенных для выдачи работникам ОАО <данные изъяты> предусмотрен приложением № 09 к Коллективному договору.
Согласно ведомостям учета выдачи спецодежды, спецобуви, предохранительных приспособлений, выданы: стрелку <данные изъяты> Е.А. 14.10.2009 костюм (срок носки 24 месяца), куртка (срок носки 36 месяцев), ботинки (срок носки 24 месяца), 10.11.2012 ему выдана куртка (охрана); стрелку <данные изъяты> В.И. 30.10.2012 выданы: куртка (охрана), костюм черный; технику <данные изъяты> В.А. 05.11.2009 выданы костюм (срок носки 12 месяцев), валенки (срок носки 24 месяца), куртка х/б утепленная (срок носки 48 месяцев), брюки х/б утепленные (срок носки 36 месяцев), 01.03.2012 костюм синий (срок носки 12 месяцев).
Не соответствуют Перечню спецодежды, спецобуви, положенных для выдачи работникам ОАО <данные изъяты> (приложение № 9 к коллективному договору) и объемы выданной иным работникам спецодежды, спецобуви (<данные изъяты>.)
Постановлением по делу об административном правонарушении от 12.04.2013 юридическое лицо ОАО <данные изъяты> привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства с наложением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3 статьи 25.4 КоАП РФ).
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Имеющееся в материалах дела постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.04.2013г. не соответствует вышеуказанным требованиям закона, так как составлено в отсутствие законного представителя общества и не подписано им.
Данное постановление было вручено защитнику Конкину А.В., который был уведомлен о рассмотрении дела в Государственной инспекции труда в РХ на 12.04.2013г., вместе с тем доверенность от 03.04.2013г. не наделяла его правами на участие в рассмотрении дела в ГИТ в РХ, а лишь на участие при рассмотрении дела в Абаканской транспортной прокуратуре на 05.04.2013г.
Законный представитель ОАО <данные изъяты> не был уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела 12.04.2013г. в ГИТ в РХ.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Вменяемое ОАО <данные изъяты> правонарушение было выявлено 05.04.2013г., таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
При таких обстоятельствах, учитывая, что при привлечении ОАО <данные изъяты> к административной ответственности были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и поскольку такие нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а срок привлечения к административной ответственности установленный законом не истек, имеются основания для отмены обжалуемого постановления и возвращении дела на новое рассмотрение в ГИТ РХ.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ судья,
Р Е Ш И Л :
Постановление по делу об административном правонарушении № 4-218-13-ППР/1/11/1-116 Государственной инспекции труда в РХ от 12 апреля 2013 года о привлечении ОАО <данные изъяты> к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ - отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении в отношении ОАО <данные изъяты>, на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в РХ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.
Судья
Абаканского городского суда Ю.В. Шипанов