НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Абаканского городского суда (Республика Хакасия) от 26.05.2016 № 2А-4998/2016

Дело № 2а-4998/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Абакан 26 мая 2016 года

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Наумовой Ж.Я.,

при секретаре Чебодаевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Хакасия» к Межрегиональному управлению Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) о признании решений (действий) незаконными,

с участием представителей административного истца Збадыка С.Л., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Шульмина Л.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителей административного ответчика Мухиной Е.Ю., действующей на основании Положения и приказа от ДД.ММ.ГГГГ, Тихонова К.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ «Военный комиссариат Республики Хакасия» (далее – Военный комиссариат Республики Хакасия) обратился в суд с административным исковым заявлением Межрегиональному управлению Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) (далее - Управление) о признании решений (действий) незаконными. Требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ревизионной группой Управления в Военном комиссариате Республики Хакасия проведены контрольные мероприятия финансово-экономической деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ в ходе контрольных мероприятий выявлены, в том числе, незаконный расход денежных средств по оплате проезда призывников и граждан, призванных на военную службу, от военного комиссариата к пункту питания во время проведения призывных компаний 2012 — 2015 годов, на сумму 993, 94 тысяч рублей; незаконный расход денежных средств по оплате «дежурного автомобиля» во время проведения призывных компаний 2013 — 2015 годов на сумму 586, 19 тысяч рублей; неположенная выплата заработной платы, за время вынужденного прогула на сумму 65, 80 тысяч рублей. С указанными нарушениями Военный комиссариат Республики Хакасия был не согласен, в связи с чем на акт от ДД.ММ.ГГГГ в данной части были поданы возражения, которые рассмотрены ДД.ММ.ГГГГ и оставлены без удовлетворения. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в Военный комиссариат Республики Хакасия поступили письма начальника Управления, в которых указывалось на необходимость продолжения работы по устранению недостатков и нарушений, и выполнению предложений по акту от ДД.ММ.ГГГГ, принятию действенных мер по взысканию ущерба, причиненного государству. С данными указаниями, изложенными в названных письмах, Военный комиссариат Республики Хакасия не согласился, и начальнику Управления был направлен ответ о невозможности выполнения предложений по акту от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием правовых оснований. В связи с выявлением причиненного государству ущерба военной прокуратурой Абаканского гарнизона по заданию военной прокуратуры Центрального военного округа была проведена проверка, в ходе которой нарушений законодательства в действиях должностных лиц Военного комиссариата Республики Хакасия не установлено, и факт причинения государству ущерба на общую сумму 1 645, 93 тыс. рублей не подтвержден. На основании результатов прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ Начальнику Управления было направлено ходатайство об исключении из Акта контрольных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ указанных в нем фактов незаконного расхода денежных средств в размере 1 645,93 тыс. рублей. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ВК РХ поступило сообщение начальника Управления, из которого следовало, что направленное ходатайство об исключении из акта от ДД.ММ.ГГГГ фактов незаконного расхода денежных средств в размере 1 645,93 тыс. рублей оставлено без удовлетворения, и военному комиссару вновь предписано принять меры по возмещению выявленного ущерба. ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением сообщения военного прокурора Абаканского гарнизона о результатах прокурорской проверки, которой подтверждено отсутствие в действиях военного комиссариата Республики Хакасия нарушений законодательства, Начальнику Управления было направлено повторное ходатайство об исключении из акта контрольных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ указанных в нем фактов незаконного расхода денежных средств в размере 1 645,93 тыс. рублей с приложением поступившего сообщения военного прокурора Абаканского гарнизона, которое до настоящего времени не рассмотрено. Просили признать незаконным решение (действие) Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Министерства Обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу), выразившееся в отказе в удовлетворении ходатайства об исключении из Акта контрольных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ указанных в нем фактов незаконного расхода денежных средств в размере 1 645,93 тыс. руб., и в виде указания в части возложения на ФКУ «Военный комиссариат Республики Хакасия» обязанности по возмещению выявленного ущерба, то есть предложений по Акту от ДД.ММ.ГГГГ, и изложенные в письме за исх. /цво/1183 от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Межрегиональное управление Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) исключить из Акта контрольных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ указанные в нем факты незаконного расхода денежных средств в размере 1 645,93 тыс. руб. и предложения по их обязательному занесению в книгу недостач, установлении виновных лиц и взыскании денежных средств в счет возмещения причиненного ущерба.

