Дело № 5-1-76/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 августа 2022 года город Андреаполь
Исполняющий обязанности судьи Западнодвинского межрайонного суда Тверской области Елизаров В.П., с участием прокурора Олейник О.П., представителя должностного лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании постановление прокурора Андреапольского района советника юстиции Терехова Р.А. от 30 мая 2022 года в отношении первого заместителя Главы Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, паспорт гражданина Российской Федерации №№, выданный ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированной по адресу: в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации») требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30, 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки. В соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность. Согласно статье 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Прокуратурой Андреапольского района в связи с исполнением поручения прокуратуры области в адрес Главы Андреапольского муниципального округа Тверской области направлено требование о предоставлении информации, документации от 22.02.2022 № 23-2022 (далее - Требование), которое зарегистрировано в Администрации Андреапольского муниципального округа 24.02.2022. В соответствии с пунктом 2 Требования в прокуратуру района подлежали предоставлению сведения о том, на какие цели израсходованы средства второй части дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 году в соответствии с Соглашением от 29.12.2020 № 10-2СБ/20, заключенным Министерством Финансов Тверской области и Администрацией Андреапольского муниципального округа, на сумму 722 тыс. руб. с приложением подтверждающих документов. В соответствии с п. 3 Требования в прокуратуру района подлежали предоставлению копии документов, являющихся основанием расходования дотаций (решение Думы Андреапольского муниципального округа, распоряжение главы муниципального округа и прочее) в случае, если вышеуказанные средства бюджета направлены на выплату стимулирующего характера главе муниципального образования и лицам, замещающим высшие должности муниципальной службы (заместители главы администрации, управляющий делами местной администрации и т.д.). В прокуратуру района 28.02.2022 поступил ответ на Требование прокурора от 28.02.2022 № 544 (далее - Ответ), который не содержит сведений о том, на какие именно цели израсходованы средства второй части дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 году в соответствии с Соглашением от 29.12.2020 № 10-2СБ/20, подтверждающие документы не приложены. Копии документов, предусмотренные п. 3 Требования в Ответе не отражены, в прокуратуру вместе с Ответом не предоставлены. Ответ администрации Андреапольского муниципального округа от 28.02.2022 № 544 предоставлен в прокуратуру района исполняющей обязанности Главы Андреапольского муниципального округа ФИО2 При этом только после направления в адрес главы муниципального округа повторного требования прокурора района от 01.03.2022 № 23-2022 о предоставлении необходимой информации, документации запрашиваемые сведения предоставлены в прокуратуру района. В частности предоставлены копии распоряжения Думы Андреапольского муниципального округа № 1 от 30.12.2020 «О согласовании выплаты стимулирующего характера высшему должностному лицу муниципального образования «Андреапольский муниципальный округ», муниципальным служащим Администрации Андреапольского муниципального округа», распоряжения Администрации Андреапольского муниципального округа от 30.12.2020 № 198 «О выплате стимулирующего характера высшему должностному лицу муниципального образования «Андреапольский муниципальный округ», муниципальным служащим Администрации Андреапольского муниципального округа». Требования прокурора о предоставлении вышеуказанных сведений, копий документов являются законными, обоснованными. Информация об отсутствии в администрации муниципального округа, затребованных сведений, документов, и невозможности их предоставления, в том числе по уважительным причинам, в прокуратуру района не поступала. Умышленное невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток. В соответствии со ст. 35 Устава Андреапольского муниципального округа Глава Андреапольского муниципального округа возглавляет Администрацию Андреапольского муниципального округа. На основании ст. 36 Устава Андреапольского муниципального округа на период юридического отсутствия Главы Андреапольского муниципального округа в связи с временной нетрудоспособностью, командировкой, отпуском, его полномочия исполняет первый заместитель Главы Администрации Андреапольского муниципального округа. Распоряжением Главы Андреапольского муниципального округа от 14.02.2022 № 7-лс-50 «О приеме работника на работу» ФИО2 назначена на должность первого заместителя Главы Администрации Андреапольского муниципального округа», с которой 14.02.2022 заключен трудовой договор о прохождении муниципальной службы. В нарушение требований статей 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» первый заместитель Главы Администрации Андреапольского муниципального округа ФИО2, находясь на рабочем месте, по адресу: <...> допустила умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, выразившееся в непредоставлении в период с 24.02.2022 по 28.02.2022 информации, документов по требованию прокурора от 22.02.2022 № 23-2022, в связи с чем 01.03.2022 в 00 час. 01 мин. совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ. Согласно части 3 статьи 4.5. КоАП РФ если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, - со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО2, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ не установлено. Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ФИО2, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ не установлено. Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами проверки.
