Председательствующий: Жатько В.В. Дело №5-2-360/2019
№12-613/2019
РЕШЕНИЕ
26 сентября 2019 г. г.Абакан Республика Хакасия
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего – судьи Лоцкого Ю.Н.,
при секретаре Коротаевой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Хакасия, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> работающего первым заместителем министра имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, на постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ст. 15.15.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Огласив жалобу, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав материалы дела, Абаканский городской суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес>ФИО7 Д.И. привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ к административном штрафу в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с решением мирового судьи, ФИО8 Д.И. обратился в Абаканский городской суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
Цитируя бюджетное законодательства, отмечает, что государственное задание формируется в процессе формирования республиканского бюджета Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период. Расчёт объема финансового обеспечения выполнения государственного
задания также производится субъектами бюджетного планирования в процессе формирования республиканского бюджета Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период. Проект республиканского бюджета Республики Хакасия начинает формироваться не позднее чем за семь месяцев до начала очередного финансового года (начиная с первого июня каждого года). И государственное задание и расчет объема финансового обеспечения выполнения государственного задания должны быть сформированы и осуществлены соответственно до 1 сентября текущего финансового года, поскольку к этому сроку субъект бюджетного планирования должен предоставить в Министерство финансов Республики Хакасия предложения по распределению бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, а также обоснование бюджетных ассигнований. Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания фиксируется в виде соответствующих бюджетных ассигнований в законе о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период, с разбивкой по главным распорядителям средств республиканского бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов, а также в детализирующих его сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Хакасия, бюджетной росписи главного распорядителя и бюджетной смете распорядителя (получателя) средств бюджета. Для того, чтобы увеличить объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, необходимо внести изменения в закон о республиканском бюджете Республики Хакасия в соответствующей части, для чего нужно направить соответствующее предложение в Минфин РХ (который разрабатывает проекты законов о республиканском бюджете РХ и внесении в него изменений).
Обращает внимание, что в качестве нарушения и в протоколе и в постановлении указано именно формирование государственного задания, а не его утверждение. Это разные действия и осуществляются в разные сроки: формирование государственного задания в процессе формирования республиканского бюджета Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период в срок с 01 июня до 01 сентября текущего финансового года; а утверждение государственного задания - в течение 10 дней после принятия закона о республиканском бюджете Республики Хакасия.
Полагает, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении не указано, когда в 2018 году было сформировано государственное задание, не указано место совершения правонарушения, а в качестве лица, сформировавшего государственное задание указано Минимущество Хакасии (а не ФИО9 Д.И.) - т.е. административный орган и суд не выяснили в чьи обязанности входило формирование государственного задания и расчет финансового обеспечения государственного задания.
По мнению заявителя, невозможно установить могли ли указанные действия быть совершены им, так как он лишь эпизодически исполнял обязанности министра имущественных и земельных отношений Республики Хапкасия, либо соответствующие действия (бездействия) были совершены иным лицом (например - лицом, являвшимся до ноября 2018 года министром - ФИО10 Е.Б.). Т.е. виновность ФИО11 Д.И. в совершении данного правонарушения не может быть установлена.
В части, касающейся вменяемых нарушений порядка расчета объемов финансового обеспечения выполнения государственного задания, отмечает, что расчет объема финансового обеспечения выполнения государственного задания осуществляется при формирования обеспечения госзадания, которое осуществляется в период с 01 июня до 01 сентября текущего финансового года, следовательно утверждение мной госзадания не является нарушением порядка расчета объемов финансового обеспечения выполнения государственного задания. Также следует отметить, что расчет объемов финансового обеспечения я не производил, поскольку в период с 01 июня до 01 сентября не осуществлял полномочия министра.
В части, касающейся увеличения объемов субсидии на выполнение государственного задания, отмечает, что произведенное увеличение объема финансирования на выполнение госзадания без корректировки показателей грсзадания не является нарушением, поскольку, во-первых, показатели госзадания остались неизменными, во-вторых, расчет финансового обеспечения для увеличения финансирования госзадания мной не производился, в протоколе об административном правонарушении и в постановлении судьи лицо, совершившее нарушение порядка финансового обеспечения, не установлено.
При этом, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении не указано, когда было осуществлено увеличение финансового обеспечения государственного задания (когда внесены изменения в республиканский бюджет РХ в указанной части), не указано лицо, направлявшее соответствующую заявку в Минфин РХ, не указано место совершения правонарушения.
