НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение 35-ого гарнизонного военного суда (г. П-Камчатский) (Камчатский край) от 04.01.2019 № 2А-16/20

<...>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25GV0004-01-2019-000495-10

20 февраля 2020 года город Петропавловск-Камчатский

35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Абдулхалимова И.А., при секретаре судебного заседания Паниной М.А., с участием представителя административного истца Соловей М.В. и представителей административного ответчика Овчинниковой А.А. и Есиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-16/2020 по административному исковому заявлению начальника филиала № 2 ФГКУ «<...> (далее - филиал) о признании незаконным п. 8 акта выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности от 8 августа 2019 года № 42 (далее - Акт), проведённой в отношении филиала Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) (далее - Межрегиональное управление), с учётом протокола рассмотрения возражений на Акт,

установил:

начальник филиала обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив свои требования, с учётом протокола рассмотрения возражений на Акт просил признать незаконным п. 8 Акта в части указания на причинение материального ущерба в размере 6 008 571 рубля 14 копеек.

В обоснование своих требований административный истец в своём заявлении, а его представитель в судебном заседании указали, что по результатам контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности филиала, проведённых Межрегиональным управлением был составлен Акт, в п. 8 (п. 3 раздела «выводы») которого указано, что в книге учёта недостач филиала не отражён реальный ущерб в размере 6 008 571 рубля 14 копеек. Указанный ущерб, по мнению административного ответчика, образовался в результате неправомерного расхода административным истцом денежных средств, нарушения требований бухгалтерского (бюджетного) учёта, дисциплины в расходовании бюджетных средств в части выплат из фонда экономии административно-управленческому, административно-хозяйственному и вспомогательному персоналу, вместо выплаты этих денежных средств медицинскому персоналу. Также указали, что Акт не содержит расчёт суммы незаконно израсходованных денежных средств, оценки низкой заработной платы не медицинского персонала, размер которой не соответствует минимальному размеру оплаты труда, установленного в Камчатском крае. Денежные средства в четвёртом квартале 2018 года не были выделены на стимулирующие и компенсационные выплаты не медицинским работникам, несмотря на то, что расчёт потребности в дополнительных бюджетных ассигнований направлялся своевременно. Поскольку механизм выделения денежных средств на эти выплаты не урегулирован финансовыми формами, утверждёнными органами Министерства обороны Российской Федерации, в целях сохранения кадрового потенциала и в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 и в рамках коллективного договора, заключённого между административным истцом и гражданским персоналом филиала, стимулирующие выплаты из фонда экономии выплачивались не медицинским работникам - работникам, обеспечивающим оказание медицинских услуг. В этой связи считают необоснованным утверждение административного ответчика о наличии материального ущерба. Кроме того, указали, что указанный в Акте вывод нарушает права административного истца, так как на него возлагается обязанность принять правовое решение по незаконному расходованию денежных средств, устранить выявленные нарушения и впредь, вопреки локальным нормативным актам, соответствующие денежные средства плачивать лишь медицинскому персоналу, что, в свою очередь, является основанием для привлечения административного истца к дисциплинарной и (или) материальной ответственности.

Представители административного ответчика как в своих возражениях, так и в судебном заседании заявленные требования не признали и просили отказать в их удовлетворении, поскольку контрольной группой Межрегионального управления обоснованно внесены в Акт сведения о причинении реального ущерба государству в упомянутом размере, сам Акт составлен в пределах представленных полномочий, права и законные интересы филиала не нарушены, тогда как начальником филиала в нарушение действующего законодательства в течение 2018 года издавались приказы о выплате административно-управленческому, административно-хозяйственному и вспомогательному персоналу филиала за счёт экономии средств, сложившейся по фонду оплаты труда медицинских работников, что и повлекло неправомерный расход денежных средств за вычетом налога на доходы физических лиц. Ссылку административного истца на правомерность расходования денежных средств считают необоснованной, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 предусмотрено повышение заработной платы младшего и среднего медицинского персонала, которое согласно решению Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2018 года и указаниям его заместителя от 5 февраля этого же года № 182/5/698 должно осуществляться путём направления фонда экономии оплаты труда медицинских работников. При этом согласно указаниям Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 2018 года № 205/2/493 повышение оплаты труда отдельных категорий работников здравоохранения этого ведомства надлежало обеспечить за счёт доводимых средств на оплату труда гражданского персонала, в том числе и на дополнительные стимулирующие выплаты. Также указали, что расчёт суммы ущерба отражён в проведённой военной прокуратурой проверке, результат которой приобщён к Акту, в связи с чем проведение дополнительных расчётов не требовалось. Кроме того, сослались на пропуск административным истцом установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока на обращение в суд с заявлением.

Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства в их совокупности, военный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Актом по результатам контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности филиала, проведённых Межрегиональным управлением был составлен Акт, в п. 8 (п. 3 раздела «выводы») которого указано, что в книге учёта недостач филиала не отражён непогашенный ущерб в размере 6 008 571 рубля 14 копеек, который образовался в результате нарушения административным истцом требований законодательства о сохранности бюджетных средств, выделенных на оплату труда. В связи с изложенным административному истцу предложено в срок до 8 октября 2019 года принять решение по неправомерному расходу денежных средств в указанном размере. В день составления акта его копия со всеми приложениями вручена административному истцу.

При этом основанием для проведения указанной проверки послужили План ведомственного финансового контроля на 2019 год, 5 декабря 2018 года утверждённый первым заместителем министра обороны Российской Федерации, и приказ начальника Межрегионального управления от 1 июля 2019 года № 111, что подтверждается копиями этих документов.

Согласно копиям возражений административного истца от 8 августа 2019 года № 2121, протокола рассмотрения возражений от 27 августа этого же года № 18 и сообщения административного ответчика от 28 августа того же года № 229/ВВО/1140 административным истцом в день составления и получения им Акта на этот Акт поданы соответствующие возражения, в удовлетворении которых административным ответчиком отказано. В обоснование возражений и основания отказа в их удовлетворении приведены доводы, аналогичные тем, что указаны в рассматриваемом административном исковом заявлении и возражений на него. Копия протокола рассмотрения возражений на Акт в филиал поступила лишь 10 сентября 2019 года.

Из копии представления военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона от 13 марта 2019 года № 1133 следует, что административным истцом вопреки требованиям действующего законодательства в 2018 году изданы приказы о выплате из фонда экономии заработной платы медицинского персонала заработной платы административно-управленческому, административно-хозяйственному и вспомогательному персоналу.

Как усматривается из копии акта от 13 февраля 2019 года «О проверке использования бюджетных средств, выделенных на оплату труда работников филиала», в ходе проверки установлено, что в нарушение решения Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2018 года о порядке использования в этом году бюджетных ассигнований на реализацию упомянутого Указа Президента Российской Федерации, указаний заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13 апреля 2018 года № 182/5/2602НС о приоритетности реализации названного Указа, в течение 2018 года на основании ежемесячно издаваемых начальником филиала подполковником медицинской службы НЖЖ. приказов производились выплаты из экономии фонда оплаты труда административно-управленческому, административно-хозяйственному и вспомогательному персоналу, должности которых не поименованы в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утверждённой приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1183н. Всего незаконный расход денежных средств за 2018 год с учётом налога на доходы физических лиц составил 6.906.403 рублей 14 копеек.

Размер суммы материального ущерба подтверждается копиями соответствующих расчётов и справок, составленных специалистом (экспертом, аудитором) ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» экспертом (внутренним аудитором) КЕС.

Как установлено пп. «е» п. 1 Указа Президента Российской Федерации № 597 (далее - Указ), Правительству Российской Федерации до 1 декабря 2012 года надлежало принять программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гПрограммой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, предусмотрен комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных услуг (выполнения работ), а также установлено, что оценка эффективности деятельности учреждений производится органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении данных учреждений.

В сообщении Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2018 года № 14-1/10/В-894 федеральным органам исполнительной власти указано на необходимость обеспечить выполнение показателей, установленных Указом, в части повышения средней заработной платы отдельных категорий работников, а также определены прогнозные значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующих субъектах Российской Федерации на 2018 год, в том числе Камчатском крае - 60 780 рублей (60 981 рубль согласно уточненным 7 июня 2018 года прогнозным значениям).

Во исполнение Указа и названного выше распоряжения Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 2 июня 2014 года № 380 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан» в 2014 и последующих годах в Министерстве обороны Российской Федерации».

Как видно из копий указаний заместителя Министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 2018 года № 182/5/698, до руководителей учреждений доведено решение Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2018 года о порядке использования бюджетных ассигнований на 2018 год, согласно пункту 5 которого начальникам учреждений экономию средств, сложившуюся по фонду оплаты труда медицинских работников военно-медицинских учреждений, разрешено направлять лишь на материальное стимулирование этой категории работников.

