НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение 35-ого гарнизонного военного суда (г. П-Камчатский) (Камчатский край) от 04.04.2017 № 2А-109/2017

<...>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 апреля 2017 года гор. Петропавловск-Камчатский

35 гарнизонный военный суд в лице председательствующего судьи Михеева Д.В., при секретаре судебного заседания Сергеевой Е.В., с участием представителя административного истца Бояркина А.В. и административного ответчика ВрИО начальника 258 территориальной военной автомобильной инспекции (далее – Инспекция) Грызлова С.В., в открытом судебном заседании, рассмотрев административное дело № 2а-109/2017, возбужденное по административному исковому заявлению Бояркина А.В., поданному в интересах военнослужащего Инспекции главного корабельного старшины Козлова А.А., об оспаривании отказа начальника Инспекции в предоставлении Козлову А.А. учебного отпуска для прохождения промежуточной аттестации с 10 марта по 8 апреля 2017 года,

установил:

Административный истец Козлов, непрерывная продолжительность военной службы по контракту которого составляет более 22 лет, проходит военную службу по контракту в Инспекции в должности инспектора дорожно - патрульной службы.

1 марта 2017 года Козлов обратился к командиру Инспекции рапортом с просьбой о предоставлении ему учебного отпуска в связи с предстоящей промежуточной аттестацией с 10 марта по 8 апреля 2017 года (продолжительностью 30 календарных дней) на 1 курсе образовательной организации среднего профессионального образования, приложив к рапорту справку-вызов Краевого государственного профессионального автономного учреждения «Камчатский политехнический техникум» от 2 февраля 2017 года , однако получил отказ в предоставлении данного отпуска со ссылкой на то, что Козлов: 1) не получил справку «установленного образца о праве на обучение», 2) в интересах военной службы на обучение не направлялся, 3) обучается за свой счет.

Представитель административного истца, с учетом уточнения в судебном заседании предмета требований, просит суд признать незаконными действия начальника Инспекции, связанные с отказом в предоставлении указанного отпуска с возложением на должностное лицо обязанности внести изменения в его приказ от 9 марта 2017 года , согласно которым вместо основного отпуска за 2017 года, о предоставлении которого Козлов был вынужден был просить указанное воинское должностное лицо, предоставить Козлову учебный отпуск той же продолжительности с 10 марта по 8 апреля 2017 года, включительно, согласно представленной начальнику Инспекции и суду справки учебного заведения от 2 февраля 2017 года .

Врио начальника Инспекции Грызлов С.В. возражал против заявленных требований, указав на то, что основанием для обжалуемого отказа явилось обучение Козлова за личные средства, а не за счет средств федерального бюджета.

Помимо этого Грызлов С.В. заявил, что иных оснований для отказа в предоставлении Козлову указанного учебного отпуска не имеется.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Вышеизложенные обстоятельства прохождения заявителем военной службы подтверждаются, помимо устных и письменных объяснений сторон, исследованными в судебном заседании: контрактом о прохождении Козловым военной службы от 22 июня 2012 года, копией справки Инспекции от 27 июня 2016 года (л.д. 10), копией рапорта Козлова на имя начальника Инспекции от 28 февраля 2017 года (л.д. 11), копией справки-вызова от 2 февраля 2017 года (л.д. 12), копией лицензии на осуществление образовательной деятельности от 29 сентября 2014 года (л.д. 13-16), копией свидетельства о государственной аккредитации от 29 сентября 2014 года (л.д. 17-18), справкой Инспекции от 2 марта 2017 года (л.д. 19), копией рапорта Козлова на имя начальника Инспекции от 7 марта 2017 года и выпиской из приказа начальника Инспекции от 9 марта 2017 года .

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее – Закон), военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.

Пунктом 6 ст. 11 Закона установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» п. 1 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 года (далее – Положение), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов) в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования с обучением без отрыва от исполнения служебных обязанностей (по заочной и очно-заочной форме обучения) и в период обучения в них.

При этом п. 2 этой же статьи Положения определено, что продолжительность таких учебных отпусков устанавливается в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» п. 8 Правил реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 года № 1155, (далее – Правила), военнослужащим, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего профессионального образования по очно-заочной и заочной формам обучения, предоставляются учебные отпуска для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом последующем курсе - по 40 календарных дней.

