НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Абаканского городского суда (Республика Хакасия) от 27.12.2017 № 12-1011/17

Дело № 12-1011/2017

РЕШЕНИЕ

г. Абакан Республика Хакасия 27 декабря 2017 года

Абаканский городской суд в составе Республики Хакасия

председательствующего – судьи Лоцкого Ю.Н.,

при секретаре Коротаевой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Филягиной Н.А. на постановление мирового судьи судебного участка №3 г. Абакана от 10.11.2017 г., которым председатель Комитета муниципальной экономики Администрации г. Абакана Филягина Н.А., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, проживающая по адресу: <адрес>, привлечена к административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ к административному штрафу в размере 10 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением мирового судьи судебного участка №3 г. Абакана от 10.01.2017 г. председатель Комитета муниципальной экономики Администрации г. Абакана Филягина Н.А. привлечена к административной ответственности по ст.15.15.7 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Филягина Н.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. В жалобе указывает, что Комитет муниципальной экономики Администрации г. Абакана (далее КМЭ г. Абакана) является главным распорядителем бюджетных средств (далее - ГРБС) и первоначально денежные средства до Комитета доводятся как до ГРБС на 01 счет, а в дальнейшем Комитет как ГРБС самостоятельно доводит денежные средства до себя самого на 03 счет, как до получателя бюджетных средств. Лимиты бюджетных обязательств до КМЭ г. Абакана как ГРБС были доведены бюджетно-финансовым управлением Администрации г. Абакана 28.12.2016 г. уведомлением по форме 0504822 о лимитах бюджетных обязательств №6. 29.12.2016 г. КМЭ г. Абакана как ГРБС уведомлением о лимитах бюджетных обязательств №1 довел лимиты до себя самого как получателя бюджетных средств, однако сумма средств, доведенных до него на 2017 г., была известна КМЭ г. Абакана уже 28.12.2017 г. Смета на 2017 год утверждена 29.12.2016, то есть после доведения лимитов бюджетных обязательств как до ГРБС, так и до получателя бюджетных средств. Не отражение на лицевом счете получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств не означает, что лимиты до КМЭ г. Абакана доведены не были, так как лимиты доводятся по форме 0504822. Полагает, что при составлении сметы на 2017 г. порядок ее составления нарушен не был, в связи с чем нарушений требований бюджетного законодательства в действиях КМЭ г. Абакана не имеется. Ссылку мирового судьи на ст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ и приказ Казначейства России от 17.10.2016 г. №21н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» считает необоснованной, так как указанные положения регламентируют порядок открытия и ведения лицевых счетов органами казначейства и не устанавливают процедуру доведения лимитов бюджетных обязательств.

В судебном заседании Филягина Н.А., защитники ФИО3, ФИО4 доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям, просили постановление мирового судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Помощник прокурора г. Абакана Шандакова Н.А. в судебном заседании не согласилась с жалобой, считает постановление законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку постановление и материалы дела содержат все необходимые доказательства вины привлеченного должностного лица.

Исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов установленным по делу обстоятельствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого акта, судья, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15.15.7 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств.

В соответствии с п. 1 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений утверждены приказом Минфина России от 20.11.2007 №112н (далее – Общие требования № 12н).

Согласно п. 3 Общих требований №112н составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов (далее - лимиты бюджетных обязательств).

Таким образом, бюджетным законодательством установлено, что бюджетная смета составляется на основании доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств.

Составление бюджетной сметы в отсутствие таких лимитов является нарушением бюджетного законодательства и образует объективную сторону административного правонарушения по ст. 15.15.7 КоАП РФ.

Как установлено мировым судьей и следует из материалов дела, бюджетная смета на 2017 г. утверждена получателем бюджетных средств КМЭ г. Абакана 29.12.2017 г. в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) выполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на указанный финансовый год.

В подтверждение установленных обстоятельств мировым судьей обосновано принят во внимание отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств КМЭ г. Абакана по состоянию на 01.01.2017 г., свидетельствующий о том, что на отчетную дату 29.12.2016 г. у КМЭ г. Абакана отсутствовали лимиты бюджетных обязательств на 2017 г.

Доводам стороны защиты о том, что в соответствии с Порядком № 39 лимиты на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств доводятся до главных распорядителей бюджетных средств и о соответствующем доведении до КМЭ г. Абакана лимитов бюджетных обязательств на 2017 г. 28.12.2016 г. уведомлением ф. 0504822, мировым судьей дана мотивированная оценка, изложенная в постановлении.

