№ 4А-80/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 16 мая 2019 года
Председатель Верховного Суда Республики Марий Эл Давыдов А.С., рассмотрев жалобу Гамзаевой Ю. И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка <№> Сернурского судебного района Республики Марий Эл от 24 августа 2018 года, решение судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 21 января
2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заведующей муниципального бюджетного образовательного учреждения «Усолинский детский сад «Чебурашка» Гамзаевой Ю. И.<...><...> ранее не привлекавшаяся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 35 Сернурского судебного района Республики Марий Эл от 24 августа 2018 года
Гамзаева Ю.И., являющаяся должностным лицом – заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (далее - МБДОУ) «Усолинский детский сад «Чебурашка», признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 18 сентября 2018 года указанное постановление мирового судьи отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении Гамзаевой Ю.И. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением заместителя Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 17 декабря 2018 года решение судьи от 18 сентября 2018 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Сернурский районный суд Республики Марий Эл.
Решением судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 21 января 2019 года постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба Гамзаевой Ю.И. – без удовлетворения.
В поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл
жалобе на вступившие в законную силу постановление мирового судьи и решение судьи районного суда Гамзаева Ю.И. просит их отменить, оставить в силе решение судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от
18 сентября 2018 года. В жалобе указано, что в действующем законодательстве об образовании не содержится указания на то, что оплата труда работников, непосредственно не участвующих в реализации общеобразовательных программ, не может быть отнесена к расходам по выполнению муниципального задания на оказание муниципальных услуг, источником финансирования которых являются субвенции из республиканского бюджета.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела № 5-228/2018, поступившего в Верховный Суд Республики Марий Эл 25 апреля 2019 года, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дел следует, что 28 мая 2018 года в результате проведения Министерством финансов Республики Марий Эл встречной проверки использования субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), источником финансового обеспечения которых являются субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, предоставленные из бюджета Республики Марий Эл, установлен факт нецелевого использования заведующей МБДОУ «Усолинский детский сад «Чебурашка»
Гамзаевой Ю.И. указанных субсидий, выразившийся в направлении средств на оплату труда работникам (сторожу, дворнику, машинисту по стирке белья, повару, кухонному рабочему) за период с 29 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года в сумме 227 884 руб. 21 коп., а также сторожу, дворнику, машинисту по стирке белья, повару, кухонному рабочему, кочегару за
1 квартал 2018 года в сумме 205 368 руб. 50 коп. в нарушение Порядка предоставления субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов из республиканского бюджета Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от
22 января 2009 года № 10 (далее - Порядка), в соответствии с которым субвенции из республиканского бюджета Республики Марий Эл расходуются на оплату труда работников (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) и Положения о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» и о финансовом обеспечении выполнения муниципального задания, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» Республики Марий Эл от 17 ноября 2015 года № 362-П (далее – Положения), в соответствии с которым в нормативы затрат на реализацию образовательных программ по каждому уровню образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях не включается оплата труда работников, не участвующих в реализации общеобразовательных программ.
5 июля 2018 года в отношении должностного лица Гамзаевой Ю.И. составлены два протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ.
24 августа 2018 года два дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, объединены в одно производство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от
29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Обязательность укомплектования организаций наряду с педагогическими работниками иными работниками, а также соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности,
санитарно-бытовых условий, в том числе наличие оборудованных гардеробов, требований охраны здоровья предусмотрены федеральными стандартами дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155, от 6 октября 2009 года № 373, от 17 декабря 2010 года № 1897, от 17 мая 2012 года № 413 соответственно.
Пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом об образовании наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусмотрено наличие в образовательных организациях должностей инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 1 статьи 52 Закона об образовании).
Исходя из содержания приведенных федеральных норм в их системном единстве к иным работникам, осуществляющим вспомогательные функции, на оплату труда которых субъект Российской Федерации обязан предоставить местным бюджетам субвенцию, необходимо относить работников, выполняющих обязанности по соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, включая обслуживание оборудованных гардеробов, а также по соблюдению требований охраны здоровья.
В соответствии с положениями статьи 37 Закона об образовании организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления (части 1, 4 статьи 37).
В связи с этим, несмотря на то, что организация питания обучающихся также включается в охрану их здоровья, оплата труда работников столовой муниципальных образовательных учреждений не может быть обеспечена за счет субвенций субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Закона об образовании органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях, но это не является их обязанностью.
Таким образом, вопросы организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, как обязательный элемент образовательного процесса, относятся к вопросам местного значения, которые регламентируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Исходя из приведенного правого регулирования, а также установленных судьями обстоятельств по делу прихожу к выводу о том, что заведующей МБДОУ «Усолинский детский сад «Чебурашка»
Гамзаевой Ю.И. осуществляющей функции по распределению денежных средств, допущено нецелевое использование субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг по обеспечению общедоступным образованием, выразившееся в направлении средств на оплату труда сторожу, повару, кухонному рабочему, машинисту по стирке белья, кочегару, то есть работникам, непосредственно связанным с обслуживанием зданий и оборудования, а также с организацией питания, не участвующим в реализации общеобразовательных программ.
Из материалов дела следует, что Гамзаева Ю.И. принята заведующей МБДОУ «Усолинский детский сад «Чебурашка» с 29 августа 2017 года, что подтверждается выпиской из приказа Отдела образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» <№> л.с. от 28 августа 2017 года.
Мировым судьей из Устава МБДОУ «Усолинский детский сад «Чебурашка», трудового договора с Гамзаевой Ю.И. установлено, что заведующая детским садом является единоличным исполнительным органом, ответственным за финансово-хозяйственную деятельность.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые согласуются между собой, допустимость и достоверность их сомнений не вызывает, они оценены мировым судьей и судьей районного суда в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями
статей 26.2, 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки указанных доказательств не имеется.
Таким образом, правильно установив все элементы состава правонарушения, мировой судья, рассмотревший дело, пришел к законному и обоснованному выводу о наличии в действиях Гамзаевой Ю.И. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14
КоАП РФ, с чем согласился судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Доводы жалобы об отсутствии в действующем законодательстве об образовании прямого указания на то, что оплата труда работников, непосредственно не участвующих в реализации общеобразовательных программ, не может быть отнесена к расходам по выполнению муниципального задания на оказание муниципальных услуг, источником финансирования которых являются субвенции из республиканского бюджета, не основаны на примененных при рассмотрении данного дела нормах права.
Как верно указано в обжалуемом решении судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл, отсутствие утвержденного перечня работников, оплата труда которых осуществляется за счет субвенции местным бюджетам муниципальных районов Республики Марий Эл, поступление денежных средств на единый код бюджетной классификации не свидетельствуют о правомерности выплаты заработной платы работникам образовательных учреждений, непосредственно связанным с обслуживанием здания и оборудования, за счет средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), источником которых являются субвенции из бюджета Республики Марий Эл, поступающие по целевой статье, распределяемые отдельно по каждому образовательному учреждению.
Приведенные доводы жалобы сводятся к переоценке обстоятельств и доказательств, которым была дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела, что полно и объективно отражено в обжалуемых судебных актах.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, в ходе производства по данному делу допущено не было. Административное наказание, назначенное правонарушителю, является минимальным в пределах санкции статьи 15.14 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судебные постановления являются законными и обоснованными, а жалоба не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13,
статьей 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 35 Сернурского судебного района Республики Марий Эл от 24 августа 2018 года, решение судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 21 января
2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заведующей муниципального бюджетного образовательного учреждения «Усолинский детский сад «Чебурашка» Гамзаевой Ю. И., оставить без изменения, жалобу Гамзаевой Ю. И. – без удовлетворения.
Председатель
Верховного Суда
Республики Марий Эл А.С. Давыдов