НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение 26-ого гарнизонного военного суда (г. Байконур) (Территории за пределами РФ) от 05.02.2019 № 2-13202/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 февраля 2019 года г. Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи
Поземина О.А., при секретаре судебного заседания Бабичевой К.Н., с участием представителя истца прокурора комплекса «Байконур» - старшего помощника прокурора Иванова Е.С., представителя истца ФИО1, представителей ответчиков: ООО ВТБ «Медицинское страхование» и Байконурского филиала ООО ВТБ «Медицинское страхование» ФИО2, Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур ФИО3, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков Отдела здравоохранения города Байконур ФИО4, рассмотрев
в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора комплекса «Байконур» в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО5 к ООО ВТБ «Медицинское страхование» и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур о выдаче полиса обязательного медицинского страхования и включении в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц,

установил:

Прокурор комплекса «Байконур» обратился в суд с иском в интересах гражданки ФИО5 к ООО ВТБ «Медицинское страхование» и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур о признании решения
об отказе в выдаче полиса обязательного медицинского страхования незаконным
и признании за ФИО5 права на получение полиса обязательного медицинского страхования, указав, что ФИО5 является членом семьи персонала комплекса «Байконур» и матерью гражданина РФ, а также жителем г. Байконур.

В связи с вышеизложенным прокурор комплекса «Байконур», обратившийся в суд в интересах гражданки ФИО5, в своем заявлении, с учетом изменений, просил:

1. Признать незаконным решение ООО ВТБ «Медицинское страхование», выраженное в письме от 01 февраля 2019 года за исх. № 73, об отказе в выдаче
ФИО5 полиса обязательного медицинского страхования.

2. Обязать ООО ВТБ «Медицинское страхование» направить в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур сведения
для получения ФИО5 полиса обязательного медицинского страхования и её включения в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц ТФОМС.

3. Обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур включить ФИО5 в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.

Представитель прокурора Иванов Е.С. и представитель истца ФИО1 в суде, каждый в отдельности, требования искового заявления поддержали по изложенным в нем основаниям. При этом пояснили, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с положениями «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур» от 17 ноября 2009 года, истец, как член семьи персонала комплекса «Байконур», житель г. Байконур и мать гражданина РФ, имеет право на бесплатную медицинскую помощь в медицинских организациях Российской Федерации.

Представитель ответчиков ООО ВТБ «Медицинское страхование»
и Байконурского филиала ООО ВТБ «Медицинское страхование» (далее ООО ВТБ «МС» и БФ ООО ВТБ «МС») ФИО2 в судебном заседании, требования иска
не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым представитель ответчика полагала, что истец, исходя из смысла Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326) и Федерального закона
от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее – ФЗ № 115) относится к категории временно пребывающих в РФ иностранных граждан. В соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерации комплекса «Байконур» (Москва, 17.11.2009 г., далее – Соглашение
о медицинском обслуживании) оказание медицинской помощи неработающим жителям г. Байконур осуществляется в соответствии с законодательством РФ организациями здравоохранения РФ. Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе
(г. Астана, 29 мая 2014 года), а также приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ от 28 февраля 2011 года № 158н «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования» (с изм., далее – Приказ № 158н) Украина
не является стороной указанного договора. В связи с чем истец, будучи гражданкой Украины, не имеет права на получение полиса ОМС.

Представитель ответчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур (далее ТФОМС) ФИО3 возражал относительно исковых требований прокурора в интересах ФИО5 в полном объеме,
и в обоснование своих возражений пояснил, что истец не относится к категории застрахованных лиц. Кроме того, ссылаясь на приказ Министерства здравоохранения
и социального развития РФ от 27 октября 2016 года № 158н «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования» (далее – Приказ № 158н) представитель ТФОМС отметил, что истец, являясь гражданкой Украины, не имеет ни вида
на жительство в РФ, ни разрешения на временное проживание в РФ. Соответственно данное обстоятельство препятствует оформлению полиса ОМС, поскольку соответствующие электронные базы учета (компьютерные программы)
не предусматривают для иностранных граждан иных видов документов
и соответственно выдают ошибку. При этом регистрация истца по месту пребывания
в г. Байконур не может заменить перечисленные документы для выдачи полиса ОМС.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, ФИО4 пояснила, что Отдел здравоохранения в соответствии с п. 3.15 Положения, утверждённого распоряжением Главы администрации г. Байконур № 01-151р от 25 апреля 2018 года, наделен полномочиями страхователя в системе обязательного медицинского страхования
для неработающих граждан г. Байконур. Порядок организации учета сведений
о неработающих жителях города Байконур утвержден постановлением Главы администрации г. Байконур № 87 от 19 июня 2013 года, при этом, истец в базу данных неработающих граждан города Байконур, не включена.

