НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приговор Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 22.04.2019 № 1-27/19

Дело № 1-27/19

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

22 апреля 2019 года г.Ярославль

Судья Ленинского районного суда г.Ярославля Прудников Р.В.,

с участием государственного обвинителя прокуратуры Ленинского района г.Ярославля Смирнова Е.С.,

представителя гражданского истца ФИО9,

подсудимого и гражданского ответчика Проскурина Р.И.,

защитника Захарчука С.С.,

при секретаре Черновой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению

Проскурина Р.И., <данные изъяты>,

в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст.199 УК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 250-ФЗ),

УСТАНОВИЛ:

Подсудимый Проскурин Р.И. согласился с обвинением в уклонении от уплаты налогов, подлежащих уплате организацией, путем включения в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений, в особо крупном размере.

Исходя из обвинительного заключения, преступление совершено при следующих обстоятельствах.

14.01.1998 Ярославской регистрационно-лицензионной палатой мэрии г.Ярославля за № 11263 зарегистрировано открытое акционерное общество «Ликеро-водочный завод «Ярославский» (далее по тексту – ОАО «ЯЛВЗ») в качестве юридического лица с юридическим и фактическим адресом: г.Ярославль, ул.Советская, д.63, о чем 25.02.1998 было выдано свидетельство о государственной регистрации. В качестве основного вида деятельности ОАО «ЯЛВЗ» согласно вышеуказанного свидетельства являлось производство и реализация ликеро-водочных изделий. Учредителем ОАО «ЯЛВЗ» на момент его регистрации являлся Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области.

10.02.1998 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области ОАО «ЯЛВЗ» поставлено на учет в налоговом органе.

09.09.2002 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г.Ярославля в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об ОАО «ЯЛВЗ» как юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за основным государственным регистрационным номером (далее по тексту – ОГРН) № 1027600840629.

01.06.2006 ОАО «ЯЛВЗ» поставлено на учет в инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ярославля, расположенной по адресу: г.Ярославль, проспект Октября, д.56, с присвоением ИНН 7601001675 и КПП 760601001.

03.04.2015 ОАО «ЯЛВЗ» поставлено на учет в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 3, расположенной по адресу: г.Москва, ул.Большая Переяславская, д.66, стр.1.

Решением единственного акционера ОАО «ЯЛВЗ» ФИО4 № 1 от 06.07.2015 Проскурин Р.И. назначен на должность генерального директора ОАО «ЯЛВЗ» с 07.07.2015 сроком на три года.

07.07.2015 на основании указанного решения между ОАО «ЯЛВЗ» в лице единственного акционера ФИО4 и Проскуриным Р.И. заключен трудовой договор, вступивший в силу 07.07.2015, со сроком действия три года.

Приказом № 151-л/с(п) от 07.07.2015 Проскурин Р.И. принят на работу в ОАО «ЯЛВЗ» на должность генерального директора.

Согласно дополнительному соглашению № 1 от 07.07.2015 к трудовому договору от 07.07.2015 Проскурин Р.И. обязался выполнять дополнительную работу по должности заместителя генерального директора по экономике и финансам в порядке совмещения должностей.

Решением единственного акционера ОАО «ЯЛВЗ» ФИО4 № 2 от 14.07.2015 Проскурин Р.И. освобожден с должности генерального директора с 14.07.2015, на должность генерального директора ОАО «ЯЛВЗ» с 15.07.2015 назначен ФИО5

15.07.2015 на основании указанного решения между ОАО «ЯЛВЗ» в лице единственного акционера ФИО4 и ФИО5 заключен трудовой договор, вступивший в силу 15.07.2015, со сроком действия три года.

Приказом № 155-л/с(п) от 15.07.2015 ФИО5 принят на работу в ОАО «ЯЛВЗ» на должность генерального директора.

Согласно приказу № 157-л/с(п) от 15.07.2015 Проскурин Р.И. принят на работу в ОАО «ЯЛВЗ» на должность заместителя генерального директора по экономике и финансам.

Согласно п.п.16.1, 16.3 и 18.2 устава ОАО «ЯЛВЗ» (новая редакция № 2), утвержденного годовым общим собранием акционеров от 27.05.2014, руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом – Генеральным директором, действующим без доверенности от имени общества, к компетенции которого отнесено осуществление контроля за соблюдением Обществом законодательства РФ и совершение всех действий, необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности Общества, и который несет ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие государственные органы.

Пунктами 1.2. и 3.1 Положения о генеральном директоре ОАО «ЯЛВЗ», утвержденного годовым общим собранием акционеров от 21.06.2006, установлено, что генеральный директор осуществляет текущее руководство деятельностью Общества и решает все вопросы руководства текущей деятельность Общества.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п.1 ст.8 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии со ст.12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В соответствии со ст.13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся, в том числе, акцизы.

В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с п.1. ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей, предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ, в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.5 ст.23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.3 ст.80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

В соответствии с п.4 ст.80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии с п.5 ст.80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика. Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

В соответствии со ст.179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с п.п.3 п.1 ст.181 НК РФ к подакцизным товарам относится алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.182 НК РФ объектом налогообложения признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

В соответствии с п.п.1 п.2 ст.187 НК РФ налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения).

В соответствии со ст.192 НК РФ налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц.

В соответствии с п.1 ст.193 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ) налогообложение алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 осуществлялось по налоговой ставке, составлявшей 500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.

В соответствии с п.1 ст.194 НК РФ сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст.187 НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.195 НК РФ дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию.

В соответствии с п.1 ст.198 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции, признаваемые в соответствии с главой 22 НК РФ объектом налогообложения, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья (материалов) соответствующую сумму акциза.

В соответствии с п. 1 ст. 199 НК РФ суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на стоимость реализованных подакцизных товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 202 НК РФ сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты.

В соответствии с п.3 ст.204 НК РФ уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.4 ст.204 НК РФ акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров.

В соответствии с п.5 ст.204 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В период с 05.02.2014 по 29.04.2015 ОАО «ЯЛВЗ» на основании лицензии № 76ПСН0003317 от 05.02.2014 на осуществление производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции (спиртных напитков – водки, ликеро-водочных изделий, коньяков, бренди), выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (далее по тексту – РАР) и переоформленной вместо лицензии Б 097932 от 06.06.2011 в связи исключением из нее вида продукции – виски, осуществляло производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята).

В период с 30.04.2015 по 03.06.2015 ОАО «ЯЛВЗ» на основании лицензии № 76ПСН0004473 от 30.04.2015 на осуществление производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции (спиртных напитков – водки, ликеро-водочных изделий, коньяков, бренди), выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (далее по тексту – РАР) и переоформленной вместо лицензии № 76ПСН0003317 от 05.02.2014 в связи с включением в нее места нахождения обособленного подразделения: «<адрес>, открытые площадки спиртохранилища: резервуар V-1200 м.куб., зав. № 28, резервуар V-1200 м.куб., зав. № 27; резервуар V-4287 м.куб., зав. № СХ-26» и производственной мощности – 3 269 460 дал в год, в том числе по производству водки – 3 003 3000 дал в год, ликеро-водочных изделий – 228 960 дал в год, коньяков - 30 000 дал в год, бренди – 7 200 дал в год, осуществляло производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята).

В период с 04.06.2015 по 30.07.2015 ОАО «ЯЛВЗ» на основании лицензии № 76ПСН0004535 от 04.06.2015 на осуществление производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции (спиртных напитков – водки, ликеро-водочных изделий, коньяков, бренди), выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (далее по тексту – РАР) и переоформленной вместо лицензии № 76ПСН0004473 от 30.04.2015 в связи с включением в нее обособленного подразделения для хранения и поставок произведенной алкогольной продукции: «<данные изъяты>, логистический складской комплекс (складской корпус № 3), отсек 2: склад с антресольными этажами; 1 этаж, комнаты №№ 4 (S=14 622,4 кв.м.), 10 (S=37,7 кв.м.), 17 (S=1 321,1 кв.м.)», осуществляло производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята).

