НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.02.2021 № 16-496/2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-496/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 3 февраля 2021 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард ВЭБ» Цветкова С.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 5 июня 2020 г. и решение судьи Омского областного суда от 4 августа 2020 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ломбард ВЭБ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 5 июня 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Омского областного суда от 4 августа 2020 г., ООО «Ломбард ВЭБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе директор ООО «Ломбард ВЭБ» Цветков С.Н. просит судебные акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела основанием для его возбуждения послужили, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что ООО «Ломбард ВЭБ» 4 апреля 2020 г. в 12 час. 28 мин. в нарушение требований пп. 1 п. 12 Распоряжения Губернатора Омской области от 19 марта 2020 г. № 19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области», осуществляло деятельность ломбарда в ТК «Сапсан», расположенном по адресу: г. Омск, ул. Герцена, 270.

С такими выводами согласиться нельзя.

Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417.

Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Согласно п.п. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, постановлено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 Указа.

Подпунктом «е» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 определено, что Указ не распространяется на организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам).

Распоряжением Губернатора Омской области от 19 марта 2020 г. № 19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области» на территории Омской области введен режим повышенной готовности.

В соответствии с пп. 1 п. 12 Распоряжения Губернатора Омской области от 17 марта 2020 г. № 19-р (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения), с 28 марта по 12 апреля 2020 года временно приостановлена деятельность: торговых центров (комплексов), за исключением находящихся на их территориях аптек и аптечных пунктов, а также объектов розничной торговли, в которых реализуются продовольственные товары.

На стадии возбуждения данного дела и при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении законным представителем ООО «Ломбард ВЭБ» заявлялось о том, что общество предоставляет финансовые услуги в части неотложных функций - услуги по расчетам и платежам, поэтому деятельность общества приостановлению не подлежала.

Отклоняя данные доводы, судья областного суда исходил из того, что ООО «Ломбард ВЭБ» не может быть отнесено к организациям, указанным в п. «е» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239, поскольку к таким организациям могут быть отнесены банки, обеспечивающие предприятиям и частным лицам своевременное проведение расчетов, доступ к наличным деньгам и иным банковским услугам, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании и специализированные депозитарии, осуществляющие начисление и выплату пенсий, управление пенсионными накоплениями и резервами, паевые инвестиционные фонды, осуществляющие операции с имуществом и инвестиционными паями инвестиционных фондов, страховые организации, обеспечивающие исполнение своих обязательств по договорам обязательного и добровольного медицинского страхования и по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности, а также биржевая инфраструктура (биржи, клиринговые организации, депозитарии и профессиональные участники рынка ценных бумаг, обеспечивающие доступ и непрерывное функционирование организованных торгов и гарантирующие расчеты по итогам торгов).

Между тем, судом не учтено следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Согласно п. 9 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации, утвержденного Банком России (Протокол № КФНП-22 от 22 июня 2017 г.) под финансовой услугой понимается услуга по предоставлению микрозаймов получателям финансовых услуг и (или) привлечению денежных средств по договорам займа от физических лиц.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.

Заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа (абз. 1 ч. 1 ст. 810 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено законом или договором займа, в случаях, когда заемщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат уплате проценты в размере, предусмотренном пунктом 1 статьи 395 настоящего Кодекса, со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата займодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 809 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 811 ГК РФ).

Анализ приведенных выше положений позволяет прийти к выводу о том, что ломбарды являются организациями, предоставляющими финансовые услуги в части неотложных функций - услуги по расчетам и платежам, следовательно, на них не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239.

При таких обстоятельствах ООО «Ломбард ВЭБ», осуществлявшего 4 апреля 2020 г. в ТК «Сапсан» предоставление финансовых услуг в части неотложных функций (услуги по расчетам и платежам), не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, выводы судебных инстанций о виновности ООО «Ломбард ВЭБ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, обоснованными признать нельзя, поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием в действиях указанного юридического лица состава административного правонарушения.

Ходатайство заявителя о приостановлении исполнения постановления Куйбышевского районного суда г. Омска от 5 июня 2020 г. рассмотрению не подлежит, поскольку в силу ч. 1 ст. 31.6 и ч. 1 ст. 31.8 КоАП РФ, разрешение вопросов о разъяснении способа и порядка исполнения постановления о назначении административного наказания, в частности о приостановлении его исполнения, не относится к компетенции суда, пересматривающего вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на такое постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

Жалобу директора ООО «Ломбард ВЭБ» Цветкова С.Н. удовлетворить.

Постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 5 июня 2020 г. и решение судьи Омского областного суда от 4 августа 2020 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ломбард ВЭБ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием в действиях ООО «Ломбард ВЭБ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Судья Д.В. Недорезов