Представитель ответчика Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС), извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил,
об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. В представленном в суд отзыве представитель ФФОМС ФИО6 просила рассмотреть исковое заявление в её отсутствие и указала, что поскольку ФИО5 имеет гражданство Украины, которая не является стороной Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, то оснований для выдачи ей полиса ОМС не имеется.

При таких обстоятельствах суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, с учётом мнения представителя прокурора, представителя истца и представителей ответчиков, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Заслушав пояснения представителя прокурора, представителя истца и ответчиков, представителя третьего лица, исследовав и оценив, имеющиеся в деле доказательства
в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных,
в окончательной редакции, исковых требований в полном объеме.

Так, из копии свидетельства о рождении и копии паспорта усматривается, что истец гражданка Украины, является матерью гражданина РФ ФИО1, который работает в филиале Федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов космической инфраструктуры»-«Космический центр «Южный» и относится к персоналу космодрома «Байконур» (далее ФГУП «ЦЭНКИ»-«КЦ «Южный»).

На основании решения компетентного органа – режимной комиссии по въезду
и проживанию в городе Байконур администрации г. Байконур (далее – Режимная комиссия), а именно протокола № 415-1 от 02 ноября 2017 года, истцу разрешен въезд
и временное проживание в г. Байконур на срок до 30 ноября 2022 года.

Согласно адресной справке № 5, выданной отделением по вопросам миграции УМВД России на комплексе «Байконур», копии поквартирной карточки и карточки регистрации ЖЭУ № 1 истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу:
<адрес>, до 30 ноября 2022 года, и проживает совместно со своим сыном ФИО1

В соответствии со справкой <данные изъяты>
от 07 декабря 2018 года, сын истца ФИО1 работает
в указанной организации в должности заместителя начальника отделения измерительного пункта 1 Центра испытаний и применения измерительного комплекса, находящегося на космодроме «Байконур».

Из письма ответчика за исх. № 73 от 01 февраля 2019 года усматривается,
что ФИО5 отказано в выдаче полиса ОМС в связи с тем, что она является гражданкой Украины, что в свою очередь препятствует оформлению полиса через единый регистр застрахованных лиц.

В силу п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации определен приоритет международного договора над национальным законодательством, из чего следует,
что если международным договором с участием Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством,
то применяются правила международного договора.

Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее –
ФЗ № 326) в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 14 Соглашения между Российской Федерацией
и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования
и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.),
город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий
и организаций, а также проживания граждан.

В соответствии с п. 1.6 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 года) персоналом космодрома «Байконур» являются, в том числе гражданские лица, работающие на постоянной и временной основе на объектах космодрома и обеспечивающих объекты комплекса «Байконур».

Пунктом 1.7 вышеупомянутого Договора аренды установлено, что члены семьи персонала космодрома «Байконур» это супруги, дети, родители членов персонала космодрома, а также совместно проживающие с ним и находящиеся на их иждивении лица.

При этом суд отмечает, что указанная норма международного договора РФ
не содержит какого-либо указания на гражданство родителей в качестве необходимого условия для их признания членом семьи персонала космодрома «Байконур».

Согласно п. 6.12 Договора аренды на территории комплекса «Байконур»
в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала РФ и членов их семей применяется законодательство РФ, и действуют ее компетентные органы.

Соответственно у суда не имеется сомнений в том, что истец относится к членам семьи персонала космодрома «Байконур» независимо от ее гражданства, и в отношении нее должно применяться законодательство РФ и действовать ее компетентные органы.

В силу ст. 2 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур» (Москва, 17 ноября 2009 года, ратифицирован Федеральным законом от 05.06.2012г. № 57-ФЗ, соглашение вступило в силу для РФ
с 15.08.2012 г.) финансирование организаций здравоохранения осуществляется РФ
в отношении организаций здравоохранения, расположенных на территории комплекса «Байконур», а медицинская помощь гражданам РФ (граждане, работающие
в российских организациях комплекса «Байконур», в том числе персонал космодрома «Байконур» и члены семей персонала космодрома, неработающие жители города Байконур, граждане, временно находящиеся на территории комплекса «Байконур»), оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом российской стороны, федеральными организациями здравоохранения и их подразделениями.

