26-й гарнизонный военный суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
26-й гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2011 года г.Байконур
26 гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе председательствующего - судьи Голуб И.В., при секретаре - помощнике судьи
Комаровой М.А., с участием представителя ответчика - Комиссии ономастической
по утверждению почетных званий, почетных наград при Общественном Совете самоуправления города Байконур (далее по тексту - Комиссии) Кулепетова В.Н., рассмотрев в помещении военного суда гражданское дело, возбужденное по исковому заявлению Бражниковой Валентины Николаевны к Комиссии о признании отказа
в присвоении почетного звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Решением Комиссиипри Общественном Совете самоуправления города Байконур (далее по тексту - ОСС), оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, Бражниковой было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на основании ст. 12 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту - Закон «О ветеранах»)
в связи с тем, что сфера применения названного Закона распространяется исключительно на граждан РФ.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Бражникова обратилась в суд
с заявлением, в котором просила:
«Признать решение «Комиссии ономастической по утверждению почетных званий, почетных наград» при Общественном Совете самоуправления города Байконур - об отказе в присвоении гр. Бражниковой В.Н. почетного звания «Ветеран труда» в соответствии
со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» - незаконным
и отменить его» (текст в кавычках указан в редакции истца).
В обоснование требований своего иска Бражникова указывает на то, что она постоянно проживает на территории г. Байконур с 2002 года, с указанного года работает учителем в школе, застрахована в системе обязательно пенсионного страхования РФ
на территории города и с 2003 года является пенсионером г. Байконур. Истец полагает, что указанные обстоятельства дают ей право принадлежности к персоналу комплекса «Байконур», в связи с чем в отношении нее должны распространяться законодательство РФ и действие компетентных органов государственной власти РФ.
Позицию искового заявления Бражникова обосновывает также и тем, что согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ она, как лицо без гражданства, пользуется в РФ правами
и несет обязанности наравне с гражданами РФ. Более того, по ее мнению, она полностью отвечает условиям, предусмотренным ст. 7 Закона «О ветеранах», для присвоения
ей звания «Ветеран труда».
Истец в требованиях своего заявления также отметила, что Комиссия при принятии в отношении нее отказа о признании ветераном труда пренебрегла обязанностями, предусмотренными ст. 22 Федерального закона от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ
«О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников
за рубежом».
Истец Бражникова В.Н., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыла, представителя для представления своих интересов не направила, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем указала в исковом заявлении. В связи с чем на основании п. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия истца Бражниковой В.Н.
Представитель ответчика Кулепетов В.Н. требования иска не признал
по изложенным в письменных возражениях основаниям, пояснив суду, что ст. 12 Закона
«О ветеранах» установлены пределы действия названного Закона - на граждан РФ. При этом Кулепетов отметил, что, поскольку истец является лицом без гражданства, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Казахстан, ей не может быть присвоено звание «Ветеран труда» и оформлено соответствующее удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки.
Суд, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, заслушав пояснения представителя ответчика, находит требования иска необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, Бражникова В.Н., с 2002 года проживающая на территории
г. Байконур, награжденная в 1990 году медалью «Ветеран труда», имеющая общую продолжительность трудового стажа с 1964 года, т.е. свыше 20 лет, и получающая соответствующую пенсию по старости лет, 18.02.2011 г. обратилась через Управление социальной защиты населения администрации г. Байконур в Комиссию с просьбой присвоить ей звание «Ветеран труда».
Решением Комиссии, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, Бражниковой в ее просьбе отказано в связи тем, что сфера применения Закона «О ветеранах» распространяется исключительно на граждан РФ, о чем истцу заместителем Главы администрации г. Байконур выслано сообщение от ДД.ММ.ГГГГ №.
Оценивая законность и обоснованность отказа в признании заявителя «Ветераном труда», суд исходит из следующего.
Действительно, согласно п.п. 2 п. 1 ст. 7 Закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде
и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Исходя из положений ст. 7 Закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, которые кроме соответствующих наград либо почетных званий и знаков отличия в труде, должны иметь трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет.
