НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение 26-ого гарнизонного военного суда (г. Байконур) (Территории за пределами РФ) от 11.10.2017 № 2-10975/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2017 года г. Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего –
судьи Шелестова А.Н., при секретаре Запальской О.А., без участия истца, с участием представителя истца Ахметова Б.С., представителей ответчиков: Управления образованием города Байконур (далее – Управление образованием) Глазунова Г.И. и Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур (далее – ОПФР) Коянбаевой А.А. и Шобдировой Г.Ж., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика, Государственного казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений образования г. Байконур» (далее – ГКУ «ЦБ ОУО») Шешелко Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда, гражданское дело по исковому заявлению Алимбаевой Г.З. к Управлению образованием города Байконур и Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур об обязании перечислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета и перерасчете размера страховой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Алимбаева Г.З. обратилась в суд с иском к Управлению образованием и ОПФР, согласно которому в окончательной форме просила суд обязать Управление образованием начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование истца за период ее работы с 01 января 2009 года по 31 декабря
2011 года в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 6 им. М. Ауезова (далее – ГБОУ
СОШ № 6), и направить в ОПФР за указанный период сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Кроме того, истец просила обязать ОПФР произвести перерасчет назначенной ей страховой пенсии, с учетом представленных Управлением образованием сведений индивидуального (персонифицированного) учета за вышеуказанный период ее работы в ГБОУ СОШ № 6.

В обоснование заявленных требований истец указала, что вступившим в законную силу решением 26 гарнизонного военного суда от 22 июля 2016 года период ее работы с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года в должности учителя в ГБОУ СОШ № 6 включен в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом на основании указанного решения суда и решения ОПФР
№ 180 от 27 сентября 2016 года истцу назначена досрочная страховая пенсия по старости, начиная с 21 января 2016 года. Однако за указанный выше период трудовой деятельности Управление образованием и ГБОУ СОШ № 6 начисление и уплату за нее взносов на обязательное пенсионное страхование через ГКУ «ЦБ ОУО»
не осуществляли, ввиду отсутствия у истца в г. Байконур регистрации по месту пребывания. Отсутствие в ОПФР сведений о выплате страховых взносов за вышеуказанный период привело к назначению страховой пенсии по старости в меньшем размере от причитающегося истцу. В связи с чем истец, ссылаясь на нормы действующего законодательства РФ, а также международные договоры РФ, полагала, что Управление образованием и ОПФР нарушило ее право на социальное обеспечение по старости, а именно, на получение досрочной страховой пенсии по старости в полном объеме.

Представитель истца Ахметов Б.С. в суде на исковых требованиях в окончательной форме настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Управления образованием Глазунов Г.И. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме и представил суду письменные возражения, согласно которым ответчик не отрицал того факта, что страховые взносы за период работы истца с 01 января 2009 года по 31 декабря
2011 года не начислялись, не уплачивались и сведения персонифицированного учета в пенсионный орган не предоставлялись. Однако, по мнению представителя ответчика, в связи с ликвидацией 11 мая 2016 года ГБОУ СОШ № 6 на основании
ч. 1 ст. 61 ГК РФ Управление образованием, как учредитель указанного юридического лица, не несет никаких обязанностей перед истцом за названное учебное заведение за период с 01 октября 2010 года по 31 декабря 2011 года, поскольку ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Касательно периода с 01 января по 31 декабря 2009 года, в течение которого Управление образованием осуществляло функции непосредственного страхователя истца, то представитель ответчика полагал, что контролирующими органами (налоговые органы и пенсионный фонд) Управление образованием и
ГБОУ СОШ № 6 к ответственности за неуплату страховых взносов не привлекались.

Кроме того, представитель ответчика Глазунов Г.И., ссылаясь на Постановление Конституционного суда РФ от 10 июля 2007 года № 9-П (далее – Постановление № 9-П), полагал, что в случае неуплаты или ненадлежащей уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению в Пенсионный фонд необходимых средств в пользу застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия должно обеспечиваться государством путем перерасчета соответствующей пенсии за счет средств федерального бюджета.

