14RS0035-01-2023-010939-12
Дело № 5-1481/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Якутск 30 августа 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Борисовой В.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) ФИО11____ года возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1 по ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по факту неисполнения требований прокурора, а именно представления Якутского природоохранного прокурора №№ от ____ года, должностному лицу вменяется то, что им не обеспечены: полнота рассмотрения акта прокурорского реагирования (представление от ____ года), контроль за соблюдением сроков рассмотрения и направления информации о результатах их рассмотрения в Якутскую природоохранную прокуратуру.
В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 просил прекратить производство по делу, в связи с тем, что постановлением Якутского городского суда РС (Я) от ____ года должностное лицо – первый заместитель ФИО12 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, а именно за неисполнение того же представления Якутского природоохранного прокурора №№ от ____ года. Кроме того в производстве Якутского городского суда РС (Я) также имеется дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении министра ФИО13 возбужденное также за неисполнение представления Якутского природоохранного прокурора №№ от ____ года. За совершение одного и того же нарушения прокуратура возбудила 3 дела об административных правонарушениях, что не является законным. Представление прокуратуры ____. было рассмотрено министерством с участием прокурора ФИО14., дан ответ от ____. на представление прокуратуры за подписью первого заместителя ФИО15 Несогласие прокуратуры с ответом не образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
В судебном заседании помощник Якутского природоохранного прокурора Яхонтов Ю.И. постановление поддержал, пояснил, что по итогам проверки в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) было направлено представление №№ от ____ года со сроком исполнения один месяц, ____ года представление было рассмотрено Министерством с участием прокурора ФИО16 в ответе от ____ года не указаны конкретные меры по исполнению представления от ____ года, что послужило основанием для возбуждения прокурором трех дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении министра ФИО17 первого заместителя министра ФИО18., заместителя министра ФИО1
Суд, выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки природоохранной прокуратурой РС (Я) выявлены нарушения федерального законодательства в сфере охраны лесов от природных пожаров, а именно:
1. недоукомплектованность лесопожарных формирований силами и средствами;
2. износ пожарной техники в лесопожарных формированиях ГАУ РС(Я) «___» и ГБУ РС(Я) «___»;
3. факт непринятия дополнительных мер по исполнению решения Якутского городского суда от 2021 года;
4. ненадлежащий учет лесопожарной техники, ее пересортица, некорректный учет в районах и филиалах ГАУ «___», недостаточное оснащение специализированных учреждений навесами и гаражами для лесопожарной техники;
5. неисправное состояние радиостанции в ___ ГАУ РС(Я) «___»;
6. отсутствие страхования на лесопожарную технику в отделении ГБУ РС(Я) «___»;
7. ненадлежащие хранение, консервация в зимний период закрепленной лесопожарной техники;
8. не увеличение штата сотрудников и не создание дополнительных авиаотделений на тушение и мониторинг лесных пожаров с учетом увеличения охраняемой зоны на ___ тыс. га.;
9. не обеспечение контроля за формированием подведомственными учреждениями государственных заданий с учетом сложной лесопожарной ситуации в Республике Саха (Якутия) в ____ гг. и с учетом увеличения охраняемой зоны на ___ тыс. га.;
10. ненадлежащий контроль за исполнением лесопользователями обязанностей в сфере охраны лесов от природных пожаров;
11. не принятие мер к досрочному расторжению договоров аренды лесных участок, купли-продажи, постоянного бессрочного пользования;
12. отсутствие на уровне Минэкологии РС(Я) правового акта, регулирующего порядок контроля за исполнением лесопользователями работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом или приобретенном лесном участке;
13. не обеспечение должного контроля за деятельностью подведомственных учреждений в лесной сфере;
14. не обеспечение полноты реализации переданных полномочий в области лесных отношений.
Природоохранной прокуратурой РС (Я) внесено представление №№ от ____. в адрес Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство) об устранении нарушений федерального законодательства в месячный срок, которое получено Министерством ____ года.
Установлено, что ____ года Министерством представление прокуратуры было рассмотрено с участием и.о. Якутского природоохранного прокурора ФИО19 Данный факт сторонами не оспаривается.
В письме от ____ исх. № №, подписанном первым заместителем министра экологии РС (Я) ФИО20 дан ответ на вышеуказанное представление прокуратуры (далее - ответ Министерства от ____ года).
В постановлении Якутской природоохранной прокуратуры РС (Я) о возбуждении дела об административном правонарушении от ____ г. указано, что представление Министерством надлежащим образом не рассмотрено, меры по устранению нарушений не приняты, сообщение о результатах принятых мер прокурору не сообщены, ответ Министерства от ____ г. составлен в произвольной форме, содержит лишь констатацию обстоятельств описание имеющихся проблем, используются недопустимые неконкретизированные формулировки. Не представлена информация по части вопросов, изложенных в представлении от ____ года, а именно:
1. о принятых мерах по снижению высокой степени изношенности лесопожарной техники;
2. не дана оценка ненадлежащему учету лесопожарной техники, ее пересортице, некорректному учету в районах и филиалах ГАУ «___», никакой сверки и проверки по аналогичным фактам не проведено;
3. не дана оценка доводу о ненадлежащей работе радиостанций в ___ ГАУ РС (Я) «___» и отсутствию страхования на лесопожарную технику;
4. оставлен без рассмотрения довод о бездействии Минэкологии РС (Я) по факту нехватки финансирования на тушение и мониторинг лесных пожаров с учетом увеличенной зоны охраны лесов на ___ тыс. га. и потребности в создании ___ авиаотделений;
5. отсутствует информация по вопросу ненадлежащего контроля со стороны Минэкологии РС (Я) за составлением подведомственными учреждениями государственного задания в сфере охраны лесов;
6. отсутствует информация по планированию мероприятий по наращиванию параметров государственного задания в сфере охраны лесов по противопожарному обустройству лесов;
7. оставлен без рассмотрения довод об отсутствии на уровне Минэкологии РС (Я) правового акта, регулирующего порядок контроля за исполнением лесопользователями работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом или приобретенном лесном участке.
