НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Абаканского городского суда (Республика Хакасия) от 22.04.2013 № 2-2290/2013

Дело № 2-2290/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2013 года

Абаканский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Невмержицкой Т. В.

при секретаре: Черкашиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора ..., действующего в интересах Российской Федерации, к Помогаловой И.А, о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... обратился в суд с иском о взыскании с Помогаловой И.А. в пользу Управления Росреестра ... денежных средств в размере 7 152 рубля. Требования мотивированы тем, что прокуратурой ... произведена проверка по нарушениям, выявленным ТУ Росфиннадзор в РХ в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности Управления Росреестра по РХ в период с ... годы. Проверкой установлено, что Помогалова И.А., являясь государственным служащим Управления Росреестра ..., в период отпуска с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг отдыхала в ...). Компенсация расходов по проезду ответчику производилась при следовании работника учреждения в отпуск за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы РФ аэропорту. Из авансового отчета следует, что из полученных денежных средств в размере 24 952 руб., ответчиком было израсходовано 24 952 руб. на основании справки ООО «...», в которой указана полная стоимость авиаперелета по территории РФ от пункта отправления ... до ближайшего к месту пересечения границы РФ аэропорта ... и обратно в экономическом классе обслуживания на одного взрослого пассажира по минимальному тарифу 24 952 руб. Представленные ответчиком справки не подтверждают фактические расходы на авиаперелеты. Стоимость туристического продукта составила на двух человек 35600 руб. (на одного 17800 руб.). Следовательно, разница между стоимостью проезда, отраженная и предъявленная Помогаловой И.А. в авансовом отчете от дд.мм.гггг№... в качестве подтверждения затрат на приобретение авиабилетов к месту проведения отпуска в размере 24 952 рубля и стоимостью турпутевки в размер 17 800 рублей составляет 7 152 рубля. Компенсация расходов по проезду ответчику производилась при следовании работника учреждения в отпуск за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы РФ аэропорту. Считает, что в соответствии со ст. 1102 ГК РФ Помогалова И.А. неосновательно, без предусмотренных законом оснований, получила от Управления Росреестра ... денежные средства на проезд к месту отпуска и обратно в размере 7 152 рубля, которые просит взыскать с ответчицы в пользу третьего лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ (Управление Росреестра по РХ), согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

В последующем при рассмотрении дела помощник прокурора Пермякова М.В., действующая на основании распоряжения, уточнила сумму, которую просила взыскать с Помогаловой И.А. Указала, что туроператором по настоящему туру является ООО «...». Из представленной информации ООО «...» следует, что Помогалова И.А., № брони №... в период с 16 февраля по дд.мм.гггг пользовалась услугами туристической компании ООО «...». Туристический пакет ООО «...» выкупается полностью у иностранного оператора ... с уже включенной в него стоимости авиаперелета, трансфера, страховки и проживания в отеле, поэтому непосредственной информации о цене билета они не имеют, но запросили ее у иностранного туроператора ..., который пояснил, что авиаперелет по маршруту ... (эконом класс) стоил 4 609,50 руб. на человека. В соответствии со значениями ортодромических расстояний от международных аэропортов РФ до зарубежных аэропортов, утвержденных ФГУП «...» и размещенных на официальном сайте в интернете, сумма денежных средств, фактически использованных ответчиком на проезд к месту проведения отпуска и обратно, исчисленная с учетом отношения ортодромии между аэропортом вылета из РФ и точкой выхода из воздушного пространства РФ к ортодромии между аэропортом вылета из РФ и аэропортом первой посадки вне РФ по маршруту: ... 46,70% составляет 2 152,64 руб. (4 609,50 х 46,70 : 100). Следовательно, разница между стоимостью проезда, отраженная и предъявленная ответчиком в авансовом отчете от дд.мм.гггг№... в качестве подтверждения затрат на приобретение авиабилетов к месту проведения отпуска (Египет) и стоимостью авиаперелета, исчисленной с учетом отношения ортодромии между аэропортом вылета из РФ и точкой выхода из воздушного пространства РФ к ортодромии между аэропортом вылета из РФ и аэропортом первой посадки вне РФ по маршруту: ..., составляет 22 799,36 руб. (24 952 - 2 152,64). Учитывая особый статус работника (государственный служащий), а также компенсационный характер данной выплаты (возмещение фактически понесенных расходов), и исходя из пунктов 11, 12 названных правил работник учреждения обязан полностью вернуть средства, выплаченные ему в качестве предварительной компенсации расходов, в случае, если он не воспользовался ими в целях проезда к месту отпуска и обратно. На этом основании просила взыскать с Помогаловой И.А. в пользу Управления Росреестра по РХ денежные средства в размере 22 799 рублей 36 копеек.

