НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Абаканского городского суда (Республика Хакасия) от 27.04.2022 № 2А-2482/2022

УИД 19RS0001-02-2022-002526-90 Дело № 2а-2482/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Абакан Республика Хакасия 27 апреля 2022 года

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Ю.В. Шипанова,

при секретаре Е.С. Конгаровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу о признании решений незаконными,

с участием: административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу о признании решений незаконными. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 год. Сумма налога, заявленная в декларации к возмещению из бюджета, составила 60536 руб. ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> вынесло требование о представлении пояснений, в котором указало, что заявителем необоснованно завышена сумма налога, подлежащая возврату из бюджета на 60536 руб. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представил в Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>, пояснения по указанной сумме. ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> вынесло решение , в котором указало, что завышена сумма налога на доходы, подлежащая возврату из бюджета по декларации 3-НДФЛ за 2020 год на 60536 руб. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу через Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> апелляционную жалобу на решение от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указал, что им обоснованно заявлена сумма излишне уплаченного налога в размере 60 536 руб. подлежащая возврату из бюджета. ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу своим решением оставила без удовлетворения апелляционную жалобу ФИО1 Административный истец считает принятое налоговым органом решение незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, как налогоплательщика по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 227.1. НК РФ, в порядке, установленном настоящей статьей, исчисляется сумма и уплачивается налог на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», следующими категориями иностранных граждан, осуществляющих такую деятельность: иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму в организациях. В случае, если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей не превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого не превышения является суммой излишне уплаченного налога и подлежит возврату налогоплательщику (ч. 7 ст. 227.1. Налогового кодекса РФ). За 2020 год сумма налога, исчисленная по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных им доходов составляет 72 802 руб. За 2020 год сумма уплаченных им за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей составляет 60 536 руб. Согласно ч. 1 ст. 229 НК РФ, налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст. 227.1 НК РФ (иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в организациях). На основании ч. 4 ст. 229 НК РФ, в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные им в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода. Налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации. На основании положений ст. 78 Налогового кодекса РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 Налогового кодекса РФ) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. В связи с вышеизложенным, считает, что им обоснованно заявлена сумма излишне уплаченного налога в размере 60 536 руб., подлежащая возврату из бюджета. просит признать незаконными решения Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО2, действующая на основании ч. 5 ст.57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), поддержали исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по РХ ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на пояснения представленные в отзыве. Согласно п. 5 ст. 227 НК РФ сумма налога с доходов может быть возвращена, но данный пункт касается только граждан, которые работают на физических лиц. ФИО1 работает в АО «СГ-Трейдинг». В рассматриваемом случае сумма уплаченных фиксированных платежей за период действия патента иностранного гражданина ФИО1, осуществляющего трудовую деятельность по найму в организации, не превышает сумму налога, исчисленную по итогам 2020 года исходя из фактических полученных доходов, следовательно, для осуществления возврата суммы НДФЛ налоговый агент (АО «СГ-Трейдинг») должен обратиться в налоговый орган с заявлением о выдаче соответствующего уведомления и на основании заявления работника, согласно п. 6 ст. 227.1, п. 1 ст. 231 НК РФ, и документов, подтверждающих уплату фиксированных платежей, произвести перерасчет налоговых обязательств физического лица и вернуть сумму НДФЛ. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Административный ответчик Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещались о судебном заседании.

На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых в суд обязательной не признана.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как видно из материалов дела, ФИО1 является гражданином Украины, которому выданы патенты серия от ДД.ММ.ГГГГ, серия 19 от ДД.ММ.ГГГГ, территория действия патентов - <адрес>. Проживает на территории Республики Хакасия, осуществляет свою трудовую деятельность в АО «СГ-Трейдинг».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была подана в УФНС по РХ налоговая декларация по НДФЛ за 2020 год, в которой отражены его доходы – 560 013,13 руб., сумма налога к уплате – 72 802 руб., излишне уплаченный налог – 60 536 руб. Для обоснования заявленной суммы излишне уплаченного налога, с налоговой декларацией ФИО1 представлены платежные документы (чек-ордера) об уплате в 2020 году фиксированных авансовых платежей на сумму 60536 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки УФНС по РХ принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в привлечении к ответственности ФИО1 за совершение налогового правонарушения, отсутствии факта излишней уплаты НДФЛ, поскольку ФИО1 уплачены фиксированные авансовые платежи по НДФЛ за период действия патентов, в котором налогоплательщиком получен доход от трудовой деятельности на территории Российской Федерации.Не согласившись с решением УФНС по РХ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с апелляционной жалобой в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу, указывая на незаконность и не обоснованность принятого решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного НДФЛ за 2020 год в размере 72802 руб. превышающем сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей по НДФЛ (60536 руб.).

ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу апелляционная жалоба ФИО1 на решение УФНС по РХ от ДД.ММ.ГГГГ оставлена без удовлетворения.

Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 226 НК РФ установлено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 227.1 НК РФ, в порядке, установленном настоящей статьей, исчисляется сумма и уплачивается налог на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», следующими категориями иностранных граждан, осуществляющих такую деятельность:

2) иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно п.2 ст. 227.1 НК РФ фиксированные авансовые платежи по налогу уплачиваются за период действия патента в размере 1 200 руб. в месяц с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.

В силу п. 5 ст. 227.1 НК РФ общая сумма налога с доходов налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, исчисляется ими с учетом уплаченных фиксированных авансовых платежей за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.

На основании пункта 6 статьи 227.1 НК РФ общая сумма налога с доходов налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

Уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту нахождения (месту жительства) налогового агента уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы, налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей.

Налоговый агент уменьшает исчисленную сумму налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, после получения от налогового органа уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Налоговый орган направляет указанное в абзаце втором настоящего пункта уведомление в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления налогового агента, при наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента и при условии, что ранее применительно к соответствующему налоговому периоду такое уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось.

В соответствии с п. 7 ст. 227.1 НК РФ в случае, если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.

Согласно п. 8 ст 227.1 НК РФ налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, освобождаются от обязанности по представлению в налоговые органы налоговой декларации по налогу, за исключением случаев, если:

1) общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за налоговый период;

2) налогоплательщик выезжает за пределы территории Российской Федерации до окончания налогового периода и общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей;

3) патент аннулирован в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Из изложенного следует, что организация обязана исчислять и удержать НДФЛ со всех доходов иностранного работника на патенте, в отношении которых организация выступает налоговым агентом (п. 2 ст. 226, абз. 1 п. 6 ст. 227.1 НК РФ). На сумму фиксированных авансовых платежей можно уменьшить исчисленный с дохода иностранного работника на патенте НДФЛ только через одного из налоговых агентов в течение соответствующего налогового периода путем подачи налоговому агенту заявления и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей. При этом налоговый агент обязан получить в налоговом органе уведомление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей (п.6 ст.227.1 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 227.1 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

При этом п. 8 ст. 227.1 НК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев подачи декларации по форме 3-НДФЛ иностранным работником на патенте. Не уменьшение налоговым агентом исчисленного НДФЛ на суммы фиксированных авансовых платежей в ней не поименованы.

Согласно порядку заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), утвержденному Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-7-11/615@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме» в разделе 2. «Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 13%» в строке 120 отражается общая сумма фиксированных авансовых платежей, уплаченная налогоплательщиком, подлежащая зачету в соответствии с п. 5 ст. 227.1 НК РФ, однако в рассматриваемом случае налогоплательщик является иностранным гражданином, осуществляющим трудовую деятельность по найму в организации (п. 6 ст. 227.1 НК РФ).

При данных обстоятельствах, поскольку сумма уплаченных фиксированных платежей за период действия патента иностранного гражданина ФИО1, осуществляющего трудовую деятельность по найму в организации, не превышает сумму налога, исчисленную по итогам 2020 года исходя из фактических полученных доходов, ФИО1 для осуществления возврата суммы НДФЛ налоговый агент (АО «СГ-Трейдинг») должен обратиться в налоговый орган с заявлением о выдаче соответствующего уведомления и на основании заявления, согласно п. 6 ст. 227.1, п. 1 ст. 231 НК РФ, и документов, подтверждающих уплату фиксированных платежей, произвести перерасчет налоговых обязательств физического лица и вернуть сумму НДФЛ.

Таким образом, доводы налогоплательщика о том, что если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей не превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого не превышения является суммой излишне уплаченного налога и подлежит возврату налогоплательщику на основании налоговой декларации, основаны на неверном толковании положений статей 227.1 и 229 НК РФ.

При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконными решений Управления Федеральной налоговой службы по <адрес>, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу не имеется.

Учитывая, что истцу отказано в удовлетворении требования о признании решений незаконными, не имеется и оснований для удовлетворения требования об обязании ответчика произвести возврат излишне уплаченного налога в размере 60536 руб. по декларации 3-НДФЛ за 2020 год.

Руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес>, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу о признании решений незаконными, - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.

Председательствующий Ю.В. Шипанов

Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ю.В. Шипанов