НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2023 № 16-5472/2023

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5472/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 19 октября 2023 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (ФКУ «ОСК Восточного военного округа») Фаст К.Ю. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 18 мая 2021 г. № 75/8-183-21-И/12-2905-И/409-2, решение судьи Улетовского районного суда Забайкальского края от 03 октября 2022 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 05 декабря 2022 г., вынесенные в отношении ФКУ «ОСК Восточного военного округа» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 18 мая 2021 г. № 75/8-183-21-И/12-2905-И/409-2, оставленным без изменения решением судьи Улетовского районного суда Забайкальского края от 03 октября 2022 г. и решением судьи Забайкальского краевого суда от 05 декабря 2022 г., ФКУ «ОСК Восточного военного округа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 40000 рублей.

В жалобе защитник Фаст К.Ю. просит постановление по делу об административном правонарушении и указанные выше судебные акты отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.

Потерпевшие, извещенные в соответствии с частью 2 статьи 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представили.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной должностными лицами Государственной инспекции труда в Забайкальском крае были выявлены факты нарушений ФКУ «ОСК Восточного военного округа» трудового законодательства, выразившиеся в следующем:

- в трудовых договорах, заключенных с работниками ФИО5, ФИО6, ФИО22, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, в нарушение требований, предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ, не указано место работы;

- рабочий персонал, в нарушение требований, предусмотренных статьями 22, 123 Трудового кодекса РФ, не ознакомлен с графиком отпусков на 2020 год, график отпусков на 2021 год отсутствует;

- в трудовые договоры, заключенные с работниками ФИО5, ФИО6, ФИО22, ФИО7, ФИО11, в нарушение требований, предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ, не включен районный коэффициент в размере 1.3, предусмотренный приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545;

- с работниками ФИО5, ФИО6, ФИО22, ФИО7, ФИО11, в нарушение требований, предусмотренных статьей 72 Трудового кодекса РФ, не заключены дополнительные соглашения о выплате районного коэффициента;

- приказы о приеме на работу работников ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО7, ФИО11, в нарушение требований, предусмотренных статьей 68 Трудового кодекса РФ, не соответствуют условиям заключенных с ними трудовых договоров – в приказах отсутствуют сведения о районном коэффициенте;

- графики сменности работников пожарной команды и работников команды ВОХР, в нарушение требований, предусмотренных статьей 103 Трудового кодекса РФ, не доведены до сведения работников в установленный законом срок.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФКУ «ОСК Восточного военного округа» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Факт имевшего место события указанного административного правонарушения и виновность ФКУ «ОСК Восточного военного округа» подтверждаются совокупностью представленных в материалы данного дела об административном правонарушении доказательств, получивших надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судебными инстанциями на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Совершенное ФКУ «ОСК Восточного военного округа» деяние обоснованно квалифицировано по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Какие-либо данные, которые могли бы поставить под сомнение обоснованность выводов о виновности ФКУ «ОСК Восточного военного округа» в совершении вмененного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ представленных в материалы данного дела доказательств позволяет прийти к выводу о том, что ФКУ «ОСК Восточного военного округа» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Все приведенные в жалобе доводы, аналогичны доводам, которые были предметом проверки на предыдущих стадиях судебного разбирательства и правомерно отклонены как несостоятельные, по основания, указанным в обжалуемых судебных актах, с приведением соответствующих мотивов, поводов не согласиться с которыми не имеется.

Не вызывают сомнения выводы должностного лица и судебных инстанций о том, что ФКУ «ОСК Восточного военного округа» является надлежащим субъектом административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (статья 20 Трудового кодекса РФ).

Работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (статья 22 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со статьей 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Из материалов дела следует, что вмененные ФКУ «ОСК Восточного военного округа» нарушения трудового законодательства были допущены в связи с отношениями, возникшими на основании трудовых договоров, заключенных с указанными выше лицами.

Таким образом, в силу приведенных положений, ФКУ «ОСК Восточного военного округа», является стороной трудовых отношений, следовательно, правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Ссылка заявителя на то, что в соответствии с частью 1 статьи 2.5 КоАП РФ за административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых актов и прекращения производства по данному делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом.

Доводы жалобы о том, что в ходе производства по данному делу было нарушено право ФКУ «ОСК Восточного военного округа» на защиту, обоснованными признать нельзя в силу следующего.

В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Материалы данного дела свидетельствуют о том, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 29 апреля 2021 г., ФКУ «ОСК Восточного военного округа» было извещено надлежащим образом, что подтверждается данными об отслеживании отправления с почтовым идентификатором , полученного адресатом 06 апреля 2021 г. (том № 3 л.д. 95-96).

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором , о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 18 мая 2021 г., ФКУ «ОСК Восточного военного округа» было извещено 13 мая 2021 г. (том № 3 л.д. 102-104).

Ходатайств об отложении составления протокола и рассмотрения дела ФКУ «ОСК Восточного военного округа» заявлено не было.

При таких обстоятельствах доводы заявителя о том, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законного представителя и без его участия вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, не влекут признание протокола недопустимым доказательством и не свидетельствуют о том, что данное дело было рассмотрено с нарушением требований, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы не опровергают наличие в деянии ФКУ «ОСК Восточного военного округа» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановлений, которые являются мотивированными, и соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судебными инстанциями с соблюдением требований, установленных статьями 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-И/12-2905-И/409-2, решение судьи Улетовского районного суда Забайкальского края от 03 октября 2022 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 05 декабря 2022 г., вынесенные в отношении ФКУ «ОСК Восточного военного округа» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника – без удовлетворения.

Судья Д.В. Недорезов