НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 09.06.2016 № 44Г-12/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Верховного Суда Республики Тыва

г. Кызыл 09 июня 2016 года

Президиум Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Кужугет Н.Ч.,

членов президиума Чикашовой М.Н., Шиирипей Г.Н.,

рассмотрел гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по кассационной жалобе ФИО1, поступившей в суд кассационной инстанции 14 апреля 2016 года, на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 22 марта 2016 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Тыва Баутдинова М.Т., выслушав пояснения истца ФИО1, её представителя Х., поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителя ответчика Д., возражавшей против удовлетворения доводов жалобы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва (далее - Минтруд РТ) о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии и возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, указывая на то, что на основании Указа Президента РТ от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности и должности государственной службы РТ» (далее - Указ № 205) решением № 4 Минтруда РТ от 17 февраля 2012 года ей была назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии как замещавшей государственную должность начальника отдела Министерства финансов РТ. С мая 2012 года в связи с изданием Указа Главы - Председателя Правительства от 04 мая 2012 года № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности и должности государственной службы РТ» (далее - Указ № 145) и постановления Правительства РТ от 18 сентября 2012 года № 511 «О реализации Указа Главы - Председателя Правительства РТ № 145 от 4 мая 2012 года» выплата ей ежемесячной доплаты прекращена. Считает, что прекращением доплаты к государственной пенсии были нарушены её конституционные права на достойное пенсионное обеспечение. По общим правилам, изданные нормативные правовые акты не распространяются на правоотношения, которые возникли до вступления его в силу. Считает, что должен действовать конституционный принцип, согласно которому законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют, Просила взыскать с Минтруда РТ задолженность по доплате к трудовой пенсии за период с 22 мая 2012 года по сентябрь 2015 года в размере **. и обязать Минтруд РТ возобновить выплату доплат с 23 мая 2012 года.

Решением суда от 11 декабря 2015 года иск ФИО1 удовлетворён частично. Суд постановил взыскать с Минтруда РТ в пользу ФИО1 **. в счёт доплаты к трудовой пенсии. На Минтруд РТ возложена обязанность возобновить с 01 октября 2015 года начисление и выплату ФИО1 ранее установленной ежемесячной доплаты к государственной пенсии в размере, установленном Указом Председателя Правительства РТ № 205 от 12 ноября 2007 года «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности РТ и должности государственных гражданских служащих РТ».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 22 марта 2016 года решение суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе истец ФИО1 просит апелляционное определение отменить, а решение суда первой инстанции оставить без изменения. В обоснование жалобы указывает, что она соответствовала требованиям, предъявляемым Указом № 205, на основании чего ей была назначена ежемесячная доплата к пенсии. Прекращение выплат ежемесячной доплаты к пенсии на основании Указа № 145 неправомерно, поскольку вновь изданные нормативные акты не могут применяться к правоотношениям, возникшим до введения его в действие. Придание обратной силы нормативно-правовому акту, ухудшающему положение граждан, противоречит Конституции Российской Федерации. В этой связи выводы апелляционного определения необоснованны, поскольку Указ № 145, который ухудшил положение истца, обратной силы не имеет, и применению не подлежал. Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам допустила ошибку в указании даты, когда истцу была назначена ежемесячная доплата к пенсии.

11 мая 2016 года вышеуказанное гражданское дело истребовано, поступило в Верховный Суд Республики Тыва 18 мая 2016 года.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 24 мая 2016 года кассационная жалоба ФИО1 передана с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В судебном заседании истец ФИО1, её представитель Х. поддержали доводы кассационной жалобы, просили отменить апелляционное определение.

Представитель ответчика Д. просила оставить в силе определение суда апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум находит кассационную жалобу ФИО1 подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 390 ГПК РФ, при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалоб, представления.

В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пунктом 8 ст. 42 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 года N 1739 ВХ-1 "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" до момента его отмены Законом Республики Тыва от 22.06.2015 года N 91-ЗРТ предусматривалось, что доплата к государственной пенсии государственных служащих сохраняется до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Таким образом, в рамках действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации были возложены федеральным законодателем на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые располагали полномочиями самостоятельно вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных бюджетных средств дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, предусматривая различные виды социальных гарантий этим служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).

12 ноября 2007 года был принят Указ Председателя Правительства РТ № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности РТ и должности государственных гражданских служащих РТ», п. 2 которого было предусмотрено, что ежемесячная доплата к государственной пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего РТ. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего РТ за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 15 лет. При этом сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего РТ. Размер выплачиваемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии не может быть ниже установленной законодательством РФ базовой части трудовой пенсии по старости, определенной с учетом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва.

Постановлением Правительства РТ от 07 февраля 2008 года № 60 было утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности РТ и должности государственных гражданских служащих РТ, в котором имелась норма аналогичного содержания о гарантированном минимальном размере ежемесячной доплаты (п. 9).

Указом Главы - Председателя Правительства РТ от 04 мая 2012 года № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности РТ и должности государственной гражданской службы РТ», вступившим в силу 22 мая 2012 года, Указ Председателя Правительства РТ от 12 ноября 2007 года № 205 признан утратившим силу.

Пунктом 2 Указа Главы - Председателя Правительства РТ от 04 мая 2012 года № 145 было установлено, что лица, замещавшие должности государственной гражданской службы РТ, при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет и имеющие государственные награды РФ и (или) государственные награды РТ, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ», при увольнении с государственной гражданской службы РТ. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего РТ. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего РТ за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего РТ.

Указом Главы РТ от 24 июня 2015 года № 108 Указ Главы - Председателя Правительства РТ от 04 мая 2012 года № 145 признан утратившим силу.

