НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2022 № 16-6043/2022

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 16-6043/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кемерово 12 октября 2022г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу Миненко В.Г. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по Иркутской области Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу №02-034/2021-П от 2 сентября 2021г., решение судьи Ленинского районного суда г.Иркутска от 23 ноября 2021г., вынесенные в отношении Миненко Виктора Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.24 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по Иркутской области Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу №02-034/2021-П от 2 сентября 2021г., оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Иркутска от 23 ноября 2021г., начальник территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.24 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Миненко В.Г. просит об отмене принятых по делу актов, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Статья 8.24 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования, как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки, осуществленной прокуратурой Качугского района, с привлечением специалистов Департамента сельского хозяйства по Сибирскому федеральному округу, установлено следующее: на основании извещения о проведении торгов № 081020/2070680/02, размещенном на сайте «torgi-gov.ni», министерством лесного комплекса Иркутской области 2 ноября 2020г. проведен аукцион на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, по результатам которого 17 ноября 2020г. министерством лесного комплекса Иркутской области в лице начальника территориального управления министерства лесного комплекса области по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. заключен договор № 000038 купли-продажи лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче кв. 314 выд. 3 лесосеке 3 с ИП ФИО4, а также договор № 000039 купли-продажи лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче кв. 316 выд. 20,21 лесосеке 4 с ИП ФИО4

Согласно ч.1 ст. 77 Лесного кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 19 и 30 настоящего Кодекса, договор купли- продажи лесных насаждений заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона.

Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 77 Лесного кодекса РФ (далее также ЛК РФ)).

В настоящее время порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений определен Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по, продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со ст.ст. 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 24 февраля 2009г. №75 (далее - Методические указания)

В соответствии с п. 10 Методических указаний, они обязательны для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 Методических указаний предусмотрено, что организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды или договора купли-продажи являются уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления в соответствии со ст.с. 81-84 ЛК РФ.

Подпунктом «а» п. 12 Методических указаний предусмотрено, что организатор аукциона в соответствии с законодательством Российской Федерации при проведении аукциона обеспечивает подготовку, опубликование извещения о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главой муниципального образования, на территории которого расположен лесной участок (далее - периодическое печатное издание).

В соответствии с п. п. «л» п. 12 Методических указаний, организатор аукциона обеспечивает опубликование информации о результатах аукциона в периодическом печатном издании, а также размещение указанной информации на официальном сайте в сети Интернет.

В нарушение указанных требований, при проведении аукциона на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений по извещению № 081020/2070680/02 опубликование извещения о проведении аукциона и о результатах аукциона в периодическом печатном издании, не осуществлялось.

Кроме того, в соответствии с п. п. 9 п.15 ст. 78 ЛК РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о дате и времени начала приема заявок на участие в аукционе. Согласно п. п. «3» п. 15 Методических указаний, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. Совокупностью данных норм закреплен перечень обязательной информации, которая должна содержаться в извещении о проведении аукциона.

Из вышеизложенного следует, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о дате и времени начала приема заявок. Вместе с тем, такие сведения в вышеуказанное извещение, в противоречие требованиям законодательства, не внесены.

Согласно п. 27 Методических указаний, журнал для приема заявок должен быть сброшюрован, на месте сшивки поставляется печать организатора аукциона, а также учиняются подписи не менее двух членов аукционной комиссии.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований, в журнале для приема заявок по указанному аукциону отсутствуют подписи не менее двух членов комиссии.

По результатам проведенного с нарушениями установленного порядка аукциона на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений начальником территориального управления министерства лесного комплекса области по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. предоставлены для использования в целях заготовки древесины лесные насаждения, расположенные в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче кв. 314 выд. 3 лесосеке 3, а также в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче кв. 316 выд. 20, 21 лесосеке 4, путем заключения договора купли-продажи лесных насаждений от 17 ноября 2020г. № 000038 и от 17 ноября 2020г. № 000039.

Согласно п.п. 19 п. 8 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса области, утвержденного приказом министерства лесного комплекса области от 06 октября 2017г. № 90-мпр, территориальное управление министерства лесного комплекса области по Качугскому лесничеству осуществляет функции по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений.

Установлено, что, в соответствии с должностной инструкцией, организация заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе проведение аукционов, подписание актов приема-передачи лесных участков, входит в должностные обязанности начальника территориального управления.

Таким образом, Миненко В,Г. вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, в нарушение установленного порядка, предусмотренного п.п. 9 п. 15 ст. 78 Лесного кодекса РФ, п. 10, п. п. «а» п. 12, п. п. «л» п. 12, п. п. «3» п. 15, п. 27 Методических указаний, предоставил для использования леса ИП ФИО4 на основании договора купли-продажи лесных насаждений от 17 ноября 2020г. № 000038 и от 17 ноября 2020г. № 000039.

Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, аукционной документацией, в том числе: извещением о проведении торгов, ведомостью о результатах аукциона, утвержденной председателем аукционной комиссии Миненко В.Г., описью приема заявок, результатами аукциона, сведениями о протоколах лесного аукциона, договорами купли-продажи лесных насаждений.

Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, должностное лицо Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу дало верную оценку и обоснованно признало начальника территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.24 КоАП РФ.

Доводы жалобы являются несостоятельными. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела; в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Факт нарушения начальником территориального управления министерства лесного комплекса области по Качугскому лесничеству Миненко В.Г., являвшимся председателем аукционной комиссии по указанному выше аукциону, требований Методических указаний, положений Лесного кодекса РФ, при проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, заключении указанных договоров, подтверждается представленными доказательствами, которые были оценены на предмет допустимости, относимости, достоверности и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, поэтому действия заявителя были верно квалифицированы по ст.8.24 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что извещение о проведении торгов № 081020/2070680/02 соответствует требованиям Лесного кодекса РФ и Методических указаний, содержит как дату, так и время начала подачи заявок, опровергаются копией данного извещения, приобщенного к материалам дела (административный материал л.д.126).

Доводы жалобы об отсутствии нарушения требований п.п. «а», «л» п.12 Методических указаний, в части места опубликования информации о торгах, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств не опровергает вывод о наличии в действиях заявителя состава предъявленного административного правонарушения.

Доводы жалобы о необходимости применения, положений ст. 2.9, 4.1.1, КоАП РФ, основанием для отмены или изменения постановления и решения не являются.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса.

Вместе с тем в рассматриваемом случае не усматривается наличие условий, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в связи с чем доводы жалобы о замене назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение, подлежат отклонению.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела объективных оснований признать совершенное административное правонарушение малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Судом также принимается во внимание тот факт, что административное наказание назначено Миненко В.Г. в пределах санкции ст.8.24 КоАП РФ, в минимально возможном размере.

Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ.

Жалоба на постановление рассмотрена судьей районного суда в соответствии с требованиями, установленными ст. 30.6 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.

Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по Иркутской области Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу №02-034/2021-П от 2 сентября 2021г., решение судьи Ленинского районного суда г.Иркутска от 23 ноября 2021г. оставить без изменения, жалобу Миненко В.Г. - без удовлетворения.

Судья Д.А. Безденежных