НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Ялтинского городского суда (Республика Крым) от 24.12.2020 № 5-1805/20

Дело № 5-1805/2020

91RS0024-01-2020-006295-41

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ялта 24 декабря 2020 г.

Судья Ялтинского городского суда Республики Крым Корпачева Любовь Викторовна (Республика Крым, г. Ялта, ул. Дмитриева, д. 4) с участием защитника Никитина А.И.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Товарищества собственников недвижимости «Карла Маркса 18А», ИНН 9103069917, ОРГН 1159102069521, адрес: Республика Крым, г. Ялта, ул. Карла Маркса, д. 18А, помещение 16,

у с т а н о в и л:

согласно протоколу об административном правонарушении от 9 ноября 2020 г. №627, составленному старшим инспектором отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Крым, 27 января 2020 г. в 14 часов по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Карла Маркса, д. 18А установлен факт привлечения Товариществом собственников недвижимости «Карла Маркса 18А» (далее – ТСН «Карла Маркса 18А», Товарищество) к трудовой деятельности в качестве председателя правления гражданина <данные изъяты>Резникова О.Л., <дата> года рождения, который осуществлял общее руководство предприятием с 25 января 2020 г. при отсутствии у него патента для работы на территории Российской Федерации, чем нарушило ч. 4 ст. 13 и ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

При рассмотрении дела защитник ТСН «Карла Маркса 18А» Никитин А.И. полагал, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения по следующим основаниям. ТСН «Карла Маркса 18А» является добровольным объединением собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>А, созданным в целях совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, реализации собственниками жилых и нежилых помещений прав по владению, использованию и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме. В соответствии с действующим законодательством запрещено заключать трудовой договор с председателем Товарищества. Резникову О.Л. на праве собственности принадлежит жилое помещение в указанном многоквартирном доме, в связи с чем он является членом ТСН «Карла Маркса 18А», решением общего собрания членов Товарищества был избран на должность председателя правления. Исполнение Резниковым О.Л. обязанностей на выборной должности председателя ТСН «Карла Маркса 18А» не подпадает под определение «трудовая деятельность». Действующим законодательством не предусмотрена обязанность заключать трудовой договор с председателем товарищества собственников недвижимости. Все члены правления ТСН «Карла Маркса 18А» исполняют свои обязанности без оплаты труда либо получения какого-либо иного вознаграждения. Сметой содержания ТСН «Карла Маркса 18А», отчетом налогового консультанта о фактическом исполнении данной сметы, штатным расписанием Товарищества подтверждается отсутствие трудовых отношений с Резниковым О.Л. и осуществление им обязанностей председателя правления на безвозмездной основе.

Выслушав защитника, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

П. 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, приналичии разрешения на работу или патента.

В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ административным правонарушением является привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданинаили лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.

В п. 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ указано, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения (п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Ст. 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

Из материалов дела следует, что ТСН «Карла Маркса 18А» зарегистрировано в качестве юридического лица 3 марта 2015 г.

Согласно Уставу ТСН «Карла Маркса 18А» Товарищество является добровольным объединением собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, созданным в целях совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме; реализации собственниками жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме. Органами управления Товарищества являются общее собрание членов Товарищества и правление Товарищества. Председатель правления избирается на срок, равный одному году, общим собранием членов Товарищества, обеспечивает выполнение решений правления, руководит текущей деятельностью Товарищества и имеет право давать обязательные указания и распоряжения всем должностным лицам Товарищества. Переизбрание, освобождение от полномочий председателя правления осуществляется по решению правления или общего собрания членов Товарищества. Председатель действует от имени Товарищества без доверенности.

Из материалов дела следует, что гражданину <данные изъяты>Резникову О.Л. на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>, что подтверждается выданным 30 мая 2016 г. паспортом гражданина <данные изъяты> и свидетельством о государственной регистрации права от 27 декабря 2014 г.

На основании решений общего собрания членов ТСН «Карла Маркса 18А» от 23 января 2016 г, 21 января 2017 г., 27 января 2018 г., 26 января 2019 г. и 25 января 2020 г. Резников О.Л. избран председателем Товарищества.

По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц в период с 3 марта 2015 г. по 12 августа 2020 г. Резников О.Л. как председатель правления ТСН «Карла Маркса 18А» имел право без доверенности действовать от имени указанного юридического лица.

Установив данные обстоятельства, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, пришло к выводу что ТСН «Карла Маркса 18А» незаконно привлекло к трудовой деятельности в качестве председателя правления гражданина Украины Резникова О.Л., который осуществлял общее руководство Товариществом при отсутствии у него патента для работы на территории Российской Федерации, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Вместе с тем должностным лицом не было учтено следующее.

В силу п. 2 ст. 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирном доме, созданным для совместного управления общим комплексом имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.

Согласно положениям ст. 144, ч. 2 ст. 145 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества (п. 11 ч. 2 ст. 145ЖК РФ).

В соответствии с ч. ч. 1, 3.1 ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

Установленный ч. 3.1 запрет в полной мере относится и председателю правления.

Кроме того, положения ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к трудовым отношениям относят отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Законодатель в с. ст. 20, 56 и 57 ТК РФ определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.

Между тем, учитывая приведенные выше положения жилищного законодательства, товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащим им имуществом, члены правления которого и его председатель являются членами товарищества собственников жилья, собственниками жилых помещений, которые действуют в форме товарищества собственников жилья в своих интересах в отсутствие лица, которого можно было бы квалифицировать в качестве работодателя.

В настоящем случае члены правления ТСН «Карла Маркса 18А» и его председатель действуют исключительно в интересах собственников жилых помещений, то есть в своих интересах, что делает невозможным вывод о существовании в рассматриваемых отношениях по самоуправлению признаков трудовых отношений.

Из указанных выше положений закона в их взаимосвязи следует вывод, согласно которому товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, основанной на равноправном членстве собственников помещений в многоквартирном доме, члены правления которого не могут находиться с ним в трудовых отношениях, но на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья им может быть определен размер вознаграждения за участие в управлении многоквартирным домом.

Таким образом, в данном случае отсутствуют предусмотренные законом основания для вывода о том, что установленные отношения носят характер трудовых, в связи с чем в действиях ТСН «Карла Маркса 18А» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Согласно ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л :

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ТСН «Карла Маркса 18А» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения копии постановления.

Судья Л.В. Корпачева

Мотивированное постановление

изготовлено 24 декабря 2020 г.