Представитель должностного лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, в письменных возражениях пояснила, что вопрос о законности и обоснованности запроса, содержащего требования прокурора, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела. Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, лежит на прокуроре, данный запрос противоречит п. 15 Приказа Генерального прокурора от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (далее - Приказ № 195), регламентирующего сферу деятельности прокурора по надзору за соблюдением федерального законодательства. Поскольку п. 15 Приказа указывает, что если документы для изучения запрашиваются в предверии выездной проверки, то прокурорам запрещено истребование у проверяемых лиц излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурором в ходе проведения проверки. Как следует из материалов дела 22.04.2022 г. в адрес Администрации Прокуратурой направлен запрос информации, которым последний просит предоставить: копии НПА и ОРД органа местного самоуправления, которые регулируют порядок оплаты труда, в том числе премии, Главы Андреапольского муниципального округа; сведения, на какие цели израсходованы средства второй части дотаций местным бюджетам по соглашению № 10-2СБ/20 от 29.12.2020г.; решения Думы, распоряжение Главы муниципального округа, которые являются основанием для выплаты стимулирующего характера. В ответ на указанный запрос была предоставлена полная информация в точности согласно редакции спорного запроса в частности: правовые акты, которые регулируют порядок оплаты труда, в том числе премии, Главы Андреапольского муниципального округа находятся в свободном доступе, о чем был проинформирован Прокурор (Решение Думы Андреапольского муниципального округа Тверской области № 81 от 26.12.2019 г); указаны цели, которые четко прописаны в соглашении 10-2СБ/20; основанием для выплаты стимулирующего характера указано Постановление Правительства Тверской области от 27 января 2020 года № 11-пп и Решение Думы Андреапольского муниципального округа Тверской области № 81 от 26.12.2019 г. Однако 01.03.2022 г. Прокурором назначена проверка. Основанием является поручение прокуратуры области от 20.02.2022 г. Направлен запрос, дублирующий предыдущий, за исключением необходимости предоставления копию соглашения 10-2СБ/20. В рамках данной проверки помощник прокурора, которому поручено проведение проверки, просмотрел документы и решил, что ему помимо представленных ранее документов необходимы: распоряжение Думы Андреапольского муниципального округа № 1 от 30.12.2020 г. о согласовании выплаты стимулирующего характера, при этом указанное распоряжение не является как порядком регулирующим оплату труда Главы округа, так и основанием для выплаты стимулирующего характера; распоряжение Администрации № 198 от 30.12.2020 г. о выплате стимулирующего характера. Указанное Распоряжение является документом, которым до исполнителей доведено поручение для конкретных должностных лиц по решению оперативного вопроса, т.е. действия направленные на исполнение Постановления Правительства Тверской области № 11 и соглашения, заключенного с Министерством финансов Тверской области. Таким образом, указанные дополнительные документы не регулируют порядок оплаты труда Главы округа, так и не являются основанием для выплаты стимулирующего характера. Указанные факты имеют существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку исключают наличие в деянии С.Д. Пааль состава указанного административного правонарушения.
В судебном заседании прокурор Олейник О.П., требования по постановлению прокурора поддержала.
Представитель по доверенности должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 в судебном заседании требования не признала в полном объеме, просила прекратить производство по делу, за отсутствием в действиях должностного лица состава правонарушения.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с п. 3.6. Приказа Генпрокуратуры России от 21.06.2013 N 252 "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями", прокурорам приказано исключить факты истребования из органов местного самоуправления без соответствующего обоснования информации, опубликованной в общедоступных источниках, размещенной на официальных сайтах в сети Интернет или ранее предоставленной указанными органами. Максимально использовать возможности электронного документооборота для получения необходимой информации.
Согласно п.15 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2021) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", прокурорам приказано при проведении плановых, внеплановых проверок исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место. Не допускать факты возложения на контролирующие и иные органы (статистики и др.), а также организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.
В материалах дела имеется запрос прокурора района Терехова Р.А. от 22.02.2022 в связи с исполнением поручения прокуратуры области в адрес главы Андреапольского муниципального округа Тверской области ФИО3 в срок не позднее 28.02.2022, в соответствии с пунктом 1 предоставления копий муниципальных нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов. В соответствии с пунктом 2 предоставление сведений о том, на какие цели израсходованы средства второй части дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 году в соответствии с Соглашением от 29.12.2020 № 10-2СБ/20, заключенным Министерством Финансов Тверской области и Администрацией Андреапольского муниципального округа, на сумму 722 тыс. руб. с приложением подтверждающих документов. В соответствии с п. 3 предоставление копий документов, являющихся основанием расходования дотаций (решение Думы Андреапольского муниципального округа, распоряжение главы муниципального округа и прочее) в случае, если вышеуказанные средства бюджета направлены на выплату стимулирующего характера главе муниципального образования и лицам, замещающим высшие должности муниципальной службы (заместители главы администрации, управляющий делами местной администрации и т.д.). Запрос зарегистрирован во входящей почте Администрации 23-2022 от 24.02.2022.
