НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 05.11.2015 № 44ГА-42/2015

ПРЕЗИДИУМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 ноября 2015 года № 44Га-42-2015

Президиум Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего – и.о. председателя Забайкальского краевого суда

Кузьминой Н.В.,

членов президиума Багдасаровой Л.В., Воросова С.М., Махмудовой В.И.-

при секретаре Степановой И.В.

рассмотрел кассационную жалобу ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Читы от 6 мая 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 июля 2015 года по делу по заявлению ФИО1 об оспаривании отказа департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (суд первой инстанции – Калашникова Т.А.; суд апелляционной инстанции – Карабельский А.А. (председательствующий, докладчик), Васильева Т.И., Толстобров А.А.).

В заседании принял участие ФИО1

Заслушав доклад судьи Багдасаровой Л.В., объяснения ФИО1, президиум

установил:

ФИО1 при подаче вышеназванного заявления указал, что решением департамента от <Дата> ему отказано в предварительном согласовании места размещения торгово-выставочного центра. Основанием к такому решению явились вступившие в силу 1 марта 2015 года изменения в земельном законодательстве и необходимость соблюдения месячного срока действия объявления в СМИ о предстоящем предоставлении земельного участка. Заявитель полагал, что такой срок законом не установлен, и что заинтересованному лицу надлежало рассмотреть поставленный перед ним вопрос в разумные сроки.

Решением Центрального районного суда г. Читы от 6 мая 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 июля 2015 года, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе, поступившей в отдел делопроизводства краевого суда 15 октября 2015 года, ФИО1 выражает несогласие с решением и апелляционным определением, считая их незаконными.

По запросу судьи Забайкальского краевого суда от 19 октября 2015 года дело истребовано из районного суда; 22 октября 2015 года оно поступило в Забайкальский краевой суд.

Определением судьи Забайкальского краевого суда Багдасаровой Л.В. от 28 октября 2015 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в суд кассационной инстанции.

Представитель департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил. Президиум, руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица.

Проверив обоснованность суждений, изложенных в кассационной жалобе, президиум усматривает наличие названных в статье 328 КАС РФ оснований для отмены апелляционного определения.

Из материалов дела следует, что 26 ноября 2014 года ФИО1 подал в департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее по тексту – Департамент) заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта – торгово-выставочного центра с местоположением <адрес> (л.д. 21).

12 февраля 2015 года по заявлению ФИО1 под председательством первого заместителя руководителя администрации городского округа «Город Чита» составлен комиссионный акт выбора земельного участка для строительства (л.д. 7).

Распоряжением и.о. руководителя администрации городского округа «Город Чита» от 19.02.2015 №665-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для размещения объекта капитального строительства – торгово-выставочного центра (л.д. 8).

В газете «Читинское обозрение» от 18.02.2015 № 7 (1335) опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (л.д. 6).

26.03.2015 руководитель Департамента сообщил ФИО1 о невозможности удовлетворения его заявления. При этом сослался на упразднение с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) порядка предварительного согласования места размещения объектов, на незавершение к этому числу названной процедуры, а также на разумный срок реагирования заинтересованных лиц на соответствующую публикацию (л.д. 6).

При обращении за судебной защитой ФИО1 настаивал на ошибочности доводов Департамента относительно названного срока продолжительностью в один месяц, обусловивших непринятие решения в надлежащие сроки. Также заявитель ссылался на факты выбора земельного участка, утверждения схемы его расположения и информирования населения.

Суд первой инстанции отклонил требования ФИО1 В обоснование привел в решении пункты 1 и 2 статьи 34 Федерального закона, п. 2.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ (касающегося ситуации с заключением договора о развитии застроенной территории) и указал, что рассмотрение обращения заявителя осуществлено заинтересованным лицом в процедуре статьи 31 Земельного кодекса РФ, которая не завершена до 1 марта 2015 года. Со ссылкой на позицию ВАС РФ, изложенную в постановлении по конкретному делу, суд согласился с суждением заинтересованного лица о месячном сроке действия объявления в газете.

В апелляционной жалобе ФИО1 обращал внимание на действия, осуществленные им в порядке статьи 30 Земельного кодекса РФ до внесения в Кодекс изменений, на принципы гражданской службы и недопустимость аналогии закона в административных правоотношениях, на ошибочность суждений суда о сроке действия публикации.

Суд апелляционной инстанции указал на то, что до 1 марта 2015 года департамент не принял в отношении заявителя решение о предварительном согласовании места размещения объекта. В обоснование сослался на пункты 1 и 2 статьи 34 Федерального закона.

В связи с этим президиум отмечает, что приведенные в апелляционном определении пункты устанавливают разные правила рассмотрения заявлений в переходный период.

Так, согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

Таким образом, судебная коллегия, сочтя подлежащими применению в настоящем деле приведенные законоположения, тем не менее, не высказалась о возможности (невозможности) разрешения обращения ФИО1 в порядке пункта 2 статьи 34 Федерального закона.

Также суд апелляционной инстанции не привел мотивированных суждений относительно доводов апеллятора о сроке действия публикации, аналогии закона в административных правоотношениях, принципах гражданской службы.

Между тем, по общему смыслу части 1 статьи 327.1 и части 3 статьи 329 ГПК РФ, а также пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13, суду апелляционной инстанции надлежало рассмотреть все заявленные доводы апелляционной жалобы и высказать по ним суждения.

Действующим в настоящее время и подлежащим применению в рассматриваемом случае Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации на суд апелляционной инстанции возложены обязанности по проверке законности и обоснованности решения суда первой инстанции в полном объеме с приведением мотивов, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылок на законы (ч. 1 ст. 307, ч. 1 ст. 308, п. 6 ч. 2 ст. 311 КАС РФ).

Допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными и непреодолимыми и могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления. Поэтому апелляционное определение подлежит отмене, дело – направлению на новое апелляционное рассмотрение для его разрешения в соответствии с доводами участвующих лиц, установленными фактами и требованиями материального и процессуального законов.

Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, президиум

п о с т а н о в и л:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 июля 2015 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Забайкальский краевой суд.

Председательствующий Н.В. Кузьмина