Представители ответчика ОПФР Коянбаева А.А. и Шобдирова Г.Ж., каждая в отдельности, в суде исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым истцу на основании решения суда
от 22 июля 2016 года была назначена страховая пенсия по старости, исходя из имеющихся на момент вынесения решения сведений о размере страховых взносов. Размер пенсии истцу определялся исходя из общего трудового стажа, заработка
до 01 января 2002 года и страховых взносов, начисленных и перечисленных страхователем (работодателем) в Пенсионный фонд за застрахованное лицо (истца) за период с 01 января 2002 года по дату назначения пенсии. Согласно имеющимся документам выплатного пенсионного дела размер страховых взносов на дату вынесения решения суда (22.07.2016г.) составил <данные изъяты> рублей. Кроме того, представители ОПФР в суде отметили, что в случае представления Управлением образованием соответствующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета за вышеуказанный период работы истца в ГБОУ СОШ № 6 и, соответственно, перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование истца, ОПФР произведет перерасчет назначенной истцу страховой пенсии. В связи с чем ОПФР полагает, что в настоящее время оснований для перерасчета истцу размера пенсии не имеется.

Представитель третьего лица ГКУ «ЦБ ОУО» Шешелко Н.И. в судебном заседании вопрос удовлетворения исковых требований оставила на усмотрение суда и пояснила, что в отношении истца, работавшей в ГБОУ СОШ № 6 за период времени с 01 января 2009 года по 30 сентября 2010 года страхователем в ОПФР являлось Управление образованием г. Байконур, так как ГБОУ СОШ № 6 была ее структурным подразделением, а с 01 октября 2010 года по 31 декабря 2011 года страхователем истца в ОПФР являлось ГБОУ СОШ № 6 (с 01 октября 2010 года приобрело статус юридического лица). Начиная с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года Алимбаевой Г.З., как гражданке Республики Казахстан, имеющей временную регистрацию в городе Байконур, страховые взносы в Пенсионный
фонд РФ в этот период не начислялись и не уплачивались. Возобновилось начисление страховых взносов на указанную категорию граждан с 01 января 2012 года. Кроме того, представитель третьего лица отметила, что до 01 января 2010 года взносы в Пенсионный фонд РФ направлялись в виде составной части единого социального налога. За указанный промежуток времени на заработную плату истца начислен и уплачен только единый социальный налог в федеральный бюджет в размере 20% от ее налоговой базы. При наличии у Алимбаевой Г.З. в г. Байконур регистрации по месту жительства на страховую часть пенсии истца в период с 01 января 2009 года
по 31 декабря 2009 года были бы начислены и перечислены страховые взносы в сумме <данные изъяты> рублей.

После отмены единого социального налога с 01 января 2010 года обязанность начисления прямых страховых взносов была возложена на работодателей.
При наличии у Алимбаевой Г.З. в г. Байконур регистрации по месту жительства на ее заработную плату за период времени с 01 января 2010 года по 31 декабря 2011 года были бы начислены и перечислены в ОПФР страховые взносы
в размере <данные изъяты> рублей (за 2010 год – <данные изъяты> рубля, за 2011 год – <данные изъяты> рубля).

Истец Алимбаева Г.З., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась. Согласно письменному заявлению в адрес суда от 09 октября 2017 года истец просила суд рассмотреть данное гражданское дело без ее участия, с участием ее представителя, на исковых требованиях настаивала.

На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Заслушав объяснения сторон и третьего лица, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд признает требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в суде установлено, что согласно решению ОПФР № 180 от 27 сентября 2016 года истцу в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначена досрочная страховая пенсия по старости с 21 января 2016 года в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с решением 26 гарнизонного военного суда от 22 июля
2016 года, вступившим в законную силу 30 августа 2016 года (гражданское дело
№ 2-6108/2016), решение ОПФР от 25 апреля 2016 года № 73 в части отказа в зачете Алимбаевой Г.З. в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии периода ее работы в ГБОУ СОШ № 6 с 01 января 2009 года
по 31 декабря 2011 года, и отказе в связи с этим в назначении досрочной страховой пенсии по старости признано незаконным и отменено. При этом суд обязал ОПФР включить Алимбаевой Г.З. в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, вышеуказанный период работы в ГБОУ СОШ № 6 и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 21 января 2016 года.

При этом решением 26 гарнизонного военного суда от 22 июля 2016 года установлено, что 21 января 2016 года Алимбаева Г.З. обратилась с заявлением в ОПФР по г. Байконур о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Алимбаевой Г.З. за 2009 – 2011 годы усматривается, что в период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года отчисления страховых взносов в систему Пенсионного фонда РФ не производились. В связи с чем период работы истца с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года ОПФР не был зачтен в педагогический стаж, поскольку данный период не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, а именно страховыми отчислениями работодателя, отраженными в выписке из лицевого счета застрахованного лица. Кроме того, решением установлено, что Алимбаева, как гражданка Республики Казахстан, право на страховую пенсию по старости приобрела фактически, являясь в спорный период времени жителем г. Байконур. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца, в названном деле участвовало Управление образованием.