В ходе рассмотрения дела от представителя административного истца Збадыка С.Л., действующего на основании доверенности, поступило заявление об изменении предмета административного иска, в котором просили признать незаконным (в части) решение (действие) Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Министерства Обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу), выразившееся в отказе в удовлетворении ходатайства об исключении из акта контрольных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ указанных в нем фактов незаконного расхода денежных средств в размере 1 580 133 рубля 26 коп., и в виде указания в части возложения на ФКУ «Военный комиссариат Республики Хакасия» обязанности по возмещению выявленного ущерба, то есть предложений по акту от ДД.ММ.ГГГГ, и изложенные в письме за исх. /цво/1183 от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Межрегиональное управление Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) на основании ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) исключить из акта контрольных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ: в разделе «Выводы»: - абзацы, содержащие сведения о незаконном расходе денежных средств, а именно: а) незаконный расход денежных средств по оплате проезда призывников и граждан, призванных на военную службу, от военного комиссариата к пункту питания, во время проведения призывных компаний 2012 — 2015 годов, на сумму 993, 94 тысяч рублей; незаконный расход денежных средств по оплате «дежурного автомобиля» во время проведения призывных компаний 2013 — 2015 годов на сумму 586, 19 тысяч рублей; б) в разделе «Предложения» в пунктах 1 и 2 абзацы, содержащие указания по обязательному занесению в книгу недостач, установлении виновных лиц и взыскании денежных средств в счет возмещения причиненного ущерба, а именно: незаконный расход денежных средств по оплате проезда призывников и граждан, призванных на военную службу, от военного комиссариата к пункту питания, во время проведения призывных компаний 2012 — 2015 годов, на сумму 993, 94 тысяч рублей; незаконный расход денежных средств по оплате «дежурного автомобиля» во время проведения призывных компаний 2013 — 2015 годов на сумму 586, 19 тысяч рублей.

В судебном заседании представители административного истца Збадыка С.Л. и Шульмин Л.А., действующие на основании доверенностей, измененные административные исковые требования поддержали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и в заявлении об уточнении административных исковых требований. Дополнительно суду пояснили, что в соответствии со ст. 218 КАС РФ Военный комиссариат Республики Хакасия вправе обратиться в суд не только в случае нарушения прав, но и при возложении незаконных обязанностей, в том числе ограничивающие права военного комиссара, установленные Положением «О военном комиссариате Республики Хакасия», в части заключения контрактов для осуществления призывных мероприятий. Также настоящим актом предписано внести ущерб в книгу учета недостачи, признать себя виновным, отыскать виновных лиц, наказать и обязать возместить ущерб, что нарушает права Военного комиссариата Республики Хакасия, поскольку они полагают, что отсутствовало незаконное расходование денежных средств. Пояснили, что к военному комиссару и иным сотрудником какие-либо меры ответственности не применялись, поскольку их вина не установлена. Указали, что ответ по повторно направленным возражениям к моменту рассмотрения дела Военным комиссариатом Республики Хакасия получен, его содержание аналогично первому ответу, в удовлетворении возражений отказано. Просили административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представители административного ответчика Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации, Мухина Е.Ю., действующая на основании Положения и приказа, и Тихонов К.И., действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признали по доводам и основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к ним. Дополнительно суду пояснили, что обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца. Административный истец в своем заявлении не указал о том, какие его права, свободы и законные интересы нарушены. Также административным истцом не представлены, а административный ответчик не располагает сведениями о том, привлекался ли административный истец по итогам проведения контрольных мероприятий к дисциплинарной, материальной или иной ответственности, был ли лишен дополнительного материального стимулирования. Кроме того, отметили, что и в случае привлечения административного истца к какой-либо ответственности, лишения дополнительного материального стимулирования за причинение ущерба государству, это не лишает последнего оспорить их законные основания в судебном порядке. Суммы ущерба, выявленные Управлением, подлежат учету и могут быть сняты с контроля лишь в случае устранения объектом контроля, а именно: возмещения ущерба виновными лицами или постановки на учет дальнейшего списания ущерба за счет средств федерального бюджета, данные условия до сих пор не выполнены административным истцом. Довод административного истца о том, что Управление немотивированно отказало в рассмотрении ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ также не соответствует действительности. В адрес начальника Военного комиссариата Республики Хакасия был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за /цво/1226, в котором сообщалось о том, что, не согласившись с выводами Военного прокурора Абаканского гарнизона, Управление направило в адрес Военного прокурора Центрального военного округа письмо от ДД.ММ.ГГГГ/цво/1203 с целью получения правовой оценки позиции Военного прокурора Абаканского гарнизона, изложенной в информационном письме от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления поступил ответ Военной прокуратуры Центрального военного округа за , в котором, сообщается, что Военной прокуратурой Центрального военного округа с привлечением военной прокуратуры Абаканского гарнизона организована повторная проверка по информации, изложенной в акте контрольных мероприятий финансово - экономической и хозяйственной деятельности, проведенных ревизионной группой Управления в Военном комиссариате Республики Хакасия. Проверкой подтверждены нарушения порядка использования денежных средств на сумму в 3 млн. рублей государству в лице Министерства обороны Российской Федерации, из них причинен реальный ущерб на сумму в размере 1 681, 82 тыс. рублей, из которых незаконный расход денежных средств – 1 616, 02 тыс. рублей, а также переплата и неположенные выплаты заработной платы в размере 65, 80 тыс. рублей. Таким образом, результаты проведенной проверки Военной прокуратуры Центрального военного округа, опровергают выводы, изложенные ранее, военной прокуратурой Абаканского гарнизона, следовательно, у Управления отсутствует какое - либо основание для снятия нарушения с контроля. Довод административного истца о том, что в акте контрольных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ возлагаются обязанности по выполнению предложений, не состоятелен, так как Управление лишь проводит аудит и выявляет нарушения, при этом не привлекает к ответственности и не признает кого-либо виновным. Таким образом, в рассматриваемом случае акт контрольных мероприятий не носит властно - обязывающее предписание для лица, в отношении которого он составлен, не содержит отдельных предписаний, распоряжений, влекущих какие-либо обязанности для административного истца или создающих препятствия для его деятельности, не нарушает чьи - либо законные интересы или права, поскольку в акте описаны установленные контролирующим органом факты выявленных нарушений, следовательно, не могут быть признаны недействительными в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ. Просили в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ по данной категории дел установлен трехмесячный срок обращения в суд со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Решение об отказе в удовлетворении ходатайства административного истца об исключении из акта контрольных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ указанных в нем фактов незаконного расхода денежных средств в размере 1 645,93 тыс. рублей было получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, с административным иском административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что следует из отметки на административном исковом заявлении, следовательно, срок обращения в суд административным истцом не пропущен, заявление подлежит рассмотрению по существу.

На основании приказа Министра Обороны Российской Федерации от 30.09.2015 года № 577 «Об утверждении Концепции осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего аудит в Вооруженных Силах Российской Федерации», Межрегиональное управление Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои полномочия по внутреннему (ведомственному) финансовому контролю путем проведения контрольных мероприятий в Вооруженных Силах Российской Федерации и оформления их результатов в рамках действующих нормативно - правовых документов.

Одной из основных функций Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации является проведение контрольных мероприятий экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил в соответствии с планами проведения контрольных мероприятий (п. 8 раздела 3 Положения о Межрегиональном управлении Контрольно — финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу), утвержденное приказом начальника Контрольно - финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации от 21.11.2013 № 115).

Порядок проведения контрольных мероприятий регламентирован разделом 2 Методических рекомендаций по проведению контрольных мероприятий финансово — экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных указанием заместителя Министра обороны Российской Федерации от 22.02.2013 № 205/2/90 (далее по тексту – Методические рекомендации).

В силу п. 35 Методических рекомендаций по результатам проведения контрольных мероприятий составляется акт.

П. 37 Методических рекомендаций установлено, что акт состоит из вводной описательной и заключительной частей. При этом согласно п. 40 Методических рекомендаций заключительная часть акта содержит обобщенную информацию о результатах проведения контрольных мероприятий, выводы и предложения по устранению нарушений.

В силу п. 47 Методических рекомендаций о результатах контрольных мероприятий после их окончания руководитель ревизионной группы (ревизор) докладывает руководителю субъекта финансового контроля (либо его заместителю).

При этом п. 48 Методических рекомендаций установлено, что в случае несогласия с фактами, изложенными в акте оценками, выводами и предложениями руководитель объекта финансового контроля в течение 5 рабочих дней с момента вручения акта (либо одновременно с подписанием акта) представляет возражения в порядке и по форме, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации 2012 года № 1065.

Как следует из материалов дела, приказом начальника Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) от 24.06.2015 года № 71 назначены и проведены контрольные мероприятия финансово - экономической и хозяйственной деятельности Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Хакасия» в период с 01 июля по 30 июля 2015 года на основании плана контрольных мероприятий Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации на 2015 год

В ходе проведения проверки Управлением были исследованы следующие финансовые документы ВК РХ: государственный контракт на оказание транспортных услуг для нужд ВК РХ от ДД.ММ.ГГГГ, платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ, акт сдачи-приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, путевые листы; государственный контракт на оказание автотранспортных услуг во время призыва граждан на военную службу 2013 года для государственных нужд ВК РХ от ДД.ММ.ГГГГ, платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ, акт сдачи-приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, путевые листы; государственный контракт на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2015-2017 годах /вп от ДД.ММ.ГГГГ, техническое задание; государственный контракт на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны РФ в 2012-2014 годах от ДД.ММ.ГГГГ, техническое задание, примерный порядок организации перевозок граждан, призванных на военную службу.

По итогам проведенной проверки, был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ «Военный комиссариат Республики Хакасия», которым установлено, что в результате проведенных контрольных мероприятий выявлены нарушения в использовании денежных и материальных средств на сумму 3 007, 74 тысячи рублей, которыми государству причинен реальный ущерб на сумму 1 681,82 тысячи рублей, из них: незаконный расход денежных средств по оплате военнослужащему командировочных расходов на сумму 35, 89 тысяч рублей; незаконный расход денежных средств по оплате проезда призывников и граждан, призванных на военную службу, от военного комиссариата к пункту питания, во время проведения призывных компаний 2012 - 2015 годов, на сумму 993, 94 тысяч рублей; незаконный расход денежных средств по оплате «дежурного автомобиля» во время проведения призывных компаний 2013 - 2015 годов на сумму 586, 19 тысяч рублей; неположенная выплата заработной платы, за время вынужденного прогула на сумму 65, 80 тысяч рублей. Также, выявлено прочих нарушений с материальными и денежными средствами на сумму 1 325, 92 тысячи рублей: неправомерное отвлечение средств текущего года на оплату страховых взносов следующего бюджетного года на сумму 979, 87 тысяч рублей (зачтено установленным порядком); неэффективные расходы денежных средств на оплату по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, на сумму 267, 07 тысяч рублей; неэффективный расход денежных средств, возникший в следствии перевозки представителей призывных комиссий от отделов военного комиссариата к пунктам призыва, на сумму 78, 98 тысяч рублей. Допускались нарушения кассовой и авансовой дисциплин. При заключении бюджетного года допускались неизрасходованные остатки денежных средств. Принимались бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Данный актом ФКУ «Военный комиссариат Республики Хакасия» предложено:

1. В срок до ДД.ММ.ГГГГ принять к учету суммы выявленного настоящими контрольными мероприятиями реального ущерба, причиненного государству на сумму 1 681,82 тысячи рублей, в том числе:

- незаконный расход денежных средств по оплате военнослужащему командировочных расходов на сумму 35, 89 тысяч рублей;

- незаконный расход денежных средств по оплате проезда призывников и граждан, призванных на военную службу, от военного комиссариата к пункту питания, во время проведения призывных компаний 2012 - 2015 годов, на сумму 993, 94 тысяч рублей;

- незаконный расход денежных средств по оплате «дежурного автомобиля» во время проведения призывных компаний 2013 - 2015 годов на сумму 586, 19 тысяч рублей;

- неположенная выплата заработной платы, за время вынужденного прогула на сумму 65, 80 тысяч рублей.

2. В срок до ДД.ММ.ГГГГ провести административное расследование и принять решения по сумме не возмещенного причиненного государству ущерба в размере 1 681, 82 тысячи рублей, из них:

- незаконный расход денежных средств по оплате военнослужащему командировочных расходов на сумму 35, 89 тысяч рублей;

- незаконный расход денежных средств по оплате проезда призывников и граждан, призванных на военную службу, от военного комиссариата к пункту питания, во время проведения призывных компаний 2012 - 2015 годов, на сумму 993, 94 тысяч рублей;

- незаконный расход денежных средств по оплате «дежурного автомобиля» во время проведения призывных компаний 2013 - 2015 годов на сумму 586, 19 тысяч рублей;

- неположенная выплата заработной платы, за время вынужденного прогула на сумму 65, 80 тысяч рублей.

3. Изучить руководящие документы в целях недопущения нарушений кассовой и авансовой дисциплин.

4. Привести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н и Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

5. В течение 5 дней копию акта проверки направить вышестоящему командованию.

6. В случае привлечении должностных лиц, виновных в причинении ущерба, к ответственности (материальной и дисциплинарной), представлять сведения в Межрегиональное управление Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) по мере привлечения.

7. Представить начальнику Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) выписку из приказа и выписку из книги учета недостач в отношении причиненного ущерба, выявленного проведением контрольного мероприятия.

8. Донесение о выполнении предложений и устранении выявленных недостатков и нарушений представить начальнику Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На данный акт Военный комиссариат Республики Хакасия подал в Управление возражения, в которых выразил несогласие с выводами акта о неположенной выплате заработной платы за время вынужденного прогула на сумму 65, 80 тысяч рублей; о незаконном расходовании денежных средств по оплате проезда призывников и граждан, призванных на военную службу, от военного комиссариата к пункту питания, во время проведения призывных компаний 2012-2015 годов, на сумму 993, 94 тысяч рублей; о незаконном расходовании денежных средств на оплату договоров на предоставление услуг дежурного автомобиля на время проведения призывных компаний 2013-2015 годов на сумму 586 192 рубля 62 копейки.

Указанные возражения были рассмотрены, по итогам их рассмотрения был составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что данные возражения оставлены без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Военный комиссариат Республики Хакасия» предоставил в Управление донесение о выполнении предложений по акту контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

Данное донесение было рассмотрено Управлением, ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ о том, что необходимо продолжить работу по устранению недостатков и нарушений и выполнению предложений по акту от ДД.ММ.ГГГГ, принять действенные меры по взысканию ущерба, причиненного государству. Представить в Межрегиональное управление заверенные в установленном порядке соответствующие копии приказов и копии Книги учета недостач. Повторное донесение представить в срок до ДД.ММ.ГГГГ с указанием подробной информации о проделанной работе и принятых мерах по устранению нарушений и недостатков, а так же копий подтверждающих документов (за исключением ранее представленных).