В судебном заседании помощник прокурора Пермякова М.В., действующая на основании распоряжения, требования поддержала по изложенным в иске доводам, Пояснила, что представленная ответчиком справка транспортной организацией - ООО «...» является ненадлежащим доказательством фактических расходов на проезд, поскольку, как отмечалось ранее, представлению подлежат справки, выданные транспортными организациями, осуществляющими перевозку, или их уполномоченными агентами. Пункт 7 Правил компенсации расходов, предусматривающий возможность предоставления справки любой транспортной организации, в данном случае применению не подлежит, поскольку при наличии проездных документов в подтверждение факта перевозки воздушным транспортом за пределы РФ, подлежит применению п. 10 Правил компенсации расходов, в котором четко обозначен порядок подтверждения стоимости произведенных расходов при перелете без посадки на границе территории РФ. Просит требования удовлетворить, взыскать с ответчицы денежные средства в размере 22 799,36 руб.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ... Андарьянова С.А., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что требования прокурора законны и обоснованы, подлежат удовлетворению в полном объеме. Дополнительно пояснила, что в подтверждении стоимости перевозки должна быть представлена справка соответствующей транспортной организации, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченного агента. Управление Росреестра по РХ компенсировало расходы при отсутствии соответствующего пакета документов, что привело к необоснованной переплате компенсации расходов по проезду.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика -Управления Росреестра по РХ Лиходиенко И.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснила, что согласно Правилам компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно предусмотрено, что основанием для компенсации расходов является справка, выданная транспортной организацией. При этом Правилами не предусмотрено предоставление справки только той транспортной организации, которая осуществляла перевозку. Кроме того, представитель Управления Росреестра по РХ указывает, что применение значений ортодромических расстояний не предусмотрено ни одним нормативно-правовым актом, регулирующим выплату компенсации проезда к месту использования отдыха и обратно. На этом основании считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Ответчица Помогалова И.А. в судебное заседание не явилась, направила просьбу о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Помогаловой И.А.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела в их совокупности, определив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Аналогичные положения закреплены в ст. 33 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 (ред. от 24.07.2009) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», согласно которой согласно которой оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов. Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы.

Пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 №4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

На основании Постановления Правительства РФ от 03.12.1992 №933 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия», Постановления Минтруда РФ от 11.09.1995 №49 «Об утверждении разъяснения "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» Республика Хакасия относится к местностям, на которые распространяется положения ст. 325 ТК РФ и действие Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 (ред. от 24.07.2009) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Для реализации положений ст. 325 ТК РФ Правительством РФ вынесено Постановление от 12.06.2008 №455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей», которым утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей.

Указанные Правила устанавливают, что работникам организаций и членам их семей 1 раз в 2 года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также провоза багажа весом до 30 кг.

Пунктом 5 Правил определены виды расходов, подлежащих компенсации, которые включают оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше установленной категории проезда.

Компенсация расходов в случае использования работником учреждения отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе по туристической путевке, регламентирована пунктом 10 Правил, согласно которого основанием для компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта, а в случае перелета воздушным транспортом без посадки в ближайшем к границе аэропорту еще и справка о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.

Согласно п. 12 Правил компенсация расходов производится учреждением исходя из примерной стоимости проезда на основании представленного работником учреждения заявления не позднее чем за 3 рабочих дня до отъезда работника в отпуск. Для окончательного расчета работник учреждения обязан в течение 3 рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника учреждения и членов его семьи. В случаях, предусмотренных Правилами, работником учреждения представляется справка о стоимости проезда, выданная транспортной организацией.

Кроме того, п. 12 Правил установлено, что работник учреждения обязан полностью вернуть средства, выплаченные ему в качестве предварительной компенсации расходов, в случае, если он не воспользовался ими в целях проезда к месту использования отпуска и обратно.

В п. 6 Правил указан принятый вариант сокращения, из которого следует, что под транспортной организацией далее понимается соответствующая транспортная организация, осуществляющая перевозку, или её уполномоченный агент. Таким образом, начиная с п. 6 Правил (в пунктах 7,9,10,12) речь идет не просто о транспортной организации, а именно о той, которая осуществляла перевозку, или ее уполномоченном агенте. Во всех последующих пунктах применяется принятое в данном документе сокращенное наименование - транспортная организация.