В период с 01.07.2015 по 27.07.2015 Проскурин Р.И., будучи лицом, фактически выполнявшим обязанности руководителя АО «ЯЛВЗ» и осуществлявшим полномочия единоличного исполнительного органа, находясь в помещении ОАО «ЯЛВЗ», расположенном по адресу: г.Ярославль, ул.Советская, д.63, в нарушение ст.57 Конституции РФ, ст.ст.23, 187, 194, 202 и 204 Налогового кодекса РФ, действуя умышленно, с целью уклонения от уплаты акциза и получения необоснованной налоговой выгоды, дал указание заместителю главного бухгалтера АО «ЯЛВЗ» ФИО6, не осведомленной о его преступных намерениях и введенной им в заблуждение относительно правомерности ее действий, включить в налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за отчетный период – июнь 2015 года и в приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара» заведомо ложные сведения, а именно не соответствующие данным бухгалтерского учета заниженные сведения об объеме реализации на территории РФ в июне 2015 года произведенных ОАО «ЯЛВЗ» подакцизных товаров - алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята), и сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет, заниженную не менее чем на 112 241 654 руб. Во исполнение указания Проскурина Р.И. ФИО6 организовала включение в налоговую декларацию и в приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара» вышеуказанных заведомо ложных сведений. 27.07.2015 налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за отчетный период – июнь 2015 года и приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара», содержащие вышеуказанные заведомо для Проскурина Р.И. ложные сведения, были направлены в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 3 по средствам телекоммуникационной связи через специального оператора связи ООО «<данные изъяты>».

Продолжая реализацию своего преступного умысла, направленного на уклонение от уплаты акциза и получения необоснованной налоговой выгоды, в период с 27.07.2015 по 11.08.2015 Проскурин Р.И., действуя умышленно, с целью увеличения сроков камеральной налоговой проверки налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за июнь 2015 года, содержащей вышеуказанные заведомо ложные сведения, а также увеличения сроков возможного выявления налоговым органом факта уклонения от уплаты акциза путем подачи уточненных налоговых деклараций за указанный период, будучи лицом, фактически выполнявшим обязанности руководителя АО «ЯЛВЗ» и осуществлявшим полномочия единоличного исполнительного органа, находясь в помещении ОАО «ЯЛВЗ», расположенном по адресу: г.Ярославль, ул.Советская, д.63, в нарушение ст.57 Конституции РФ, ст.ст.23, 187, 194, 202 и 204 Налогового кодекса РФ дал указание заместителю главного бухгалтера АО «ЯЛВЗ» ФИО6, не осведомленной о его преступных намерениях и введенной им в заблуждение относительно правомерности ее действий, направить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию № 1 по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за отчетный период – июнь 2015 года и приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара», содержащие аналогичные указанным в ранее поданной налоговой декларации по акцизам за указанный период и приложении к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара» заведомо ложные сведения, а именно не соответствующие данным бухгалтерского учета заниженные сведения об объеме реализации на территории РФ в июне 2015 года произведенных ОАО «ЯЛВЗ» подакцизных товаров - алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята), и сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет, заниженную не менее чем на 113 241 654 руб. Во исполнение указания Проскурина Р.И. ФИО6 организовала составление уточненной налоговой декларации № 1 и приложения к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара» с вышеуказанными заведомо ложными сведениями. После чего 11.08.2015 уточненная налоговая декларация № 1 по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за отчетный период – июнь 2015 года и приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара», содержащие вышеуказанные заведомо для Проскурина Р.И. ложные сведения, были направлены в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 3 по средствам телекоммуникационной связи через специального оператора связи ООО «<данные изъяты>».

