ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
4а-133
город Казань 15 марта 2019 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу защитника Натальи Владимировны Бухариной на вступившие в законную силу решения судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 7 августа 2018 года и судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 26 сентября 2018 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от 14 июня 2018 года, оставленным без изменения решениями судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 7 августа 2018 года и судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 26 сентября 2018 года, акционерное общество «Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов» (далее по тексту – АО «Челныхлебопродукт», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе Н.В. Бухарина, не соглашаясь с произведенной судьями оценкой доказательств и указывая на отсутствие в действиях Общества вменённого ему состава административного правонарушения, просит вынесенные в отношении АО «Челныхлебопродукт» постановление должностного лица и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы Н.В. Бухариной, прихожу к мнению, что жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.
О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.
Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя.
В соответствии со статьей 124 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях:
временной нетрудоспособности работника;
исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы;
в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.
Если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником.
В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.
Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Материалами дела установлено, что 14 июня 2018 года в отношении АО «Челныхлебопродукт» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола об административном правонарушении следует, что Общество в нарушение статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации не уведомило ФИО1 за две недели до начала очередного отпуска (определённого графиком отпусков).
Оценив доказательства, содержащиеся в материалах дела, а именно: протокол об административном правонарушении (л.д.17-18); акт проверки (л.д.9-16); график отпусков (л.д.19-21); журнал отпусков и уведомлений (л.д.22-26), судьи нижестоящих судебных инстанций пришли к выводу о наличии в действиях АО «Челныхлебопродукт» нарушений требований статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, из графика отпусков, составленного 14 декабря 2017 года и с которым была ознакомлена под роспись ФИО1, следует, что отпуск ей подлежал предоставлению работодателем с 1 февраля 2018 года.
О том, что Общество известило ФИО1 под роспись о времени начала отпуска не позднее чем за две недели до его начала подтверждается также журналом отпусков и уведомлений, согласно которому 15 января 2018 года она была осведомлена о предстоящем с 1 февраля 2018 года отпуске.
В свою очередь ФИО1 обратилась к работодателю с заявлением от 25 января 2018 года о предоставлении отпуска с 6 февраля 2018 года, то есть менее чем за две недели до его начала, на основании которого Обществом издан приказ от 01.02.2018 № 5/1 о предоставлении ей отпуска с указанной даты, о чём было доведено до её сведения в тот же день.
Таким образом, представленные по делу доказательства указывают на своевременность извещения ФИО1 о времени начала отпуска, однако в последующем по взаимному соглашению сторон трудового договора полагающийся ей отпуск перенесён на другую дату, что не противоречит положениям трудового законодательства.
При таких обстоятельствах утверждать о том, что Обществом допущено нарушение требований статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации, и, соответственно, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не представляется возможным.
На основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства постановление должностного лица и судебные акты, вынесенные в отношении АО «Челныхлебопродукт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
жалобу защитника Натальи Владимировны Бухариной удовлетворить.
Постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от 14 июня 2018 года, решения судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 7 августа 2018 года и судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 26 сентября 2018 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров