НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Яшалтинского районного суда (Республика Калмыкия) от 16.08.2018 № 5-19/18

Дело № 5-19/2018 г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 августа 2018 г. с. Яшалта

Судья Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия Лиджиев В.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица начальника отдела образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Яндоновой Валентины Убушиевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес><адрес>, работающей начальником Отдела образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекалась,

у с т а н о в и л:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо начальник отдела образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Яндонова В.У. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Обстоятельства правонарушения указаны следующие: ведущим инспектором Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия Эрендженовым С.Н. проведена проверка в рамках контрольного мероприятия «Проверка использования межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных из республиканского бюджета бюджету Яшалтинского РМО РК в 2017 г. и отчетном периоде 2018 г.», проводимого в соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты РК на 2018 г., распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты РК от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой выявлено нарушение Порядка возврата остатков межбюджетных трансфертов, установленного ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, отделом образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия.

Проверкой установлено, что в Решении Собрания депутатов Яшалтинского РМО РК от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Яшалтинского РМО на 2017 год» и плановый период 2018 и 2019 годов», с изменениями и дополнениями, предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме <данные изъяты> руб. «субвенции бюджетам муниципальных районов на компенсацию части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования». Получателем данной субвенции определён отдел образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия. в 2017 г. из республиканского бюджета поступили субвенции бюджету Яшалтинского РМО на компенсацию части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, на сумму <данные изъяты> руб., кассовые расходы составили <данные изъяты> руб., остаток субвенции на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб. Неиспользованные остатки в размере <данные изъяты> руб. по субвенции 2017 г. на выплату компенсации части платы, взимаемой с родителей за присмотр присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, возвращены получателем субвенции – отделом образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в республиканский бюджет лишь ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается заявкой на возврат от ДД.ММ.ГГГГ, то есть со значительным нарушением сроков, установленных ст. 242 БК РФ. Согласно Положению об отделе образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, утвержденному Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, начальник отдела образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пределах своей компетенции распоряжается финансовыми средствами отдела и несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач и осуществление им своих функций. Ненадлежащее исполнение обязанностей начальника отдела образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Яндоновой В.У. привело к нарушению отделом образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия по несвоевременному возврату субвенции в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены.

По итогам проведения проверки был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому были выявлены нарушения ст. 242 БК РФ, п. 5 ст. 40 Положения о бюджетном процессе в Яшалтинском РМО, утвержденным решением Собрания депутатов Яшалтинского РМО от ДД.ММ.ГГГГ неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, возвращены в бюджет с опозданием более 15 дней.

Протокол об административном правонарушении поступил на рассмотрение в Яшалтинский районный суд РК ДД.ММ.ГГГГ

Согласно протоколу об административном правонарушении, действия должностного лица Яндоновой В.У. квалифицированы как административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ – нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса.

В судебном заседании должностное лицо начальник отдела образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Яндонова В.У. с её привлечением к административной ответственности не согласилась. Полагала, что состав правонарушения в данном случае отсутствует, так как она не является субъектом правонарушения и виновных действий не совершала. Обязанности по своевременному возврату субвенций в доход бюджета лежит на МБУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений Яшалтинского РМО РК» согласно договору на бухгалтерское обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ Согласно соглашению от ДД.ММ.ГГГГ отдел образования администрации Яшалтинского РМО РК передал полномочия распорядителя бюджетных средств и ведение бюджетного учета и бухгалтерского учета Централизованной бухгалтерии.

Представитель Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия Эрендженов С.Н., надлежаще извещенный о рассмотрении дела об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав пояснения лица, в отношении которого ведётся производство по делу, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 15.15.3 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Решением Собрания депутатов Яшалтинского РМО РК от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Яшалтинского РМО на 2017 год» и плановый период 2018 и 2019 годов», с изменениями и дополнениями, предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме <данные изъяты> руб. «субвенции бюджетам муниципальных районов на компенсацию части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования». Получателем данной субвенции определён отдел образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия.