Вместе с тем ст. 12 Закона «О ветеранах» распространяет сферу применения настоящего Федерального закона на постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в ст.ст. 2 - 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.ст. 2 - 4 названного выше Закона в них содержится закрытый перечень лиц, относящихся к категории ветеранов: Ветераны Великой Отечественной войны, Ветераны боевых действий, а также инвалиды Великой Отечественной войны
и инвалиды боевых действий.
Учитывая, что условия отнесения граждан к ветеранам труда изложены
в ст. 7 Закона «О ветеранах», льготы, установленные для ветеранов труда, на граждан других государств на территории РФ не распространяются.
Указанная статья предусматривает пределы действия Закона «О ветеранах»
по кругу лиц, и, безусловно, распространяется на всех граждан РФ.
Ст. 12 Закона «О ветеранах» позволяет сделать вывод о том, что его действие,
в том числе действие ст. 7, предусматривающей возможность и порядок присвоения звания «Ветеран труда», распространяются на всех лиц из числа как граждан РФ, так
и постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в ст.ст. 2 - 4 данного Федерального закона. То есть, исходя из смысла данной статьи, постоянно проживающим на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, относящимся
к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 Закона «О ветеранах», предоставляются равные с гражданами РФ права, предусмотренные вышеназванным Федеральным законом, в том числе право на присвоение звания «Ветеран труда», предусмотренное ст. 7 Закона.
Кроме того, Законом «О ветеранах» предусмотрена возможность оказания мер социальной поддержки иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно проживающим или пребывающим на территории РФ, при условии, что они отнесены
к категориям ветеранов, предусмотренных ст.ст. 2 - 4 Закона.
При этом ст.12 названного Закона содержит оговорку о том, что порядок предоставления ветеранам из числа иностранных граждан и лиц без гражданства мер социальной поддержки определяется международными договорами РФ.
В настоящее время действует ряд международных договоров и соглашений в сфере социальной поддержки ветеранов.
Так, согласно письму Минтруда РФ от 17 ноября 2000 г. № 8299-ГК «Об анализе обращений граждан и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в Минтруд России» базовым является Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих, подписанное правительствами государств - участников СНГ 15.04.1994 г., согласно которому лица, указанные в ст. 1 настоящего Соглашения, независимо от того,
на территории государства какой из Сторон они проживают, пользуются льготами
и гарантиями, предусмотренными национальным законодательством Сторон и настоящим Соглашением.
Однако действие Соглашения распространяется на:
1. участников Великой Отечественной войны;
2. инвалидов войны;
3. участников боевых действий на территории других государств;
4. членов семей погибших военнослужащих;
5. Героев Советского Союза и лиц, награжденных орденом Славы трех степеней, Героев Социалистического Труда;
6. Другие категории лиц.
Притом п. 4 вышеуказанной статьи Закона установлено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В городе Байконур постановлением Главы администрации от 14.02.2006 г. № 30 утвержден Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» (далее по тексту - Порядок).
Согласно п.п. 1 и 7 Порядка звание «Ветеран труда» присваивается решением Комиссиии утверждается ОСС лицам, в том числе награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или РФ, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Действительно, Бражникова В.Н. 26.09.1990 г. награждена медалью «Ветеран труда» за долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР. Более того, с 01.10.2003 г. она является пенсионером по старости, в связи с чем
ей в соответствии со ст. 7 Закона «О ветеранах» пожизненно назначена трудовая пенсия. При этом трудовой стаж истца исчисляется с 07.11.1964 г. Данные обстоятельства подтверждаются светокопиями наградного удостоверения исполкома Совета народных депутатов от 02.10.1990 г., трудовой книжки Бражниковой В.Н., а также пенсионного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ г. №, выданным Управлением пенсионного обеспечения г. Байконур.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 20 января 1995 г.) признаваемым Сторонами свидетельством, удостоверяющим статус гражданина одной Стороны, постоянно проживающего на территории другой Стороны, в соответствии
с настоящим Договором, является документ, выдаваемый компетентными органами Стороны проживания, или отметка, проставляемая компетентными органами Стороны проживания в документах, удостоверяющих личность или гражданство указанного лица,
в соответствии с законодательством Стороны гражданства, а также документах, дающих право на пересечение государственной границы, за исключением дипломатических
и служебных паспортов.