Как следует из материалов дела, на основании Указа Президента РТ от 24 января 2001 года №841 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РТ от 03 сентября 1997 года № 78 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности РТ и государственные должности государственной службы РТ», Указа Президента РТ от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности и должности государственной службы РТ», решением № 149 Минтруда РТ от 13 августа 2002 года ФИО1 была назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости в размере **, исходя из общей суммы государственной пенсии и доплаты к ней в размере ** составляющей 75 процентов месячного денежного содержания.

Прекращение выплаты доплаты к государственной пенсии ФИО1 с 22 мая 2012 года связано с введением дополнительных условий для назначения указанной выплаты, предусмотренных Указом Главы - Председателя Правительства РТ от 04 мая 2012 года № 145.

При принятии решения суд апелляционной инстанции руководствовался тем, что установленная органом государственной власти РТ доплата к государственной пенсии лицам, занимавшим государственные должности РТ и должности государственной гражданской службы РТ, в отличие от гарантированного Конституцией РФ социального обеспечения (государственных пенсий), не носит бессрочный характер. Условия выплаты и порядок расчёта получаемой истцом доплаты к пенсии изменены органом государственной власти субъекта РФ в рамках его правомочий по самостоятельному регулированию указанных отношений, в том числе по определению оснований для назначения и выплаты доплаты к государственной пенсии и её размера. Соответственно, у ответчика имелись правовые основания для прекращения начисления и выплаты истцу ранее назначенной ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Кроме того суд апелляционной инстанции исходил из того, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных служащих, осуществляемого за счёт средств бюджета субъекта РФ, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для государственных служащих субъекта РФ. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет государственных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующего субъекта РФ, то он с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии государственным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

С данными выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя, так как они сделаны с нарушением норм материального права и не основаны на фактических обстоятельствах дела.

Поскольку пенсии за выслугу лет государственным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами государственной власти субъектов РФ правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение государственных служащих, в том числе и ФИО1

При этом следует исходить, что отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением государственных служащих, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и государственным служащим носят длящийся характер, условия и порядок расчёта получаемой истцом пенсии изменён на будущее время после издания органом государственной власти правового акта, направленного на обеспечение равенства лиц, замещавших государственные должности государственных служащих данного субъекта РФ независимо от момента назначения им указанной пенсии.

В контексте приведённой правовой позиции следует исходить из того, что применение Указа № 145 в настоящем деле возможно в силу права органов государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно регулировать отношения по определению размера доплаты к пенсии, оснований для их назначения и выплат. То есть к спорным правоотношениям применимо правило: старый нормативный акт отменяется принятием нового, и вновь принятый нормативный правовой акт может устанавливать новую норму, изменять, приостанавливать и даже отменять старую.

Обращаясь в суд с иском о взыскании доплаты к государственной пенсии, истец представила копию трудовой книжки, из содержания которой следует, что она занимала должности государственной гражданской службы более 20 лет.

Вопреки ссылке истца на то, что последняя занимаемая ею должность начальника отдела бухгалтерского учёта, отчётности и финансирования финансовых органов Министерства финансов Республики Тыва была отнесена к государственным должностям, в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Тыва, утверждённым Указом Председателя Правительства РТ от 04.04.2007 года N 74, она была отнесена к должностям государственной гражданской службы, замещение которых более 20 лет и наличие государственных наград РФ или Республики Тыва позволяло на основании Указа № 145 претендовать на получение доплаты к трудовой пенсии.

Статьёй 1 Закона Республики Тыва от 24.12.1992 N 388 (ред. от 29.06.2015) "О государственных наградах Республики Тыва" среди прочих установлен такой вид государственной награды как почётное звание Республики Тыва.

В перечень почётных званий в Республике Тыва статьёй 7 этого же закона включено звание «Заслуженный работник Республики Тыва».

Ответчик не возражал против доводов иска о наличии у истца указанной государственной награды Республики Тыва.

Суд апелляционной инстанции, проверяя доводы апелляционной жалобы, не проверил и в апелляционном определении никак не мотивировал основания для отказа в удовлетворении доводов иска о наличии у истца требуемого для начисления доплаты к трудовой пенсии стажа государственной гражданской службы и государственных наград республики, тогда как из содержания иска и предоставленных истцом доказательств следовало, что она подпадала под критерии, установленные Указом № 145 для начисления и получения доплаты к пенсии.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. N 511 «О реализации Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" от 4 мая 2012 года, N 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» (в ред. постановлений Правительства РТ от 30.01.2013 N 41г от 07.08.2013 N 494) утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, Положение о Межведомственной комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, и её состав.

Пунктом 5 данного Положения было закреплено, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.

Размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается Министерством труда и социальной политики Республики Тыва при индексации должностного оклада по соответствующей государственной должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, при включении необходимых средств в республиканский бюджет Республики Тыва на соответствующий год. (пункт 25)

В апелляционной жалобе ответчиком были приведены расчёты доплаты, в основу которых были положены размер должностного оклада истца по состоянию на 01 августа 2002 года, а также размер пенсии истца по состоянию на май 2012 года.

Между тем оценка данному расчёту судом апелляционной инстанции в обжалуемом определении дана не была, размеры должностного оклада с учётом требований п. 25 Положения, а также пенсии по состоянию на 2012-2015 годы проверены не были.

Допущенные нарушения являются существенными и непреодолимыми, без их устранения невозможно было должное разрешение как искового заявления ФИО1, так и апелляционной жалобы ответчика на решение суда от 11 декабря 2015 года, в связи с чем такие нарушения могут быть исправлены только посредством отмены обжалуемого судебного постановления с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум

П О С Т А Н О В И Л:

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 22 марта 2016 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Председательствующий

Судьи