Таким образом, для компенсации расходов работник должен представить справку о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданную транспортной организацией, осуществившей перевозку, или её уполномоченным агентом, осуществившим от имени перевозчика продажу и оформление перевозочного документа (билета). Выдача справки иной организацией искажает смысловое значение требования о стоимости перевозки, включенной в стоимость билета, содержащегося в абз. 3 п. 10 Правил, и приводит к несоответствию фактических расходов работника и размера выплаченной ему компенсации.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Помогалова И.А, является государственным служащим Управления Росреестра по РХ, с дд.мм.гггг занимает должность начальника финансового дела, с дд.мм.гггг занимает должность начальника финансово -экономического отдела -главного бухгалтера.

Согласно приказу №...к от дд.мм.гггг Помогалова И.А. за период работы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг предоставлена часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг. Данным приказом произведена оплата стоимости проезда Помогаловой И.А. к месту использования отпуска и обратно в размере 24 952 рубля.

Установлено, что в указанный выше период отпуска ответчица отдыхала в ... маршрут следования: .... По окончании отпуска Помогалова И.А. предоставила авансовый отчет с приложенными к нему проездными документами, в том числе электронные билеты –маршрут.

По окончании отпуска ответчица предоставила работодателю авансовый отчет №... от дд.мм.гггг, к которому были приложены проездные документы, в том числе электронные билеты – маршрут/квитанции, посадочные талоны, копию заграничного паспорта с отметкой органа пограничного контроля о месте пересечения государственной границы, а также ответчиком были предоставлены справки выданные ООО «...», согласно которых стоимость перелета пункта отправления ... до ближайшего к месту пересечения границы РФ аэропорта ... и обратно в экономическом классе обслуживания на одного взрослого пассажира по минимальному тарифу 24 952 руб.

В целях определения условий и порядка выплаты компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно Приказом руководителя Управления Росреестра по №... от дд.мм.гггг утверждено Положение о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее- Положение).

В соответствии с абз. 4 п. 11 указанного Положения в случае отсутствия перевозочного документа транспортной организации, осуществляющей перевозку, расходы на проезд оплачиваются на основании справки другой транспортной организации или ее уполномоченным агентом, прошедшим соответствующую аккредитацию, по минимальному тариф в салоне экономического класса.

Компенсация расходов по проезду Помогаловой И.А. к месту использования отпуска и обратно производилась Управлением Росреестра по РХ в соответствии с указанным Положением и на основании справок о стоимости авиаперелета по территории Российской Федерации от пункта отправления до ближайшего к месту пересечения границы Российской Федерации аэропорта, выданными транспортными организациями, не осуществляющими перевозку.

Суд считает, что предоставленные ответчиком справки не подтверждают реальный размер расходов, понесенных на оплату авиаперелета, поскольку ООО «...» не является перевозчиком и туроператором по настоящим турам, перевозка осуществлялась чартерным рейсом, а не регулярным, самолеты в приграничных аэропортах посадку не осуществляли, а стоимость перелета до места проведения отпуска включена в стоимость туристического продукта.

Судом исследованы электронные билеты, представленные в материалы дела, из которых следует, что перелеты ответчиком осуществлялись чартерными рейсами без посадки в приграничных аэропортах (соответственно в ...).

Приказом Минтранса России от дд.мм.гггг№... (в ред. приказа от дд.мм.гггг№...) установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета является документом строгой отчетности и применяется для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Данным приказом также установлена форма электронного пассажирского билета и его содержание, в которое входит, в том числе тариф, сборы и итоговая стоимость перевозки.

Представленные электронные пассажирские билеты на чартерные рейсы не содержат информации о тарифе, сборах и итоговой стоимости перевозки, следовательно, не соответствуют требованиям к бланку строгой отчетности.

Названные обстоятельства свидетельствуют об особых условиях состоявшихся договоров перевозки, в которых только соответствующая транспортная организация, осуществляющая перевозку, либо туроператор, ее оплативший, обладает необходимой информацией о полной стоимости билета, а также о стоимости перевозки на территории Российской Федерации, включенной в общую стоимость билета.

Как отмечалось ранее, исходя из смысла п. 6 Правил, под выражением транспортная организация понимается транспортная организация, осуществлявшая перевозку, или ее уполномоченный агент.

Уполномоченным агентом транспортной организации в случае заключения договора фрахтования воздушного судна является фрахтователь (туроператор).