В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Соответственно суд отмечает, что ответчики по данному гражданскому делу, с учетом обстоятельств, установленных решением 26 гарнизонного военного суда
от 22 июля 2016 года по гражданскому делу № 2-6108/2016, каких-либо мер соответственно к истребованию, начислению и уплате страховых взносов за застрахованное лицо – Алимбаеву Г.З. за период работы истца с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года в ГБОУ СОШ № 6, не предприняли до настоящего времени.

Как усматривается из пенсионного дела Алимбаевой Г.З., выписки из лицевого счета застрахованного лица, копий трудовой книжки и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования РФ, а также справки ГКУ «ЦБ ОУО» исх. № 939 от 06 сентября 2017 года, карточек лицевого счета ГКУ «ЦБ ОУО» на истца за период с 2009 по 2011 года, копии сведений о регистрации страхователя в Пенсионном фонде, истец застрахована в системе Пенсионного фонда РФ, спорный период работы истца в ГБОУ СОШ № 6 с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года ОПФР зачтен Алимбаевой Г.З. в педагогический стаж. Однако страхователями: Управлением образования г. Байконур в период с 01 января 2009 года по 30 сентября 2010 года, ГБОУ СОШ № 6 в период с 01 октября 2010 года по 31 декабря 2011 года за Алимбаеву Г.З. страховые взносы в ОПФР не начислялись и не уплачивались. Возобновлены платежи по страховым взносам работодателем ГБОУ СОШ № 6
с 01 января 2012 года.

Из копий Положения о бухгалтерии Управления образованием и договора на бухгалтерское обслуживание и ведение бухгалтерского учета в школах города с ГБОУ СОШ № 6, действовавших в период с 01 января 2009 года по 31 декабря
2011 года, а также Устава ГКУ «ЦБ ОУО», усматривается, что ГКУ «ЦБ ОУО»
(ранее – Централизованная бухгалтерия № 1 по обслуживанию школ и внешкольных учреждений при Управлении образованием, с 2013 года – Государственное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию государственных бюджетных дошкольных образовательных учреждений») осуществляло бухгалтерское обслуживание и ведение бухгалтерского учета в школах города, в том числе начисление заработной платы их сотрудникам, начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджет, в том числе и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, первоначально как структурное подразделение Управления образованием, а затем на договорной основе
с ГБОУ СОШ № 6. При этом ГКУ «ЦБ ОУО» в настоящее время подведомственно Управлению образованием.

Как следует из справок ГКУ «ЦБ ОУО» № 941 от 07 сентября 2017 года и
№ 939 от 06 сентября 2017 года, а также копий карточек лицевого счета на
Алимбаеву Г.З. за период с 2009 по 2011 годы, сумма страховых взносов, подлежащая выплате ОПФР на индивидуальный (персонифицированный) счет истца за период
с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года составляет <данные изъяты> рубля, из них за 2009 год – <данные изъяты> рублей, за 2010 год – <данные изъяты> рубля и за 2011 год –
<данные изъяты> рубля. При этом за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года страховые взносы на заработную плату Алимбаевой Г.З. не начислены и
в Пенсионный фонд не уплачены.

Согласно копиям приказа Управления образованием от 14 сентября 2015 года № 13-1/19-323 «О ликвидации ГБОУ СОШ № 6», уведомления о снятии с учета в налоговом органе, а также выписки из ЕГРЮЛ от 11 мая 2016 года, ГБОУ СОШ № 6 снята с налогового учета 11 мая 2016 года на основании сведений о прекращении деятельности юридического лица.

