Дело №5-2/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Смоленск 16 января 2024 года
Судья Заднепровского районного суда г. Смоленска (<...>) Гудков П.В.,
при секретаре Гавриловой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Альфа Транзит», <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом, старшим уполномоченным по ОВД отдела административных расследований №1 Смоленской таможни ФИО3, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Альфа Транзит» (далее по тексту - ООО «Альфа Транзит» либо Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
ООО «Альфа Транзит» ООО «ОФС-экспорт» о дате и времени рассмотрения извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направило, судьей принято решение о рассмотрении протокола в отсутствие представителя Общества.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Административная ответственность по ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ наступает за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, - и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами, понимаются документы, содержащие недостоверные сведения - документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п.1 ст.142 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), таможенная процедура таможенного транзита это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
При помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию (ч.1 ст. 104 ТК ЕАЭС).
В соответствии с п.1 ст.83 ТК ЕАЭС для заявления таможенной процедуры таможенного транзита в качестве декларанта может выступать экспедитор. Таким образом, экспедитору товара при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита предоставлены полномочия, установленные п.1 ст. 84 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пп.2 п.1 ст. 105 ТК ЕАЭС, при таможенном декларировании применяется, в том числе, и транзитная декларация, являющаяся одним из видов таможенной декларации.
Подпунктами 4, 6, 7 пункта 1 ст. 107 ТК ЕАЭС установлено, что среди прочих сведений, в транзитной декларации подлежат указанию сведения о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, о количестве грузовых мест.
Форма транзитной декларации утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 года №289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».
В соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 года №289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» (далее - Инструкция), сведения, заявляемые декларантом в транзитной декларации, являются необходимыми для таможенных целей.
Согласно пункту 14 Инструкции, в графе 50 «Принципал» транзитной декларации указываются наименование и адрес декларанта, место и дата представления ТД, оригинальная подпись представителя декларанта. С новой строки указываются наименование и адрес перевозчика, если таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, произведено не перевозчиком.
В графе 35 «Вес брутто (кг)» указывается в килограммах масса «брутто» товара, сведения о котором указываются в графе 31. Под массой «брутто» понимается общая масса товара, включая все виды их упаковки, необходимые для обеспечения неизменности их состояния до поступления в оборот, но исключая контейнеры и (или) транспортное оборудование.
В соответствии с п.4 «Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 (далее по тексту - Порядок), дата и время подачи транзитной декларации фиксируется таможенным органом в журнале, форма которого устанавливается законодательством государств - членов Таможенного союза, и в информационной системе таможенного органа отправления с использованием информационных технологий.
Согласно п.7 Порядка, регистрация транзитной декларации осуществляется уполномоченным должностным лицом таможенного органа отправления путем присвоения ей регистрационного номера в соответствии с порядком заполнения транзитной декларации.
Кроме того, согласно п.8 ст.111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В силу положений ст.ст.88, 106 ТК ЕАЭС товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации (в том числе в декларации на товары) или иным способом, предусмотренным ТК ЕАЭС, в письменной форме сведений о товарах, об их таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей. В том числе, в таможенной декларации должны быть указаны сведения о количестве и наименовании товара.
Согласно ч.2 ст.9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Союза и законодательством государств - участников Союза.
В силу пп.26 ч.1 ст.2 ТК ЕАЭС перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Евразийского экономического союза. В данном случае перевозчиком товаров является ОАО «РЖД».
В соответствии с ч.1 ст.154 ТК ЕАЭС за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена Союза, на территории которого выявлено нарушение.
Как установлено в судебном заседании и следует из письменных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами таможенного поста Морской порт Восточный Находкинской таможни (код ТО 10714040) зарегистрирована транзитная декларация № на товар, перемещаемый в ж/д контейнере № (далее - транспортное средство), перемещаемого на платформе №. Согласно товаросопроводительным документам: железнодорожной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, счет-фактуре (инвойсу) № от ДД.ММ.ГГГГ, электронной транзитной декларации № в транспортном средстве перемещался товар: части запасные к автомобилям, прицепам, полуприцепам автомобильным (код ТНВЭД ЕАЭС 5911909000, 8421230000, 8421310000, 8421392008, 8421990007), общим весом брутто 21700,00 кг, стоимостью - 57195,36 евро, в количестве 1032 грузовых места. Товар перемещался в адрес получателя <данные изъяты>" для <данные изъяты>", <адрес>.