Договор фрахтования воздушного судна (чартер) является самостоятельным видом договорных отношений. В данном случае перевозка пассажира является составляющей двух разных договоров (чартера и реализации турпродукта), при этом пассажир и перевозчик взаимодействуют между собой через туроператора.

Статьей 104 Воздушного кодекса РФ установлено, что по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Правовой режим перевозок по договору фрахтования воздушного судна отличается от договора воздушной перевозки пассажира, предусмотренного статьей 103 Воздушного кодекса РФ.

Договор фрахтования (чартер) не является договором перевозки, а представляет собой самостоятельный договор, предусмотренный как Гражданским, так и Воздушным кодексами. Выделение договора фрахтования в отдельный вид договора в системе перевозок обусловлено его спецификой, которая заключается в том, что предметом данного договора является не перевозка как таковая, а предоставление фрахтователю вместимости транспортного средства для осуществления перевозки на один или несколько рейсов.

В силу ст. 790 ГК РФ цена по договору перевозки является существенным условием данного договора. Авиабилет на чартерный рейс не содержит такого существенного условия договора как цена, и, следовательно, не подтверждает заключение договора воздушной перевозки. Более того, при осуществлении чартерного рейса плата за перевозку с пассажиров не взымается, оплату фрахтовщику вместимости воздушного судна осуществляет фрахтователь. И если в соответствии с ч. 1 ст. 64 Воздушного кодекса РФ тарифы на регулярные воздушные перевозки формируются в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 №155, то согласно ч. 2 указанной статьи для воздушных перевозок по договорам фрахтования могут устанавливаться договорные цены.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 №132-Ф3 туристический продукт -комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристического продукта. Формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие).

Исходя из системного анализа положений данного закона следует вывод о том, что справки о стоимости чартерной авиаперевозки туристов должны выдаваться турагентами на основании данных туроператора и турагент не вправе изменять стоимость затрат туроператора на различные виды туристических услуг. Действительные размеры (стоимость) авиатарифов по соответствующим категориям проездов могут быть предоставлены только фрахтователями воздушных судов и (или) туроператорами.

Таким образом, действительные размеры (стоимость) авиатарифов по соответствующим категориям проездов могут быть предоставлены только фрахтователями воздушных судов и (или) туроператорами. Справку о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета) турагентства выдать не могут, поскольку реализуют готовые туристические пакеты, сформированные туроператорами, с уже включенной в него стоимостью авиаперелета, трансфера, страховки, проживания в отеле и т.д.

Турагентства справку о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета) выдать не могут, поскольку реализуют готовые туристические пакеты, сформированные туроператорами, с уже включенной в него стоимостью авиаперелета, трансфера, страховки, проживания в отеле и т.д.

Проездные билеты для туристов также заказывают туроператоры на основании заявок туристических фирм, с которыми заключен контракт. После окончания тура, в течение 30 дней, туроператоры в интернете размещают информацию о стоимости авиаперелета, предоставляя возможность туристическим агентствам запросить справки о стоимости авиаперелета конкретного туриста.

Помогалова И.А. за данными справками в турагентство не обращалась, что следует из имеющихся документов.

Из представленной информации ООО «...» следует, что Помогалова И.А., №..., в период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг пользовалась услугами туристической компании ООО «...».

Учитывая, что туристический пакет ООО «...» выкупается полностью у иностранного оператора ... с уже включенной в него стоимости авиаперелета, трансфера, страховки и проживания в отеле, поэтому непосредственной информации в ООО «Пегас» о цене билета не имеется.

Из представленной в материалы дела справки ООО «...» от дд.мм.гггг следует, что по информации, представленной в ООО «...» иностранным туроператоратором ......, авиаперелет по маршруту ... (эконом класс) стоил 4 609,50 руб. на человека.

В силу п. 85 «Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг№... при выполнении международных полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения, открытым для международных полетов, воздушным коридором пролета государственной границы Российской Федерации является часть воздушного пространства в месте пересечения маршрута обслуживания воздушного движения с линией государственной границы Российской Федерации.

В соответствии со значениями ортодромических расстояний от международных аэропортов РФ до зарубежных аэропортов, утвержденных ФГУП «...» и размещенных на официальном сайте в интернете, сумма денежных средств, фактически использованных ответчиком на проезд к месту проведения отпуска и обратно, исчисленная с учетом отношения ортодромии между аэропортом вылета из РФ и точкой выхода из воздушного пространства РФ к ортодромии между аэропортом вылета из РФ и аэропортом первой посадки вне РФ по маршруту: ... 46,70% составляет 2 152,64 руб. (4 609,50 х 46,70 : 100).

