НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2022 № 16-6061/2022

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 16-6061/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кемерово 12 октября 2022г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу Миненко В.Г. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по Иркутской области Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу №02-036/2021-П от 2 сентября 2021г., решение судьи Ленинского районного суда г.Иркутска от 23 ноября 2021г., вынесенные в отношении Миненко Виктора Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.24 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по Иркутской области Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу №02-036/2021-П от 2 сентября 2021г., оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Иркутска от 23 ноября 2021г., начальник территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.24 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Миненко В.Г. просит об отмене принятых по делу актов, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Статья 8.24 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования, как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков.

Постановлением №02-036/2021-П от 2 сентября 2021г., начальник территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.8.24 КоАП РФ за то, что в ходе проверки, осуществленной прокуратурой Качугского района, с привлечением специалистов Департамента сельского хозяйства по Сибирскому федеральному округу, установлено следующее: на основании извещения о проведении торгов № 081020/2070680/05, размещенном на сайте «torgi-gov.ni», министерством лесного комплекса Иркутской области 3 декабря 2020г. проведен аукцион на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, по результатам которого министерством лесного комплекса Иркутской области в лице начальника территориального управления министерства лесного комплекса области по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. заключены договоры купли-продажи лесных насаждений:

1. № 000040 от 15.12.2020 с ИП ФИО4 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче кв. 317 выд. 14, 15 лесосеке 10;

2. № 000041 от 15.12.2020 с ИП ФИО5 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче кв. 314 выд. 3, 4 лесосеке 11;

3. № 000042 от 15.12.2020 с ИП ФИО5 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче кв. 316 выд. 10, 19, 21 лесосеке 12;

4. № 000043 от 15.12.2020 с ООО «Р» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Манзурской даче кв. 136 выд. 21 лесосеке 1;

5. № 000044 от 16.12.2020 с ООО «Р» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Манзурской даче кв. 136 выд. 22 лесосеке 3;

6. № 000045 от 16.12.2020 с ООО «Р» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Манзурской даче кв. 137 выд. 18, 20 лесосеке 4;

7. № 000046 от 16.12.2020 с ООО «Р» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Манзурской даче кв. 138 выд. 4 лесосеке 5;

8. № 000047 от 16.12.2020 с ООО «Р» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче кв. 139 выд. 4 лесосеке 6;

9. № 000048 от 16.12.2020 с ООО «Р» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче кв. 139 выд. 4 лесосеке 7;

10. № 000049 от 17.12.2020 с ИП ФИО8. в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Ангинской даче кв. 1015 выд. 11, 14, 15 лесосеке 8;

11. № 000050 от 17.12.2020 с ИП ФИО9 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Ангинской даче кв. 1044 выд. 7, 9,10 лесосеке 9;

12. № 000051 от 17.12.2020 с ИП ФИО10 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче кв. 439 выд.1 лес. 13;

13. № 000052 от 17.12.2020 с ИП ФИО11. в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче кв. 475 выд. 12,13,18 лес. 14;

14. № 000053 от 17.12.2020 с ИП ФИО12. в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче кв. 473 выд. 7 лес. 15;

15. № 000054 от 17.12.2020 с ИП ФИО13 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче кв. 439 выд. 18 лес. 16;

16. № 000055 от 17.12.2020 с ИП ФИО14. в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче кв. 439 выд. 15 лес. 17;

17. № 000056 от 17.12.2020 с ИП ФИО15 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче кв. 439 выд. 15 лес. 18.

Порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений определен Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Минсельхоза России от 24 февраля 2009г. № 75 (далее - Методические указания).

В соответствии с п. 10 Методических указаний, они обязательны для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 Методических указаний предусмотрено, что организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды или договора купли-продажи являются уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления в соответствии со ст.ст. 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также ЛК РФ).

Подпунктом «а» п. 12 Методических указаний предусмотрено, что организатор аукциона в соответствии с законодательством Российской Федерации при проведении аукциона обеспечивает подготовку, опубликование извещения о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главой муниципального образования, на территории которого расположен лесной участок (далее - периодическое печатное издание).

В соответствии с п.п. «л» п. 12 Методических указаний организатор аукциона обеспечивает опубликование информации о результатах аукциона в периодическом печатном издании, а также размещение указанной информации на официальном сайте в сети Интернет.

В нарушение указанных требований, при проведении аукциона на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений по извещению № 061120/2070680/05 опубликование извещения о проведении аукциона и о результатах аукциона в периодическом печатном издании, не осуществлялось.

