Дело № 5-262/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
По делу об административном правонарушении
03 июля 2019 г. г.Выкса
Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Корокозов Д.Н., с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АлДеСтрой», …,
у с т а н о в и л :
… в 17.05 в здании Отдела по вопросам миграции Отдела МВД по г.Выкса по адресу: <...>, установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «АлДеСтрой» с … по … привлекло к трудовой деятельности гражданина Туркменистана А.в качестве специалиста по монтажу трубопроводов по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, …, при отсутствии у А. разрешения на работу по Нижегородской области, что является нарушением п.п.2, 4 ст.13, п.12 ст.13.2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 (по доверенности) пояснила, что в настоящее время иностранному гражданину оформлено разрешение на работу на территории Нижегородской области, в подтверждение чему представлена копия разрешения.
Должностное лицо, составившее административный протокол – старший инспектор отдела по вопросам миграции ОМВД по г.Выкса ФИО2 подтвердила обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, пояснила, что установление в трудовом договоре разъездного характера работы полагает необоснованным, работа в г.Выкса не является служебной командировкой, поскольку в трудовом договоре установлен разъездной характер работы, в г.Выкса находится обособленное подразделение.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст.18.15 КоАП РФ административным правонарушением является привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
В соответствии с п.п.2, 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу ст.2 Федерального закона N115-ФЗ разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В соответствии с п.4.2 ст.13 Федерального закона N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).
Согласно п.12 ст.13.2 Федерального закона N 115-ФЗ Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с привлекающим его работодателем или заказчиком работ (услуг), но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года для каждого такого продления. В случае, если в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ (оказание услуг) предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов Российской Федерации.
Как следует из протокола об административном правонарушении, … в 17.05 в здании Отдела по вопросам миграции Отдела МВД по г.Выкса по адресу: <...>, установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «АлДеСтрой» … по … привлекло к трудовой деятельности гражданина Туркменистана А.в качестве специалиста по монтажу трубопроводов по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, …, при отсутствии у А. разрешения на работу по Нижегородской области, что является нарушением п.п.2, 4 ст.13, п.12 ст.13.2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Осуществление трудовой деятельности иностранным гражданином, относящимся к категории высококвалифицированных специалистов, по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, …привлекаемым к ответственности лицом не оспаривается, подтверждается рапортом о выявлении правонарушения, фототаблицей, копиями постановления по делу об административном правонарушении от … о привлечении иностранного гражданина к административной ответственности по ч.1 ст.18.10 КоАП РФ и протокола об административном правонарушении, копией временного пропуска на территорию АО «В.».
В соответствии с приказом о приеме на работу от … №… и трудовым договором №… гражданин Туркменистана А.принят на работу в ООО «АлДеСтрой» на неопределенный срок по основному месту работы как высококвалифицированный специалист на должность специалиста по монтажу трубопроводов, также в трудовом договоре указаны адреса осуществления трудовой деятельности: г.Москва, г.Воронеж, г.Ефремов Тульской области. … А. было выдано разрешение на работу серия …, действительное с … по …, с территорией действия: г.Москва, Воронежская и Тульская области.
Трудовая деятельность на территории Нижегородской области осуществлялась А. на территории … в соответствии с договором подряда №… от …, заключенном между АО В. и ООО «АлДеСтрой». Разрешение на работу на территории Нижегородской области А. не оформлялось.
Однако приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 N 564н (ред. от 19.10.2011) установлены случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание, в том числе в соответствии с пунктом 3 иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), в случае, если они являются высококвалифицированными специалистами. При этом: а) непрерывная продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не может превышать 30 календарных дней ежегодно, в течение периода действия разрешения на работу, при направлении в служебную командировку; б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не ограничивается, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
В трудовом договоре, заключенном между А. и ООО «АлДеСтрой» указано на разъездной характер работы. Вместе с тем в дело представлен также приказ №… от … о направлении А. в командировку сроком на 30 дней (на период с … по …) в г.Выкса Нижегородской области для выполнения работ на объекте АО В., что не превышает установленный подп. «а» п.3 Приказа №564н срок.
В соответствии со ст.166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, в соответствии с которым в командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем (п.2). В целях настоящего Положения местом постоянной работы следует считать место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором (далее - командирующая организация). Работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку на основании письменного решения работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, командировками не признаются (п.3).
Законодательство не раскрывает понятия и не определяет, что следует понимать под разъездным характером работы. Как правило, разъездной считается работа, при которой работник выполняет свои должностные обязанности вне расположения организации; служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 ТК РФ). В отличие от командировок, носящих временный характер и ограниченных определенным сроком, работа, связанная с разъездами, должна носить постоянный характер. Учитывая, что ст.57 ТК РФ предусматривает в качестве обязательного условия для включения в трудовой договор, определяющего в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), условие об установлении работнику разъездного характера работы, должно быть отражено в трудовом договоре. Согласно ст. 168.1 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Таким образом, если трудовая функция работника предполагает постоянную работу в разъездах, работодатель вправе установить такому работнику разъездной характер работы.
В рассматриваемом случае разъездной характер работы установлен трудовым договором, фактический разъездной характер подтвержден объективно внесением в трудовой договор 3-х адресов осуществления трудовой деятельности (п.1.3), т.е. точное место работы не установлено, в ходатайстве работодателя о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста дополнительно к указанным в трудовом договоре содержатся сведения о городах посещения: г.Свободный (Амурская область), г.Выкса (Нижегородская область), т.е. трудовые функции выполняются работником по мере возникновения востребованности его специальности на объектах, где выполняются работы силами ООО «АлДеСтрой»; переводом на другую работу (ст.72.1 ТК РФ) направление А. в г.Выкса не является, т.к. работы выполнялись на объекте, принадлежащем другому юридическому лицу, их выполнение обусловлено заключением договора подряда, носит временный характер.
При установленных обстоятельствах использование работодателем ООО «АлДеСтрой» труда высококвалифицированного специалиста вне пределов субъектов Российской Федерации, на территории которых ему выдано разрешение на работу (на территории Нижегородской области, не указанной в разрешении на работу) было произведено с соблюдением требований закона и в действиях ООО «АлДеСтрой» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст.ст.29.9-29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АлДеСтрой» прекратить по основаниям п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отсутствие состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья -Д.Н. Корокозов