ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-4113/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 29 июня 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу защитника ООО «Азимут» Ивановой М.Ю., действующей на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление № 03-3979 старшего государственного инспектора Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (далее - Байкальского МУГАДН) от 07 августа 2020 г., решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 19 августа 2021 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 30 ноября 2021 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Азимут»,
установил:
постановлением № 03-3979 старшего государственного инспектора Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 07 августа 2020 г. ООО «Азимут» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 19 августа 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 30 ноября 2021 г., постановление по делу об административном правонарушении изменено, размер административного штрафа снижен до 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО «Азимут» Иванова М.Ю. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, относящихся согласно Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
На основании части 3 статьи 3 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8 ноября 2007 г. №259-ФЗ утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Названные правила регулируют порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
Правила перевозки грузов автомобильным транспортом утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (действовавшим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности), в соответствии с пунктом 3 которых перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
Пунктом 8.1.2.2 Приложения В ДОПОГ установлено, что на транспортной единице среди прочих документов должно находиться свидетельство о допущении к перевозке, предусмотренное в разделе 9.1.3, на каждую транспортную единицу или ее элемент.
По смыслу пункта 9.1.3.1 Приложения В ДОПОГ соответствие транспортных средств установленным правилами требованиям подтверждается свидетельством о допущении к перевозке, выдаваемым компетентным органом страны регистрации на каждое транспортное средство, которое успешно прошло технический осмотр или на которое была выдана декларация о соответствии требованиям главы 9.2 согласно подразделу 9.1.2.1.
Согласно пункту 9.1.3.5 Приложения «Образец свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов» свидетельство о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов удостоверяет, что транспортное средство отвечает условиям, предписанным ДОПОГ.
В Примечании к названному пункту указано, что свидетельство должно быть возвращено выдавшему его учреждению, в том числе, в случае если транспортное средство перешло к другому перевозчику, оператору или собственнику.
Как усматривается из материалов настоящего дела, 10 июня 2020 г. в 15 часов 43 мин., по адресу: Республика Бурятия, Федеральная автомобильная дорога А-340 «Улан-Удэ - Кяхта», 86 км, СПВК-2 (Бурятия), при проверке транспортного средства марки БЦМ 112.1, государственный регистрационный номер №, принадлежащего на праве собственности ФИО1, эксплуатируемого перевозчиком ООО «Азимут», водителем ФИО6 представлено свидетельство о допущении транспортного средства к перевозке опасных грузов сроком действия до 24 сентября 2020 г., выданное на имя ФИО2 (л.д. 62). Вместе с тем установлено, что перевозчиком опасного груза является ООО «Азимут», что следует из товарной транспортной накладной серии 2020 от 9 июня 2020 г., в транспортном разделе перевозчиком указана организация ООО «Азимут» (л.д. 65). Представленное свидетельство о допущении транспортного средства к перевозке определённых опасных грузов выдано на имя ФИО2, не имеющей отношения к данной перевозке. Указанное обстоятельство подтверждается актом № 638 результатов планового (рейдового) осмотра от 10 июня 2020 г. (л.д. 55).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Азимут» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 13 июля 2020 г.; актом результатов планового (рейдового) осмотра, обследования грузового транспортного средства от 10 июня 2020г., свидетельством о допущении транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов № , товарно-транспортной накладной, путевым листом № 107 от 10 июня 2020 г., а также другими доказательствами и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии ООО «Азимут» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, Правил дорожного движения и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Доводы жалобы о том, что свидетельство о допущении транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов выдается в отношении транспортного средства, а не юридическому или физическому лицу, и что необходимость в получении такого свидетельства у общества отсутствовала, поскольку данный документ был выдан собственнику транспортного средства ФИО1, являлись предметом проверки и оценки судьями предыдущих судебных инстанций при рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах.
Пунктом 9.1.3.5 Приложения В ДОПОГ установлено, что свидетельство о допущении транспортных средств в перевозке некоторых опасных грузов выдается на имя конкретного перевозчика, оператора или владельца. При этом при переходе транспортного средства к другому перевозчику, а также оператору или собственнику, ранее полученное свидетельство подлежит возврату в орган, его выдавший.
Согласно главе 1.2 Приложения А ДОПОГ перевозчиком является предприятие, осуществляющее транспортную операцию по договору перевозки или без такового.
Вопреки доводам жалобы свидетельство на перевозку опасного груза, выданное иному лицу, не может свидетельствовать о соблюдении обществом установленного порядка допуска транспортного средства к перевозке опасных грузов.
При таких обстоятельствах обоснованность привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Вопреки доводу жалобы, порядок привлечения общества к административной ответственности нарушен не был.
Ссылка в жалобе об отсутствии в материалах дела сведений о направлении должностным лицом обществу определения о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, опровергается материалами дела, в которые представлен список внутренних почтовых отправлений от 18 июня 2020 г., подтверждающий факт отправления обществу указанного определения.
Почтовые отправления с копиями протокола об административном правонарушении, определения о месте и времени рассмотрения дела, а также все судебные извещения, направленные в адрес ООО «Азимут», возвращены отправителям в связи с истечением срока хранения. В ходе судебного разбирательства ООО «Азимут» своего представителя в суд не направляло, сведений о невозможности явиться на судебные заседания также не представляло.
О времени и месте рассмотрения жалоб на постановление и судебное решение общество было извещено надлежащим образом.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов должностного лица и судей, положенных в основу обжалуемых постановления и судебных решений.
Постановления о привлечении названного лица к административной ответственности вынесены с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для этой категории дел.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
С учетом изменений, внесенных судьей районного суда в постановление должностного лица в части назначенного административного наказания обществу назначен административный штраф в размере 200 000 рублей с применением норм частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 12.21.2 данного Кодекса.
Учитывая имущественное и финансовое положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, что наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей с учетом конкретных обстоятельств дела может повлечь избыточное ограничение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, снижение назначенного обществу наказания до размера менее минимального размера административного штрафа, не противоречит требованию статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление № 03-3979 старшего государственного инспектора Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 07 августа 2020 г., решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 19 августа 2021 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 30 ноября 2021 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Азимут», оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Азимут» Ивановой М.Ю. – без удовлетворения.
Судья А.А. Галлингер