ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Кызыл 27 ноября 2015 года
И.о. заместителя председателя Верховного Суда Республики Тыва Егоров А.А., рассмотрев жалобу министра финансов Республики Тыва - Достая О.С., на постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 июля 2015 года и решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 07 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее – ТУ Росфиннадзора в РТ) 24 марта 2015 года составлен протокол об административном правонарушении № 12-02/1-3/2015-02/ДЛ в отношении должностного лица – министра финансов Республики Тыва Достая О.С. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Постановлением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 июля 2015 года министр финансов Республики Тыва Достай О.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 07 сентября 2015 года постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 июля 2015 года оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе Достай О.С. просит отменить судебные решения ввиду их незаконности и необоснованности, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, указывая, что в решении судьи от 07 сентября 2015 года в резолютивной части отсутствуют сведения по обжалованию вынесенного решения, не указаны обстоятельства дела, не дана оценка допущенным должностным лицом ТУ Росфиннадзора РТ нарушениям КоАП РФ при составлении административного протокола. В протоколе об административном правонарушении не указаны основание, место, время совершения и событие административного правонарушения, а также не доказано наступление общественно опасных последствий. В материалах проверки отсутствует документ, послуживший основанием для возбуждения и составления протокола об административном правонарушении, по одному и тому же факту составлены протокол об административном правонарушении от 24.03.2015 года и представление от 30.04.2015 года № 34, что противоречит конституционному принципу установления правовой ответственности, согласно которому за правонарушение подлежит ответственности виновное лицо и никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение. Кроме того, проведение проверок в отношении республиканских бюджетных средств не входят в полномочия ТУ Росфиннадзора в РТ. В соответствии с приказом Министерства финансов РТ № 32 о/д от 20.01.2014 года «Об утверждении порядка составления и ведения кассового плана при исполнении бюджета Республики Тыва», финансирование расходов бюджета (кассовые выплаты) производятся на основании заявок главных распорядителей бюджетных средств, оформленных в соответствии в пунктом 3.4.1 и предоставленным в установленные сроки. Министерство финансов РТ, рассмотрев заявку на финансирование, не произвело финансирование (софинансирование) по условиям Соглашения ввиду того, что Министерством образования и науки Республики Тыва, в нарушение требований приказа Министерства финансов РТ№ 32 о/д от 20.01.2014 года, не были приобщены и не представлены документы подтвержденных форм отчетности по ф. КС-2, КС-3 (справки о стоимости выполненных работ, акта выполненных работ). Соглашение № 08.107.24.0684 от 29.07.2014 года заключено между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Тыва, в связи с чем министр финансов Республики Тыва не является стороной Соглашения. Вывод суда о том, что в соответствии с п. 2.3.1 Соглашения получатель, или Минфин РТ, обязуется соблюдать условия, установленные при предоставлении субсидии из федерального бюджета по форме, утвержденной Министерством, а также п. 2.3.5, 2.3.6 Соглашения, что Минфин РТ обязуется в срок до 01 сентября 2014 года предоставить в Министерство заявки и выписки, не основаны никаким нормативным правовым актом, так как получателем в данном Соглашении является Правительство Республики Тыва. В связи с этим Министерством финансов Республики Тыва не нарушены условия предоставления межбюджетных трансфертов, так как Соглашение не является нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, республиканские бюджетные финансовые средства, которые являются одним из условий Соглашения, не могут выступать нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов, предусмотренных ст. 132, 306.8 Бюджетного кодекса РФ, так как соглашение не определяет условия предоставления межбюджетных трансфертов, а определяет порядок взаимодействия, следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КОАП РФ.
Изучив доводы жалобы, проверив представленные материалы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу.
В соответствии со ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как следует из представленных материалов, 24 марта 2015 года заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ** (далее – ТУ Росфиннадзора в РТ) М. в отношении должностного лица – министра финансов Республики Тыва Достая О.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении, выездной проверкой использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных в 2014 году бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» в части модернизации региональных систем дошкольного образования, в Министерстве финансов Республики Тыва выявлено нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов в 2014 году на сумму 55 496 800 рублей.
Поводом к возбуждению в отношении Достая О.С. дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях (ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ) достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
При этом, составленный в отношении Достая О.С. протокол об административном правонарушении, вопреки доводам жалобы, соответствует требованиям части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержит перечисленные в данной норме сведения.
Согласно п.1 Соглашения от 29.07.2014 г. № 08.107.24.0684, заключенного в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 г. № 1225 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Тыва (далее - Соглашение), его предметом является предоставление из федерального бюджета в 2014 году субсидии бюджетам субъектов РФ на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы бюджету Республики Тыва на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации комплекса дополнительных мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования субъектов РФ, предусмотренной по разделу 07 «Образование», подразделу 01 «Дошкольное образование», целевой статье 02 2 5059 «Субсидии на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей», государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы», виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности», коду главного распорядителя средств федерального бюджета бюджетной классификации РФ 074, на основании Закона РТ от 04 декабря 2013 года № 2251 ВХ-1 «О республиканском бюджете РТ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки РТ на период с 2013 по 2018 годы», утвержденного распоряжением Правительства Республики Тыва от 02 апреля 2013 года №109-р, комплекса дополнительных мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования и поэтапного плана по введению дополнительных мест для реализации программ дошкольного образованияСогласно п. 1.2 Соглашения условием предоставления субсидии является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, на софинансирование которого предоставляется субсидия.
