4а-371-17
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Якутск 14 августа 2017 г.
И.о. Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Седалищев А.Н., рассмотрев жалобу представителя ФИО1 в интересах Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2017 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) Б.№ ... от 27 февраля 2017 г. Администрация МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2017 г. постановление Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимся решением, представитель ФИО1 в интересах Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) обратился с жалобой, в которой просит отменить указанное решение, мотивируя тем, что суд не учел всех обстоятельств дела и необоснованно не применил минимальное наказание в виде предупреждения, предусмотренное санкцией статьи.
Изучив истребованные материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, обоснованность и законность вынесенного решения, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В силу требований ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Пунктом 30 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. № 290-н, предусмотрено, что работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения врио. руководителя Государственной инспекции труда РС(Я) от 8 ноября 2016 г. была проведена плановая выездная проверка Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я).
В ходе проверки, проведенной в период с 22 ноября по 24 ноября 2016 г. в Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) установлено, что в нарушение приведенных норм трудового законодательства Администрация МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) не осуществляет химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, обезвреживание, обеспыливание, сушку средств индивидуальной защиты, а также ремонт и замену средств индивидуальной защиты. Данный факт заявителем в жалобе не оспаривается.
По результатам проверки 24 ноября 2016 г. должностным лицом составлен акт проверки № ..., выдано предписание № ... об устранении нарушений трудового законодательства в срок до 30 ноября 2016 г.
В связи с допущенными нарушениями законодательства о труде и охране труда Российской Федерации в отношении Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) должностным лицом Государственной инспекции труда РС(Я) 20 февраля 2017 г. составлен протокол об административном правонарушении № ... в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, всем доказательствам дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Поскольку выводы субъектов административной юрисдикции основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, Администрация МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Вина Администрация МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) выразилась в том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм трудового законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшегося решения судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Вопреки доводам жалобы, назначенное юридическому лицу административное наказание чрезмерным считать нельзя - административный штраф назначен в минимальном размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица административного органа судья Якутского городского суда РС(Я) оснований для вынесения предупреждения обоснованно не усмотрел.
В силу ч. 2 с.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Охрана труда, создание благоприятных условий труда, безопасность жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности находится под особым государственным контролем.
Вопреки доводам жалобы совершенное правонарушение посягает на вышеуказанные правоотношения и, в силу своей специфики, не может признаваться формальным.
Добровольное устранение выявленных при проверке нарушений не является основанием для применения предупреждения.
По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судом при рассмотрении дела об административном правонарушении, оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, нарушившее законодательство о труде и об охране труда, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, действия Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) правильно квалифицированы по ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ, в пределах, установленных санкцией ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы представителя ФИО1 в интересах Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении жалобы представителя ФИО1 в интересах Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) - отказать.
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2017 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) - оставить без изменения.
И.о.Председателя Верховного Суда
Республики ФИО2 Седалищев