Следовательно, разница между стоимостью проезда, отраженная и предъявленная Помогаловой И.А. в авансовом отчете от дд.мм.гггг№... в качестве подтверждения затрат на приобретение авиабилетов к месту проведения отпуска (Ираклион) и стоимостью авиаперелета, исчисленной с учетом отношения ортодромии между аэропортом вылета из РФ и точкой выхода из воздушного пространства РФ к ортодромии между аэропортом вылета из РФ и аэропортом первой посадки вне РФ по маршруту: ... 46,70% составляет 2 152,64 руб.

Таким образом, суд не принимает во внимание доводы представителя Управления Росреестра по РХ, что в подтверждение стоимости может быть предоставлена справка любой транспортной организации, поскольку данный довод опровергается указанными выше нормами права.

Судом учитывается и принимается во внимание, что представленные ответчиком справки не подтверждают фактические расходы на авиаперелеты, поскольку ООО «...» не является перевозчиком и туроператором по настоящему туру, перевозка осуществлялась чартерными рейсами, а не регулярными самолетами, в аэропорту ... посадка не осуществлялась, а стоимость перелета до места проведения отпуска включена в стоимость туристического продукта.

П. 3 ст. 1109 ГК РФ предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Согласно ст. 164 ТК РФ под гарантиями понимают средства, способы и условия, направленные на обеспечение реализации работниками своих прав в сфере социально-трудовых отношений. Компенсации это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Как указывалось выше ч. 1 ст. 325 ТК РФ предусматривает право работников на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта, в том числе личным.

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применятся независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (ст.1102 ГК РФ)

Анализируя данные нормы, суд приходит к выводу, что в предмет доказывания по делу входит: факт получения ответчиком имущества за счет истца, отсутствие оснований к получению имущества, невозможность возврата имущества в натуре и размер неосновательного обогащения. Исходя из характера отношений, возникших между сторонами спора, ответчик, должен доказать, что приобрел денежные средства основательно.

Таким образом, судом установлено, что компенсация расходов Помогаловой И.А. производилась на основании справок транспортной организации, не осуществлявшей перевозку, в результате чего ответчица получила денежные средства в большем размере, чем потратила, что противоречит самому понятию компенсация (возмещение потерь, понесенных убытков, расходов и т.д.).

Судом принимается во внимание то обстоятельство, что стоимость турпутевки на одного человека - 17800 руб. При получении компенсации за проезд к месту отдыха и обратно в размере 24 952 руб. ответчица, занимая должность в тот период начальника финансово-экономического отдела, не могла не понимать, что получаемая компенсация значительно превышает не только расходы на проезд, но и стоимость самой турпутевки. При таких обстоятельствах суд считает, что со стороны ответчицы имеет место умышленное причинение ущерба работодателю, в связи с чем указанный ущерб подлежит взысканию в полном объеме.

Таким образом, Помогалова И.А. неосновательно, без предусмотренных законом оснований, получила от Управления Росреестра по РХ денежные средства в размере 22 799 рублей 36 копеек (24 952-2 152,64), которые подлежат взысканию с ответчицы.

Суд считает, что доводы, указанные в письменных возражениях на требования прокурора, противоречат фактам, установленным в ходе рассмотрения дела.

Управление Росреестра по РХ является федеральным бюджетным учреждением. Положение об Управлении Росреестра по РХ утверждено приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от дд.мм.гггг№....

В силу ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Из изложенного следует, что средства федерального бюджета выплачены Помогаловой И.А. незаконно, указанные выплаты не являются компенсацией расходов по проезду в отпуск, поскольку фактически понесенные ответчиком расходы не подтверждены документально.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что требования прокурора ... подлежат удовлетворения, с Помогаловой И.А. следует взыскать в пользу Управления Росреестра по РХ неосновательное обогащение в размере 22 799 рублей 36 копеек.

Иные доводы ответчика, представителя Управления Росреестра по РХ суд считает не состоятельными и основанными на ошибочном толковании норм права.

Учитывая, что при подаче иска прокурор ... освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу ст. 103 ГПК с Помогаловой ИА. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 884 рубля.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора ... действующего в интересах Российской Федерации удовлетворить: взыскать с Помогаловой И.А, в пользу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ денежные средства в размере 22 799 рублей 36 копеек.

Взыскать с Помогаловой И.А, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 884 рубля.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг.

Судья Т.В. Невмержицкая