РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2018 года Дело № 2-973/2019
Абаканский городской суд,
В составе председательствующего Царевой Е.А.,
при секретаре Атласовой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волохина Д.М. к Эксплуатационному локомотивному депо Абакан-II Красноярской дирекции тяги – филиала ОАО «Российские железные дороги», открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконными действий работодателя, обязании предоставить гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда, взыскании заработной платы, денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, денежной компенсации за непредставленный дополнительный отпуск, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Волохин Д.М. обратился в суд к Эксплуатационному локомотивному депо Абакан-II Красноярской дирекции тяги – филиала ОАО «Российские железные дороги» о признании действующими в отношении истца гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что работодатель, нарушая его права, не предоставляет ему гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда в виде дополнительного отпуска, компенсационных выплат.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено Открытое акционерное общество ««Российские железные дороги» (далее ОАО «Российские железные дороги»).
В ходе судебного заседания после неоднократного уточнения исковых требований истец и его представитель Шишкин В.С., действующий на основании п.6 ст. 53 ГПК РФ, окончательно заявили исковые требования в следующей редакции.
Просили суд признать незаконными действия ответчика по непредоставлению гарантий, компенсаций и льгот в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда. Обязать ответчика предоставлять истцу льготы, гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда в виде компенсационных выплат, 36 часовой рабочей неделе, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. Указать все льготы и компенсации в трудовом договоре.
Взыскать с ответчика с учетом денежной компенсации за несвоевременную выплату и с учетом индексации:
- невыплаченную компенсационную выплату за весь период его работы за труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, размере от 4% до 24%;
- компенсационную выплату вместо предоставления молока и пектина со дня трудоустройства и до сегодняшнего дня;
- компенсацию за непредоставленные дополнительные отпуска в соответствии со ст. 117 ТК РФ как работнику, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии с ст. 118 ТК РФ за особый характер работы 12 дней, в соответствии со ст. 119 ТКРФ в связи с ненормированным рабочим днем;
-компенсацию за 40часовую рабочую неделю в размере 10% от тарифной ставки;
- компенсацию морального вреда в размере 30% от цены иска.
Исковые требования мотивировали тем, что со дня трудоустройства в ОАО «РЖД» истец работал во вредных и опасных условиях труда, что подтверждается определением Верховного суда РХ от 08.11.2018, которым признана незаконной специальная оценка условий труда на рабочем месте. Истец и его представители настаивают, что рабочее место истца имеет класс условий труда 3.2. Следовательно, на основании положений Коллективного договора, Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", истцу должны предоставляться гарантии и компенсации, связанными с вредными условиями труда. В отношении него осуществления таких мер не могут быть ухудшены. Истец и его представитель настаивали, что в соответствии со ст. 222 ТК РФ истцу должно предоставляться молоко и дополнительно 2 г пектина. Однако поскольку с начала трудоустройства истцу не предоставлялось молоку, он полагает, что работодатель обязан выплачивать истцу компенсационную выплату, эквивалентную стоимости молока жирностью 2,5% или равноценных пищевых продуктов в розничной торговле по месту расположения работодателя.
Кроме того, истец и его представители поясняли, что в связи с работой во вредных условиях труда рабочая неделя истца должна составлять не более 36 часов. Однако поскольку рабочая неделя истца составляла 40 часов, ему должна выплачиваться в соответствии с положениями Коллективного договора ОАО «РЖД» - 10% от тарифной ставки.
Истец и его представитель также полагают, что истцу должен быть предоставляться дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда в размере 14 календарных дней в соответствии со ст. 117 ТК РФ, не менее 7 календарных дней в соответствии с Постановлением Правительства от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", 12 календарных дней в соответствии со ст. 118 ТК РФ, не менее трех календарных дней за ненормированный рабочий день ст. 119 ТК РФ.
В связи с изложенным истец и его представители просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» Самойлова О.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с проведенной в ДД.ММ.ГГГГ аттестацией рабочих мест, истцу была установлена оценка условий труда по степени вредности и опасности по классу 3.1(вредные 1 степени). В связи с чем, предоставлялся дополнительный отпуск за вредные и опасные условия труда 12 рабочих дней, продолжительность рабочей недели – 40 часов.