Согласно пп. «ж» п. 5 ст. 10 ФЗ № 326 к числу застрахованных лиц относятся,
в том числе, неработающие граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, к которым в частности относятся граждане, не работающие по трудовому договору и не указанные
в пп. «а» – «е» настоящего пункта.

Из п. 1 ст. 16 вышеуказанного Закона следует, что застрахованное лицо имеет право на бесплатное оказание ему медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая.

Положениями п. 2 ст. 11 названного выше Закона определено, что страхователями для неработающих граждан, указанных в п. 5 ст. 10 ФЗ № 326, являются органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные высшими исполнительными
органами государственной власти субъектов РФ, иные организации, определенные Правительством РФ. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Согласно п. 2 ст. 13 ФЗ № 326, территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пп. 8 и 16 п. 7 ст. 34 ФЗ № 326 Территориальный фонд осуществляет, такие полномочия страховщика, как обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования, а также ведет региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.

В соответствии с п. 6.1 и 6.2 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования города Байконур (утверждено постановлением главы администрации г. Байконур № 143 от 29 августа 2011 г., с изм. от 16 октября 2018 г.
№ 562) задачами Территориального фонда, в том числе, является обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования и гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая
в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования
и базовой программы обязательного медицинского страхования.

При этом, согласно п. 8.16 вышеуказанного Положения, Территориальный фонд, осуществляя свои полномочия страховщика, ведет региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.

Пунктом 33 Приказа № 158н предусмотрено, что временно проживающим
на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается бумажный полис со сроком действия до конца календарного года, но не более срока действия разрешения на временное проживание.

Более того, из смысла п. 34 Приказа № 158н следует, что временное свидетельство подтверждает оформление полиса и удостоверяет право на бесплатное оказание гражданину медицинской помощи медицинскими организациями
при наступлении страхового случая.

Частями 3 и 4 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в РФ» право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории РФ, устанавливается законодательством РФ и соответствующими международными договорами РФ. При этом порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством РФ.

Соответственно п. 4 Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ
от 06 марта 2013 года № 186, предусмотрено, что иностранные граждане, являющиеся застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

На основании ст. 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ
«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранные граждане и ЛБГ постоянно или временно проживающие
в Российской Федерации подлежат регистрации по месту жительства
или пребывания.

Таким образом, проанализировав Конституцию РФ, действующие международные договора РФ, законодательство РФ и нормативно-правовые акты
в области охраны здоровья и оказания медицинской помощи на территории РФ, суд приходит к однозначному выводу о том, что ФИО5 относится к застрахованным лицам как член семьи персонала комплекса «Байконур» и имеет право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования
до конца календарного года, но не более срока действия разрешения Режимной комиссии на въезд и проживание в г. Байконур (протокол № 415-1 от 02 ноября
2017 года), то есть до 30 ноября 2022 года.

Что касается доводов ответчиков ООО ВТБ «МС» и БФ ООО ВТБ «МС», ТФОМС, ФФОМС и третьего лица Отдела здравоохранения администрации
г. Байконур о том, что оснований для выдачи ФИО5 полиса ОМС не имеется, поскольку истец является гражданкой Украины, не подписавшей Договор
о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, то суд признаёт их несостоятельными по указанным выше основаниям.

Относительно доводов названных выше ответчиков и третьего лица о том,
что выдать истцу полис ОМС без документов, подтверждающих получение вида
на жительство в РФ или разрешение на временное проживание в РФ, невозможно,
а регистрация истца по месту пребывания в г. Байконур не может заменить перечисленные документы для выдачи полиса ОМС, суд признает не состоятельными
и необоснованными ввиду следующего.

Административные регламенты, утвержденные приказами МВД РФ № 881 от 23 ноября 2017 года и № 891 от 27 ноября 2017 года, не учитывают особенности функционирования г. Байконур с учетом международных договоров РФ
и, соответственно, истец лишена возможности получить разрешение на временное проживание или вид на жительство в УМВД России на комплексе «Байконур».

Соответственно, с учетом невозможности получения истцом по месту проживания (г. Байконур) государственных услуг по выдаче вида на жительство в РФ или разрешения на временное проживание на территории РФ, суд приходит к выводу
о том, что при указанных обстоятельствах возникшая правовая неопределенность нарушает права истца, как неработающего жителя города Байконур, на получение бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС и не может препятствовать получению полиса ОМС на весь период действия разрешения на въезд и проживание в г. Байконур и регистрации по месту пребывания, то есть до 30 ноября 2022 года.