ДД.ММ.ГГГГ Военный комиссариат Республики Хакасия в ответ на письмо от ДД.ММ.ГГГГ представил Управлению дополнительное донесение о выполнении предложений по акту от ДД.ММ.ГГГГ.

Данное дополнительное донесение было рассмотрено Управлением, ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ о том, что необходимо продолжить работу по устранению недостатков и нарушений и выполнению предложений по акту от ДД.ММ.ГГГГ, принять действенные меры по взысканию ущерба, причиненного государству. Представить в Межрегиональное управление заверенные в установленном порядке соответствующие копии приказов и копии Книги учета недостач. Повторное донесение представить в срок до ДД.ММ.ГГГГ с указанием подробной информации о проделанной работе и принятых мерах по устранению нарушений и недостатков, а так же копий подтверждающих документов (за исключением ранее представленных).

ДД.ММ.ГГГГ Военный комиссариат Республики Хакасия» в ответ на письмо Управления от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что по факту выявленного контрольными мероприятиями прямого ущерба в сумме 1 645, 94 тыс. рублей военной прокуратурой Абаканского гарнизона проводится проверка. При получении заключения по результатам проверки дополнительное донесение представят установленным порядком.

ДД.ММ.ГГГГ Военный комиссариат Республики Хакасия направил ходатайство в Управление, в котором указал, что по факту выявленного контрольными мероприятиями ущерба на основании задания военной прокуратуры центрального военного округа военной прокуратурой Абаканского гарнизона проведена проверка. В адрес военного комиссариата поступило предписание об устранении нарушений незаконного расхода денежных средств по оплате командировочных расходов на сумму 35 886 рублей 40 копеек. В части незаконного расхода денежных средств на сумму 1 645, 93 тысяч рублей соответствующих предписаний из военной прокуратуры не поступало. Факт причинения ущерба не подтвержден. Просили исключить нарушения из акта контрольных мероприятий по незаконному расходу денежных средств на сумму 1 645, 93 тысяч рублей.

В ответ на ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ Управлением было сообщено, что основания для исключения из акта контрольных мероприятий суммы выявленного ущерба в размере 1 645,93 тыс. рублей у Управления отсутствуют, в результате чего представленное ходатайство оставлено без удовлетворения. Указано, что о принятом решении и возмещении причиненного ущерба необходимо представить донесение в адрес Управления.

Письмо с аналогичным ходатайством и приложением сообщения Военной прокуратуры Абаканского гарнизона были направлены Военным комиссариатом Республики Хакасия в адрес Управления ДД.ММ.ГГГГ.

Из сообщения Военной прокуратуры Абаканского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в действиях военного комиссара Республики Хакасия, связанных с заключением государственных контрактов и договоров на оказание транспортных услуг во время призывных кампаний нарушения закона отсутствуют.

Административный истец указывает, что Управлением не был дан ответ на письмо от ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах дела имеется письмо Управления от ДД.ММ.ГГГГ, данное на письмо Военного комиссариата Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщено, что в связи с тем, что сумма выявленного ущерба в размере 1 645, 93 тыс. рублей в акт контрольных мероприятий внесена обоснованно, о чем не однократно указывалось, Управление, не согласившись с выводами Военного прокурора Абаканского гарнизона, направило в адрес Военного прокурора Центрального военного округа письмо с целью получения правовой оценки позиции Военного прокурора Абаканского гарнизона, изложенной в информационном письме от ДД.ММ.ГГГГ. По итогам рассмотрения результатов проверки военной прокуратуры Управлением о принятом решении будет сообщено дополнительно.