В ДД.ММ.ГГГГ проведена была следующая аттестация рабочего места истца и установлен класс вредности 3.2. В связи с чем, истцу устанавливались в качестве гарантий и компенсации дополнительный отпуск 12 дней и продолжительность рабочей недели 40 часов.. В соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД» от 26.03.2012 №571Р, от 02.02.2015 №198р истцу установлена компенсационная выплата за работу во вредный условиях труда 1 или 2 степени в размере 4%. Данная аттестация рабочего места действовала до ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ в Эксплуатационном локомотивном депо Абакан в соответствии с требованиями ФЗ «О специальной оценке условий труда» была проведена специальная оценка условий труда, в соответствии с которой истцу установлен класс вредности 3.1. В связи с чем, истцу были сохранены гарантии и компенсации в виде выплаты 4% от тарифной ставки и 14 дней отпуска.
В ДД.ММ.ГГГГ была проведена очередная специальная оценка условий труда, согласно которой истца сохранен класс вредности 3.1. Никаких изменений в предоставлении гарантий и компенсации истцу не произошло.
Представитель ответчика указывает, что истец не имеет права на выплату компенсации за работу 40 часов в неделю в размере 10%, поскольку 36 часовая рабочая неделя устанавливается только для работников с вредными условиями труда 3 и 4 степени, к каковым истец не относится не по аттестации рабочих мест не по специальной оценки условий труда.
Кроме того, представитель ответчика пояснила, что истец не имеет право на предоставление ему дополнительного отпуска за особый характер работы, поскольку он не работает в особых условиях. Отпуск за ненормированный рабочий день тоже не должен быть предоставлен, в связи с тем, что должность истца не входит в Перечень профессий и должностей, которым устанавливается ненормированный рабочий день.
Требования о выдаче молока представитель ответчика также считает не подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии с Приказом Минздравразвития России №45н от 16.02.2009 бесплатная выдача молока производиться работникам в дни фактической занятости с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, при воздействии которых рекомендуется употребление молока, и уровни которых превышают установленные нормативы. Не одного вредного фактора, указано в этом Приказе, на рабочем месте истца нет.
Представитель ответчика, кроме того, указывает, что истцом пропущен срок обращения в суд, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, поскольку на протяжении 12 лет истец работал во вредных условиях труда, подписал трудовой договор, ежемесячно получает заработную плату.
Представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований истцу отказать.
Выслушав стороны, показания свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в ходе судебного заседания истец с ДД.ММ.ГГГГ работает в ОАО «РЖД». Первоначально он трудоустроен в качестве <данные изъяты>. Что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ.
Из личной карточки работника следует, что ДД.ММ.ГГГГ приказом № истец переведен <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ приказом № переведен <данные изъяты>, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ приказом № л/с переведен <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ истец переведен на должность <данные изъяты>. Что подтверждается дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, сторонами трудовых отношений является истец и ОАО «РЖД». А Эксплуатационное локомотивное депо Абакан–II согласно положению, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, является структурным подразделением Красноярской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО РЖД».
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является работодатель истца ОАО «РЖД».
В связи с чем, в удовлетворении требований к Эксплуатационному локомотивному депо Абакан-II Красноярской дирекции тяги – филиала ОАО «Российские железные дороги» суд отказывает.
В связи с тем, что ответчиком заявлено о пропуске срока обращения в суд, суд проверил данный довод.
В силу ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права
В части 2 вышеназванной статьи Трудового кодекса РФ предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах и в соответствии с приведенными выше нормами права срок обращения с иском о взыскании неполученной заработной платы следует исчислять за каждый календарный месяц спорного периода с даты получения заработной платы за этот месяц.
Поскольку о взыскании недоплаченной компенсации за труд во вредных и (или) опасных условиям труда размере от 4% до 24%, компенсационных выплат за непредоставленное молоко и пектин, компенсационных выплат за 40 часовую рабочую неделю с учетом индексации истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, и не заявил об уважительных причинах пропуска срока, суд считает, что за период со дня трудоустройства до ДД.ММ.ГГГГ истцом пропущен срока обращения в суд без уважительных на то причин. В связи с чем, в удовлетворении этих требований со дня трудоустройства до ДД.ММ.ГГГГ суд отказывает.
При этом суд не принимает во внимание пояснения истца о длящемся характере правоотношений, поскольку заработную плату истец получал ежемесячно, следовательно, знал о ее размере в день выплаты.
Таким образом, суд рассматривает вышеуказанные требования истца начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, по требованиям о признании незаконными действий ответчика по непредоставлению гарантий, компенсаций и льгот в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда, обязании ответчика предоставлять истцу льготы, гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда в виде компенсационных выплат, 36 часовой рабочей недели, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, взыскании с ответчика с учетом денежной компенсации за несвоевременную выплату компенсацию за непредоставленные дополнительные отпуска в соответствии со ст.ст. 117-119 ТК РФ, компенсации морального вреда срок обращения в суд истцом не пропущен, поскольку эти правоотношения имеют длящийся характер.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (ст. 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37); каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37); каждый имеет право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41).