В 2017 г. из республиканского бюджета поступили субвенции бюджету Яшалтинского РМО на компенсацию части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, на сумму <данные изъяты> руб., кассовые расходы составили <данные изъяты> руб., остаток субвенции на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб.

Неиспользованные остатки в размере <данные изъяты> руб. по субвенции 2017 г. на выплату компенсации части платы, взимаемой с родителей за присмотр присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, возвращены получателем субвенции – отделом образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в республиканский бюджет лишь ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается заявкой на возврат от ДД.ММ.ГГГГ, то есть со значительным нарушением сроков, установленных ст. 242 БК РФ.

При этом, в силу п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 40 Положения о бюджетном процессе в Яшалтинском РМО, утвержденного решением Собрания депутатов Яшалтинского РМО от ДД.ММ.ГГГГ, неиспользованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Согласно Положению об отделе образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, утвержденному Постановлением главы администрации Яшалтинского РМО РК от ДД.ММ.ГГГГ, отдел образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия осуществляет функции администратора доходов и главного распорядителя и получателя средств муниципального бюджета.

Неиспользованные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ межбюджетные трансферты, полученные отделом образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия из республиканского бюджета в виде субвенций, необходимо было вернуть до ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из материалов дела, остаток субвенции в сумме <данные изъяты> руб. возвращён в республиканский бюджет лишь ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается заявкой на возврат от ДД.ММ.ГГГГ

Между тем, согласно договору на бухгалтерское обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ отделом образования администрации Яшалтинского РМО РК поручено МБУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений Яшалтинского РМО РК» осуществлять работы по ведению бухгалтерского учета заказчика на основе действующего законодательства о бухгалтерском учете, инструктивных документов, а также исходя из структуры, особенностей деятельности отдела образования и необходимости обеспечения его финансовой устойчивости. Работы включают в себя ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности.

Согласно соглашению от ДД.ММ.ГГГГ отдел образования администрации Яшалтинского РМО РК передал полномочия распорядителя бюджетных средств и ведение бюджетного учета и бухгалтерского учета Централизованной бухгалтерии.

Как следует из устава МБУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений Яшалтинского РМО РК», утвержденного постановлением главы администрации Яшалтинского РМО РК от ДД.ММ.ГГГГ, к ее полномочиям относится ведение бухгалтерского учета исполнения смет расходов казенных муниципальных учреждений, муниципальных заданий бюджетных и автономных муниципальных учреждений; доходов и расходов по деятельности, приносящей доход, а также нефинансовых активов, расчетов и обязательств обслуживаемых муниципальных учреждений; составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бюджетной, налоговой, статистической отчетности, а также составление сводных бухгалтерских отчетов. Учреждение создано для оказания услуг в целях централизации бухгалтерского учета в бюджетных, казенных и автономных муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных отделу образования администрации Яшалтинского РМО РК.

Анализ положений ст. 15.15.3 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что субъектами названного административного правонарушения являются не любые должностные лица, а только должностные лица конкретных участников бюджетных правоотношений: главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего межбюджетные трансферты; финансового органа; главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты; получателя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

Таким образом, обязательным условием для привлечения Яндоновой В.У. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ является установление факта того, что она является должностным лицом одного из указанных участников бюджетных правоотношений.

Между тем, функции главного распорядителя бюджетных средств и ведения бюджетного учета и бухгалтерского учета отделом образования администрации Яшалтинского РМО РК переданы МБУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений Яшалтинского РМО РК». Соответственно Яндонова В.У., в данном случае не является субъектом административного правонарушения.

Кроме того, в самом акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ указано, что отделом образования переданы полномочия распорядителя бюджетных средств и ведение бюджетного учета и бухгалтерского учета Централизованной бухгалтерии.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Так как суд установил, что начальник отдела образования администрации Яшалтинского РМО РК в данном случае не является субъектом ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, то состав данного правонарушения в ее действиях отсутствует, ввиду чего производство по делу в отношении неё подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении начальника отдела образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Яндоновой Валентины Убушиевны - прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии постановления.

Судья: подпись

Копия верна

Судья: В.Т. Лиджиев.