Согласно определениям, приведённым в статье 6 Бюджетного кодекса РФ: главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено указанным кодексом; распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казённое учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств; получатель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казённое учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счёт средств соответствующего бюджета, если иное не установлено указанным кодексом.

В соответствии с п. 2 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям распорядителя бюджетных средств относятся, в том числе распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета. Полномочий по принятию бюджетных обязательств распорядителю бюджетных средств не предоставлено.

В ст. 162 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены следующие бюджетные полномочия получателя бюджетных средств: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; ведёт бюджетный учёт (обеспечивает ведение бюджетного учёта); формирует бюджетную отчётность (обеспечивает формирование бюджетной отчётности) и представляет бюджетную отчётность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Из поименованных норм бюджетного законодательства следует, что лимиты на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств доводятся только получателю бюджетных средств. Главному распорядителю бюджетных средств (распорядителю бюджетных средств) доводятся исключительно для последующего их распределения получателям бюджетных средств.

Таким образом, бюджетная смета составляется после доведения лимитов бюджетных обязательств получателю бюджетных средств.

Кроме того, согласно п. 1.2 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет органами местного самоуправления и казенными учреждениями города Абакана, осуществляющими полномочия главных распорядителей бюджетных средств, утвержденного приказом БФУ Администрации г. Абакана от 21.12.2015 № 39 (далее – Порядок № 39), под главным распорядителем бюджетных средств в целях указанного приказа понимаются органы местного самоуправления и казенные учреждения, осуществляющие полномочия главных распорядителей бюджетных средств.

Из указанного пункта следует, что в Порядке № 39 под главным распорядителем бюджетных средств понимаются любая организация, обладающая, в том числе полномочиями главного распорядителя бюджетных средств и на которую распространяется действие данного Порядка.

Полномочиями по составлению сметы в отсутствие правовых оснований данный Порядок № 39 главных распорядителей бюджетных средств не наделяет.

Согласно приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) ф. 0504822 (далее - Уведомление ф. 0504822) составляется финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств) и направляется соответственно главному распорядителю (распорядителю, получателю) бюджетных средств, главному администратору (администратору) источников финансирования дефицита бюджета, если иное не установлено порядком доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.

Таким образом, порядок применения Уведомления ф. 0504822 определяется порядком доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств, которые не обладают бюджетными полномочиями на принятие и исполнение бюджетных обязательств, а не до получателей бюджетных средств.

Кроме того, согласно вышеобозначенному приказу в графе 2 Уведомления ф. 0504822 указываются объемы лимитов бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования), утвержденные главному распорядителю (распорядителю), получателю, главному администратору (администратору) источников финансирования дефицита бюджета на текущий финансовый год с учетом изменений, утвержденных в установленном порядке по состоянию на дату формирования Уведомления
ф. 0504822. Следовательно, в Уведомлении ф. 0504822 отражаются лимиты бюджетные обязательств утвержденные, а не доведенные на принятие и исполнение бюджетных обязательств.

Аналогичное положение содержится в Порядке составления и ведения бюджетной росписи бюджета муниципального образования г. Абакан и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета муниципального образования г. Абакан, утвержденном приказом Бюджетно-финансового управления Администрации г. Абакана от 21.12.2015 № 38 (далее – Порядок № 38).

Филягина Н.А. ссылается на п. 2.1 Порядка № 38, согласно которому лимиты бюджетных обязательств главным распорядителям бюджетных средств г. Абакана утверждаются БФУ в разрезе главных распорядителей бюджетных средств, разделов, подразделов, целевых статей, групп, подгрупп и элементов видом расходов классификации расходов и доводятся по форме 0504822 «Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях)», утвержденной приказом Минфина России от 30.03.2015
№ 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» до начала очередного финансового года.

Таким образом, Уведомлением ф. 0504822 в соответствии с Порядком № 38 лимиты бюджетных обязательств доводятся главным распорядителям бюджетных средств, а не получателям бюджетных средств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств, что для целей составления бюджетной сметы правового значения не имеет и на существо совершенного правонарушения не влияет.

Порядок № 38 не регламентирует правоотношения, связанные с доведением лимитов бюджетных обязательств до получателя бюджетных средств в связи, с чем к рассматриваемым правоотношениям не применяется.

Ссылка Филягиной о том, что Комитетом как ГРБС довел до самого себя как получателя бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств Уведомлением ф. 0504822 № 1, опровергается материалами дела об административном правонарушении.