Как следует из копий указаний заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13 апреля 2018 года № 182/5/2602НС, бюджетные средства доведены до федеральных казённых, бюджетных и автономных учреждений в объёмах, позволяющих обеспечить повышение оплаты труда отдельным категориям работников в рамках реализации Указа, в том числе за счёт текущего финансирования. В этой связи названное должностное лицо требует неукоснительного соблюдения действующего законодательства.

При этом в силу указаний Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 2018 года № 205/2/493 повышение оплаты труда отдельных категорий работников здравоохранения этого ведомства надлежало обеспечить за счёт доводимых средств на оплату труда гражданского персонала, в том числе и на дополнительные стимулирующие выплаты.

Из изданных начальником филиала - <...> медицинской службы НЖЖ. в 2018 году приказов: от 31 января № 38, от 28 февраля № 78, от 26 марта 113, от 26 апреля № 172, от 29 мая № 220, от 22 июня № 258, от 27 июля № 336, от 29 августа № 400, от 27 сентября № 454, от 9 октября № 476, от 26 октября № 508, от 29 ноября № 564 и от 25 декабря № 615, - следует, что выплаты из экономии фонда оплаты труда медицинского персонала производились административно-управленческому, административно-хозяйственному и вспомогательному персоналу.

Таким образом, административным истцом вопреки порядку, установленному Министром обороны Российской Федерации и его заместителем, на основании соответствующих приказов из экономии фонда оплаты труда медицинского персонала были произведены выплаты административно-управленческому, административно-хозяйственному и вспомогательному персоналу, вместо выплаты этих денежных средств медицинскому персоналу с учётом уровня достигнутого по данной категории целевого показателя, тогда как соответствующий показатель оплаты труда медицинского персонала достигнут не был.

В этой связи следует прийти к выводу о том, что указанный ущерб образовался в результате неправомерного расхода административным истцом денежных средств, нарушения дисциплины в расходовании бюджетных средств.

Исходя из примечания № 1 к Классификатору основных нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Вооружённых Силах Российской Федерации внутреннего финансового контроля и аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утверждённому приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2015 года № 590, выявленное нарушение правильно квалифицировано как незаконный расход денежных средств, поскольку такой расход повлёк причинение реального ущерба государству.

Учитывая положения п. 21 Порядка организации в Вооружённых Силах Российской Федерации работы по списанию с учёта выявленных сумм ущерба, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2013 года № 775ДСП, расчёты по ущербу имущества должны отражаться в бухгалтерском (бюджетном) учёте в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Как определено в Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённой приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н, суммы причинённого ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством Российской Федерацией порядке, должны быть учтены на счёте 20900 «Расчёты по ущербу и иным доходам» и внесены согласно разделу III приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2008 года № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации» в книгу учёта недостач.

Таким образом, упомянутый ущерб является реальным и подлежит отражению в книге учёта недостач, а его размер, указанный в Акте, правильно определён - без учёта НДФЛ и исходя из соответствующих расчётов, являющихся приложением к Акту. Отсутствие в Акте оценки низкой заработной платы не медицинского персонала, размер которой не соответствует минимальному размеру оплаты труда, установленному в Камчатском крае, и отсутствие денежных средств в четвёртом квартале 2018 года на стимулирующие выплаты не медицинскому персоналу правового значения не имеет, поскольку расходование административным истцом бюджетных средств было осуществлено в нарушение порядка, установленного вышестоящими должностными лицами, то есть выплата денежных средств административно-управленческому, административно-хозяйственному и вспомогательному персоналу филиала произведена за счёт экономии средств, сложившейся по фонду оплаты труда медицинских работников, что, в свою очередь, не отрицается административным истцом.

Вопреки утверждению представителя административного ответчика, с учётом времени рассмотрения им возражений на Акт, протокол о чём в филиал поступил лишь 10 сентября 2019 года, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок на обращение в суд с заявлением административным истцом не пропущен, поскольку административное исковое заявление согласно почтовому штемпелю на конверте подано 10 декабря этого же года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 95, 175-180, 219 и 227 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления начальника филиала № 2 ФГКУ «<...> о признании незаконным п. 8 акта выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности от 8 августа 2019 года № 42, проведенной в отношении филиала Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу), с учётом протокола рассмотрения возражений на указанный акт - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть, начиная с 21 февраля 2020 года.

<...>

Судья 35 гарнизонного военного суда И.А. Абдулхалимов

<...>