НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Абаканского городского суда (Республика Хакасия) от 22.04.2019 № 5-3-19/19

Председательствующий Королев В.В. Дело №5-3-19/2019

№12-185/2019

РЕШЕНИЕ

22 апреля 2019 г. г.Абакан

Абаканский городской суд в составе

председательствующего – судьи Лоцкого Ю.Н.,

при секретаре Коротаевой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Алипиной Н.Г., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, на постановление мирового судьи судебного участка №3 г.Абакана Республики Хакасия от 18.02.2019 г., о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Огласив жалобу, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитника, представителя административного органа, исследовав материалы дела, Абаканский городской суд Республики Хакасия,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка №3 г. Абакана Республики Хакасия заместитель начальника отдела бюджетного учета и отчетности органов государственной власти и подведомственным им учреждениям Государственного казенного учреждения Республики Хакасия Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности» Алипина Н.Г. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.15.11 КоАП РФ к административному штрафу в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с решением мирового судьи, Алипина Н.Г. обратилась в Абаканский городской суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить. Находит выводы мирового судьи о ее виновности в совершении правонарушения сомнительными.

Одним из выявленных Счетной палатой РХ нарушений явилось отсутствие в Минюсте РХ государственной регистрации права оперативного управления на 10 помещений общей площадью 2661,6 кв.м., балансовой стоимостью 23 467,7 тыс. рублей. Однако ни Счетной палатой РХ, ни судом не было принято во внимание, что постановка на бухгалтерский учет осуществлялась в 2006-2013 годах на основании распоряжений Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом и постановлением Правительства РХ.

В связи с принятием постановления Правительства Республики Хакасия от 31.05.2012 № 353 «О создании государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности» и передаче полномочий по ведению бюджетного учета и отчетности» между Государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности» и Управлением по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия (27.11.2017 полномочия переданы Минюсту РХ заключено Соглашение о передаче полномочий по ведению бюджетного учета и бухгалтерского учета от 09.08.2012 № 05-02/10-1.

В приложении 4 Постановления РХ указано, что полномочия по бухгалтерскому учету осуществляется после предоставления актов проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, актов инвентаризации на дату передачи полномочий; копии бюджетной отчетности за 2012 год и документов, необходимых для ведения бюджетного учета, за 2012 и 2013 годы по описи. То есть постановка объектов на бухгалтерский учет была произведена Управлением и передана для ведения бухгалтерского учета в Учреждение.

Так же пунктом 14 приказа Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» установлено, что при составлении бюджетной отчетности в графах «На начало года» показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года данных по реорганизации (в случае ее проведения) или иных данных, изменивших показатели вступительного баланса в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Таким образом, мировым судьей не учтено, что внесение изменений в остаток валюты баланса «На начало года» может быть произведен только в случае если проводилась переоценка стоимости основных средств и нематериальных активов, реорганизация учреждения или иные мероприятия, в результате которых происходит реформация остатков по счетам бюджетного учета в балансе учреждения на начало отчетного года по отношению к остаткам на конец года предыдущего периода (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.10.2005 № 01-14-10а/2901).

Таким образом, оснований для внесения изменений и корректировки в балансовый учет не имелось.

Так же в соответствии с Соглашением, информацию по деятельности Управления, Учреждение может вносить только на основании приказов и иных первичных документов, предоставляемых в оригиналах.

Судом так же не принято во внимание, что период нарушения относиться к 2006-2013 годам, учитывая давность правонарушения, Алипина Н.Г. не может нести за него административную ответственность.

Кроме того, обращает внимание, что некорректное отражение на балансовом счете 101 000 «Основные средства» произошло до ее назначения на должность заместителя начальника отдела исполнителя (27.01.2016 г.), а полномочий по проверке достоверности отраженных сведений в годовой бюджетной отчетности, начиная с 2006 года, у нее не имелось, в связи с чем в ее действиях отсутствует вина.

В судебном заседании Алипина Н.Г., ее защитник Тихонова З.А. поддержали доводы жалобы, просили постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.

