19RS0001-02-2019-008712-11 Дело №12-846/2019
РЕШЕНИЕ
г. Абакан 20 ноября 2019 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего – судьи Лоцкого Ю.Н.,
при секретаре Волковой В.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, на постановление заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ к административному штрафу в размере 20 000 рублей.
Огласив жалобу, заслушав защитника ФИО9 Л.Н., лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО10 Л.А., представителя административного органа ФИО11 Т.Г., помощника прокурора ФИО12 С.Ю., исследовав материалы дела, Абаканский городской суд Республики Хакасия,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования РХ ФИО13 Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО14 Л.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов РФ осуществляется в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС. В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 326-ФЗ субвенции ФФОМС носят целевой характер, утверждаются законом о бюджете ФФОМС на каждый финансовый год, направляются на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного страхования на соответствующий год. В силу ч. 8 ст. 26 Федерального закона №326-ФЗ средства бюджетов территориальных фондов ОМС не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. Частью 5 ст. 242 БК РФ установлено, что не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента РФ, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течении первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Обратила внимание, что часть средств обязательного медицинского страхования, поступивших в бюджет территориальных фондов обязательного медицинского страхования и не использованных по состоянию на 1 января текущего финансового года, не подлежит возврату ФФОМС. Финансовые средства нормированного страхового запаса ТФОМС не являются субвенцией ФФОМС, и также не подлежат возврату в ФФОМС. В соответствии с приказом ФФОМС от 19.12.2013 №260, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования проведена проверка соблюдения законодательства об ОМС и использовании средств ОМС Территориальным фондом обязательного медицинского страхования РХ в 2018 году. По результатам проверки ФФОМС составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ и о результатах проверки было направлено письмо ФФОМС от ДД.ММ.ГГГГ№/и. Согласно данного письма на ДД.ММ.ГГГГ на счете ТФОМС РХ образовался остаток средств НСЗ, сформированного за счет средств субвенций, в сумме <данные изъяты> рублей, который является остатком субвенций. В отчете об использовании субвенций за 2017 год, по форме, утвержденной приказом ФФОМС от ДД.ММ.ГГГГ№, указанный остаток не отражен. Аналогичная ошибка допущена в отчете за 2018 год, в котором не отражен остаток субвенции в размере <данные изъяты> рублей. Отметила, что ответственным исполнителем по составлению отчетности в ФФОМС является начальник отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля. В результате неверного учета средств нормированного страхового запаса ТФОМС РХ начальником отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля с искажением составлен годовой отчет, в котором остаток средств субвенции ФФОМС отсутствует. Искажение бухгалтерской отчетности было выявлено только в ходе проверки ФФОМС в марте 2019 года. Полагает, что причину нарушения норм бюджетного законодательства возможно было выявить только после проверки первичных бухгалтерских документов. Поскольку отчетность составляется начальником отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля, директор ТФОМС РХ не имела возможности обнаружить искажение в бухгалтерской отчетности.
Дополнительно отметила, что Контрольно-счетная палата Республики Хакасия осуществляет внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС РХ с подготовкой заключения о результатах внешней проверки и о необходимости утверждения Верховным советом РХ. По результатам проведенной проверки нарушений ч. 5 ст. 242 БК РФ не выявлено. На конец 2017 года на лицевом счете ТФОМС РХ отсутствовали неиспользованные денежные средства субвенций, имеющих целевое назначение и подлежащих возврату в ФФОМС. Аналогичный вывод содержится в заключении Контрольно-счетной палаты РХ о результатах внешней проверки отчета об использовании бюджета ТФОМС РХ за 2018 год. Искажение бухгалтерской отчетности также не было выявлено. Полагает ее вины как директора ТФОМС РХ в части не возврата субвенции ФФОМС нет, поскольку по данным бухгалтерского учета невозвращенного остатка средств субвенции на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не было, что было подтверждено актами проверки и заключениями Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия. Также выявленные нарушения не повлекли за собой каких-либо вредных последствий и не создали угрозы общественным правоотношениям, не причинили вреда интересам граждан, общества, государства. Следовательно постановление заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по Республике Хакасия является незаконным и необоснованным.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО15 Л.А. поддержала доводы жалобы, отказавшись от дополнительных пояснений.