Таможенным органом назначения определен ж.д. ст. Колядичи Минской региональной таможни (код ТО 11206604) со сроком таможенного транзита до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта общей формы № от ДД.ММ.ГГГГ при прибытии контейнера № в составе поезда № на железнодорожную станцию Орша - Центральная Бел. ж.д. ДД.ММ.ГГГГ было выявлено отсутствие на грузовом отсеке пломбы №, указанной в товаросопроводительных документах. Фактически на контейнере просматривалась пломба №.
Транспортное средство с товаром направлено на станцию Смоленск.
ДД.ММ.ГГГГ на ж/д станции Смоленск - Сортировочный МСК ж.д. был составлен акт акта общей формы № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно графы 22 железнодорожной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ перевозка товара по территории РФ осуществлялась ОАО «РЖД».
ДД.ММ.ГГГГ на Заднепровский т/п Смоленской таможни (код ТО 10113080) поступило обращение от ОАО «РЖД» (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) о разрешении поместить контейнер № в зону таможенного контроля с целью проведении комиссионной проверки - несоответствие ЗПУ фактически навешенному на контейнер и указанному в документе.
ДД.ММ.ГГГГ на Заднепровский т/п Смоленской таможни (код ТО 10113080) поступило заявление от ОАО «РЖД» (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о постановке ж/д контейнера №TKRU4418441 в зону таможенного контроля на путь 21 «К» и о выделении ДД.ММ.ГГГГ представителя таможенного органа с целью участия в комиссионной проверке груза в контейнере, а также для снятия средств таможенной идентификации.
С целью получения дополнительной информации Заднепровским таможенным постом был направлен запрос на таможенный пост Морской порт Восточный Находкинской таможни исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой сообщить информацию о наложенных пломбах при оформлении ТПТТ по ТД №.
Согласно ответу таможенного поста Морской порт Восточный Находкинской таможни исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ (вх. Заднепровского т/п № от ДД.ММ.ГГГГ) по ТД № контейнер № в качестве средства таможенной идентификации принята пломба №, иные средства таможенной идентификации не принимались. Также сообщается, что согласно поручению экспедитора № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Альфа Транзит» является экспедитором товара, заявленного в ЭТД №. Следовательно, в соответствии с пп.1 п.1 ст.83 ТК ЕАЭС, экспедитор ООО «Альфа Транзит» является декларантом товара, помещаемого под таможенную процедуру таможенного транзита по ЭТД №.
В результате применения меры по минимизации риска, а именно: таможенного досмотра (АТД №) было установлено, что согласно сведениям, указанным в графе №6 ЭТД №, графе №17 железнодорожной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ и приложения к счету (инвойсу) № от ДД.ММ.ГГГГ заявлено 1032 места. Фактически в грузовом отсеке контейнера № находится 1034 грузовых места. Товарами, не заявленными в ТСД являются: 1 коробка с 25 фильтрами (артикул товара 82-20429-SX) и 1 коробка с 20 фильтрами (артикул товара 71-01113-SX) не заявленные в товаросопроводительных документах.
Таким образом, перевозчик ООО «Альфа Транзит» сообщил в таможенный орган недостоверные сведения о количестве грузовых мест товаров при помещении их на склад временного хранения путем предоставления недействительных документов, тем самым нарушив положения ст.107 ТК ЕАЭС, за что предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ.
Предметом административного правонарушения является товар: 1 коробка с 25 фильтрами (артикул товара 82-20429-SX) и 1 коробка с 20 фильтрами (артикул товара 71-01113-SX)
Товар, являющийся предметом административного правонарушения изъят протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ и передан по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ на СВХ ООО «<данные изъяты>».
Непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения в деянии ООО «Альфа Транзит», явилось поводом к возбуждению ДД.ММ.ГГГГ дела об административном правонарушении № в отношении ООО «Альфа Транзит» по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ.