Формально, согласно Порядку и ст. 7 Закона «О ветеранах», дающих право
на присвоение звания «Ветеран труда», Бражникова В.Н. отвечает условиям этих требований, однако, из обстоятельств, указанных в исковом заявлении, а также материалов дела усматривается, что в ДД.ММ.ГГГГ году истец родилась в , и, будучи гражданкой СССР, вступила в гражданство Республики Узбекистан, от которого ДД.ММ.ГГГГ отказалась и в органах Министерства юстиции Республики Казахстан (далее по тексту - РК) приобрела статус лица без гражданства. Что подтверждается светокопиями свидетельства о рождении ФИО7 (ныне Бражниковой) серии «» №, удостоверения лица без гражданства от ДД.ММ.ГГГГ серии «» № и адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ №.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, следует придти к выводу, что Бражникова В.Н. с 22.04.2010 г. имеет статус лица без гражданства, подтвержденный удостоверением личности выданным Министерством юстиции РК, и не является гражданкой РФ. При этом согласно ст. 12 Закона «О ветеранах» истец не относится
к категориям лиц, перечисленных в ст.ст. 2 - 4 названного Закона, - Ветеранам Великой Отечественной войны, Ветеранам боевых действий, а также инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, которые при отсутствии у них гражданства РФ обладают правом на приобретение статуса ветерана труда в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона «О ветеранах».
Представленный в иске довод Бражниковой о том, что она относится к персоналу космодрома «Байконур», в связи с чем в отношении нее в соответствии с п.п. 1,6 и 6.12 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г. должны применяться законодательство и действовать компетентные органы РФ, а, соответственно, как она полагает, и распространяться социальные гарантии для граждан РФ, суд находит ошибочным и при этом отмечает следующее.
Город Байконур является административно - территориальной единицей РК.
По смыслу ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Казахстан, проживающих и/или работающих на комплексе «Байконур» от 12.10.1998 г. (далее по тексту - Соглашение) реализация социальных гарантий граждан РФ в городе Байконур обеспечивается в соответствии
с законодательством РФ, если иное не предусмотрено настоящим Соглашением. Социальные же гарантии граждан РК, проживающих и/или работающих на комплексе «Байконур», обеспечиваются на основании законодательства РК, если иное
не предусмотрено настоящим Соглашением.
В связи с чем необходимо сделать вывод о том, что, вопреки утверждениям истца, в отношении нее не могут применяться законодательство РФ и действие компетентных органов РФ, а также распространяться социальные гарантии, предусмотренные для граждан РФ, поскольку она не имеет гражданства РФ. При этом ссылка Бражниковой
на п. 3 ст. 62 Конституции РФ о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, является также несостоятельной, поскольку права и обязанности указанных в названной статье Конституции РФ категорий лиц распространяются в том случае, если иное
не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.
По обстоятельствам данного дела именно международным договором - Соглашением, предусмотрено иное, о чем указано выше.
Мотивируя свое исковое заявление Бражникова В.Н. указала на то, что она застрахована в системе обязательного социального страхования в Управлении пенсионного фонда РФ на территории г. Байконур, что, по ее мнению, также является основанием для признания «Ветераном труда». Отвергая указанный довод истца, суд исходит из того, что в соответствии со ст. 7 Соглашения государственное социальное страхование граждан РФ и РК, работающих в организациях, расположенных на комплексе «Байконур» и зарегистрированных в органах Фонда социального страхования РФ,
а в соответствующих случаях и членов их семей, осуществляется в соответствии
с законодательством РФ за счет средств Фонда социального страхования РФ, если иное
не предусмотрено международными договорами.