В судебном заседании защитник ФИО16 Л.А. – ФИО17 Л.Н. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснила, что в действиях директора ТФОМС РХ ФИО18 Л.А. усматриваются признаки малозначительности деяния, поскольку выявленные нарушения не повлекли за собой никаких негативных последствий. Директором предприняты исчерпывающие меры в соответствии с полномочиями и Бюджетным кодексом РФ, включая проведение Контрольно-счетной палатой РХ проверки исполнения бюджета ТФОМС РХ. Замечание ФФОМС об ошибке, допущенной в бухгалтерском отчете за 2018 год, выявлено впервые. Факты продолжения противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц, отсутствуют. Ранее административному наказанию за однородное административное правонарушение директор ТФОМС РХ ФИО19 Л.А. не привлекалась.
Представитель Управления Федерального казначейства ФИО20 Т.Г. действующая на основании доверенности, на доводы жалобы возражала, полагая, что постановление законно и обосновано, материалы дела содержат все необходимые доказательства вины привлеченного лица. Доводы лица об отсутствии состава административного правонарушения в связи с тем что ответственным исполнителем по составлению отчетности в ФФОМС является начальник отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля, не состоятельны, поскольку согласно распоряжению Главы РХ –Председателя Правительства РХ от ДД.ММ.ГГГГ№рп/х на должность директора ТФОМС назначена ФИО21 Л.А., замещающая данную должность по настоящее время. В соответствии с п. 5.3 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ директор ТФОМС РХ организует и осуществляет общее руководство текущей деятельностью Территориального фонда, несет персональную ответственность за ее результаты, подотчетен правлению Территориального фонда.
Помощник прокурора <адрес>ФИО22 С.Ю. в судебном заседании не согласилась с доводами жалобы, считает постановление законным и обоснованным. Дополнительно пояснила, что прокуратурой Республики по результатам проверки по акту ФФОМС о результатах проверки соблюдения федерального законодательства об обязательном медицинском страховании Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Хакасия за 2018 год выявлены нарушения бюджетного законодательства. По результатам правовой оценки установлено, что на счете по учету средств ТФОМС имелся неиспользованный в 2018 году остаток средств по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Аналогично на ДД.ММ.ГГГГ год на счете ТФОМС числился неиспользованный 2017 году остаток средств субвенции. Вопреки требованиям п. 5 ст. 242 БК РФ неиспользованные остатки субвенции на счет ФФОМС в установленном законодательством порядке не перечислены. Полагает доводы жалобы об отсутствии в действиях ФИО23 Л.А. состава административного правонарушения, так как нарушения бюджетного законодательства допущены главным бухгалтером ТФОМС ФИО24 Т.А., являются необоснованными и не имеют правового обоснования. Поскольку все распорядительные и платежные документы на возврат остатков средств межбюджетного трансферта в ФФОМС подписаны директором ТФОМС ФИО25 Л.А., соответственно ею принимались решения по вопросам расходования средств фонда и возврате указанных средств межбюджетного трансферта. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку постановление и материалы дела содержат все необходимые доказательства вины привлеченного должностного лица.
Огласив жалобу, заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов установленным по делу обстоятельствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого акта, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.
Статьей 129 БК РФ межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов отнесены одной к одной из форм межбюджетных трансфертов, порядок представления и использования которых регламентируется бюджетным законодательством.
В силу требований ст. 149 БК РФ отчеты об использовании бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления фондами и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Прокуратурой Республики Хакасия проведена проверка по акту Федерального фонда обязательного медицинского страхования о результатах проверки соблюдения федерального законодательства об обязательном медицинском страховании Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Хакасия за 2018 год.