Суд учитывает, что вопрос о медицинском обслуживании в отношении неработающих жителей города Байконур урегулирован отдельным международным договором РФ, в связи с чем положения Договора ЕАЭС не подлежат применению
в отношении неработающих жителей города Байконур.

Согласно ст. 6 и 7 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) Администрация города Байконур, как орган исполнительной власти, действует под непосредственным руководством Главы этой администрации. В числе прочего, Глава городской администрации утверждает схемы управления отраслями городского хозяйства, социальной сферы, организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан.

Условия особого режима пребывания в городе Байконур и работы на объектах космодрома «Байконур» оформляются в виде отдельного документа.

В соответствии со ст. 7-9, 11 Положения об условиях особого режима пребывания в городе Байконур от 17 апреля 1998 года, утвержденного Главой администрации
г. Байконур, особый режим безопасного проживания граждан в г. Байконур включает в себя ограничение на въезд, ограничение на постоянное проживание граждан
на территории города. Вопросами, связанными с разрешением на въезд и проживание ведает режимная комиссия, создаваемая на основании постановления Главы городской администрации.

Положением о работе режимной комиссии, порядке оформления разрешения
на въезд и проживание в городе Байконур, утвержденным постановлением Главы администрации г. Байконур № 187 от 14 июля 2016 года, предусмотрено, что особый режим безопасного проживания граждан в г. Байконур включает в себя ограничение
на въезд, ограничение на постоянное проживание граждан на территории города. Соответственно выдача разрешения на въезд и проживание в г. Байконур возложена
на режимную комиссию.

Пунктом 12 Соглашения между Правительством Российской Федерацией
и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур»
от 04 октября 1997 года установлено, что организация и обеспечение паспортно-визовой работы на территории комплекса «Байконур» осуществляется правоохранительными
органами РФ в соответствии с законодательством РФ.

При этом, как установлено в ходе судебного разбирательства, истец имеет такое разрешение на въезд и проживание в г. Байконур и зарегистрирована по месту пребывания до 30 ноября 2022 года.

С учетом особого режима безопасного проживания граждан в г. Байконур, отделение по вопросам миграции УМВД России на комплексе Байконур
(ранее отделением УФМС России по Московской области в г. Байконур) (Республика Казахстан) (далее – ОВМ), ведущее регистрационный учет граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и по месту жительства в пределах границы города и комплекса «Байконур» в соответствии с п. 12.2.7 Положения
об отделении по вопросам миграции (утв. Приказом начальника УМВД России
на комплексе «Байконур» от 16 марта 2017 года № 231) государственные услуги
по выдаче вида на жительство в РФ или разрешение на временное проживание в РФ
не оказывает.

Частью 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Соответственно, с учетом невозможности получения истцом по месту проживания (г. Байконур) государственных услуг по выдаче вида на жительство в РФ
или разрешение на временное проживание, суд приходит к выводу о том,
что при указанных обстоятельствах возникшая правовая неопределенность нарушает права истца, как члена семьи персонала космодрома «Байконур», на получение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования
и не может препятствовать получению полиса ОМС на весь период действия разрешения на въезд и проживание в г. Байконур (протокол Режимной комиссии
№ 415-1 от 02.11.2017 г.), то есть до 30 ноября 2022 года.

В связи с чем суд, восстанавливая нарушенные права истца, признает решение ответчика ООО ВТБ «МС» от 01 февраля 2019 г. за исх. № 73 об отказе ФИО5
в выдаче полиса обязательного медицинского страхования незаконным и обязывает направить в ТФОМС сведения для получения истцом полиса ОМС и её включения в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц ТФОМС.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–198 ГПК РФ, военный суд,

решил:

Исковое заявление прокурора комплекса «Байконур» в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО5 к ООО ВТБ «Медицинское страхование» и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур о выдаче полиса обязательного медицинского страхования
и включении в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц – удовлетворить.

Признать незаконным решение ООО ВТБ «МС», выраженное в письме
от 01 февраля 2019 года за исх. № 73, об отказе в выдаче ФИО5 полиса обязательного медицинского страхования.

Обязать ООО ВТБ «МС» направить в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур сведения для получения ФИО5 полиса обязательного медицинского страхования и её включения в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц ТФОМС.

Обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур включить ФИО5 в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд, через 26 гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий по делу О.А. Поземин

Верно

Судья О.А. Поземин

Секретарь судебного заседания К.Н. Бабичева