В соответствии с абз. 13 ч. 1 ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. ст. 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии и с абз. 15 этой же статьи Трудового кодекса Российской Федерации повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Исходя из анализа перечисленных выше положений следует, что перечень социальных гарантий для работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным, тяжелым, опасным, устанавливаются трудовым законодательством, коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно части 1 статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В соответствии с абз. 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, урегулированы Федеральным законом "О специальной оценке труда" N 426-ФЗ от 28.12.2013.
Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован вышеназванным Федеральным законом, введенным в действие с 01.01.2014 г., и устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, предусматривая комплексную оценку условий труда на рабочем месте с учетом класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам.
Такое правовое регулирование, выступает гарантией обеспечения конституционных прав работников на безопасные условия труда, отдых и охрану здоровья и согласуется с целями трудового законодательства (статья 1 ТК РФ).
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
По результатам проведенной специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ)
Статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ установлено, что условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда (ч. 1).
Из положений ч. 4 данной статьи следует, что вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени); подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени).
В соответствии с частью 1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работы с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке определяемом статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В рассматриваемый судом период начиная с ДД.ММ.ГГГГ в отношении рабочего места истца действовала специальная оценка условий труда, по результатам которой составлена карта специальной оценки условий труда №а от ДД.ММ.ГГГГ. Истцу установлен подкласс вредных условий труда 3.1.
Из ведомости по фонду заработной платы за 2017-2018 годы следует, что истцу производилась компенсационная выплата за работу во вредных и опасных условиях труда в размер 4% тарифной ставки.
При этом обосновывая размер выплаты ответчик ссылается на Распоряжение ОАО «РЖД» №198р от 02.02.2015, в соответствии с п. 1 которого установлено по результатам специальной оценки условий труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, доплаты в размере 4 процентов тарифной ставки (должностного оклада) при вредных условиях труда 1 и 2 степени.
Верховным судом РХ результаты вышеназванной специальной оценки условий труда на рабочем месте машиниста электровоза (маневренное движение) в Эксплуатационном локомотивном депо Абакан-II Красноярской дирекции тяги – филиала ОАО «Российские железные дороги» №а от ДД.ММ.ГГГГ были признаны недействительным апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, это обстоятельство не имеет существенного значения для рассматриваемого требования, поскольку согласно карты аттестации рабочего места <данные изъяты> проведенной ранее, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, которым следует руководствоваться после отмены специальной оценки условий труда, рабочее место имеет класс вредности 3.2, что в соответствии с п.1 Распоряжения ОАО «РЖД» №571р от 26.03.2012 дает право истцу на получение доплаты в размере 4% тарифной ставки (должностного оклада).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» была вновь проведена специальная оценка условий труда <данные изъяты>, с которой истец был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. Из карты специальной оценки условий № следует, что итоговый подкласс условий труда – 3.1, что также дает право истцу на получение компенсационной выплаты – 4% тарифной ставки (должностного оклада).
Вышеуказанное свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца работодателем. В связи с чем, требования о взыскании компенсационной выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труд не подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 222 Трудового кодекса РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока и других равноценных пищевых продуктов, нормы и условия их бесплатной выдачи, порядок осуществления компенсационной выплаты, предусмотренной частью 1 вышеприведенной нормы предусмотрен приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 февраля 2009 года N 45-н.
В пункте 10 данного приказа определено, что выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, которая производится в соответствии с Порядком осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, приведенным в приложении N 2.
Исходя из пункта 1 приложения N 2 к приказу следует, что в соответствии со статьей 222 Трудового кодекса РФ выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Истцом не предоставлено доказательств наличия на его рабочем месте ни одного из вредных производственных факторов, которые в ходят в вышеуказанный Перечень. Это обстоятельство подтверждается действующей до ДД.ММ.ГГГГ картой аттестации от ДД.ММ.ГГГГ и картой специальной оценки условий труда № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, требования о взыскании компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока и пектина, также не подлежат удовлетворению.
