НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 04.07.2019 № 44ГА-57/19

ПРЕЗИДИУМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июля 2019 года № 44Га-57/2019

Президиум Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего председателя Забайкальского краевого суда

Шишкиной Н.П.,

членов президиума Воросова С.М., Литвинцевой И.В.,

Нестерова М.В., Ходусовой И.В.

при секретаре Крупович В.О.

рассмотрел кассационное представление прокурора Забайкальского края Войкина В.С. на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 3 ноября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 25 января 2017 года по делу по административному исковому заявлению Потемкиной Н. В. к администрации городского поселения «Ясногорское», совету городского поселения «Ясногорское» об отмене нормативных правовых актов, восстановлении выплаты за выслугу лет муниципального служащего, взыскании задолженности (суд первой инстанции – Набережнева Н.В.; суд апелляционной инстанции – Доржиева Б.В. (председательствующий), Усольцева С.Ю. (докладчик), Щапова И.А.).

В заседании приняли участие Потемкина Н.В., представитель администрации городского поселения «Ясногорское» и совета городского поселения «Ясногорское» Дементьева А.А., заместитель прокурора Забайкальского края Дамдинжапов А.Л.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Багдасаровой Л.В., президиум

установил:

Потемкина Н.В., от имени которой по доверенности действовала Рыжкова Т.Б., обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене как незаконных решения совета городского поселения «Ясногорское» от 7 декабря 2015 года «О внесении изменений в Положение «О пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в администрации городского поселения «Ясногорское», постановления администрации городского поселения «Ясногорское» от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения «Ясногорское» от 01.12.2015», восстановлении Потемкиной Н.В. выплаты пенсии за выслугу лет муниципального служащего в размере 14 284,46 руб. с 1 января 2016 года, взыскании задолженности по выплатам с 1 января 2016 года по 30 сентября 2016 года в размере 86 688,54 руб. В обоснование заявленных требований указывалось, что Потемкина Н.В. работала в администрации городского поселения «Ясногорское». 12 ноября 2015 года она уволилась с должности специалиста первого разряда по социальной политике в связи с выходом на пенсию. Постановлением администрации городского поселения «Ясногорское» от 01.12.2015 истице назначена пенсия за выслугу лет муниципального служащего в размере 14 284,46 руб. Постановлением от 21.12.2015 в вышеуказанное постановление внесены изменения, в соответствии с которыми ежемесячная доплата к пенсии за выслугу лет составила с 1 января 2016 года 4 652,40 руб. Истица полагала, что установленная доплата не соответствует величине фиксированной выплаты к страховой пенсии, которая составляет 6 383,50 руб. с увеличением на 1,4. Решением совета городского поселения «Ясногорское» от 7 декабря 2015 года необоснованно внесены изменения в статью 2 Положения «О пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в администрации городского поселения «Ясногорское» и незаконно исключены п.10 ст.2, п.24 ст.7 названного Положения.

Решением Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 3 ноября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 25 января 2017 года, в иске отказано.

В кассационном представлении, поступившем в отдел делопроизводства Забайкальского краевого суда 30 мая 2019 года, прокурор Забайкальского края Войкин В.С. выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными постановлениями, считая их незаконными.

Определением судьи Забайкальского краевого суда Багдасаровой Л.В. от 3 июня 2019 года восстановлен срок на подачу кассационного представления.

По запросу судьи Забайкальского краевого суда Багдасаровой Л.В. от 3 июня 2019 года дело истребовано из районного суда; 19 июня 2019 года оно поступило в краевой суд.

Определением судьи Забайкальского краевого суда Багдасаровой Л.В. от 20 июня 2019 года кассационное представление вместе с административным делом переданы для рассмотрения в суд кассационной инстанции.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст.328 КАС РФ).

Проверив обоснованность суждений участвующих в деле лиц, президиум усматривает наличие названных в приведенной статье оснований для отмены решения и апелляционного определения.

Установлено, что административное исковое заявление, поданное в Оловяннинский районный суд Забайкальского края, содержало следующие требования:

- об отмене решения совета городского поселения «Ясногорское» от 7 декабря 2015 года «О внесении изменений в Положение «О пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в администрации городского поселения «Ясногорское»,

- об отмене постановления администрации городского поселения «Ясногорское» от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения «Ясногорское» от 01.12.2015»,

- о восстановлении выплаты пенсии за выслугу лет муниципального служащего в размере 14 284,46 руб. с 1 января 2016 года,

- о взыскании задолженности по выплатам с 1 января 2016 года по 30 сентября 2016 года в размере 86 688,54 руб.

Судья, принимая к рассмотрению настоящее исковое заявление, со ссылкой на абзац пятый пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указала на необходимость разрешения заявленных требований в порядке гражданского судопроизводства (л.д.1).

Названный порядок судопроизводства в судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами (ч.1 ст.1 ГПК РФ).

Так, пунктом 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ предусмотрено, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Что касается административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в частности административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, то они рассматриваются и разрешаются судами в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (п.1 ч.2 ст.1 КАС РФ).

Отсюда следует, что судебная проверка решения совета городского поселения «Ясногорское» от 7 декабря 2015 года не могла осуществляться в порядке гражданского судопроизводства.

Кроме того, закон не допускает возможности рассмотрения административных исковых требований об оспаривании нормативного правового акта совместно с иными материально-правовыми требованиями (ч. 8 ст.208, ст.212 КАС РФ, ст.124 КАС РФ, п.53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Главой 2 КАС РФ установлены правила о родовой подсудности административных дел судам, в том числе пунктом 2 части 1 статьи 20 КАС РФ определено, что административные дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований в качестве суда первой инстанции рассматривают верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

Следовательно, требование об оспаривании решения совета городского поселения «Ясногорское» от 7 декабря 2015 года «О внесении изменений в Положение «О пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в администрации городского поселения «Ясногорское» не было подсудным Оловяннинскому районному суду Забайкальского края.

Кроме того, суд необоснованно рассмотрел названное требование без привлечения прокурора, участие которого в силу части 4 статьи 213 КАС РФ являлось обязательным.

Допущенные районным судом нарушения норм процессуального права оставлены без внимания и реагирования со стороны суда апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах решение и апелляционное определения нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела в суд первой инстанции для определения вида применимого судопроизводства (административного или гражданского) и разрешения возникшего спора в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, президиум

п о с т а н о в и л:

решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 3 ноября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 25 января 2017 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Оловяннинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий Н.П. Шишкина