Факт направления данного письма в адрес Военного комиссариата Республики Хакасия подтверждается записью журнала учета исходящих служебных документов МУКФИ МО РФ (по ЦВО). Получение ответа Управления не оспаривалось и представителями административного истца, в связи с чем доводы о ненаправлении ответа на повторный запрос судом отклоняются.

Кроме того, административный истец выражает несогласие с тем, что Управление незаконно отказало в удовлетворении ходатайства об исключении из Акта контрольных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ указанных в нем фактов незаконного расхода денежных средств в размере 1 580 133,26 руб., и в виде указания в части возложения на Военный комиссариат Республики Хакасия обязанности по возмещению выявленного ущерба, то есть предложений по Акту от ДД.ММ.ГГГГ, и изложенные в письме за исх. /цво/1183 от ДД.ММ.ГГГГ. Так как, в ходе проверки, проведенной Военной прокуратурой Абаканского гарнизона, не выявлены в действиях военного комиссара Республики Хакасия, связанных с заключением государственных контрактов и договоров на оказание транспортных услуг во время призывных кампаний нарушения закона. А постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ не установлена вина ФИО6

С данным доводом административного истца не соглашается представитель административного ответчика, ссылается на следующее.

ДД.ММ.ГГГГ начальник Управления обратился с заявлением к Военному прокурору Центрального военного округа, в котором просил дать правовую оценку позиции военного прокурора Абаканского гарнизона, изложенной в информационном письме от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Военной прокуратурой Центрального военного округа было дано сообщение Управлению, из которого следует, что Военной прокуратурой Центрального военного округа с привлечением военной прокуратуры Абаканского гарнизона организована проверка по информации, изложенной в акте контрольных мероприятии финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенных ревизионной трупной Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Минобороны России (по ЦВО) в военном комиссариате Республики Хакасия. Проверкой подтверждены нарушения порядка использования денежных средств па сумму 3 млн. руб. Государству причинен реальный ущерб на сумму 1 681,82 тыс. руб., из которых незаконный расход денежных средств 1 616,02 тыс. руб., переплата и неположенные выплаты заработной выплаты 65,80 тыс. руб. По результатам проверки военным прокурором Абаканского гарнизона начальнику организационно-мобилизационного управления штаба ЦВО внесено представление, в котором, помимо прочего, потребовано принять меры по возмещению ущерба, в том числе в судебном порядке (находится па рассмотрении). ДД.ММ.ГГГГ командующим войсками ЦВО издан приказ , в соответствии с которым к военному комиссару за ненадлежащее исполнение возложенных па него обязанностей, связанных с непринятием действенных мер по возмещению причиненного ущерба, применены меры материального стимулирования. ДД.ММ.ГГГГ материалы проверки в отношении военного комиссара Республики Хакасия по факту незаконного расходования денежных средств, связанных с оплатой проезда призывников от военного комиссариата к пункту питания, а также оплатой «дежурного автомобиля» во время призывных кампаний па общую сумму 1 580 тыс. руб., в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены в военный следственный отдел СК России по Абаканскому гарнизону с целью рассмотрения вопроса об уголовном преследовании последнего (проводится доследственная проверка). Проведенной с привлечением специалистов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Хакасия проверкой соответствия заключенных военным комиссаром государственных контрактов и договоров на оказание транспортных услуг требованиям Федеральных законов № 94-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и № 44-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ нарушений не выявлено. В связи с ненадлежащим исполнением прокурорскими работниками военной прокуратуры Абаканского гарнизона служебных обязанностей и волокиты проверки к ним применены меры материального стимулирования. Реализация принятых мер реагирования, фактическое устранение выявленных нарушений поставлены в военной прокуратуре Абаканского гарнизона на контроль.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Военный прокурор Абаканского гарнизона вынес постановление, которым постановлено: направить материалы проверки в отношении военного комиссара Республики Хакасия ФИО6, в орган предварительного расследования врио руководителя военного следственного отдела по Абаканскому гарнизону ЦВО подполковнику юстиции ФИО7 для решения вопроса об уголовном преследовании ФИО6 по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя военного следственного отдела СК России по Абаканскому гарнизону ЦВО капитана юстиции ФИО8 постановлено: отказать в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления в отношении ФИО6 При этом из данного постановления следует, что действия ФИО6 привели к дополнительному расходу денежных средств Минобороны РФ в сумме 1 580 133,26 руб., что соответствует выводам сотрудников МУ КФИ Минобороны РФ (по ЦВО), изложенным в акте контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности военного комиссариата РХ от ДД.ММ.ГГГГ, и формально может свидетельствовать о наличии в действиях ФИО6 отдельных признаком преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ. Однако, принимая по внимание, что в военном комиссариате Республики Хакасия столовая (пункт питания) отсутствует, а также, как установлено в ходе проверки, отсутствует возможность использования помещений указанного военного комиссариата (в том числе помещения сборного пункта) в качестве столовой (пункта питания); также принимая во внимание, что войсковая часть 01662 в период с 2012 года по 2015 год, вопреки указаниям организационно-мобилизационного управления штаба ЦВО, фактически не имела возможности обеспечивать потребности военного комиссариата Республики Хакасия в транспортных средствах (автобусах), в том числе в виде «дежурного автомобиля», действия ФИО6, связанные с реализацией возложенных на него обязанностей по призыву граждан на военную службу в периоды призывных кампаний 2012-2015 годов, выразившиеся в заключение вышеуказанных 9 государственных контактов и 13 договоров на оказание транспортных услуг по перевозке людей, были совершены в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам лиц, подлежащих призыву на военную службу, а также охраняемым законом интересам общества и государства - боеготовности ВС РФ, других войск и воинских формирований, а также авторитету воинских должностных лиц, с учетом того, что указанные опасности не могли быть устранены иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, в связи с чем, в соответствии с ч. 1 ст. 39 УК РФ, действия ФИО6 не являются преступлением.