В результате проведения проверочных мероприятий, в отношении должностного лица ТФОМС РХ ФИО26 Л.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Противоправность бездействия должностного лица выразилась в нарушении установленного порядка предоставления межбюджетных трансфертов ТФОМС - в невыполнении условия о возврате денежных средств на счета ФФОМС в установленном законодательством порядке.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что на счете по учету средств обязательного медицинского страхования имелись остатки средств по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., в том числе: - <данные изъяты> руб. – остаток субвенции ФФОМС (перечислен частично в ФФОМС платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб<данные изъяты> руб. – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (перечислены в ФФОМС платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ); <данные изъяты> руб. – средства на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и поведению ремонта медицинского оборудования; <данные изъяты><данные изъяты> руб. – прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
На ДД.ММ.ГГГГ на счете ТФОМС числился остаток средств на общую сумму <данные изъяты> руб., в том числе: <данные изъяты> руб. – остаток средств субвенции ФФОМС; <данные изъяты> руб. – остаток средств финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования; <данные изъяты> руб. – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (перечислены в ФФОМС платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ); <данные изъяты> руб. – остаток средств межбюджетных трансфертов на осуществление единовременных выплат медицинским работникам (перечислен в ФФОМС платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ).
Между тем остаток межбюджетных трансфертов в установленный бюджетным законодательством 15-дневный срок на счет ФФОМС в полном объеме не перечислен, что подтверждено Актом и справкой УФК по Республике Хакасия по форме 0531859.
Таким образом, в нарушение требований БК РФ предоставления межбюджетных трансфертов за 2017, 2018 год ТФОМС, неиспользованные остатки субвенций на счета ФФОМС в установленном законодательством порядке не перечислены.
Установленные обстоятельства подтверждаются приведенными выше собранными по делу доказательствами, содержаться в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.08.2019г.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п. 5.3 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ директор Территориально фонда организует и осуществляет общее руководство текущей деятельностью Территориального фонда, несет персональную ответственность за ее результаты, подотчетен правлению Территориального фонда.
Согласно распоряжению Главы РХ – Председателя Правительства РХ от ДД.ММ.ГГГГ№-рп/х на должность директора ТФОМС назначена ФИО2.
Таким образом, в действиях ФИО27 Л.А. содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление не могут быть приняты во внимание, поскольку изучение представленных материалов свидетельствует о том, что при рассмотрении дела Управление Федерального казначейства правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ФИО28 Л.А. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и виновности последней в его совершении.
Таким образом, сомнений в том, что должностным лицом ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности по соблюдению требований действующего законодательства в бюджетной сфере не имеется. Ссылки защитника на то, что нарушения бюджетного законодательства допущены главным бухгалтером ТФОМС и причину нарушения норм бюджетного законодательства возможно было выявить только после проверки первичных бухгалтерских документов, не имеют правового обоснования, поскольку все распорядительные и платежные документы на возврат остатков средств межбюджетного трансферта в ФФОМС подписаны директором ТФОМС ФИО29 Л.А., соответственно ею принимались решения по вопросам расходования средств фонда и возврате указанных средств межбюджетного трансферта.
В то же время, проверяя законность и обоснованность вынесенного постановления, административный орган пришел к выводу об отсутствии малозначительности совершенного правонарушения, сославшись на степень нарушения охраняемых общественных отношений. Между тем данный вывод сделан без учета конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотносится с характером и степенью общественной опасности, с размером причиненного вреда, либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Из материалов дела усматривается, что допущенное ФИО30 Л.А. нарушение законодательства носило формальный характер, не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Исходя из необходимости соблюдения принципа баланса частных и публичных интересов, конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что имевшее место правонарушение лишь формально содержало признаки состава административного правонарушения, и в данном случае возбуждением дела об административном правонарушении, составлением протокола об административном правонарушении, вынесением постановления по делу об административном правонарушении и рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная с. 3.1 КоАП РФ.
Учитывая указанное, в данном случае имеются основания для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает необходимым постановление административного органа отменить, освободив ФИО31 Л.А. от административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, с объявлением ей устного замечания, производство по делу прекратить.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО2 административного наказания по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в виду малозначительности административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ ФИО2 от административной ответственности освободить, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.
Судья Ю.Н. Лоцкий