В прокуратуру района 28.02.2022 поступил ответ исполняющей обязанности Главы Андреапольского муниципального округа ФИО2 от 28.02.2022 № 544, который содержал сведения о том, что документы, указанные в п.1 находятся в свободном доступе, на какие цели израсходованы средства второй части дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 году в соответствии с Соглашением от 29.12.2020 № 10-2СБ/20, указывалась ссылка на раздел 2 Соглашения.
В свободном доступе находятся.
Решение Думы Андреапольского муниципального округа от 26.12.2019 N 81 "Об утверждении Положения об оплате труда и дополнительных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности в Андреапольском муниципальном округе".
Постановление Правительства Тверской области от 27.01.2020 N 11-пп (ред. от 28.12.2021) "О Порядке предоставления дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов".
Прокурор района вынес решение о проведении проверки от 01 марта 2022 года №31, цель проверки исполнение администрацией Андреапольского муниципального округа законодательства о противодействии коррупции.
В адрес главы муниципального округа повторно направлено требование прокурора района от 01.03.2022 № 23-2022 о предоставлении необходимой информации, документации.
Запрашиваемые сведения предоставлены в прокуратуру района 03.03.2022 за №595, в частности предоставлены копии распоряжения Думы Андреапольского муниципального округа № 1 от 30.12.2020 «О согласовании выплаты стимулирующего характера высшему должностному лицу муниципального образования «Андреапольский муниципальный округ», муниципальным служащим Администрации Андреапольского муниципального округа», распоряжения Администрации Андреапольского муниципального округа от 30.12.2020 № 198 «О выплате стимулирующего характера высшему должностному лицу муниципального образования «Андреапольский муниципальный округ», муниципальным служащим Администрации Андреапольского муниципального округа».
Прокурорам приказано, исключить факты истребования из органов местного самоуправления без соответствующего обоснования информации, опубликованной в общедоступных источниках, размещенной на официальных сайтах в сети Интернет, исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место.
Запрос прокурора района от 22.02.2022 был направлен преждевременно. Прокурор района вынес решение о проведении проверки от 01 марта 2022 года №31, цель проверки исполнение администрацией Андреапольского муниципального округа законодательства о противодействии коррупции. В адрес главы муниципального округа повторно направлено требование прокурора района от 01.03.2022 № 23-2022 о предоставлении необходимой информации, документации.
Запрос прокурора района от 22.02.2022, не содержит информации из вышестоящей прокуратуры о конкретном поручении, сведений, на каком основании затребованы, изложенные в запросе сведения, запрос содержит, в том числе требования о предоставлении нормативных актов, опубликованных в свободном доступе. Следовательно, данный запрос нельзя признать законным, обоснованным, конкретизированным, в каком объеме на каком носителе необходимо представить запрашиваемую информацию, которая не относиться к статистической информации. Ответ, на данный запрос содержал уточняющую информацию.
Административная ответственность наступает по ст.17.7 КоАП РФ, за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В настоящем деле не усматривается умышленных действий первого заместителя Главы Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области ФИО2, в связи недостаточно конкретизированным запросом прокурора ответ на запрос содержал уточняющую информацию и поступил своевременно.
Для прокуроров разработаны Образцы документов прокурорской практики. практич. Пособие, находящиеся в свободном доступе. Пособие содержит п.1.3. Требование прокурора о представлении статистических сведений, где представлен образец запроса. Раздел 4 предусматривает мероприятия по Надзору за исполнением законов о противодействии коррупции.
Из представленные материалов усматривается, что прокурор в первоначальном запросе требовал предоставление документов об исполнении законов о противодействии коррупции, но оформил запрос о предоставлении статистических сведений.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с вышеизложенным, имеются обстоятельства, влекущие прекращение производства по делу об административном правонарушении, исключающие ответственность должностного лица.
Руководствуясь ст.ст. 29.9,29.10,29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство в отношении первого заместителя Главы Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области ФИО2, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
На данное постановление может быть подана жалоба в Тверской областной суд через Западнодвинский межрайонный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья В.П. Елизаров
Дело № 5-1-76/2022