Заявляя требования о взыскании денежной компенсации за непредоставление льготы в виде 36 часовой рабочей недели, истец ссылается на абзаца 5 части 1 статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации, действующей на день трудоустройства ДД.ММ.ГГГГ, в которой указывается, что нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на 4 часа в неделю и более - для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, ссылается на Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870"Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", утратившего силу Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 N 726 "Об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870". А также указывает на п.5.17 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017-2019, в соответствии с которым для работников, условия труда на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или опасным условиям руда, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. На основании письменного согласия работника, оформленного путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более 40 часов в неделю, с выплатой работнику ежемесячной компенсации в размере 10% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за фактически отработанное время.
Как следует из заключенного между сторонами трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, и подтверждается показаниями сторон, истцу установлена 40 часовая рабочая неделя. В этой части трудовой договор не изменялся.
Следовательно, данная льгота истцу не предоставлялась работодателем никогда.
Между тем, суд не может согласиться с доводами стороны истца о незаконности действий работодателя в этой части.
К данному выводу суд приходит исходя из следующего.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (действовавшего на момент возникновения спорных отношений) было установлено, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест предоставляются следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней, повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Следовательно, работодатель, основываясь на ст. ст. 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать работникам одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями закона работодатель вправе увеличить продолжительность рабочего времени для работников, занятых на работах с классом вредности "3", на основании их согласия.
Судом определено, что работодатель – ОАО «РЖД» выполняя возложенную на него нормативными правовыми актами обязанность по предоставлению работникам, занятым на работах во вредных условиях труда, компенсаций, установил истцу две из трех возможных компенсаций: доплату к заработной плате и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
В силу пункта 3 статьи 15 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Судом установлено, что истцом в письменной форме выражено согласие на повышение продолжительности рабочего времени до 40 часов в неделю в виде заключенного трудового договора.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что сторонами установлен режим 40 часовой рабочей недели, и оснований для признания незаконными действий работодателя не имеется, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца в части выплаты компенсации и обязании установить рабочую неделю в размере 36 часов.
Требования о взыскании компенсации за непредоставленный в полном объеме дополнительный отпуск также не подлежат удовлетворению.
Частью 1 ст. 116 Трудового кодекса РФ установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней (ч.2 указанной статьи).
В пункте 5.22 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017-2019 также указано, что работникам, условия труда на рабочих местах которых в результате специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) отнесены к вредным условиям труда 2-й,3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней. 14 календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска предоставляется машинистам и помощникам машинистов электровозов, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесется к вредным условиям труда любой степени или опасным условиям труда.
Согласно справке о предоставлении ежегодных отпусков от ДД.ММ.ГГГГ, истцу за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлялся дополнительный отпуск за работу во вредных условиях по 14 календарных дней за каждый год. За период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 11 календарных дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях, т.к. фактическое время работы во вредных условиях составило 275 дней (отсутствие: 90 к.д.: учебный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 20 к.д., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 20 к.д., очередной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. на 50 к.д.). За период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 6 календарных дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях (отсутствие составило 205 к.д.: отпуск по уходу за ребенком до 1,6 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 88 к.д.; учебный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 27 к.д., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 20 к.д.; очередной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 47 к.д.; донорские дни ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 4 к.д.; дни по коллективному договору с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. на 5 к.д.; больничный лист с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 12 к.д.; медицинское освидетельствование с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 2 к.д.). За период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 9 календарных дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях (отсутствие составило 118 к.д.: учебный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 27 к.д., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 20 к.д.; очередной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 42 к.д.; больничный лист с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 3 к.д., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 6 к.д., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. на 3 к.д., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 8 к.д., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 3 к.д., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 4 к.д.,; донорские дни с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 2 к.д.). За период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -6 календарных дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях (отсутствие составило 214 к.д.: учебный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 28 к.д., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 123 к.д.; очередной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 45 к.д.; больничный лист с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 3 к.д., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 12 к.д.; донорские дни с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на 2 к.д., ДД.ММ.ГГГГ. на 1к.д.).
В справке также указано, что согласно номенклатуре дел по кадровому делопроизводству приказы начальника депо о предоставлении отпусков хранятся 5 лет, после указанного срока они подлежат уничтожению. Приказы о предоставлении отпусков за ДД.ММ.ГГГГ и ранее уничтожены, что подтверждается также актом от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что приказы за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении отпуска суду предоставлены, суд принимает во внимание вышеуказанную справку в качестве доказательства.
В соответствии с частью 3 статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
Перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления Правительством Российской Федерации не утверждены, в связи с чем действует нормативный правовой акт бывшего Союза ССР (Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями), которым утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее - Список).
