НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.12.2023 № 16-7205/2023ПО

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-7205/2023 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кемерово 22 декабря 2023г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности Главы Идринского района Красноярского края Н.П. Антипов на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения (далее - КГКУ) «Лесная охрана» от 3 августа 2022г., решение судьи Идринского районного суда Красноярского края от 6 июля 2023г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 20 сентября 2023г., вынесенные в отношении администрации Идринского района Красноярского края (далее также администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» от 3 августа 2022г. администрация Идринского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа 50000 рублей.

3 августа 2022г. заместителем руководителя КГКУ «Лесная охрана» вынесено в адрес администрации представление № 352/054-пред-2022.

Решением судьи Идринского районного суда Красноярского края от 6 июля 2023г. и решением судьи Красноярского краевого суда от 20 сентября 2023г. указанные акты должностного лица оставлены без изменения.

В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель администрации Н.П. Антипов настаивает на отмене постановления заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» от 3 августа 2022г., приводя доводы о незаконности постановления.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ) установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020г. N 1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Как следует из материалов дела, по результатам расследования лесного пожара, произошедшего 10т мая 2022г. на территории лесного фонда выделов № 44, 46 квартала № 11 Идринского сельского участкового лесничества, <данные изъяты> Красноярского края, установлено, что причиной пожара послужило возгорание на территории прилегающих к лесной полосе земель.

По результатам административного расследования, возбужденного по настоящему делу, должностное лицо КГКУ «Лесная охрана» пришло к выводу о том, что администрацией Идринского района Красноярского края не соблюдаются требования п. 10 Правил, а именно, земли, прилегающие к <данные изъяты> Идринского сельского участкового лесничества Красноярского края, не имеют заградительной минерализованной полосы, шириной не менее 1,4м, или иного противопожарного барьера, а также не подвергаются очистке от сухой травянистой растительности на полосе не менее 10 м от леса.

В порядке ст. 29.13 КоАП РФ заместителем руководителя КГКУ «Лесная охрана» по указанным обстоятельствам вынесено представление № от 3 августа 2022г., согласно которому администрации следует не допускать нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, усилить контроль за соблюдением лесного законодательства, об исполнении представления сообщить должностному лицу в течение месяца сод дня получения представления.

С выводами должностного лица административного органа согласились судебные инстанции.

Вместе с тем законность постановления должностного лица и обоснованность выводов судебных инстанций вызывают сомнения.

Доводы жалобы заявителя о нарушении порядка привлечения администрации к административной ответственности заслуживают внимания.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ) и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение (ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ).

В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений ст. 25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

В ходе судопроизводства по делу сторона защиты последовательно указывала о том, что протокол об административном правонарушении от 10 июня 2022г. № 09-2022 составлен в отсутствие представителя администрации незаконно, в отсутствие извещения о времени и месте составления протокола.

Районный суд, отвергая доводы защитника, ссылаясь на пояснения районному суду должностного лица, составившего протокол, указал на то, что протокол был составлен 10 июня 2022г. в 16 часов, о чем администрация уведомлена в тот же день в первой половине дня.

С выводами районного суда согласился краевой суд.

Приведенные в судебных актах выводы вызывают сомнения, доводы надзорной жалобы законного представителя о том, что извещение о составлении протокола было доставлено администрации после составления протокола, не имеют опровержения в материалах дела.

Так, из содержания письменного уведомления администрации о времени и месте составления должностным лицом протокола об административном правонарушении следует, что администрация получила уведомление 10 июня 2022г. (л.д.95 т.1). Вместе с тем подтверждение времени вручения уведомления отсутствует в материалах дела. Полагать, что пояснения должностного лица о приблизительном времени вручения уведомления обеспечивают, согласно требованиям ст. 25.15 КоАП РФ, фиксирование надлежащего извещения и его вручение адресату, не имеется оснований.

Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что администрация Идринского района Красноярского края о составлении протокола об административном правонарушении 10 июня 2022г. в 16 часов не извещена.

Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом не проверялось, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо не возвратило протокол об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Допущенное по данному делу нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого акта.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, при таких обстоятельствах обжалуемые акты подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление, решение.

Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья

постановил:

жалобу исполняющего обязанности Главы Идринского района Красноярского края Н.П. Антипова удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» от 3 августа 2022г., решение судьи Идринского районного суда Красноярского края от 6 июля 2023г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 20 сентября 2023г. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.

Судья С.Н. Булычева