На основании вышеизложенного, суд находит довод административного истца о безосновательном отказе административного ответчика внести изменения в акт от ДД.ММ.ГГГГ, несостоятельным, так как военным прокурором Центрального военного округа установлено нецелевое расходование государственных средств Военным комиссариатом Республики Хакасия, при этом постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ также установлен данный факт, в связи с чем у административного ответчика не имелось оснований для удовлетворения ходатайства административного истца и внесения таких изменений в данный акт от ДД.ММ.ГГГГ. При этом суд отмечает, что в акте не устанавливается виновность каких-либо лиц в нецелевом расходовании денежных средств, а лишь содержится обобщенная информация о результатах проведения контрольных мероприятий.

Кроме того, Управление, осуществляя свою деятельность по финансовому контролю, не наделено полномочиями по даче обязательных для исполнения Военным комиссариатом Республики Хакасия указаний, сам акт не носит властно-обязывающего предписания для лица, в отношении которого он составлен, не содержит отдельных предписаний, распоряжений, влекущих какие-либо обязанности административного истца или создающих препятствия для его деятельности, поскольку Управление осуществляет лишь контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности организации. При этом суд отмечает, что нормативно-правовые акты, устанавливающие обязанность Управления исключить из акта какие-либо его положения, отсутствуют.

Следовательно, права административного истца не нарушены, действия административного ответчика нормы действующего законодательства не нарушают. При таких обстоятельствах требования ФКУ «Военный комиссариат Республики Хакасия» к Межрегиональному управлению Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации о признании решений (действий) незаконными удовлетворению не подлежат. Основания для обязания административного ответчика по совершению действий, о которых просит административный истец, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Хакасия» к Межрегиональному управлению Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) о признании решений (действий) незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.

Председательствующий Ж.Я. Наумова

Мотивированное решение изготовлено и подписано 31 мая 2016 года.

Судья Ж.Я. Наумова