По мнению заявителя, суд неверно установил обстоятельства, подлежащие доказыванию и пришел к неверным выводам в части того, что приказами Минимущества Хакасии от ДД.ММ.ГГГГ№-п и от ДД.ММ.ГГГГ№-п были утверждены новые госзадания ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» и отверг позицию защиты о том, что данными приказами внесены изменения в госзадание ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» на 2018 год, утвержденное приказом Минимущества Хакасии от ДД.ММ.ГГГГ№-п, что следует из самого содержания приложений к указанным приказам, в которых видно, что финансирование госзадания увеличилось по сравнению с первоначальным госзаданием до № рублей (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-п), а в последующем до № рублей (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-п), также это следует из дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, которыми изменены суммы субсидий на выполнение госзадания до таких же величин.
Согласно пункту 2.6 Положения о формировании, госзадания в случае внесения изменений в показатели государственного задания формируется новое государственное задание (с учетом внесенных изменений) в соответствии с положениями настоящего раздела.
Поскольку показатели госзадания не менялись, формирование нового госзадания не осуществлялось, данные приказы вносили изменения в прежнее госзадание ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» на 2018 год, утвержденное приказом Минимущества. Хакасии от ДД.ММ.ГГГГ№-<адрес> этого факта также является то, что приказ Минимущества Хакасии от ДД.ММ.ГГГГ№-п не был отменен с принятием приказов от ДД.ММ.ГГГГ№-п и от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
Мировой судья пришел к выводу, что данными приказами утверждены новые госзадания только по их оформлению в виде утверждения нового госзадания. Полагает, что мировой судья не вник в их содержание и не разобрался в предшествующих действиях и основаниях для их вынесения.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО12 Д.И. доводы жалобы поддержал, просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава правонарушения.
Представитель Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия ФИО13 Г.А. в судебном заседании полагала, что материалы дела содержат доказательства виновности ФИО14 Д.И. в совершении правонарушения. Просила постановление о назначении административного наказания оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, Абаканский городской суд находит обжалуемый судебный акт подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15.15.15 КоАП РФ нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ государственным (муниципальным) заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Как следует из ч. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 21.12.2015 г. №672 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении республиканских государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» утверждено положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Хакасия и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее - Положение).
В соответствии с п. 2.7 Положения государственное задание формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг и работ.
Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
В силу п 3.4 Положения значения нормативных затрат на оказание государственной услуги утверждаются органами, осуществляющими отдельные функции и полномочия учредителя.
Согласно п. 3.11 Положения значение базового норматива затрат на оказание государственной услуги утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (в случае необходимости уточняется после утверждения закона о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период), общей суммой с выделением:
а) суммы затрат на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги;
б) суммы затрат на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания на оказание государственной услуги.
В соответствии с п. 3.13 Положения в территориальный корректирующий коэффициент включаются территориальный корректирующий коэффициент на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда и территориальный корректирующий коэффициент на коммунальные услуги и на содержание недвижимого имущества.
Значение территориального корректирующего коэффициента утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных или автономных учреждений, с учетом условий, обусловленных территориальными особенностями и составом имущественного комплекса, необходимого для выполнения государственного задания, и рассчитывается в соответствии с общими требованиями.
Пунктом 3.15 Положения предусмотрено, что нормативные затраты на выполнение работы определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания в порядке, установленном органами, осуществляющими отдельные функции и полномочия учредителя.
Значения нормативных затрат на выполнение работы утверждаются органами, осуществляющими отдельные функции и полномочия учредителя (п.3.18. Положения).
В ходе судебного разбирательства установлено, что формирование и утверждение государственного задания для ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» и АУ РХ «ТВ Центр «Хакасия» относится к компетенции Минимущества Хакасии, что следует из уставов учреждений, утвержденных соответственно Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ и Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности министра имущественных и земельных отношений Республики Хакасия ФИО15 Д.И. утверждены государственные задания на оказание следующих государственных услуг: размещение информации о нормативных правовых актах, иных правовых актах и официальной информации органов государственной власти Республики Хакасия и иной официальной и социально значимой информации в газете «Хакасия»; производство и выпуск бюллетеня официальной информации «Вестник Хакасии».
В нарушение п. 2.7 Положения о формировании государственного задания №, п. 2 Порядка формирования, ведения и утверждения регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерством имущества Хакасии государтсвенное задание для ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» сформировано не в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг и работ. Региональный перечень минимуществом не утвержден.
Кроме того, финансовое обеспечение государственного задания осуществлялось для ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» на 2018 год на основании Соглашения о предоставлении субсидий ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ№ между Минимуществом Хакасии и ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия».