Как указано ранее, Уведомлением ф. 0504822 в соответствии с Порядком № 38 лимиты доводятся не получателю бюджетных средств, а главному распорядителю бюджетных средств.

Более того, согласно отчету о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на 01.01.2017 у Комитета на отчетную дату (29.12.2016) отсутствовали лимиты бюджетных обязательств на 2017 г.

Статьей 220.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями указанного кодекса в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации. Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.

С учетом данной нормы операции по исполнению бюджета, в том числе по получению лимитов бюджетных обязательств, в том числе на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств отражаются на лицевых счетах участников бюджетного процесса.

Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 № 24н утверждён Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства (далее – Порядок ведения лицевых счетов).

В соответствии с пунктами 4, 8.2 для учёта операций, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, органами Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

- лицевой счёт главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств – отражает операции главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств по распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объёмов финансирования по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (код лицевого счёта – 01);

- лицевой счет получателя бюджетных средств – предназначен для учёта бюджетных данных, полученных получателем бюджетных средств; для отражения операций получателя бюджетных средств по распределению лимитов бюджетных обязательств по кодам классификации расходов бюджетов в пределах доведённых ему лимитов бюджетных обязательств (при наличии соответствующих бюджетных полномочий у получателя бюджетных средств); для учёта принятых получателем бюджетных средств бюджетных обязательств и оплаты денежных обязательств, осуществления получателем бюджетных средств бюджетных операций за счет средств бюджета (код лицевого счёта – 03).

Учитывая вышеприведенные нормы, учреждение не имело полномочий по принятию бюджетных обязательств при наличии лимитов бюджетных обязательств только на лицевом счёте 01 – счёте распорядителя бюджетных средств в отсутствие соответствующего распределения данных лимитов ему как получателю бюджетных средств.

Вместе с тем, как подтверждается материалами дела об административном правонарушении, у Комитета отсутствовали лимиты бюджетных обязательств на счете получателя бюджетных средств (счет 01).

Кроме того, с учетом положений бюджетного законодательства комитет не мог довести себе лимиты как получателю бюджетных средств Уведомлением ф. 0504822, поскольку главный распорядитель бюджетных средств обладает полномочиями по распределению лимитов бюджетных обязательств, полномочиями по их доведению обладает Федеральное казначейство в рамках кассового обслуживания исполнения бюджета.

Приказом Казначейства России от 10.10.2008 № 8н утвержден Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов (далее – Порядок № 8н).

Согласно п. 4.1 Порядка № 8н доведение органами Федерального казначейства до главных распорядителей, распорядителей и (или) получателей (иных получателей) средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) с полномочиями главного администратора и (или) администраторов источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) бюджетных данных осуществляется на основании Расходных расписаний и (или) Реестров расходных расписаний (код формы по КФД 0531723), представленных в органы Федерального казначейства финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) с полномочиями главного администратора источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).

Таким образом, лимиты бюджетных обязательств доводятся территориальными органами Федерального казначейства расходными расписаниями.

С учетом изложенного, составление Комитетом бюджетной сметы в отсутствие лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств подтверждается материалами административного дела.

Должностным лицом КМЭ г. Абакана, обеспечивающим финансовую и учетную дисциплину, является председатель Филягина Н.А. (распоряжение Мэра г. Абакана от ДД.ММ.ГГГГр).

Допущенное нарушение порядка составления и утверждения бюджетной сметы председателем КМЭ г. Абакана Филягиной Н.А., в нарушение п. 1 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ.

Ссылки жалобы на решение судьи Абаканского городского суда, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 КоАП РФ, в отношении иного должностного лица, не могут быть приняты во внимание как не имеющие преюдициального значения для разрешения настоящего дела. Каждое дело рассматривается с учетом конкретных обстоятельств и имеющихся в нем доказательств.

Изучение представленных материалов свидетельствует о том, что при рассмотрении дела мировой судья правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям Филягиной Н.А. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, и виновности последней в его совершении.

Допустимость и достоверность исследованных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Положения ст. 26.11 КоАП РФ мировым судьей соблюдены, оценка доказательств произведена на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

При назначении Филягиной Н.А. административного наказания мировым судьей учтены конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, ее имущественное положение.

Наказание назначено по правилам чч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 15.15.7 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Филягиной Н.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.17.6 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка №3 г.Абакана Республики Хакасия, которым Филягина Н.А. признана виновной в совершении правонарушения, подлежит оставлению без изменения, жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №3 г.Абакана Республики Хакасия от 10.11.2017 г. в отношении Филягиной Н.А. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Ю.Н. Лоцкий