Представитель Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия Могилина Е.Ю. в судебном заседании не согласилась с доводами жалобы, полагала, что выводы мирового судьи о виновности Алипиной Н.Г. в совершении инкриминируемого последней правонарушения подтверждены исследованными материалами дела. Просила постановление о назначении административного наказания оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, Абаканский городской суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из требований ст.ст. 1.6, 24.1, 29.10 КоАП РФ, вынесенное по делу об административном правонарушении постановление должно быть законным, обоснованным и мотивированным.

Частью 1 ст. 15.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Из статей 165, 264 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) следует, что единая методология и стандарты бюджетной отчетности, устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

В целях установления единого порядка составления и представления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Инструкция № 191н).

Пунктом 6 Инструкции № 191н определен перечень лиц, осуществляющих подписание годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В частности, бюджетная отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем субъекта бюджетной отчетности, передавшего полномочия по ведению учета и (или) формированию бюджетной отчетности, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета и (или) формирование бюджетной отчетности.

Пунктом 11 Инструкции № 191н установлено, что в состав бюджетной отчетности, в том числе включены: баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (форма по ОКУД 0503130), а также Пояснительная записка (форма по ОКУД 0503160).

Из пунктов 152, 166 Инструкции № 191н следует, что раздел 4 пояснительной записки (форма по ОКУД 0503160), включает в себя сведения о движении нефинансовых активов (форма по ОКУД 0503168), которая содержит обобщенные за отчетный период данные о движении нефинансовых активов субъекта бюджетной отчетности.

По результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Управлением не осуществлена государственная регистрация права оперативного управления на 10 помещений (объектов) недвижимого имущества общей площадью 2661,6 кв.м., балансовой стоимостью 23 467,7 тыс. рублей.

Вместе с тем, в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ согласно которому, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом и не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, а также пунктов 36 и 332 Инструкции по применению единого плана счетов, бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция от 01.12.2010 № 157н), в отсутствие документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления на имущество, находящееся по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> на балансовом счете 101 00 «Основные средства» необоснованно отражены 10 помещений (объектов) балансовой стоимостью <данные изъяты>. рублей.

С учетом того, что вышеуказанные сведения отражаются в формах годовой бюджетной отчетности ф. 0503130 (по строке 011) и ф. 0503168 (по строке 012), произошло искажение вышеназванных строк бюджетной отчетности Управления по состоянию на 01.01.2017 и по состоянию на 01.01.2018 в сумме <данные изъяты> рублей, или на 75,4% и на 61,9% соответственно.Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 10 Закона Республики Хакасия от 22 февраля 2000 г. № 73 «О мировых судьях в Республике Хакасия», положений постановления Правительства Республики Хакасия от 24 ноября 2004 г. №361 «Об образовании Управления по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия» до 27 ноября 2017 г. организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществлялось уполномоченным Правительством Республики Хакасия исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия - Управлением по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия (далее - Управление), которое имело статус юридического лица, самостоятельный баланс, обладало правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, находящегося в государственной собственности Республики
Хакасия, а также полномочиями по материально-техническому обеспечению
деятельности мировых судей (с 27 ноября 2017 г. соответствующие полномочия переданы Министерству по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия).

09 августа 2012 г., во исполнение пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Управлением, на основании Соглашения №05-02/10-1 о передаче полномочия по ведению бюджетного учета и бухгалтерского учета полномочия по ведению бюджетного учета и составлению отчетности переданы ГКУ РХ «Межведомственный центр», целью создания которого является ведение бюджетного учета и отчетности в целях осуществления полномочий органов государственной власти Республики Хакасия и подведомственных им учреждений, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 1.1 Устава ГКУ РХ «Межведомственный центр», утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 31 мая 2012 г. № 353). Исходя из заключенного Соглашения ГКУ РХ «Межведомственный центр» в числе прочего, обязуется обеспечивать квалифицированное ведение бухгалтерского учета, налогового учета, составления отчетности, обрабатывать первичную документацию и достоверно отражать на счетах бухгалтерского учета все осуществляемые финансово-хозяйственные операции с предоставлением оперативной информации, а также осуществлять контроль за правильностью оформления первичных документов Управления (абз. 2, 8, 15 п. 2.2 Соглашения).

