НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 14.06.2019 № 4А-383/19ПО

м/с Кочерова Н.А. р/с Винецкая Н.Г. Дело № 4а-383/2019 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Волгоград 14 июня 2019 г.

Заместитель председателя Волгоградского областного суда Клочков А.В., рассмотрев жалобу Димовой Натальи Петровны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 73 Волгоградской области от 21 ноября 2018 г. и решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 25 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области Димовой Натальи Петровны,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 73 Волгоградской области от 21 ноября 2018 г., оставленным без изменения решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 25 марта 2019 г., государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области Димова Н.П. признана виновной по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с указанными выше постановлением и решением, Димова Н.П. обратилась в порядке ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ с жалобой в Волгоградский областной суд. Состоявшиеся по делу акты, как незаконные, просит отменить, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Государственному инспектору труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области Димовой Н.П. вменено совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.

В соответствии с ч. 8 ст. 360 Трудового кодекса РФ внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абз. 4 или 5 ч. 7 настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Согласно абз. 4 ч. 7 ст. 360 Трудового кодекса РФ основанием для проведения внеплановой проверки в частности является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

В соответствии с ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, органы государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных ч. 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

Судом Димова Н.П. признана виновной в том, что внеплановые проверки ИП С.В.В., ОАО «Волгоградский речной порт», АО «Волтайр-Пром» ею начаты соответственно на пятые, четвертые и восемнадцатые сутки после поступления в Инспекцию извещения о несчастном случае на производстве с работниками вышеназванных организаций. Исходя из того, что условие о незамедлительности начала проведения названных проверок должностным лицом ГИТ в Волгоградской области не соблюдено, данные проверки могли быть проведены только после согласования с органами прокуратуры в порядке, установленном ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Судом установлено, что Димова Н.П. при наличии нижеследующих обстоятельств провела проверки в отношении следующих лиц.

В отношении ИП С.В.В. проверка осуществлена в период с 22 по 30 ноября 2017 г. по адресу: <адрес> на основании распоряжения руководителя ГИТ в Волгоградской области К.Ю.В. от22 ноября 2017 г. № <...> о проведении внеплановой выездной проверки, изданного с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно извещению ИП С.В.В. о групповом несчастном случае на производстве с работниками, поступившему в ГИТ в Волгоградской области 17ноября 2017 г. (вх. № <...>), и служебной записке Димовой Н.П. от 22 ноября 2017 г. (л.д. 10).

О проведении названной проверки в прокуратуру Волгоградской области 22 ноября 2017 г. руководителем ГИТ в Волгоградской области К.Ю.В. было направлено уведомление с указанием оснований для проведения проверки абз. 4 ч. 7 ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 9). Фактически проверка Димовой Н.П. начата на 5 сутки после поступления в Инспекцию извещения о несчастном случае на производстве с работниками и завершена 30 ноября 2017 г.

В отношении ОАО «Волгоградский речной порт» проверка осуществлена в период с 28 ноября по 25 декабря 2017 г. по адресу: <адрес>, на основании распоряжения руководителя ГИТ в Волгоградской области К.Ю.В. от 28 ноября 2017 г. № <...> о проведении внеплановой выездной проверки, изданного с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права согласно извещению ОАО «Волгоградский речной порт» о несчастном случае на производстве с работником, поступившему в ГИТ по Волгоградской области 24 ноября 2017 г. (вх. № <...>), и служебной записки Димовой Н.П. от 28 ноября 2017 г. (л.д. 70).

О проведении названной проверки в прокуратуру Волгоградской области 28 ноября 2017 г. руководителем ГИТ в Волгоградской области КарамдинымЮ.В. было направлено уведомление с указанием оснований для проведения проверки абз. 4 ч. 7 ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 69). Проверка фактически начата Димовой Н.П. на 4 сутки после поступления в Инспекцию извещения о несчастном случае на производстве с работниками и завершена 25 декабря 2017 г.