В тот же период, то есть с 27.07.2015 по 10.08.2015, продолжая воплощение своих преступных намерений, направленных на уклонение от уплаты акциза и получения необоснованной налоговой выгоды, Проскурин Р.И., действуя умышленно, с целью увеличения сроков камеральной налоговой проверки налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за июнь 2015 года, и уточненной налоговой декларации по акцизам № 1 на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за июнь 2015 года, содержащей вышеуказанные заведомо ложные сведения, а также увеличения сроков возможного выявления налоговым органом факта уклонения от уплаты акциза, путем подачи уточненных налоговых деклараций за указанный период, будучи лицом, фактически выполнявшим обязанности руководителя АО «ЯЛВЗ» и осуществлявшим полномочия единоличного исполнительного органа, находясь в помещении ОАО «ЯЛВЗ», расположенном по адресу: г.Ярославль, ул.Советская, д.63, в нарушение ст.57 Конституции РФ, ст.ст.23, 187, 194, 202 и 204 Налогового кодекса РФ, дал указание заместителю главного бухгалтера АО «ЯЛВЗ» ФИО6, не осведомленной о его преступных намерениях и введенной им в заблуждение относительно правомерности ее действий, направить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию № 2 по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за отчетный период – июнь 2015 года и приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара», содержащие не соответствующие данным бухгалтерского учета заниженные сведения об объеме реализации на территории РФ в июне 2015 года произведенных ОАО «ЯЛВЗ» подакцизных товаров - алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята), и сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет, увеличенную на 100 000 руб. по сравнению с ранее представленными налоговыми декларациями по акцизу на подакцизные товары за июнь 2015 года, при этом заниженную не менее чем на 113 241 654 руб. Во исполнение указания Проскурина Р.И. ФИО6 организовала составление уточненной налоговой декларации № 2 и приложения к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара» с вышеуказанными заведомо ложными сведениями. После чего 10.08.2015 уточненная налоговая декларация № 2 по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за отчетный период – июнь 2015 года и приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара», содержащие вышеуказанные заведомо для Проскурина Р.И. ложные сведения, были направлены в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 3 по средствам телекоммуникационной связи через специального оператора связи ООО «<данные изъяты>».

Решением единственного акционера АО «ЯЛВЗ» ФИО4 № 3 от 01.09.2015 ФИО5 освобожден с должности генерального директора с 02.09.2015, на должность генерального директора АО «ЯЛВЗ» с 02.09.2015 назначен Проскурин Р.И.

02.09.2015 на основании указанного решения между АО «ЯЛВЗ» в лице единственного акционера ФИО4 и Проскуриным Р.И. заключен трудовой договор, вступивший в силу 02.09.2015, со сроком действия три года.

Приказом № 180-л/с(п) от 02.09.2015 Проскурин Р.И. принят на работу в АО «ЯЛВЗ» на должность генерального директора.

Продолжая осуществлять свой преступный умысел, направленный на уклонение от уплаты акциза и получения необоснованной налоговой выгоды, в период с 01.09.2015 по 25.09.2015 Проскурин Р.И., будучи руководителем АО «ЯЛВЗ», являясь его генеральным директором, осуществлявшим полномочия единоличного исполнительного органа, находясь в помещении АО «ЯЛВЗ», расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение ст.57 Конституции РФ, ст.ст.23, 187, 194, 202 и 204 Налогового кодекса РФ, дал указание заместителю главного бухгалтера АО «ЯЛВЗ» ФИО6, не осведомленной о его преступных намерениях и введенной им в заблуждение относительно правомерности ее действий, включить в налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за отчетный период – август 2015 года и в приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара» заведомо ложные сведения, а именно не соответствующие данным бухгалтерского учета заниженные сведения об объеме реализации на территории РФ в июне 2015 года произведенных АО «ЯЛВЗ» подакцизных товаров - алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята), и сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет, заниженную не менее чем на 26 670 316 руб. Во исполнение указания Проскурина Р.И. ФИО6 организовала включение в налоговую декларацию и в приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара» вышеуказанных заведомо ложных сведений. 25.09.2015 налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за отчетный период – август 2015 года и приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара», содержащие вышеуказанные заведомо для Проскурина Р.И. ложные сведения, были направлены в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 3 по средствам телекоммуникационной связи через специального оператора связи ООО «<данные изъяты>».