Из копий свидетельств о государственной регистрации юридического лица и постановке на налоговый учет, п. 1.1 – 1.9, 2.1, 3.3, 3.19 Положения об Управлении образованием (утвержден распоряжением Главы администрации г. Байконур
№ 01-218р от 20.06.2014г.), Управление образованием с 26 января 1996 года является юридическим лицом, а также органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования (структурное подразделение Администрации г. Байконур) и подотчетное Главе администрации, финансируемым за счет средств бюджета города, руководствуется в своей деятельности международными договорами и соглашениями по комплексу «Байконур», осуществляет функции и полномочия учредителя государственных образовательных организаций города, а также контроля за их деятельностью (образовательных учреждений). Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими положениями, а именно п. 1.1 – 1.8, и 3.3 Положения об Управлении образованием (утвержден распоряжением Главы администрации г. Байконур № 01-91р
от 26.03.2004г., действовал до 02.08.2010г.), и п. 1.1 – 1.10, и 3.3 Положения об Управлении образованием (утвержден распоряжением Главы администрации
г. Байконур № 01-181р от 02.08.2010г., действовал до 20.06.2014г.).

Как усматривается из копий постановления Главы администрации г. Байконур
от 10 ноября 2009 года № 122, п. 1.4 – 1.5, 8.1 – 8.2 Устава ГБОУ СОШ № 6, утвержденного приказом начальника Управления образованием 26 ноября 2011 года № 13-665, ГБОУ СОШ № 6 являлось юридическим лицом с 28 сентября 2010 года по 11 мая 2016 года (сведения на сайте www.egrul.nalog.ru, ОГРН 1109901000065). При этом учредителем ГБОУ СОШ № 6 являлось Управление образованием, учреждение в целях своей деятельности имело право владения, пользования и распоряжения, закрепленным за ним имуществом, находящимся в собственности Администрации
г. Байконур.

Статьей 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 года) установлено, что пенсионное обеспечение жителей города Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации. Решением 26 гарнизонного военного суда от 22 июля 2016 года установлено, что в спорный период и в настоящее время гражданка Республики Казахстан Алимбаева Г.З. является жителем города Байконур.

В соответствии со ст. 14 и 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ № 400) подсчет страхового стажа осуществляется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом размер страховой пенсии по старости исчисляется, исходя их суммы страховых взносов, перечисленных за застрахованное лицо страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации, и учтенных на лицевом счете застрахованного лица (сведения индивидуального (персонифицированного) учета).

В силу ст. 9 и 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – ФЗ № 27) именно страхователь представляет сведения в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о работающих у него застрахованных лицах. Кроме того, на страхователей возложена обязанность представлять в органы Пенсионного фонда РФ сведения об уплаченных страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.

Более того, согласно п. 3 ст. 11 названного закона при ликвидации
страхователя – юридического лица, последний обязан представить сведения, предусмотренные п. 2 – 2.3 ст. 11 ФЗ № 27 в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. В частности сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии, сведения о суммах начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и уплаченных за застрахованное лицо.

При этом суд отмечает, что указанная обязанность в отношении Алимбаевой за период ее работы с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года ни ГБОУ СОШ № 6, ни Управлением образованием (и как страхователем, и как учредителем) на момент ликвидации названной школы не выполнена.

Согласно ст. 3, 5 – 7, 10, 13 и 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее – ФЗ № 167) под обязательными платежами понимаются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ. при этом государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в частности, организации, производящие выплаты физическим лицам. Застрахованными лицами являются как, граждане РФ, так и постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане, работающие по трудовому договору. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Кроме того, страховщик обязан осуществлять контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а страхователи в свою очередь обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд, а также представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Частью 1 и 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ
«О трудовых пенсиях в РФ» (далее – ФЗ № 173, в силу ст. 35 и 36 ФЗ № 400 данный закон не применяется с 01 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей ФЗ № 400), действовавшего в спорный период времени (2009 – 2011 годы) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ застрахованными лицами при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. При этом периоды работы, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

Право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой (ранее трудовой) пенсии по старости обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Указанные взносы, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 года № 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.

Согласно ч. 2 ст. 62 ГК РФ учредитель, принявший решение о ликвидации юридического лица, независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

В силу п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. При этом по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

В соответствии с п. 1 и 15 ст. 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года
№ 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» названный Федеральный закон вступает в силу с 01 сентября 2014 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. При этом действие п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ в части установления субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, распространяется на правоотношения, возникшие также после 01 января 2011 года.

При этом суд отмечает, что по состоянию на 31 декабря 2011 года и на день ликвидации Государственного бюджетного образовательного учреждения СОШ № 6 (11 мая 2016 года), Управление образованием (страхователь и учредитель школы) и
ГБОУ СОШ № 6 (страхователь), не насчитав и не уплатив страховые взносы в Пенсионный фонд за истца за период ее работы в названной школе
с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года (согласно расчету, произведенным
ГКУ «ЦБ ОУО», размер страховых взносов за указанный период составил
<данные изъяты> рубля), фактически причинили Алимбаевой Г.З. вред (ущерб), который в свою очередь повлиял на размер, назначенной страховой пенсии по старости
(в меньшем размере).