Между тем, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания для ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» на 2018 год рассчитан Министерством имущества Хакасии в отсутствие утвержденного порядка расчета нормативных затрат, утвержденных базовых нормативных затрат, корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение государственной услуги (работы), применяемые при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий.
Кроме того, в нарушение ч. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, п. 2.2 Соглашений о предоставлении субсидий объем субсидий на выполнение государственного задания увеличен дополнительными соглашениями без корректировки значений показателей качества и количества государственных услуг государственного задания для АУ РХ «ТВ Центр «Хакасия» 01.11.2017г. и для ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» ДД.ММ.ГГГГ.
Данные нарушения порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания выявлены Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия по материалам проверки Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, проведенной в рамках контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия в период с 2016 по 2018 годы государственным автономным учреждением Республики Хакасия «Редакция газеты «Хакасия», автономным учреждением Республики Хакасия «Информационный телевизионный центр «Хакасия», послужили основанием для составления заместителем председателя – аудитором Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия в отношении ФИО16 Д.И. протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Помимо протокола об административном правонарушении факт совершения ФИО17 Д.И. административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно:
- приказом и.о. министра имущественных и земельных отношений Республики Хакасия ФИО18 Д.И. об утверждении государственного задания на оказание АУ РХ «Информационный телевизионный центр «Хакасия» работ по производству и распространению телепрограмм и радиопрограмм на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и самим государственным заданием (л.д. 83, 84-93);
- соглашением № о предоставлении субсидий АУ РХ «Информационный телевизионный центр «Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 94-97), дополнительным соглашением о предоставлении субсидий от 01.11.2017г. (л.д. 102);
- приказом и.о. министра имущественных и земельных отношений Республики Хакасия ФИО19 Д.И. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении государственного задания на оказание ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» государственной услуги по осуществлению издательской деятельности на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (л.д. 103) и самим государственным заданием (л.д. 104-110), а также аналогичным приказом ФИО20 Д.И. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 111) и самим государственным заданием (л.д. 112-125);
- соглашением № о предоставлении субсидий ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением о предоставлении субсидий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 128);
- актом № по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия в период с 2016 по 2018 годы государственным автономным учреждением Республики Хакасия «Редакция газеты «Хакасия», автономным учреждением Республики Хакасия «Информационный телевизионный центр «Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ;
- заключением на пояснения министра имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по результатам контрольных мероприятий;
- заключением на дополнительные пояснения и.о. министра имущественных и земельных отношений Республики Хакасия ФИО21 Д.И. от ДД.ММ.ГГГГ по результатам контрольных мероприятий и иными собранными по делу доказательствами, которые получили оценку в совокупности с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Изучение представленных материалов свидетельствует о том, что при рассмотрении дела мировой судья, правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ФИО22 Д.И. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, и виновности ФИО23 Д.И. в его совершении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности мировым судьей не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ФИО24 Д.И. не усматривается.
При этом суд обращает внимание, что вопрос об административной ответственности ФИО25 Д.И. по фактам утверждения им государственных заданий и заключения соглашений о предоставлении субсидий до 07.06.2017г., то есть за пределами двухлетнего срока давности привлечения к административной ответственности, мировым судьей обоснованно не обсуждался в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме под должностным лицом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.
В силу п. 3.1 постановления Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Хакасия» министр имущественных и земельных отношений Республики Хакасия несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий.
Формирование и утверждение государственного задания для ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» и АУ РХ «ТВ Центр «Хакасия» относится к компетенции Минимущества Хакасии.
Приказ от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении государственного задания на оказание ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» государственной услуги по осуществлению издательской деятельности на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, аналогичный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение о предоставлении субсидий от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению № о предоставлении субсидий ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение о предоставлении субсидий АУ РХ «Информационный телевизионный центр «Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ подписаны и.о. министра имущественных и земельных отношений Республики Хакасия ФИО26 Д.И.
Таким образом, ФИО27 Д.И. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.15.15.15 КоАП РФ как должностное лицо ответственное за соблюдение порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания.
Довод лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО28 Д.И. том, что он не утверждал государственные задания, а лишь корректировал их путем внесения изменений, опровергается содержанием приказов об утверждении государственного задания, которые не содержат ссылок на внесение каких-либо изменений в ранее утвержденное государственное задание.
Наказание, назначенное в соответствии с санкцией ст. 15.15.15 КоАП РФ в минимальном размере, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы, отмены либо изменения состоявшегося по делу решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1. о назначении административного наказания по ст. 15.15.15 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Ю.Н. Лоцкий