Так, в части обеспечения контроля за деятельностью подведомственных учреждений, в ответе на представление указывается: «...На осенний период при необходимости будут внесены изменения в План в части дополнительных проверок», при этом, о какой необходимости, о каких изменениях и проверках идет речь не указывается. В части по обеспеченности штатной численностью лесопожарных формирований, указывается, что фактически штатная численность лесопожарных формирований полностью укомплектована и соответствует нормативам. Однако, Минэкологией РС (Я) не была дана оценка доводу, приведенного в представление от ____, о бездействии Минэкологии РС(Я) по инициированию внесения изменений в федеральные нормативы обеспеченности Республики Саха (Якутия) лесопожарными формированиями, техникой, оборудованием и иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, установленные распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р ввиду того, что федеральные нормативы не учитывают фактическое увеличение штатной численности специализированных учреждений на ___ чел. в ____ году и увеличение охраняемой территории в ____ году на ___ тыс. га. В части по обеспечению надлежащего хранения лесопожарной техники, указывается, что предусмотрены финансовые средства на строительно-монтажные работы по строительству гаражей и навесов, также указывается, что «...в настоящее время обеспечено строительство навесов для техники в ___ филиалах ГАУ РС(Я) «___»», однако, Минэкологией РС(Я) не была дана оценка доводу, приведенного в представление от ____ о ненадлежащей консервации лесопожарной техники в зимний период, не дана информация о уже построенных гаражей и навесов и сколько лесопожарной техники продолжает находится вне помещений для хранения специальной техники.
В связи с ненадлежащим рассмотрением представления от ____ года и неполнотой предоставленной информации в Министерство внесено требование от ____ года исх. № № о повторном рассмотрении вышеуказанного представления в срок до ____ года.
Повторное рассмотрение и принятие конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона в установленный требованием срок не осуществлено, результаты их рассмотрения в срок не сообщены. Ответ Министерства на требование от ____ года о результатах рассмотрения вышеуказанного требования поступил ____ года, то есть с нарушением установленного требованием срока на 5 (пять) дней.
При этом, в ответе на требование от ____ не предоставлена следующая информация: в части ненадлежащей работы радиостанции и отсутствии страховки лесопожарной техники в ___ ГАУ РС (Я) «___», не указана информация о приведении радиостанции в рабочее состояние, о страховании лесопожарной техники.
Установлено, что постановлением заместителя Якутского природоохранного прокурора РС (Я) от ____ года в отношении должностного лица - первого заместителя министра экологии природопользования и лесного хозяйства РС (Я) ФИО21 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, по факту неисполнения требований прокурора, выразившегося в ненадлежащем рассмотрении представления №№ от ____., дело направлено на рассмотрение в Якутский городской суд РС (Я).
Постановлением Якутского городского суда РС (Я) от ________ года должностное лицо – первый заместитель министра экологии природопользования и лесного хозяйства РС (Я) ФИО22 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей (дело №№). Данное постановление до настоящего времени не обжаловано.
Кроме того, в производстве Якутского городского суда РС (Я) находится дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица – министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО23 возбужденное Якутской природоохранной прокуратурой Республики Саха (Якутия) по факту ненадлежащего рассмотрения представления №№ от ____ года.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что по факту неисполнения требования прокурора, выразившегося в ненадлежащем рассмотрении представления №№ от ____ года, Якутской природоохранной прокуратурой Республики Саха (Якутия) были возбуждены три дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении министра, первого заместителя министра и заместителя министра. Данный факт подтвердил в суде участвующий при рассмотрении дела помощник прокурора Яхонтов Ю.И. При этом, как было выше указано, постановлением Якутского городского суда РС (Я) от ________ года должностное лицо – первый заместитель министра экологии природопользования и лесного хозяйства РС (Я) ФИО24 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, назначено наказание.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Санкцией статьи 17.7 КоАП РФ предусмотрено наказание для должностных лиц в виде – наложение административного штрафа от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
При этом, положениями статьи 17.7 КоАП не предусмотрено привлечение нескольких должностных лиц за совершение одного и того же правонарушения.
Вместе с тем, как было выше указано, что первый заместитель министра экологии природопользования и лесного хозяйства РС (Я) ФИО25 привлечен судом к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, как должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных функций.
Согласно обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу постановлением Якутского городского суда РС (Я) от ____ года, которые имеют преюдициальное значение, судом установлено, что ответ от ____ года подписан первым заместителем министра экологии РС (Я) ФИО26 от ____ с исх. № №, установлено наличие вины заместителя министра экологии РС (Я) ФИО27 в части ненадлежащего рассмотрения представления от ____ года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, в связи с тем, что за неисполнение представления Якутской природоохранной прокуратуры РС (Я) к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ привлечен первый заместитель министра экологии природопользования и лесного хозяйства РС (Я) ФИО28
Производство по делу об административном правонарушении в отношении заместителя министра ФИО1 подлежит прекращению за отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 7 ч.1 ст. 24.5, ст. 29.4 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1 за отсутствием состава правонарушения.
На определение может быть подана жалоба в Верховный суд РС (Я) в течение 10 суток со дня получения (вручения) постановления.
Судья ___ В.С. Борисова
___