В связи с чем доводы представителя ответчика Управления образованием Глазунова Г.И. о том, что на основании ч. 1 ст. 61 ГК РФ Управление образованием, как учредитель указанного юридического лица, не несет никаких обязанностей перед истцом за названное учебное заведение за период с 01 октября 2010 года
по 31 декабря 2011 года, поскольку ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, суд признает необоснованными и несостоятельными, поскольку действие нормы п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие после 01 января 2011 года. Также следует отметить, что пенсия истцу назначена с 21 января 2016 года с момента ее обращения в ОПФР с заявлением о назначении пенсии, то есть до ликвидации ГБОУ СОШ № 6.

Таким образом, проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства РФ, а также международное законодательство РФ, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Управление образование, будучи страхователем истца в период с 01 января 2009 года по 30 сентября 2010 года, а также как учредитель ГБОУ СОШ № 6 в период ликвидации юридического лица (страхователь истца в период с 01 октября 2010 года
по 31 декабря 2011 года), не выполнило, предусмотренной законом обязанности по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также предоставлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета,
и тем самым, нарушив право застрахованного лица (Алимбаевой Г.З.) на пенсионное обеспечение, что противоречит конституционному принципу равенства и справедливости, предусмотренному ст. 2, ч. 1 ст. 7, 15, ч. 1 ст. 19, ч. 1, 2 ст. 39,
ч. 1 ст. 46 и ч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

При этом ответчик ОПФР, как страховщик, в нарушение требований закона, а также обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением
26 гарнизонного военного суда от 22 июля 2016 года, контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении страхователей истца не осуществлял, мер к взысканию со страхователя страховых взносов
не предпринимал, и, как следствие, назначил Алимбаевой Г.З. страховую пенсию по старости в меньшем размере, тем самым, нарушив ее право на своевременное и в полном объеме получение пенсии.

Также суд при вынесении решения отмечает, что своевременная и полная уплата страхователями страховых взносов в Пенсионный фонд РФ – необходимое условие реализации обязательного пенсионного страхования в РФ. Размер страховой пенсии по старости, формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета. При этом законодателем право застрахованного лица на назначение и получение пенсии своевременно и в полном объеме не поставлено в зависимость от исполнения своих обязанностей страхователем по уплате страховых взносов в пенсионный фонд. Сам по себе факт неуплаты страхователем страховых взносов не может служить основанием для возложения неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения на застрахованное лицо.

Кроме того, в п. 4.3 Постановления от 10 июля 2007 года № 9-П Конституционный Суд РФ разъяснил, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата – исходя из публично-правового характера отношений между Пенсионным фондом и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами – должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажается существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на страховую (трудовую) пенсию.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства РФ, вопреки доводам представителя ответчика Управления образованием, влечет ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Также суд при вынесении решения учитывает и то обстоятельство, что Алимбаева Г.З. обязанностей застрахованного лица не нарушала, что не оспаривалось ни ответчиками, ни третьим лицом. При этом действующее пенсионное и налоговое законодательство не содержат каких-либо норм, обязывающих истца, как застрахованное лицо, контролировать своевременную и правильную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В связи с чем суд удовлетворяет исковые требования Алимбаевой Г.З. в полном объеме.

В порядке, предусмотренном ст. 98 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчиков в пользу истца судебные расходы за уплаченную государственную пошлину по делу
в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, военный суд,

р е ш и л:

исковое заявление Алимбаевой Г.З. к Управлению образованием города Байконур и Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур об обязании перечислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета и перерасчете размера страховой пенсии по старости, – удовлетворить.

Обязать Управление образованием г. Байконур начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование Алимбаевой Г.З. за период ее работы с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 6 им. М. Ауезова, и направить в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур за указанный период сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур произвести перерасчет страховой пенсии Алимбаевой Г.З., с учетом представленных Управлением образованием г. Байконур сведений индивидуального (персонифицированного) учета за период ее работы с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 6 им. М. Ауезова.

Взыскать с Управления образованием города Байконур и Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур в пользу Алимбаевой Г.З. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд, через 26 гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий по делу А.Н. Шелестов