В ходе административного расследования получено письмо генерального директора ООО «Альфа Транзит» ФИО4, из которого следует, что на основании договора транспортно-экспедиционных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась перевозка товара, следующего в ж.д. контейнере №. Договор был заключен на оказание транспортно-экспедиционных услуг между компаниями ООО «Альфа Транзит» и УП «<данные изъяты>». При погрузке и приеме товара к перевозке не сверялись сведения, указанные в товаросопроводительных документах с фактически принятым к перевозке товаром и с количеством грузовых мест. Сотрудником ООО «Альфа Транзит» вносились сведения в ТД № на основании документов, предоставленных компанией УП «<данные изъяты>» в ООО «Альфа Транзит». Товар был помещен под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД № в количестве 1032 мест, вес брутто - 18110 кг. Виновность в совершении административного правонарушения, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест товара, при помещении его под таможенную процедуру таможенного транзита, путем представления недействительных документов, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ ООО «Альфа Транзит» признает.
ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетелей опрошены должностные лица Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни, а именно ФИО5, осуществивший проведение таможенного досмотра и ФИО6, возбудившая дело об административном правонарушении. Указанные должностные лица подтвердили факт обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из письма таможенного поста Морской порт Восточный Находкинской таможни вх. от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что с заявлением об осмотре, досмотре товара, находящегося в ж.д. контейнере №, при помещении товаров под таможенную процедуру представитель ООО «Альфа Транс» не обращался.
Кроме того, следует отметить, что порядок взаимоотношений между покупателем, продавцом и другими заинтересованными лицами при заключении между ними соответствующих договорных обязательств относятся к гражданско-правовой сфере. Наличие в контрактах каких-либо оговорок либо поправок по упаковке или содержимому, а также представления соответствующих документов на груз (инвойсы, международные товарно-транспортные накладные, упаковочные листы и т.д.), не снимает с декларанта (таможенного представителя) обязанности по заявлению в декларации достоверных сведений о товаре.
Таким образом, ООО «Альфа Транзит», являясь участником внешнеэкономической деятельности, не могло не знать об обязанности заявления достоверных сведений о количестве грузовых мест товара при его помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
У декларанта ООО «Альфа Транзит» была обязанность по сообщению в таможенный орган достоверных сведений о товарах, при помещении их под процедуру таможенного транзита, но данная обязанность не была исполнена.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается: протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; копией ТД №; копией железнодорожной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ; копией счет-фактуры (инвойса) № от ДД.ММ.ГГГГ; копией акта общей формы № от ДД.ММ.ГГГГ; копией АТД №; копией письма ООО «Альфа Транзит» от ДД.ММ.ГГГГ; копией письма таможенного поста Морской порт Восточный Находкинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом опроса свидетеля ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом опроса свидетеля ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; актом приёма-передачи имущества на ответственное хранение от ДД.ММ.ГГГГ; товаром, являющийся предметом административного правонарушения и др.
Перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО «Альфа Транзит» в совершении вменяемого административного правонарушения.
С учетом изложенного судья квалифицирует действия ООО «Альфа Транзит» по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, как сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления недействительных документов.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность юридического лица ООО «Альфа Транзит», судья относит признание Обществом вины.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность юридического лица ООО «Альфа Транзит», судья признаёт повторное совершение однородного административного правонарушения в течение года (л.д.184-186).
Принимая во внимание указанные обстоятельства в их совокупности, учитывая, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, судья, оценив характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, отношение юридического лица к содеянному, учитывая наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, с учетом смягчающего административную ответственность обстоятельства, назначает ООО «Альфа Транзит» наказание в виде штрафа с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать Общество с ограниченной ответственностью «Альфа Транзит», <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, с конфискацией товаров, являющихся предметом административного правонарушения, а именно: 1 коробка с 25 фильтрами (артикул товара 82-20429-SX); 1 коробка с 20 фильтрами (артикул товара 71-01113-SX), хранящихся на СВХ ООО «<данные изъяты>».
Штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей подлежит уплате в течение 60 дней с момента вступления постановления суда в законную силу на следующие реквизиты: получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН <***>, банк получателя - Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва, БИК 024501901, КПП 773001001, ОКТМО 45328000, номер счета банка получателя средств 40102810045370000002 (поле 15), номер счета получателя средств (номер казначейского счета) 03100643000000019502 (поле 17), статус плательщика «06», КБК 15311601161019000140, назначение платежа - штраф по постановлению для Смоленской таможни код 10113000, УИН: 15310101130002897237, с обязательным указанием «Штраф по постановлению Заднепровского районного суда г.Смоленска от 16.01.2024 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Альфа Транзит».».
Разъяснить ООО «Альфа Транзит», что в соответствии с ч.1.3-3 ст.32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья П.В. Гудков