Кроме того, в соответствии с п.п. 9 п. 15 ст. 78 ЛК РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о дате и времени начала приема заявок на участие в аукционе. Согласно п.п. «3» п. 15 Методических указаний извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. Совокупностью данных норм закреплен перечень обязательной информации, которая должна содержаться в извещении о проведении аукциона.

Из вышеизложенного следует, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о дате и времени начала приема заявок. Вместе с тем, такие сведения в вышеуказанное извещение, в противоречие требованиям законодательства, не внесены.

Согласно п.п. 1 п. 22 Методических указаний, к заявке на участие в аукционе прикладывается выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица. Вместе с тем, в нарушение указанных требований к заявке на участие в данном аукционе выписка из ЕГРЮЛ не приложена.

Согласно п. 27 методических указаний, журнал для приема заявок должен быть сброшюрован, на месте сшивки поставляется печать организатора аукциона, а также учиняются подписи не менее двух членов аукционной комиссии.

Вместе с тем, в нарушение, указанных требований, в журнале для приема заявок по указанному аукциону отсутствуют подписи не менее двух членов комиссии.

По результатам проведенного с нарушениями установленного порядка аукциона на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений начальником территориального управления министерства лесного комплекса области по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. предоставлены для использования в целях заготовки древесины лесные насаждения, расположенные на вышеуказанных лесных участках путем заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно пп. 19 п. 8 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса области, утвержденных приказом министерства лесного комплекса области от 06.10.2017 № 90-мпр, территориальное управление министерства лесного комплекса области по Качугскому лесничеству осуществляет функции по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений.

Таким образом, Миненко В.Г. вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, в нарушение установленного порядка, предусмотренного п.п. 9 п. 15 ст. 78 ЛК РФ, п. 10, п.п. «а» п. 12, п.п. «л» п. 12, п.п. «3» п. 15, п. 27 Методических указаний, предоставил для использования леса И.П. ФИО4, ИП ФИО5, ООО «Р», ИП ФИО6 на основании договоров купли-продажи лесных насаждений № 000040 от 15 декабря 2020г., № 000041 от 15 декабря 2020г., № 000042 от 15 декабря 2020г., № 000043 от 15 декабря 2020г., № 000044 от 16 декабря 2020г., № 000045 от 16 декабря 2020г., № 000046 от 16 декабря 2020г., № 000047 от 16 декабря 2020г., № 000048 от 16 декабря 2020г., № 000049 от 17 декабря 2020г., № 000050 от 17 декабря 2020г., № 000051 от 17 декабря 2020г., № 000052 от 17 декабря 2020г., № 000053 от 17 декабря 2020г., № 000054 от 17 декабря 2020г., № 000055 от 17 декабря 2020г., № 000056 от 17 декабря 2020г., № 000038 от 17 декабря 2020г., № 000039 от 17 декабря 2020г.

Рассматривая жалобу Миненко В.Г. и оставляя обжалуемое постановление без изменения, судья районного суда пришел к выводу о том, что доводы жалобы опровергаются представленными материалами дела, которыми подтверждается наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.24 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из материалов дела, Миненко В.Г. привлечен к административной ответственности как должностное лицо, за нарушение требований Методических указаний, положений Лесного кодекса РФ, в части порядка организации торгов.

В жалобе, поданной в районный суд, Миненко В.Г. оспаривал постановление, совершение предъявленного правонарушения, указывая на то, что он организатором торгов не является, подготовкой торгов не занимался и ему такие полномочия переданы не были, он не является организатором указанного выше аукциона.

Однако, при проверке законности обжалуемого постановления, в нарушение требований ст.24.1, ст.26.1, ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья всех обстоятельств по делу не установил, ссылаясь на совокупность доказательств, подтверждающих факт совершения должностным лицом Миненко В.Г. правонарушения, его служебные обязанности не проверил, доводам жалобы в указанной части фактически оценки не дал. Тогда как материалы дела каких-либо сведений о должностных обязанностях привлекаемого к ответственности лица, в период относящийся к событию административного правонарушения, в том числе в части организации торгов, не содержат.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенное судьей районного суда нарушение процессуальных требований является существенным, поэтому решение нельзя признать законным и оно подлежит отмене, а дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Иркутска.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья

постановил:

жалобу Миненко В.Г. удовлетворить частично.

Решение судьи Ленинского районного суда г.Иркутска от 23 ноября 2021г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.24 КоАП РФ, в отношении Миненко Виктора Геннадьевича, отменить.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Иркутска.

Судья Д.А. Безденежных