НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 25.04.2019 № 4А-301/19ПО

м/с Ильченко Л.В.р/с Гринченко Е.В. Дело № 4а-301/2019 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Волгоград 25 апреля 2019 г.

Заместитель председателя Волгоградского областного суда Клочков А.В., рассмотрев жалобу Коротковой Татьяны Ивановны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 81 Волгоградской области от 25 декабря 2018 г. и решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 4 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Волгоградской области Коротковой Татьяны Ивановны,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 81 Волгоградской области от 25 декабря 2018 г., оставленным без изменения решением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 4 марта 2019 г., главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Волгоградской области Короткова Т.И. признана виновной по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с указанными выше постановлением и решением, Короткова Т.И. обратилась в порядке ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ с жалобой в Волгоградский областной суд. Состоявшиеся по делу акты просит отменить, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Волгоградской области Коротковой Т.И. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.

По смыслу предъявленного Коротковой Т.И. обвинения, она не вправе была приступать 16 февраля 2018 г. к проведению внеплановой выездной проверки ООО «Завод Нефтемаш» без согласования с органами прокуратуры, исходя из того, что информация о несчастном случае на производстве в Государственную инспекцию труда в Волгоградской области поступила 13 февраля 2018 г. Проверка, начатая на третьи сутки с даты поступления в Инспекцию информации о несчастном случае на производстве, незамедлительной не считается.

В соответствии с ч. 8 ст. 360 Трудового кодекса РФ внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абз. 4 или 5 ч. 7 настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Согласно абз. 4 ч. 7 ст. 360 Трудового кодекса РФ основанием для проведения внеплановой проверки в частности является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

В соответствии с ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, органы государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных ч. 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

Судом Короткова Т.И. признана виновной в том, что внеплановая проверка ООО «Завод Нефтемаш» ею начата на третьи сутки после поступления в Инспекцию извещения о несчастном случае на производстве с работником общества. Исходя из того, что условие о незамедлительности начала проведения указанной проверки должностным лицом Инспекции не соблюдено, данная проверка могла быть проведена только после согласования с органами прокуратуры в порядке, установленном ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Из материалов дела следует, что 9 февраля 2018 г. токарь механического участка ООО «Завод Нефтегазмаш» С.А.А. получил тяжелую производственную травму, о чем 13 февраля 2018 г. в Государственную инспекцию труда в Волгоградской области поступило извещение (л.д. 23).

Согласно объяснениям Коротковой Т.И. (л.д. 73, 115), а иных данных в деле не имеется, о несчастном случае на производстве ей стало известно в конце рабочего для 15 февраля 2018 г.

16 февраля 2018 г. Коротковой Т.И. на имя руководителя Государственной инспекции труда в Волгоградской области К.Ю.В. подана служебная записка о несчастном случае на производстве, визовой надписью которого на служебной записке поручено подготовить распоряжении о проведении проверки (л.д. 22).

Распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в Волгоградской области К.Ю.В. от 16 февраля 2018 г. Коротковой Т.И. поручено проведение внеплановой выездной проверки ООО «Завод Нефтемаш». Приступить к проведению проверки поручено 16 февраля 2018 г., а окончить - 20 марта 2018 г. (л.д. 24 - 28).

В 10 часов 00 минут 16 февраля 2018 г. о внеплановой выездной проверке ООО «Завод Нефтемаш», проводимой на основании абз. 4 ч. 7 ст. 360 Трудового кодекса РФ, прокуратура Волгоградской области уведомлена руководителем Государственной инспекции труда в Волгоградской области К.Ю.В. (л.д. 21).

Проверка ООО «Завод Нефтемаш» начата в 11 часов 20 минут 16 февраля 2018 г. с вручения копии распоряжения о проверке представителю ООО «Завод Нефтемаш» Ф.А.Н. и окончена 14 марта 2018 г. в 14 часов 00 минут (л.д. 30).

Приведенные выше фактические обстоятельства дела дают основания считать выводы суда о виновности Коротковой Т.И. в совершении вмененного ей правонарушения преждевременными исходя из следующего.

Порядок осуществления государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации (Гострудинспекциями) мероприятий по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности регламентирован Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н.

Согласно п. 70 Административного регламента внеплановая проверка может проводиться в форме выездной проверки или документарной проверки. Форма проведения внеплановой проверки определяется руководителем Гострудинспекции (его заместителями) и указывается в распоряжении о проведении проверки.

На основании п. 74 Административного регламента внеплановые выездные проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, основаниями для проведения которых явилось причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан, в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ и ст. 360 Трудового кодекса РФ подлежат согласованию в установленном порядке с органами прокуратуры. Внеплановая выездная проверка, проводимая по основанию, указанному в абз. 4 п. 69 Административного регламента, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

В абз. 4 п. 69 Административного регламента указано о том, что в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 360 Трудового кодекса РФ основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами Гострудинспекции внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в частности является поступление в Гострудинспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Гострудинспекции и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Согласно п. 67 Административного регламента основанием для начала административной процедуры организации и проведения внеплановых проверок является издание руководителем Гострудинспекции (его заместителями) распоряжения на проведение внеплановой проверки.

Согласно п. 71 Административного регламента внеплановая проверка может проводиться только указанными в распоряжении на проведение проверки должностными лицами Гострудинспекции.

Системный анализ приведенных выше положений Административного регламента, ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ, абз. 4 ч. 7, 8 ст. 360 Трудового кодекса РФ даёт основание для вывода о том, что решение о форме проверки, о сроках её начала и окончания, об извещении органа прокуратуры без согласования с ним проводимой проверки, о согласования проверки с органами прокуратуры, принимает руководитель Гострудинспекции.

В своей жалобе на постановление мирового судьи Коротковой Т.И. приводились доводы о том, что при осуществлении проверки юридического лица она действовала на основании распоряжения руководителя Гострудинспекции, изданного в соответствии с Административным регламентом, однако, этим обстоятельствам судьёй районного суда не дано правовой оценки.

Не проверено и не получило правовой оценки содержащееся в жалобе на постановление мирового судьи объяснение Коротковой Т.И. о том, что информация о несчастном случае на производстве в Гострудинспекцию поступила 13 февраля 2018 г., а до её сведения доведена в конце рабочего для 15 февраля 2018 г.

Приведенное выше свидетельствует о несоответствии принятого по делу решения требованиям п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, а потому названный судебный акт подлежат отмене.

Дело об административном правонарушении надлежит возвратить в Дзержинский районный суда г. Волгограда на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 4 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Волгоградской области Коротковой Татьяны Ивановны отменить.

Дело возвратить в Дзержинский районный суд г. Волгограда на новое рассмотрение.

Заместитель председателя Клочков А.В.