В соответствии с п. 1.3 Соглашения размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Тыва, составляет 221 987 000 рублей. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Тыва на проведение мероприятий, составляет 55 496 800 рублей.
Согласно Закону № 2251 ВХ-1 объем финансирования средств на модернизацию региональных систем дошкольного образования в расходной части предусмотрен на общую сумму 668 818 030 рублей, в том числе: субсидий из федерального бюджета в сумме 221 987 000 рублей, остаток средств субсидий из федерального бюджета 2013 года в сумме 257 033 430 рублей, средств софинансирования из бюджета Республики Тыва в сумме 189 797 600 рублей по главе 932 " Министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва ", подразделу 0701 "Дошкольное образование", целевой статье расходов 0710000 "Подпрограмма "Развитие дошкольного образования".
Главным распорядителем средств федерального бюджета – Министерством образования и науки Российской Федерации Министерству финансов Республики Тыва перечислены субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования», в общей сумме 221 987 000 рублей, согласно платежного поручения № 152 от 05.08.2014 года.
Министерством финансов Республики Тыва субсидии из федерального бюджета, предоставленные на модернизацию региональных систем дошкольного образования в размере 221 987 000 рублей, перечислены на лицевой счет Министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва.
Таким образом, Министерством образования и науки Российской Федерации обязательства федерального бюджета перед Республикой Тыва по софинансированию программных мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», выполнены в полном объеме.
09 декабря 2014 года ГКУ «Госстройзаказ» на имя министра финансов Республики Тыва Достая О.С. направлено письмо с просьбой профинансировать 173046, 86416 тыс. рублей за счет субсидии, на модернизацию региональных систем дошкольного образования, в рамках реализации государственной программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014 – 2020 годы» подпрограммы «Развитие дошкольного образования».
Вместе с тем, согласно информации и.о. заместителя министра финансов Республики Тыва У. от ДД.ММ.ГГГГ № УД-712 следует, что на софинансирование в республиканском бюджете Минстроя РТ предусмотрено 55496800 рублей, в связи с отсутствием свободных источников финансирования и неисполнением плана собственных доходов Республики Тыва финансирование в 2014 году не производилось.
В силу положений ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судья Кызылского городского суда, рассмотрев дело об административном правонарушении, исследовав обстоятельства правонарушения, проанализировав все собранные по делу доказательства, пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица – министра финансов Республики Тыва Достая О.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судом установлено, что в нарушение части 3 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ, подпунктов «а» пунктов 4 Правил № 22 и № 289, пункта 1.2. Соглашения от № 08.107.24.0684, части 4 статьи 5 Закона № 2251 ВХ-1, в Министерстве финансов РТ выявлен факт невыполнения по состоянию на 01.01.2015 г. условия предоставления субсидий определенным подпунктами «а» пунктов 4 Правил № 22 и № 289 и пунктом 1.2. Соглашения от 29.07.2014 № 08.107.24.0684, а именно установлен факт отсутствия в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, на софинансирование которого предоставлена субсидия из федерального бюджета, поскольку Министерством финансов РТ при наличии заявок ГКУ РТ «Госстройзаказ» на финансирование расходных обязательств Республики Тыва не выполнены предусмотренные Соглашением от 29 июля 2014 года № 08.107.24.0684 и бюджетом Республики Тыва на 2014 год обязательства по софинансированию мероприятий на модернизацию региональных систем дошкольного образования на сумму 55 496 800 рублей. При этом, предоставленные из федерального бюджета субсидии в размере 189 928 664,85 рублей израсходованы в 2014 году.
Доводы в жалобе о том, что поскольку получателем в соответствии с Соглашением является Правительство Республики Тыва, в связи с этим министр финансов РТ не является стороной Соглашения и Министерство не могло нарушить условия предоставления межбюджетных трансфертов нахожу необоснованными, так как Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва. В связи с этим ответственность за соблюдение условий, установленных Правилами и Соглашением между Министерством образования и науки РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возлагается на органы, уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Кроме того, согласно п. 9 Положения о Министерстве финансов Республики Тыва (в ред. Постановления Правительства РТ от 26.04.2014 N 164) Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.
В соответствии с п. 1 ст. 157 БК РФ бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся в том числе и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, и органы государственного финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, по осуществлению государственного финансового контроля установлены БК РФ.
В силу п. 2 ст. 266.1 БК РФ органы государственного финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы РФ. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Таким образом, ссылка в жалобе о том, что проведение проверок не входит в полномочия ТУ Росфиннадзора в РТ также является необоснованной.
Выводы судьи Кызылского городского суда, содержащиеся в постановлении от 03 июля 2015 года, проверялись судьей Верховного Суда Республики Тыва при рассмотрении жалобы на вышеуказанное решение, который счел их верными. Указанные выводы судебных инстанций должным образом мотивированы, являются обоснованными, и не согласиться с которыми оснований не имеется.
Отсутствие в решении сведений по обжалованию вынесенного решения не влечет изменение или отмену судебного акта, поскольку не повлияло на законность судебного решения, кроме того, заявитель воспользовался правом обжалования вступившего в силу постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы.
При таких обстоятельствах жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 июля 2015 года и решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 07 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении министра финансов Республики Тыва – Достая О.С. оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
И.о. заместителя председателя
Верховного Суда Республики Тыва А.А. Егоров