Продолжая реализовывать свой преступный умысел, направленный на уклонение от уплаты акциза и получения необоснованной налоговой выгоды, в период с 01.10.2015 по 26.10.2015 Проскурин Р.И., будучи руководителем АО «ЯЛВЗ», являясь его генеральным директором, осуществлявшим полномочия единоличного исполнительного органа, находясь в помещении АО «ЯЛВЗ», расположенном по адресу: г.Ярославль, ул.Советская, д.63, в нарушение ст.57 Конституции РФ, ст.ст.23, 187, 194, 202 и 204 Налогового кодекса РФ, дал указание заместителю главного бухгалтера АО «ЯЛВЗ» ФИО6, не осведомленной о его преступных намерениях и введенной им в заблуждение относительно правомерности ее действий, включить в налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за отчетный период – сентябрь 2015 года и в приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара» заведомо ложные сведения, а именно не соответствующие данным бухгалтерского учета заниженные сведения об объеме реализации на территории РФ в сентябре 2015 года произведенных АО «ЯЛВЗ» подакцизных товаров - алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята), и сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет, заниженную не менее чем на 1 357 002 463 руб. Во исполнение указания Проскурина Р.И. ФИО6 организовала включение в налоговую декларацию и в приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара» вышеуказанных заведомо ложных сведений. 26.10.2015 налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за отчетный период – сентябрь 2015 года и приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара», содержащие вышеуказанные заведомо для Проскурина Р.И. ложные сведения, были направлены в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 3 по средствам телекоммуникационной связи через специального оператора связи ООО «<данные изъяты>».

Продолжая воплощать свой преступный умысел, направленный на уклонение от уплаты акциза и получения необоснованной налоговой выгоды, в период с 01.11.2015 по 25.11.2015 Проскурин Р.И., будучи руководителем АО «ЯЛВЗ», являясь его генеральным директором, осуществлявшим полномочия единоличного исполнительного органа, находясь в помещении АО «ЯЛВЗ», расположенном по адресу: г.Ярославль, ул.Советская, д.63, в нарушение ст.57 Конституции РФ, ст.ст.23, 187, 194, 202 и 204 Налогового кодекса РФ, дал указание заместителю главного бухгалтера АО «ЯЛВЗ» ФИО6, не осведомленной о его преступных намерениях и введенной им в заблуждение относительно правомерности ее действий, включить в налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за отчетный период – октябрь 2015 года и в приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара» заведомо ложные сведения, а именно не соответствующие данным бухгалтерского учета заниженные сведения об объеме реализации на территории РФ в октябре 2015 года произведенных АО «ЯЛВЗ» подакцизных товаров - алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята), и сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет, заниженную не менее чем на 59 787 448 руб. Во исполнение указания Проскурина Р.И. ФИО6 организовала включение в налоговую декларацию и в приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара» вышеуказанных заведомо ложных сведений. ДД.ММ.ГГГГ налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за отчетный период – октябрь 2015 года и приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара», содержащие вышеуказанные заведомо для Проскурина Р.И. ложные сведения, были направлены в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 3 по средствам телекоммуникационной связи через специального оператора связи ООО «<данные изъяты>».

Продолжая осуществлять свой преступный умысел, направленный на уклонение от уплаты акциза и получения необоснованной налоговой выгоды, в период с 01.12.2015 по 25.12.2015 Проскурин Р.И., будучи руководителем АО «ЯЛВЗ», являясь его генеральным директором, осуществлявшим полномочия единоличного исполнительного органа, находясь в помещении АО «ЯЛВЗ», расположенном по адресу: г.Ярославль, ул.Советская, д.63, в нарушение ст.57 Конституции РФ, ст.ст.23, 187, 194, 202 и 204 Налогового кодекса РФ, дал указание заместителю главного бухгалтера АО «ЯЛВЗ» ФИО6, не осведомленной о его преступных намерениях и введенной им в заблуждение относительно правомерности ее действий, включить в налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за отчетный период – ноябрь 2015 года и в приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара» заведомо ложные сведения, а именно не соответствующие данным бухгалтерского учета заниженные сведения об объеме реализации на территории РФ в ноябре 2015 года произведенных АО «ЯЛВЗ» подакцизных товаров - алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята), и сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет, заниженную не менее чем на 318 740 181 руб. Во исполнение указания Проскурина Р.И. ФИО6 организовала включение в налоговую декларацию и в приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара» вышеуказанных заведомо ложных сведений. 25.12.2015 налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за отчетный период – ноябрь 2015 года и приложение к ней - «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара», содержащие вышеуказанные заведомо для Проскурина Р.И. ложные сведения, были направлены в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 3 по средствам телекоммуникационной связи через специального оператора связи ООО «<данные изъяты>».