В отношении АО «Волтайр-Пром» проверка проведена в период с 09февраля 2018 г. по 13 марта 2018 г. по адресу: <адрес> на основании распоряжения руководителя ГИТ в Волгоградской области К.Ю.В. от 09 февраля 2018 г. № <...> о проведении внеплановой выездной проверки, изданного с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права согласно извещению АО «Волтайр-Пром» о несчастном случае на производстве с работником, поступившему в ГИТ в Волгоградской области 22 января 2018 г. (вх. № <...>), и служебной записке ДимовойН.П. от 09 февраля 2018 г. (л.д. 27).

О проведении названной проверки в прокуратуру Волгоградской области 9 февраля 2018 г. руководителем ГИТ в Волгоградской области К.Ю.В. было направлено уведомление с указанием оснований для проведения проверки абз. 4 ч. 7 ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 26). Проверка фактически начата Димовой Н.П. на 18 сутки после поступления в Инспекцию извещения о несчастном случае на производстве с работниками и завершена 13 марта 2018 г.

Приведенные выше фактические обстоятельства дела, положенные в основу обвинения, дают основания считать выводы суда о виновности ДимовойН.П. в совершении вмененного ей правонарушения преждевременными исходя из следующего.

Порядок осуществления государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации (Гострудинспекциями) мероприятий по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности регламентирован Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Минтруда России от 30 октября 2012г. № 354н.

Согласно п. 70 Административного регламента внеплановая проверка может проводиться в форме выездной проверки или документарной проверки. Форма проведения внеплановой проверки определяется руководителем Гострудинспекции (его заместителями) и указывается в распоряжении о проведении проверки.

На основании п. 74 Административного регламента внеплановые выездные проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, основаниями для проведения которых явилось причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан, в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ и ст. 360 Трудового кодекса РФ подлежат согласованию в установленном порядке с органами прокуратуры. Внеплановая выездная проверка, проводимая по основанию, указанному в абз. 4 п. 69 Административного регламента, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

В абз. 4 п. 69 Административного регламента указано о том, что в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 360 Трудового кодекса РФ основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами Гострудинспекции внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в частности является поступление в Гострудинспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Гострудинспекции и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Согласно п. 67 Административного регламента основанием для начала административной процедуры организации и проведения внеплановых проверок является издание руководителем Гострудинспекции (его заместителями) распоряжения на проведение внеплановой проверки.

Согласно п. 71 Административного регламента внеплановая проверка может проводиться только указанными в распоряжении на проведение проверки должностными лицами Гострудинспекции.

Системный анализ приведенных выше положений Административного регламента, ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ, абз. 4 ч. 7, 8 ст. 360 Трудового кодекса РФ даёт основание для вывода о том, что решение о форме проверки, о сроках её начала и окончания, об извещении органа прокуратуры без согласования с ним проводимой проверки, о согласования проверки с органами прокуратуры принимает руководитель Гострудинспекции.

В своей жалобе на постановление мирового судьи Димовой Н.В. приводились доводы о том, что при осуществлении проверок она действовала на основании распоряжений руководителя Гострудинспекции, изданных в соответствии с Административным регламентом, однако, этим обстоятельствам судьёй Волжского городского суда Волгоградской области при пересмотре дела не дано правовой оценки.

Не проверены и не получили правовой оценки содержащиеся в жалобе на постановление мирового судьи объяснения Димовой Н.П. о том, что информация о несчастных случаях на производстве в Гострудинспекцию поступила 17 ноября 2017 г., 24 ноября 2017 г., 19 января 2018 г., а до её сведения доведена 22 ноября 2017 г., 28 ноября 2017 г., 9 февраля 2018 г. соответственно.

Приведенное выше свидетельствует о несоответствии принятых по делу решений требованиям п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, а потому названные судебные акты подлежат отмене.

Дело об административном правонарушении надлежит возвратить в Волжский городской суд Волгоградской области на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

жалобу Димовой Натальи Петровны удовлетворить.

Решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 25 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области Димовой Натальи Петровны отменить.

Дело возвратить в Волжский городской суд Волгоградской области на новое рассмотрение.

Заместитель председателя А.В. Клочков