При этом п. 5 Правил определено, что документом, подтверждающим право военнослужащего на учебные отпуска и другие социальные гарантии для прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам, прохождения итоговой аттестации на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, является справка-вызов, дающая право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, а в соответствии с п. 6 этих же правил учебные отпуска и другие социальные гарантии, предусмотренные п. 5 Правил, предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

В соответствие с п. 2 Правил документом, подтверждающим право военнослужащего на обучение в образовательных организациях, является справка о праве военнослужащего на обучение, оформленная согласно приложению к Правилам, выдаваемая командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

Таким образом, поскольку Козлов, не являясь офицером, проходит военную службу по контракту, непрерывная продолжительность которой составляет более трех лет, имеет справку, предусмотренную п. 2 Правил, от 27 июня 2016 года, впервые и успешно обучается по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего образования на 1 курсе с освоением образовательной программы по заочной форме обучения без отрыва от исполнения служебных обязанностей, он, безусловно, вправе рассчитывать на предоставлении ему учебного отпуска в период этого обучения общей продолжительностью на 1 курсе обучения 30 календарных дней.

Довод ВрИО начальника Инспекции о том, что препятствием для предоставления Козлову учебного отпуска при вышеизложенных обстоятельствах является обучение Козлова не за счет средств федерального бюджета, а за счет своих личных средств, суд находит не состоятельным по следующим основаниям.

Согласно ст. 10 Закона, государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, повышение квалификации не только с учетом интересов военной службы, но и по их собственному выбору.

В соответствие с подпунктом 8 п. 1 ст. 33 и п. 14 ст. 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» слушатели подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающиеся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, являются самостоятельным субъектом правоотношений в сфере образования, в то время как, согласно подпункта 3 п. 1 ст. 33 этого же закона, к студентам отнесены лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.

Козлов же, согласно материалам дела, не является слушателем подготовительного отделения федеральной государственной образовательной организации высшего образования за счет средств федерального бюджета и не проходит там обучения.

Таким образом, вопреки ошибочному мнению административного ответчика, из анализа приведенных выше норм права в их совокупности, не следует, что право военнослужащих, указанных в п. 2 ст. 19 Закона, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования возникает у таких военнослужащих исключительно при их обучении за счет средств федерального бюджета.

Более того, из объяснений в суде ВрИО начальника Инспекции, а также из копии выданной Козлову справки о праве военнослужащего на обучение от 27 июня 2016 года, предусмотренной п. 2 Правил, следует, что начальник Инспекции признает за Козловым право на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, однако не признает за ним права на соответствующий учебный отпуск в связи с таким обучением.

Между тем Закон такого ограничения не содержит.

Наоборот, как было указано выше, п. 6 Правил определено, что условием предоставления военнослужащим учебных отпусков и других социальных гарантий, предусмотренных п. 5 Правил, является лишь получение образования соответствующего уровня впервые или направление военнослужащего на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Таким образом, начальником Инспекции нарушено право Козлова на предоставление ему учебного отпуска, предусмотренное подпунктом «б» п. 1, п. 2 ст. 31 Положения и подпунктом «а» п. 8 Правил, ввиду неверного толкования им действующего законодательства.

Приходя к такому выводу, суд учитывает также и сообщение директора Краевого государственного профессионального автономного учреждения «Камчатский политехнический техникум» в адрес суда от 15 марта 2017 года , согласно которому в данном учебном заведении обучение за счет средств федерального бюджета по заочной форме отсутствует вовсе.

В связи с этим неверное толкование начальником Инспекции Закона в указанной части противоречит и ст. 10 Закона, согласно которой военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на повышение квалификации по их собственному выбору.

Рассматривая требование административного истца о внесении соответствующих изменений в приказ начальника Инспекции от 9 марта 2017 года , суд находит его также обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку, как следует из объяснений сторон в судебном заседании, а также представленных суду копии рапорта Козлова на имя ВрИО начальника Инспекции от 7 марта 2017 года и выписки из указанного приказа, часть основного отпуска за 2017 год была предоставлена Козлову хотя и по его рапорту, но поданному им вынужденно – в связи с неправомерным отказом воинского должностного лица в предоставлении Козлову учебного отпуска на тот же период времени.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

Заявление Бояркина А.В., поданное в интересах Козлова А.А., об оспаривании отказа начальника 258 территориальной военной автомобильной инспекции в предоставлении Козлову А.А. учебного отпуска для прохождения промежуточной аттестации с 10 марта по 8 апреля 2017 года, удовлетворить.

Признать незаконным отказ начальника 258 территориальной военной автомобильной инспекции в предоставлении Козлову А.А. учебного отпуска для прохождения промежуточной аттестации с 10 марта по 8 апреля 2017 года,

Обязать начальника 258 территориальной военной автомобильной инспекции внести изменения в его приказ от 9 марта 2017 года , согласно которым вместо основного отпуска за 2017 года предоставить Козлову А.А. учебный отпуск той же продолжительности с 10 марта по 8 апреля 2017 года, включительно, для прохождения Козловым А.А. промежуточной аттестации, согласно справке-вызову Краевого государственного профессионального автономного учреждения «Камчатский политехнический техникум» от 2 февраля 2017 года .

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

<...>

Председательствующий по делу Д.В. Михеев

Секретарь судебного заседания Е.В. Сергеева