Также из Соглашения (в ред. Дополнительного соглашения от 27 января 2016 г. № 5) следует, что право второй подписи при оформлении бухгалтерских документов по Управлению принадлежит ведущему бухгалтеру отдела бюджетного учета и отчетности органов государственной власти подведомственных им учреждений (заместителю начальника отдела) – Алипиной Н.Г. (абз. 2 пункта 1.3 Соглашения).

Из разделов I, II, IV должностной инструкции, утвержденной заместителем руководителя, начальником отдела К. 22 марта 2017 г., Алипина Н.Г., как заместитель начальника отдела:

осуществляет функции главного бухгалтера и организует ведение бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой, утвержденной Приказом обслуживаемого учреждения - Управления по обеспечению деятельности мировых судей РХ;

должна знать Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учета», Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 01 декабря 2010 г. № 157н и прочее;

составляет годовую (баланс исполнения бюджета, отчет о финансовый результатах деятельности, отчет об исполнении бюджета, справка по консолидируемым расчетам, справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года, пояснительная записка), квартальную, месячную бухгалтерскую отчетность по исполнению бюджета обслуживаемого органа государственной власти;

обеспечивает пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой достоверной бухгалтерской информацией по направлениям учета;

ведет систематизированный учет положений, инструкций, методических указаний по вопросам учета и отчетности, других нормативных документов, относящихся к компетенции бухгалтерии;

осуществляет работу по ведению бухгалтерского учета имущества (по материально-ответственным лицам), обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, результатов хозяйственно-финансовой деятельности: расчеты с поставщиками и т.п.) формирует ж/о № 4, №7;

обрабатывает результаты инвентаризации имущества, находящегося на; балансе и на забалансовом учете, проводит инвентаризацию расчетов с отражением их в учете;

обеспечивает ввод первичных документов обслуживаемого учреждения;

запрашивает лично или по поручению руководителя от структурных подразделений и иных специалистов Управления информацию и документы, необходимые для выполнения обязанностей;

несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

С должностной инструкцией Алипина Н.Г. ознакомлена 22.03.2017 г.

Таким образом, должностное лицо - ведущий бухгалтер отдела бюджетного учета и отчетности органов государственной власти и подведомственных им учреждений (с 22 марта 2017 г. - заместитель начальника отдела) Алипина Н.Г., находясь на рабочем месте по адресу: <адрес> составила:

24 января 2017 г. - отчет за 2016 год по форме 0503130, форме 0503168:

31 января 2018 г. - отчет за 2017 год по форме 0503130, форме 0503168 с искажением строк бухгалтерской отчетности в сумме <данные изъяты> рублей, или соответственно на 75,4% и на 61,9% (более чем на 10%), что согласно ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, изучение представленных материалов свидетельствует о том, что при рассмотрении дела мировой судья, вопреки доводам жалобы, правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям должностного лица Алипиной Н.Г. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, и виновности Алипиной Н.Г. в его совершении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности мировым судьей не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Алипиной Н.Г., не усматривается.

При этом, мировой судья, обоснованно учитывая двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, пришел к выводу об истечении указанного срока по отчету за 2016 год и противоправности действий Алипиной Н.Г. по отчету от 31.01.2017г. в пределах срока давности.

Обсуждая вопрос об административной ответственности Алипиной Н.Г. мировой судья не усмотрел оснований для освобождения последней от административной ответственности ввиду.

Между тем, суд второй инстанции не может согласиться с данным выводом.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Действия Алипиной Н.Г. формально содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного административного правонарушения, уменьшения объема инкриминируемых Алипиной Н.Г. противоправных действий (в отношении отчета за 2016 год), по которым вопрос об административном наказании обсуждаться не может ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности, роли правонарушителя, отсутствия наступивших последствий от нарушения охраняемых общественных интересов, суд полагает, что проступок Алипиной Н.Г. подпадает под признаки малозначительного правонарушения.

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №3 г. Абакана Республики Хакасия от 18.02.2019 г. в отношении Алипиной Н.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ за малозначительностью административного правонарушения, объявив Алипиной Н.Г. устное замечание.

Судья Ю.Н. Лоцкий