В результате описанных выше умышленных преступных действий Проскурина Р.И., направленных на уклонение от уплаты налогов, подлежащих уплате организацией АО «ЯЛВЗ», и получение необоснованной налоговой выгоды, не исчисленная и не уплаченная в бюджетную систему Российской Федерации АО «ЯЛВЗ» общая сумма акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) за период с 07.07.2015 по 25.12.2015 составила 1 875 442 062 руб., что согласно п.1 примечания к ст. 199 УК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 250-ФЗ) является особо крупным размером.

После ознакомления с материалами уголовного дела в порядке, установленном ст.217 УПК РФ, Проскурин Р.И. заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. В судебном заседании подсудимый согласился с предъявленным ему обвинением и поддержал свое ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке.

Государственный обвинитель и защитник выразили согласие на постановление приговора без проведения судебного разбирательства в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ.

Судом установлено, что ходатайство об особом порядке судебного разбирательства заявлено Проскуриным Р.И. добровольно и после проведения консультации с защитником. При этом подсудимый осознает характер и последствия заявленного им ходатайства, в том числе и пределы обжалования приговора.

Тем самым, поскольку все предусмотренные ст.ст.314, 315 УПК РФ требования для постановления приговора без проведения судебного разбирательства были соблюдены, уголовное дело по ходатайству подсудимого рассмотрено в особом порядке, установленном ст.316 УПК РФ.

Учитывая, что в материалах дела имеется совокупность доказательств, достаточная для подтверждения обоснованности предъявленного обвинения, суд квалифицирует действия Проскурина Р.И. по п. «б» ч.2 ст.199 УК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 250-ФЗ), как уклонение от уплаты налогов, подлежащих уплате организацией, путем включения в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере.

При назначении наказания суд в соответствии с ч.3 ст.60 УК РФ принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, а также руководствуется правилами ч.5 ст.62 УК РФ.

В частности, суд учитывает, что Проскурин Р.И. совершил умышленное преступление в сфере экономической деятельности, отнесенное к категории тяжкого.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что цели уголовного наказания, предусмотренные ч.2 ст.43 УК РФ, могут быть воплощены лишь в условиях изоляции Проскурина Р.И. от общества, то есть при назначении ему реального лишения свободы.

Достаточных оснований для определения более мягкого вида наказания либо применения норм ч.6 ст.15, ст.ст.53.1 и 73 УК РФ при вышеизложенных фактических данных не имеется.

Вместе тем в качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд учитывает <данные изъяты>, явку с повинной, а также согласно ч.2 ст.61 УК РФ<данные изъяты>.

Обстоятельств, отягчающих наказание, суд не установил, поэтому руководствуется положениями ч.1 ст.62 УК РФ.

Кроме того, суд принимает во внимание молодой возраст Проскурина Р.И., то, что он не судим и к уголовной ответственности не привлекался, имеет регистрацию и место жительства, получил профессиональное образование, осуществляет фактическую трудовую деятельность, в целом положительно характеризуется по местам проживания, под наблюдением у врача-нарколога не состоит, в полном объеме признал виновность и выразил раскаяние в содеянном.

По указанным причинам суд полагает, что цели уголовного наказания достижимы при определении Проскурину Р.И. лишения свободы в размере, не являющемся максимальным или значительно приближенным к максимальному пределу.

Одновременно с этим, учитывая данные о личности Проскурина Р.И., его образ жизни и трудовой статус до и после общественно-опасного деяния, а также конкретные обстоятельства совершения преступления, суд считает нецелесообразным назначение дополнительного наказания.

Тем не менее, достаточных оснований для применения ст.64 УК РФ суд не находит, поскольку в целом положительные характеристики личности подсудимого, его возраст, семейное и материальное положение, поведение до, во время и после совершения общественно-опасного деяния, состояние здоровья, иные смягчающие наказание и другие конкретные обстоятельства дела, относительно направленности, умышленной формы вины и категории тяжести преступления, а также размера ущерба, причиненного бюджетной системе РФ в результате его совершения, который не возмещен, не являются исключительными, значительно снижающими степень общественной опасности деяния и виновного лица.

В соответствии п. «б» ч.1 ст.58 УК РФ наказание, назначенное Проскурину Р.И., подлежит отбыванию в исправительной колонии общего режима. При этом, принимая во внимание срок лишения свободы, определяемый Проскурину Р.И., режим исправительного учреждения, в котором ему надлежит отбывать наказание, а также отсутствие у осужденного регистрации и места жительства в Ярославской области, где должно начаться исполнение настоящего судебного решения, суд в целях обеспечения исполнения приговора изменяет Проскурину Р.И. меру пресечения на заключение под стражу и сохраняет ее до вступления приговора в законную силу.