Порядок применения Списка определен Инструкцией о порядке применения списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", утвержденной Постановлением Государственного комитета СМ СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20 (далее - Инструкция).
Данная Инструкция содержит методику расчета стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск.
Согласно пунктам 8, 9 Инструкции дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется работнику одновременно с ежегодным отпуском. Полный дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется, если работник в рабочем году фактически проработал в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев. Если работник в рабочем году проработал во вредных условиях менее 11 месяцев, то дополнительный отпуск ему предоставляется пропорционально проработанному времени. Во всех остальных случаях его продолжительность рассчитывается пропорционально отработанному времени
При этом учитываются только те дни, когда работник фактически трудился во вредных или опасных условиях не менее половины рабочего дня, установленного для сотрудников данного производства, цеха, профессии или должности (п. 12 Инструкции).
При этом в п. 9 Инструкции указано, что замена дополнительного отпуска денежной компенсацией не допускается. Выплата этой компенсации может иметь место лишь при увольнении работника.
В связи с чем, требования истца о взыскании компенсации за не предоставленный дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда удовлетворению не подлежат.
Требования о предоставлении не предоставленных дней за проработанный период дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в будущем также не подлежат удовлетворению, поскольку дополнительный отпуск предоставлялся истцу в соответствии с вышеизложенными нормами закона за фактически отработанное в опасных и вредных условиях труда время.
Этот вывод суда также подтверждается ответом истцу из Государственной инспекции труда в РХ от ДД.ММ.ГГГГ, которая проводила проверку по обращениям о нарушении трудовых прав эксплуатационным локомотивным депо Абакан–II структурным подразделением Красноярской дирекции тяги структурного подразделения Дирекции тяги филиала ОАО «РЖД». В ответе указано, что по предоставленным приказам о предоставлении истцу ежегодного оплачиваемого отпуска нарушений трудового законодательства не усматривается.
Истец также настаивает, что ему должен быть предоставлен также дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии со ст. 118 ТК РФ.
Отдельным категориям сотрудников, работа которых носит особый характер, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 118 ТК РФ). Понятие особого характера работы в ТК РФ не раскрывается, однако ч. 2 ст. 118 уточнено, что перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством РФ.
Между тем, у ответчика отсутствует обязанность по предоставлению дополнительного отпуска за особый характер работы, поскольку действующим законодательством право истца на данный вид дополнительного отпуска не предусмотрено.
Согласно ч. 1 ст. 119 Трудового кодекса РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.
Исходя из ст. 101 ТК РФ ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Трудовое законодательство рассматривает ненормированный рабочий день не как удлиненный рабочий день по сравнению с общеустановленным, а как особый порядок распределения рабочего времени в пределах рабочего дня и (или) рабочей недели. Его специфика заключается в том, что работник в большинстве случаев подчинен общему режиму работы организации, но в то же время он может задерживаться на работе для выполнения своих трудовых функций сверх установленной продолжительности рабочего дня (смены) либо являться на работу до начала работы (смены).
Таким образом, работа в условиях ненормированного рабочего дня подразумевает переработку, то есть работу за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Из ст. 97 ТК РФ следует, что такая переработка по своей природе совпадает со сверхурочной работой, однако у работников с ненормированным рабочим днем сверхурочной работой она не является.
Распоряжениями ОАО «РЖД» от 20.01.2005 №66р, от 23.11.2012 №238р, 13.07.2017 №1343р утверждён перечень профессий и должностей работников филиалов ОАО РЖД» с ненормированным рабочим днем. В указанном перечне отсутствуют должности помощника машиниста и машиниста электровоза. В трудовом договоре истца также отсутствует ссылка на ненормированный рабочий день. А указано, что истцу устанавливается шестидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов с выходным днем – воскресенье.
Исходя из этого, суд считает необоснованным требования о взыскании компенсации за дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день. А также требования о предоставлении в будущем этого отпуска.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствий нарушений трудовых прав истца со стороны работодателя.
В связи с чем, в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда также суд отказывает.
Принимая во внимание то, что истцом не предоставлено достаточных и объективных доказательств нарушения ответчиком его трудовых прав, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 191- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Волохина Д.М. к Эксплуатационному локомотивному депо Абакан-II Красноярской дирекции тяги – филиала ОАО «ФИО1 железные дороги», открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконными действий работодателя, обязании предоставить гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда, взыскании заработной платы, денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, денежной компенсации за непредставленный дополнительный отпуск, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РХ в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 25.03.2019.
Судья: е.а. царева