Более того, по смыслу ст.ст. 1, 2, 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27.04.1996 г. термин «жители города Байконур» означает граждан РФ, граждан РК, граждан третьих стран и лиц без гражданств, постоянно проживающих в г. Байконур. Полномочный орган Казахстанской Стороны (Министерство социальной защиты населения РК) передает, а полномочный орган Российской Стороны (Министерство социальной защиты населения РФ
и Пенсионный фонд РФ) принимает на себя организацию пенсионного обеспечения жителей г. Байконур, сбор и аккумуляции страховых взносов. Пенсионное обеспечение жителей г. Байконур производится по нормам законодательства РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что истец, как и все жители г. Байконур, зарегистрирована в системе Фонда социального страхования РФ - Отделении пенсионного фонда РФ по г. Байконур, что предусмотрено международным договором. Однако данное обстоятельство не является одним из оснований того, что она может быть признана ветераном труда.
Утверждение Бражниковой В.Н. о том, что при принятии в отношении нее решения Комиссия пренебрегла обязанностью содействовать соотечественнику в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законодательстве РФ, суд оставляет без внимания, поскольку, как уже указывалось выше, п.п. 2 п. 1 ст. 7 Закона
«О ветеранах» устанавливает лишь общие минимальные критерии, дающие право
на присвоение звания «Ветеран труда», и делегирует определение порядка и условий присвоения указанного звания компетентным органам субъектов РФ (п.4 ст.7). Поэтому решение, основанное на Порядке, принятом в полном соответствии с Законом, следует признать законным и прав истца никоим образом не нарушающим.
Что же касается иных приведенных в исковом заявлении доводов, то с учетом конкретных обстоятельств дела они являются второстепенными и не могут повлиять
на принятие решения по настоящему гражданскому делу.
Иное толкование означало бы наличие у лиц, имеющих необходимую выслугу лет, но при этом не имеющих гражданства РФ и не относящиеся к категории лиц, указных
в ст.ст. 2 - 4 Закона «О ветеранах», давало бы фактически льготные условия получения звания «Ветеран труда», и возможность пользоваться социальными гарантиями за счет бюджете РФ, что явно противоречит самой сути юридической конструкции института ветеранства.
Не оставляет без внимания суд и то, что как пояснил в суде представитель ответчика Кулепетов, истцу было указано, что в случае приобретения гражданства РФ,
ее вопрос о присвоении звания «Ветеран труда» и оформления удостоверения о праве
на меры социальной поддержки будет повторно рассмотрен на заседании Комиссии.
При этом суд отмечает, что Бражникова оспаривает решение органа (Комиссии), созданного при Администрации г. Байконур, который в своей работе должен руководствоваться нормативно-правовыми актами, в том числе - изданными Главой городской администрации, в частности Порядком, что и имело место при рассмотрении просьбы истца, тогда как Порядок ею не оспаривается и, как указано выше, сомнений в своей законности у суда не вызывает.
Вместе с тем как усматривает суд и указывает в своем иске сама Бражникова, обращение с заявлением в Комиссию о присвоении почетного звания «Ветеран труда» порождает наступление для нее правовых последствий, связанных с приобретением дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных положениями Закона
«О ветеранах» и иных нормативных актов действующего законодательства РФ, в связи с чем содержит в себе спор о праве.
Таким образом, суд приходит к выводу, что иск Бражниковой В.Н. законных оснований под собой не имеет и поэтому удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Бражниковой Валентины Николаевны
к Комиссии ономастической по утверждению почетных званий, почетных наград при Общественном Совете самоуправления города Байконур о признании отказа
в присвоении ей почетного звания «Ветеран труда» - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в 3 окружной военный суд, через 26 гарнизонный военный суд, в течение десяти дней со дня принятия решения
в окончательной форме.
Председательствующий по делу И.В. Голуб