Мать Проскурина Р.И. получает пенсию, недееспособной не признана, имеет место жительства и родную сестру. Дочь подсудимого проживает отдельно от последнего, со своей матерью, обладающей самостоятельным источником дохода.

Таким образом, пожилая мать Проскурина Р.И. и его несовершеннолетний ребенок в опасное или безнадзорное положение в связи с назначением осужденному реального лишения свободы не ставятся, следовательно, в отдаче на попечение либо принятии иных мер не нуждаются.

Гражданский иск МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 3 в уголовном деле подлежит оставлению без рассмотрения с признанием права на предъявление и удовлетворение заявленных требований в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, поскольку требуемые названным истцом суммы не соответствуют общему размеру неуплаченных АО «ЯЛВЗ» в бюджетную систему РФ акцизов на алкогольную продукцию, установленному настоящим приговором.

Помимо этого, решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.02.2016 г., вступившим в законную силу 30.03.2016 г., АО «ЯЛВЗ» признано несостоятельным (банкротом), в отношении данного общества открыто конкурсное производство, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 3 является конкурсным кредитором АО «ЯЛВЗ» и требования упомянутого налогового органа о возмещении задолженности перед бюджетной системой РФ включены в составы второй и третьей очередей реестра требований кредиторов АО «ЯЛВЗ».

В связи с этим для правильного разрешения иска, в том числе и для определения надлежащего процессуального порядка, в котором он должен рассматриваться по существу, требуется его уточнение, представление (истребование) новых доказательств, привлечение иных лиц и производство дополнительных расчетов, что в рамках уголовного судопроизводства является нецелесообразным, так как негативно отразится на разумности его срока.

Судьбу вещественных доказательств суд разрешает согласно требованиям ч.3 ст.81 УПК РФ и с учетом ходатайства Главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета России (т.94).

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.316 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Проскурина Р.И. виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст.199 УК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 250-ФЗ), и назначить ему наказание в виде 2 (двух) лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Меру пресечения Проскурину Р.И. изменить на заключение под стражу и сохранить данную меру пресечения до вступления приговора в законную силу.

Проскурина Р.И. взять под стражу в зале суда.

Срок отбывания Проскуриным Р.И. наказания исчислять с 22.04.2019 г.

Зачесть Проскурину Р.И. в отбытие наказания время его содержания под стражей в период с 22.04.2019 г. до дня вступления настоящего приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

Гражданский иск МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 3 в уголовном деле оставить без рассмотрения, признав право на предъявление и удовлетворение заявленных требований в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.

Вещественные доказательства:

- все объекты (документы), изъятые в ходе обыска в помещениях АО «ЯЛВЗ» (во всех коробках, представленных в суд), выдать представителю Главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета России, уполномоченному доверенностью. Возложить на Главное управление по расследованию особо важных дел Следственного комитета России обязанность получить в суде собственными силами и средствами указанные выше вещественные доказательства до истечения одного месяца со дня вступления приговора в законную силу. В случае невостребования названных вещественных доказательств в установленный срок, выдать их конкурсному управляющему АО «ЯЛВЗ» или его представителю, уполномоченному доверенностью. Возложить на конкурсного управляющего АО «ЯЛВЗ» обязанность получить в суде собственными силами и средствами перечисленные выше вещественные доказательства до истечения одного месяца со дня получения извещения об истребовании;

- 18.720 бутылок водки «Путинка вездеход Классическая» емкостью 0,5 литра, хранящихся в ООО «<данные изъяты>», выдать конкурсному управляющему АО «ЯЛВЗ» или его представителю, уполномоченному доверенностью, для использования в надлежащем порядке в процессе конкурсного производства в отношении АО «ЯЛВЗ».

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г.Ярославля в течение 10 суток со дня его постановления, а осужденным, содержащимся под стражей, – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора, с соблюдением требований ст.317 УПК РФ. Осужденный вправе ходатайствовать в письменном виде об обеспечении своего участия в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении адвоката.

Судья Прудников Р.В.